Между долгом и виной. должном, могут осуждать и осмеивать нас, если мы ведем себя несообразно принятым нравственным нормам и образцам
должном, могут осуждать и осмеивать нас, если мы ведем себя несообразно принятым нравственным нормам и образцам, Когда человек трусит или жадничает, предает или проявляет ненужную агрессию, он встречает неодобрение, презрение или насмешку окружающих и стыдится собственных поступков, гневается на самого себя. По выражению К. Маркса, стыд — это гнев, обращенный внутрь. Можно добавить, что этот гнев вызван пониманием своего выпадения из некоего круга значимых Дру-гих, осознанием своего поражения, унижения, преступности и отчужденности.
В стыде мы непосредственно понимаем, как глубоко связаны с окружающими нас людьми, как трудно нам чувствовать себя хотя бы временно третируемыми, непризнанными. И если «на миру смерть красна», то стыд на миру ужасен. Когда человеку стыдно перед людьми за себя или за своих близких, его не спасает от страданий ни богатство, ни высокое положение. Он чувствует за спиной осуждающие взгляды, слышит смешки, в любом шепоте ему мерещится обсуждение его падения, и жизнь поистине превращается в ад. Пасть в глазах окружающих, в глазах общества, опозориться — одна из самых больших морально-психологических бед. Пасть в чьих-либо глазах — это значит потерять высоту, ценность, скатиться на низший уровень, где место только недостойным. Вот отчего люди остро боятся стыда, страшатся позора, опасаются оказаться несоответствующими некоему комплексу требований, предъявляемых сообществом и окружающими. Стыд усиливает самокритику и временно вызывает чувство бессилия.
В стыде доминируют Другие, даже если в момент совершения недостойного поступка человек один и никто непосредственно за ним не наблюдает. Ему может быть стыдно перед собой, а это чувство — не что иное, как спроецированный внутрь нашей души взгляд Других. Другие наблюдают за нами из глубины нашего «я», судят нас
______________________________________ Лекция 3
нашим собственным внутренним голосом, предъявляют моральный эталон, властно указывают на него. В художественной литературе неоднократно описывались ситуации, когда в человеке борются между собой два мотива: тяга совершить под давлением желаний что-либо запретное (украсть, изменить дружескому долгу, поступить согласно эгоистической цели) и стыд за возможность такого поведения, который предстает в виде осуждения конкретных значимых людей:. «И я подумал, а если бы моя мать видела это» или « Что сказал бы мой учитель, узнав, как я поступаю!» Ужас перед осуждением значимых личностей (иногда отдаленных в пространстве или даже умерших), стыд перед ними способен остановить человека, не допустить его морального падения или даже не дать совершить преступление.
Когда человек стыдится, Другой предстает перед ним как существо более высокое — могучее, здоровое и способное. Он может пренебречь стыдящимся и оставить его в одиночестве. Стыдящийся чувствует себя объектом оценки, его собственные субъективные силы и потенции скованы стыдом, парализованы им. Ж.-П. Сартр связывает феномен стыда с самой нашей объектностью, которая возникает под взглядом Другого, обращенным к нам извне. Именно под этим взглядом мы теряемся и краснеем: мы не знаем, что делает из нас взгляд Другого, каким он нас видит. А если это взгляд с насмешкой, то он непосредственно приписывает нам униженность и несовершенство.
В особенности стыдятся чужих, старших и вышестоящих. Это происходит, наверное, потому, что все три названные категории людей, во-первых, оказываются высокозначимы, а во-вторых, между мною и ими существует дистанция, которую я не могу преодолеть по собственной воле. При такой дистанции невозможна идентификация: чужие, старшие и вышестоящие не могут посмотреть на меня как бы изнутри моего «я», понять меня и
4* 99
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 522;