Между долгом и виной. в нынешней, надо строго следовать обычаю, а иначе окружающие тебя не поймут
в нынешней, надо строго следовать обычаю, а иначе окружающие тебя не поймут. У народов Кавказа на свадьбу непременно должно быть звано все село, и достаток семей новобрачных не имеет значения: они могут наделать долгов на многие годы вперед, но обязаны исполнить обычай, а то стыда не оберешься.
В наши дни, когда обычаи ослабли, а отношения между людьми в больших городах стали гораздо более анонимны и свободны, общепринятые стандарты диктует мода. Если модно носить широкие брюки, то все носят широкие, и человек в узких немодных брюках будет испытывать на улице неудобство и стыд, потому что прохожие оглядываются на него, как на динозавра.
И обычай, и мода диктуют нам, что стыдно быть не как все, белой вороной. Стыдно выделяться, выпадать, не вписываться. У отечественной молодежи в шестидесятые годы считалось стыдным не знать Хемингуэя, а в семидесятые — Маркеса. Теперь же стыдно ничего не понимать в Интернете и не знать, с какой стороны подойти к компьютеру.
Стыд по поводу несоответствия стандарту имеет и плюсы, и минусы. Плюсы состоят в том, что каждый должен как бы дотянуться до определенной высоты, взять некую планку, а не то — позор. Однако индивидуальность и талант часто не вписываются в стандарт. Возникает парадокс: в современном обществе стыдно... быть оригинальным! Стыдно оказаться интереснее, сложнее, затейливее, чем принято. Стыдно быть собой, не подлаживаясь под других. На эту проблему указывают многие выдающиеся этики и психологи XX в.
3. Человек стыдится своего несоответствия собственно моральным ориентирам, высокопочитаемым в данной культуре. Это прежде всего стыд за свои осуждаемые пороки, такие как пьянство, похоть, безудержная агрессивность, склонность ко лжи. Человек, в жизни которого пороки являются постоянной составной, следует им, потому что не в силах от них удержаться, а потом стыдит-
_______________________________ Лекция 3
ся собственного поведения. Как не вспомнить здесь голубого воришку Альхена из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»! Он крал и стыдился, стыдился и снова крал. Можно воспринять этот образ как гротеск, преувеличение, но на самом деле таких людей достаточно много. Пьяница, протрезвев, стыдится своей кабальной зависимости от спиртного, а буян и дебошир, отведя душу и в полном смысле слова наломав дров, может потом стыдиться и сокрушаться: « Что же это я наделал?»
Стыд вызывается и ситуативной неспособностью проявить качества, которые требуются в настоящий момент и считаются нормой поведения. Например, солдат в бою должен быть храбрым, стойким, мужественным. Если он трусит, бежит с поля боя или ложится на землю и не может заставить себя встать, то потом он стыдится товарищей, которые разжигают его стыд упреками и издевками. Боевой идеал лихости, ухарства, бесшабашной смелости порождает стыд за себя у того, кто находится среди бойцов, но не в состоянии проявить этих ценимых морально-психологических качеств.
Интересно, что стыдно бывает за проявление прямо противоположных качеств. В одном случае можно чувствовать стыд от того, что ты не выказал себя настойчивым, напористым, решительным, а в другом случае стыдно за слишком большую свою настырность и напор — следовало проявить кротость и терпимость.
В европейской культуре, развившейся под огромным влиянием христианства, переживание стыда тесно связано с телесным, плотским началом человека. Тело — результат грехопадения, вынужденная материальная форма, грязная и больная, стареющая и умирающая. Нам никуда не деться от этого обиталища скорбей и нечистот, но тогда тело должно быть подчинено духу.
Западная культура выросла на представлениях, в соответствии с которыми стыдно обнажаться, демонстрировать свою телесность, проявлять физические желания,
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 494;