Между долгом и виной. особенно связанные с полом
особенно связанные с полом. Сексуальность в течение целых столетий была под моральным запретом. Не греховные удовольствия, а только продолжение рода должно быть причиной для соития. Все, что касается физической близости, было окружено плотным ореолом стыда.
Зигмунд Фрейд, создавая свою концепцию психоанализа, показал, что запретные, стыдные, не признанные обществом желания и влечения вытесняются у человека в сферу бессознательного, которую он называл «Оно». Сознание просто не выдерживает их, отвергает. Сшибка между желаемым и запретным катапультирует стыдное в подполье сознания, но запретные страсти продолжают жить там, никогда не умирая и не теряя своей энергии. Они-то и находят проявление в невротических симптомах, навязчивых действиях, параличах, с которыми Фрейду приходилось иметь дело как врачу. Фрейд показал, что только осознание стыдного желания излечивает пациента от различных расстройств. Чтобы вернуть себе полноту бытия, нужно психологически пройти через осознанный стыд. Фрейд считал, что источником многих неврозов является жесткий запрет общества на проявление сексуальности, отождествление ее со стыдным.
Прошедшие в XX в. сексуальные революции привели западный мир, как это часто бывает, к противоположному полюсу, который можно назвать тотальной бесстыдностью. Обнаженное тело из запретного объекта стало предметом разнообразной эксплуатации, всестороннего показа. Моральный запрет, действовавший столетия, был снят. Стыд, связанный с телесностью, во многом исчез, но вместе с ним, как ни странно, исчезла та таинственность и притягательность, которой всегда обладали индивидуальные и скрытые от чужих глаз эротические отношения. Но здесь мы касаемся уже следующего сюжета.
4. Человек испытывает стыд, когда его внутренний мир раскрывается перед другими, а он не готов к этому и не желает этого. Он чувствует себя в таком случае ду-
Лекция 3
шевно голым, незащищенным, уязвимым и стыдится своей открытости и незащищенности. Так бывает, когда читают вслух личное письмо или интимный дневник. Так случается, когда начинают вслух говорить о тех наших личных чертах, качествах, чувствах, о которых вовсе не надо знать посторонним. Быть может, в них, как и в письме, нет ничего дурного и осуждаемого, но они просто не предназначены для чужих ушей и глаз. В моей жизни существует интимное, то, что относится только лично ко мне или к узкому, мною избранному кругу людей. Все остальные выступают как чужие, дальние. Стыд — это не только боязнь осуждения и насмешки, это еще и душевный механизм, защищающий интимность, возводящий стену между мной и чужими, которым вовсе незачем знать, каков я внутри себя, даже если я очень хорош. Потеря стыда означает потерю интимности — особого драгоценного качества личного общения.
В XX в. сфера интимности во многом разрушена и утрачена. Люди обнажают перед миллионными аудиториями не только тело, они столь же бестрепетно обнажают душу, рассказывая с экранов телевидения о деталях своих личных, эротических и творческих взаимоотношений, о подродаюстях своих болезней, предсмертных судорогах и первых минутах после реанимации. Современные люди порой не только говорят об интимных моментах своей жизни, но и позволяют снимать их на пленку: и секс, и болезнь, и роды, и умирание. Они также разрешают себя расспрашивать, смаковать детали, углубляться в подробности своей личной жизни. И делают это без стыда, полагая, что уплаченные за откровенность деньги с лихвой компенсируют чрезмерную открытость. Возможно, человечество что-то и получило от такого тотального спокойного бесстыдства, но, несомненно, оно многое при этом утратило.
5. Человек может испытывать стыд не за себя (свое несоответствие социальным нормам и ценностям), а за
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 477;