Категории справедливость и нравственная справедливость
Справедливость - это понятие морального сознания, характеризующее явления с точки зрения распределения блага и зла между людьми. Обычно с применением юридического закона связано понятие наказания. Но в сознании людей наряду со справедливым законом имеются представления о справедливом суде по совести, потому что возмездие настигается не только публично разоблаченный порок, но и зло, совершенное без свидетелей, т.к. человеческая совесть взывает к высшей справедливости.
Традиционно справедливость устанавливает соответствие между заслугами людей и их общественным признанием, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.д. Несоответствие в этих отношениях оценивается как несправедливость.
Нравственность - это процессы в сфере человеческих отношений, определенные "рамки" достойного поведения, система принципов и норм, выступающих критерием достоинства и порока, добра и зла. Понятие нравственной справедливости означает вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с моральными требованиями.
41. Диалектическая взаимосвязь категорий «справедливость» и «законность».Справедливость – это понятие, обозначающее основную добродетель общественных институтов, а также людей под углом зрения взаимодействия интересов, обязанностей. О. Г. Дробницкий, сравнивая между собой понятия «идеал» и «справедливость», отмечал, что справедливость является основанием философского порядка для общественного идеала, так как содержит мысль о том, как устроен мир. Дж. Ролз, один из наиболее интересных современных авторов по проблеме справедливости, отмечает, что справедливость является «первой добродетелью» общественных институтов. В этой связи уместно заметить, что все общественные институты придают значение этой добродетели. Если западные мыслители ХХ в. придают важное значение феномену справедливости, то для отечественных мыслителей во все времена идея справедливости была центральной. В. С. Соловьёв одним из первых русских мыслителей обосновывал неразрывную связь идеала государственного и нравственного. С его точки зрения, мораль и государственная власть не должны противоречить друг другу в том случае, когда добрые чувства отдельного человека не ограничиваются субъективной сферой его личной жизни. Когда они выходят за её пределы, сливаются с жизнью собирательного человека, создавая общественную нравственность, которая объективно осуществляется в той или иной мере через учреждения, законы и публичную деятельность лиц и групп. Соловьёв считал возможным установление такого государственного устройства, когда бы законы общества предписывали человеку делать только добро, что обеспечило бы прогресс общества. Таким образом, в русском самосознании справедливость рассматривалась как общезначимая ценность, претендующая на абсолют. Справедливость, выступая мерой требовательности, выражает также правильность этой меры. Справедливость в этом смысле – это предъявление одних и тех же требований к фактам действительности, их единая моральная оценка. В этом аспекте справедливость понимается как индивидуальная добродетель, справедливая личность. В этом смысле принцип справедливости можно выразить требованиями:
– не вреди другому человеку;
– не нарушай прав другого человека;
– уважай достоинство другого человека.
Справедливая личность выполняет нравственные обязанности независимо от личного интереса, пристрастий и склонностей.
42. Сущность и специфика нравственного воспитания.«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.Основные задачи нравственного воспитания:
1. формирование нравственного сознания;
2. воспитание и развитие нравственных чувств;
3. выработка умений и привычек нравственного поведения.Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:- жизненная ситуация;
– чувственное переживание;
– нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения;
- выбор и принятие решений;
- волевой стимул;
– поступок.
В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.
43. Этапы нравственного формирования личности сотрудника органов внутренних дел.Метод убеждения располагает богатым арсеналом средств и приемов. Однако следует отметить, что успех его применения зависит от определенных условий, которые облегчают процесс превращения знаний в личные убеждения сотрудников.К основным условиям, влияющим на эффективность применения метода убеждения, следует отнести такие, как:1)глубокая личная убежденность самого руководителя в справедливости, истинности того, в чем он убеждает подчиненных;2)безупречная логика обоснования высказываемых положений и принципов, научность аргументов; 3)правдивость, честность и искренность руководителя, его готовность и умение отвечать на острые и злободневные вопросы. Искренний, откровенный разговор позволяет завоевать доверие подчиненных и обеспечить этим благожелательное отношение к словам, идеям.
Если сотрудники видят, что их руководитель хитрит, иногда искажает факты, уклоняется от ответов на острые, волнующие вопросы, они перестают верить ему даже в тех случаях, когда слышат правду. И чтобы этого избежать руководитель должен иметь:
- - широкий кругозор, образованность и эрудиция руководителя, его жизненный и служебный опыт;
- - тактичность;
- - умение выслушать подчиненного, исключение высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков;
- - единство слова и дела, четкая организация повседневной жизни и деятельности личного состава, авторитет руководителя среди подчиненных и др. Таким образом, метод убеждения является ведущим методом воспитания.Принуждение — очень сильное средство воздействия, требующее от воспитателя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Пользоваться им следует разумно, не увлекаясь и не злоупотребляя. Принуждение осуществляется применением таких мер, как категорическое требование, запрет, создание осуждающего общественного мнения, предупреждение о привлечении к ответственности, взыскание и др. Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий:
- - применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата;
- - применение метода принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями принципов воспитания;
- - индивидуальный подход в применении мер принуждения к сотрудникам с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способностей, характера поступка и условий;
- - справедливость наказания, обстоятельное выяснение причин проступка;
- - своевременность применения мер принуждения;
- - исключение со стороны воспитателей элементов предвзятости, грубости. Умелое использование метода принуждения в сочетании с другими методами способствует успеху воспитательной деятельности руководителя. Таким образом, методы воспитания, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются руководителем в зависимости от целей, содержания и реализуемых функций. Высокого уровня педагогического мастерства в результатах воспитания добивается тот руководитель, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям обучения и воспитания.
44. Самовоспитание как процесс адаптации к условиям социального окружения. Методы самопознания и нравственного самовоспитания. Самовоспитание - социальное явление, присущее человеку, которое стало возможным благодаря выделению его из животного мира в результате развития сознания, обусловленной трудовой деятельностью; это естественный процесс адаптации человека к социальным условиям жизни и тех требований, которые предъявляет к нему социальная среда, учебная группа , трудовой коллектив. Путем самовоспитания человек формирует, развивает нужные ему для жизни и деятельности личностные качества и устраняет те, которые мешают ему жить и действовать в нужном направлении. Благодаря самовоспитанию, расширяется сфера развития личности. С возрастом, по мере приобретения опыта, с ростом воспитанности, работа над собой занимает все более значимый вес в моральном и профессиональном самосовершенствовании. Современная жизнь меняется ежесекундно, и на человека направляется огромный поток информации, которую необходимо не просто воспринять, а обработать и усвоить с целью дальнейшего использования. Все это требует гибкости, мобильности и готовности к изменениям. Соответственно приоритетным становятся те области педагогической науки, которые помогают человеку в решении этих конкретных жизненных задач. Все большее значение приобретает самовоспитание, поскольку учебно-воспитательный процесс становится более эффективным при активном участии самой личности, на которую осуществляется педагогическое воздействие. Без желания ученика меняться и самосовершенствоваться, усилия педагога превращаются в потерю времени. Поэтому задача учителя на данном этапе заключается в поощрении ученика к работе над собой. Учитель должен не только дать конкретные академические знания, а "научить учиться", чтобы ученик столкнувшись с новой проблемой, не ждал помощи извне, а обладая навыками самостоятельной работы смог справиться с поставленной задачей. Одним из важнейших методов самовоспитания является самокритика. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успехов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нравственных отношений, в жизнедеятельности, особенно – на работе, «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противоречий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо сознательное нравственное совершенствование. Важнейшее требование действенности самокритики – учет собственного достоинства, ибо подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики – не самоуничтожение, а утверждение себя. Положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания оказывает самоободрение. Трудная ситуация может повлечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Сделать это помогает самоободрение. Оно может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего). В качестве приема самовоспитания используется и самонапоминание. Приступая к выполнению задания, аудитор напоминает себе, что выполнение этого задания должно служить развитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяет подходы, правила и соответствующие действия при выполнении профессиональной задачи. Самонапоминание может при этом перерастать в самоинструктирование, в детальное «проигрывание» предстоящей операции и способов ее осуществления.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 7244;