Бытие и сознание как основные философские категории

Философская категория «бытие» происходит от русского слова быть, существовать. Под бытием понимают все, что существует. Понятие «бытие» часто употребляют в качестве синонимов таких понятий как универсум, космос, вселенная, природа, жизнь. Бытие – это объективная и субъективная реальности в своей совокупности. Это означает, что бытие как понятие включает в себя как объективный, материальный мир, так и субъективный мир, мир сознания. Заметим: понятие «материя» не тождественно понятию «материал». К материальному миру, сфере материального бытия относят не только то, что мы видим, не только то, что отображает наше сознание, но и то, что мы видеть не можем – атомы, молекулы, электроны, но, тем не менее, существует независимо от нашего сознания.

Таким образом, бытие как философская категория ориентировано на общие характеристики существующего. Понятие «бытие» выражает проблему существования.

Бытие имеет следующие смыслы: 1) узкий - объективный мир, существующий независимо от сознания. В узком смысле бытие тождественно понятию материи. Это позволяет бытие противопоставлять сознанию, как это делали представители марксисткой философии, констатируя, что главный вопрос философии – это вопрос о соотноешния бытия и сознания; 2) широкий - все, что существует: человек, общество, природа. В этом случае сознание выступает как часть бытия. В широком смысле бытие трактуют большинство современных философов. Если бытие трактовать широко, то вопрос о соотношении бытия и сознания, неуместен. В данном случае правильно говорить о проблеме соотношения материи и сознания.

По поводу бытия заметим следующее. С одной стороны, бытие – это объемное понятие, поскольку оно выражает все, что существует. Общество, природа, человек, мышление, сознание, техника, культура бытийствуют, и, следовательно, имеют «онтологическую прописку». С другой стороны, в философской учебной литературе отмечается бедность понятия бытия: оно отображает только то, что существует.

Однако бытие трактуют как одно из фундаментальных философских понятий, его рассматривают в качестве универсальной философской категории. Исходя из этого, можно предположить, что бытие имеет сложную структуру.

Начнем с характеристики форм бытия. Можно выделить следующие ее формы: 1) материальное бытие - это внешний мир и его проявления, или объективный мир, то есть такой мир, который существует вне субъекта, то есть не в нас, независимо от нашего сознания: мир вещей, природа, человек как биологическое существо, общество, его сферы (экономическое бытие, социальное бытие, политическое бытие, правовое бытие, экологическое бытие) - то есть то, что существует вне человека; 2) идеальное бытие - духовный мир человека, его внутренний мир, его сознание, мировоззрение, то есть идеалы, ценности субъекта – конкретно взятого человека.

Под материальным бытием или материей понимают объективную действительность, которая существует назависимо от нашего сознания. Посмотрим на учебный кабинет. Он заставлен мебелью: преподавательским столом, студенческими партами, стульями. Все эти вещи существуют независимо от нашего сознания: хотим мы, чтобы эти вещи существовали или не хотим, - они все равно будут существовать, полскольку принадлежат объективной реальности, то есть такой реальности, которая находится вне нашего сознания, вне нас как субъектов. Но в тоже время объективная реальность отражается нашим сознанием. Поэтому мы понимаем, что это – стол, а это – стул.

У материи есть главный свойства или атрибуты. К атрибутам материи относят: время, пространство, движение.

Движение в философии трактуется как любое измение, любой переход из одного состояния в другое. Основываясь на данной трактовке, Ф. Энгельс выделил основные формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Заметим, что в каждой форме движения материи присутствует свой специфический материальный носитель. Для механической формы движения матеории таким носителем будет макротело, например, небесное тело. Для физической – молекула, для химической – атом, для биологической живая система, то есть любой биологический организм, для социальной – общество как система.

Под пространством в филсофии понимают форму существования материи, которая характеризует протяженность материальных объектов, порядок их расположения, расстояния между ними.

С понятием пространства связано понятие времени. Время – это форма существования материи, характеризующая длительность материальных процессов, последовательность их смены друг другом.

В истории физики и философии можно встретить две точки зрения, раскрывающие взаимосвязь между такими атрибутами материи как пространство и время. Согласно классической физике (И. Ньютон), время и пространство автономны, независимы друг от друга. Это означает, что с исчезновением материи, время и пространство никуда не исчезнут.

В соответствии с теорией относительности (А. Эйнштейн), если исчезнет материя, то вместе с ней исчезнут время и пространство. Согласно теории относительности, время и пространство образуют один просттранствоенно-временной континиум (эффект близнецов).

Заметим, что пространство и время по-разному могут восприниматься людьми. Для одних время «летит незаметно», для других – «тянется». Это психологические особенности восприятия времени, зависящее от сознания человека. Как пространство, его организация влияет на человека, на организацию эффективного общения – примеры из социальной психологии.

В последнее время в недрах социологии, политологии стали появляться концепции не только социального времени, пространства, но и политического времени, пространства. Попытаемя разобраться и в этом.

Мы находимся в кабинете 2-312. Это физическое пространство. И оно для нас едино. Но в тоже время мы находимся в разных социальных пространствах. Я – в социальном пространстве преподавателя: у меня – преподавательский стол, а не парта, он стоит отдельно, у меня более удобный стул. У некторых преподавателей есть своеобразный «подиум», назначение которого – подчеркнуть высокий статус прподавателя. Вы, студенты, находитесь в другом социальном пространстве – студенческом. Таким образом, критерием выделения социального пространства – различный социальный статус индивидов, социальных групп.

Теперь поговорим о социальном времени. А.С. Панарин отмечал, что в современном обществе увеличилось значение досугового социального времени. Этому способствовало сокращение рабочего времени, увеличение времени, которое отводится на отдых или на досуг. Досуговое время не просто увеличилось, оно качественно изменилось по сравнению с прошлым веком.

Заметим, что досуговое социальное время и общество потребления, в котором мы живем, связано. Сейчас не столь важно знать, кем ты работаешь, как ты работаешь, в двадцать первом веке важно знать, где ты отдыхаешь, как ты отдыхаешь, с кем проводишь свое свободное время, что ты можешь себе позволить. От уровня потребления, которое ты демонстрируешь в досуговое время, зависит твой социальный статус.

Современные политологи говорят о политическом пространстве и времени в контесте изучения политических процессов. Для политологии важна локализованность политического процесса, который может принимать различные формы, вплоть до конфликтных. Если, например, конфликт происходит, на Ближнем Востоке, значит, необходимо учитывать в первую очередь религиозно-этнические факторы.

Политическое бытие имеет также темпоральные (временные) характеристики. Во-первых, в политике очень важно не «упустить время», адекватно реагировать на «вызовы» социальной системы, купировать конфликтогенные факторы. Упущенное время приводит к эскалации политического конфликта, к невозможности решить политическую проблему мирными средствами. Пример – ситуация в Чечне в начале 90-ых, которая привела к двум военным компаниям.

Политическое бытие циклично: существуют избирательные циклы, компании, происходит смена поколений в политике. В политической практике есть такое понятие как «сто дней правления»: обычно подводят первые итоги прибывания на должности властвующего субъекта (президента, председателя правительства, губернатора).

Материя располагает еще одним атрибутом – движением. Расмотрим сущность движения на примере социальной материи.

Изучая экономику, вам говорили о динамичном характере экономического бытия. Динамичность экономического бытия особенно проявлется в финансовом секторе: курсы ценных бумаг меняются ежиминутно, что отображается графически - в так называемых «стаканах», «свечах». Предприниматель, осуществляя хозяйственную деятельность, должен учитывать динамичность экономического бытия. Во-первых, он должен иметь представление о кругообороте капитала (поэтому заработную плату предпринимателям выгодно платить часто, что способствует увеличению времени оборота капитала). Во-вторых, предприниматель должен знать о жизненном цикле товаров.

Политическое бытие тоже обладает динамичностью. Политическая система должна гибко реагировать на «вызовы», властвующие субъекты должны принимать своевременные решения. Их первостепенная задача - не допустить такой ситуации, когда актуализирующиеся «вызовы» не «погашаются» адекватными «ответами». Например, в современной России много говорят о необходимости диверсификации экономики, о диспропорциях, возникших в российской экономической системе. Однако как основывалась экономическая система современной России на сырьевом секторе, так и до сих пор основывается.

Затрагивая вопрос, касающийся динамичности социальной сферы социума, отметим динамичность социальных структур, в особенности – социальных страт. П.А. Сорокиин для анализа динамичности социальной стратификации общества ввел понятие социальной мобильности, которая, как мы помним, бывает индивидуальной, групповой, восходящей, нисходящей.

Теперь перейдем к анализу взаимоотношений материальной и духовной форм бытия, материи и сознания. Материальная и идеальная форма бытия, с одной стороны, противопоставлены друг другу, так как матеральное бытие, или материя, существует объективно, не зависит от нашего сознания, а идеальное бытие, его духовная сфера, существует субъективно, так как зависят от сознания человека. С другой стороны, эти формы бытия взаимосвязаны между собой: сознание не только отражает материальный мир, но и преобразует его в определенных рамках, которые заданы обществом, социальной и природнойт реальностями. Более того, материальное бытие и духовное бытие «персекаются» в человеке. На это еще указывал Бердяев, который рассматривал человеческое бытие как точку пересечения всех форм бытия. И действительно: в человеке «пересекаются» биологическое, химическое, физическое, социальное и духовное бытие.

В свою очередь, материальное бытие включает в себя бытие вещей первой природы и второй природы. К бытию вещей первой природы относится то, что встречается в самой природе, или, как сказали бы экономисты, природные блага. К ним мы можем отнести, например, нефть, природный газ. К бытию вещей второй природы мы относим экономические блага – все то, что создал человек, используя природные ресурсы, выступающие в качестве главных факторов производства. В нашем случае мы онесем к ним бензин, машинное масло, мазут и другие продукты нефтеперерабатывающей промышленности, а также всю технику, технические агрегаты: ГТУ, КС.

Материальному бытию, которое включает бытие вещей первой и второй природы, и, как мы уже заметили, связанны друг с другом (нефть и бензин), противостоит духовное бытие. Духовное бытие включает субъективное духовное бытие (сознание индивида как отдельно взятого человека), интерсубъективное бытие (групповое сознание, массовое сознание, общественное сознание).

Проявления духовного бытия тоже взаимосвязаны друг с другом: индивид как носитель сознания включен в различные социальные группы и социальные общности. Это взаимодействие образует проблемное поле социально-гуманитарных наук. Например, социальная психология изучает проблему взаимодействия индивида и социальной группы, такие социально-психологические феномены как групповое давление, конформизм и нонконформизм. В предметную область социальной психологии входит и массовое, общественное сознание, которое исследуют и социологи, политологи, когда проводят опросы. Интерсубъективными проявлениями сознания интересуется и философия. Например, категория «ментальность», проблема отношения ментальности и общественного сознания – одна из тематик диссертационных исследований по философии.

Помимо того, что бытие имеет формы, в нем можно выделить следующие уровни, которые являются продуктом развития материи. Вначале существовало физическое бытие, затем зародилось биологическое бытие в форме примитивных организмов, которые в процессе дальнейшей эволюции привели к зарождению сознания и к появлению социального и духовного бытия (подробнее – в схеме).

Физическое, биологическое, социальное, духовное бытие не сводимы друг к другу. Но можно отметить закономерность: высшие формы бытия могут включать низшие, но не наоборот: иначе – редукционизм.

Редукционизм – это сведение высших форм бытия к низшим его проявлениям. Философский редукционизм встречается в трудах Ламетри (рассматривает человека в качестве машины – механистический редукционизм или механицизм), в публицистических произведениях А.И. Солженицына (утверждает, что нации – живой организм – биологический редукционизм или органицизм).

Антонимом понятия бытия является небытие, которое употребляется в значениях: а) широком – то, что не существует; б) узком – то, что противостоит жизни, то есть в качестве синонима смерти.

Проблема взаимоотношения бытия и небытия – основной нерв философствования. Например, основная работа Ж.П. Сартра называется «Бытие и ничто».

Порассуждаем о проблеме взаимоотношения бытия и небытия и мы. С одной стороны, в нектором смысле бытие и небытие противопоставлены друг другу: бытие (жизнь) – небытие (смерть). С другой стороны, смерть существует, а, значит, бытийствует. И в этом смысле не противостоит бытию. Как замечали экзистенциалисты, жизнь и смерть встречаются в «пограничных ситуациях» (К. Ясперс) - экстримальные ситуации: война, разведка, путешествия, экстриальные виды спорта (например, горнолыжный).

Начнем свои объяснения с войны. Война – это экстримальная ситуация. В период Сталинградской битвы средняя продолжительность жизни советского солдата – несколько часов. Как у В.С. Высоцкого: «смертью пропитан воздух». «Смерть чего-то ела», - поет лидер «ДДТ» Ю.Ю. Шевчук.

Значение «пограничных ситуаций» состоит в том, что они высвечивают сущность человека подобно ренгеновским лучам. В связи с этим становится более понятным и смысл вопроса: « а ты бы с кем пошел в разведку?», поскольку разведка – занятие опасное, и, следовательно, «попадает» под понятие «пограничных ситуаций».

Сущность пограничной ситуации состоит не только в том, что бытие и небытие находятся на грани, происходит их встреча, взаимодействие друг с другом. Такая встреча порождает чувство непредсказуемости. Поэтому будущее страшит, делает человека неуверенным, заставляет его волноваться. «За тобой пришли….», - поется в песне Шевчука. И в этих строчках содержится, бытийствует неопределенность. Экистенциальный опыт подсказывает человеку, что вскоре он будет вынужден покинуть свое обжитое место, свое бытийственное пространство и следовать в неизвестном направлении, которое пугает своей потенциальностью, «иннаковостью».

В «Раковом корпусе» А.И. Солженицын тоже описывает пограничную ситуацию. Главный герой солженицынского рассказа Косоглотов, будучи онкологически больным, попадает в раковый корпус. А.И. Солженицын хорошо описал, как болезнь, выступаемая в качестве пограничного состояния, нивелирует социальный статус, положение, привеллегии, к которым так привык Косоглотов.

Таким образом, пограничные ситуации играют неоднозначную роль. С одной стороны, выступают в качестве всеобщего знаменателя, «уравнителя» стратификационных характеристик индивида, а, с другой, выявляют человеческую сущность. Поэтому и советовал Высоцкий в своей песни взять друга в горы: «там разберешь, плох он или хорош».

В соответствии с религиозными представлениями существуют не только пограничные ситуации, но и так называемые «пограничные места». Вспомним суеверия, связанные с зеркалами и представлениями о том, что зеркало – это окно в другой мир, в другое измерения бытия, а, следовательно, и небытия.

Мыслим дальше. Что такое будущее? Форма времени: то, чего пока нет. Может, это событие произойдет, а может, и нет. Будущее – это пример как небытия (его нет), так и потенциального бытия (пока нет, но будет). Тем более не надо забывать, что тенденции будущего уже формируются, а то и заложены в настоящем.

Потенциальное бытие, восходящее бытие или бытие будущего – это не просто теоретическое, абстракное понятие. Например, в уголовном праве убийство беременной женщины относят к оттягчающим обстоятельствам совершения преступления, а в наследственном праве (подотрасль гражданского права) неродившийся ребенок считается родившимся.

Потенциальное бытие неоднозначно оценивается в юриспруденции. Например, если человек задумал совершить убийство, но ничего не сделал для осуществления своих преступных действий, то мыслям нельзя дать правовую оценку. Можно лишь сказать, что человек мыслил аморально. Однако если человек в нашем случае не совершил самого убийства, но начал осуществлять подготовку к нему, то в уголовном праве подобные деяния классифицируются как подготовка к совершению преступления. Таким образом, грань между потенцией (небытием) и осуществляющиемися действиями (бытием) весьма условна.

В понятие потенциального бытия входят наши планы, то есть то, что относится к прогнозированию. Прогнозированием занимается специальная интегральная наука – футология. Более подробно о будущем – в теме «Философские сценарии развития будущего» (выбираем темы докладов, сообщений).

Не только потенциальное бытие обладает «двойным статусом» или «двойной пропиской». Аналогическая амбивалетная сущность относится к нисходящему бытию, то есть к прошлому: с одной стороны, «что упало – то пропало», то есть ушло в небытие: Наполеон, Кромвель, Сталин, Гитлер. С другой стороны, настоящее – это итог развития прошлого, то есть прошлое «живет» в настоящем, бытийствует в нем.

Таким образом, прошлое, настоящее, будущее можно анализировать следующим образом. С одной стороны, формы времени обладают отнологическим статусом, которое определяется через настоящее: именно в настоящем бытийствует прошлое и будущее одновременно. С другой стороны, полноценным онтологическим статусом обладает настоящее.

Бытие и его проявления разнообразны. Поэтому различные проявления бытия привлекали и привлекают внимание не только философов, но и художников, писателей, публицистов. А.И. Солженицын на страницах своих художественных произведений описывает лагерное бытие. Главная особенность этой разновидности бытия заключается в том, что она близка к пограничной ситуации. Помимо этой особенности можно выделить сферичность лагерного бытия. Первая сфера или круг – это «круг первый», где в «шарашках» работают привелигированные зэки, кушающие не тюремную баланду, а хлеб с маслом. Эту сферу лагерного бытия описал А.И. Солженицын в романе «В круге первом».

Вторая сфера бытия, или круг второй – это то жизненное пространство, в которое помещает Солженицын своего главного героя Ивана Денисовича. Неслучайно Солженицын описывает только один день заключенного: время не только сферично, но и циклично. В условиях ограниченного пространства меняются и темпоральные характеристики бытия.

Если говорить об эссенциальных, сущностных характеристиках лагерного бытия, то А.И. Солженицын считал, что лагерь не только выявляет человеческую сущность, но и закаляет человека. Поэтому Солженицын восклицал: «благословение, тебе, тюрьма».

С подобной трактовки лагерного бытия, рассматриваемого в качестве пограничной ситуации, не согласился другой писатель и бывший заключенный – В. Шаламов. Он считал, что тюрьма ломает человека, в ней содержатся все необходимые условия для унижения человеческого достоинства. Если для Солженицына лагерное бытие – это внутренняя свобода, служащая основанием для поиска смыслообразующих ценностей, для ревизии мировоззренческих установок, то для Шаламова – это тотальная несвобода, деструктивный фактор в бытии личности.

Помимо реального бытия (материальное бытие с его атрибутами – пространство, время, движение), духовного бытия, выделяют виртуальное бытие – искусственно созданное бытие с помощью информационных технологий.

Виртуальное бытие обладает рядом свойств: искусственность (порожденность), интерактивность, актуальность, неоднозначность. Виртуальное бытие второично по отношению к объективному, материальному миру. Оно, с этой точки зрения, является разновидностью субъективной реальности, поскольку является порождением человеческого сознания.

Виртуальное бытие существует в особом пространствоенно-временном континиуме. Во-первых, время в нем обратимо, его можно не только остановит, но и «повернуть вспять», заново «проиграть ситуацию» с уччетом приобретенного опыта. Время, таким образом, в витруальном бытии не линейно, а сприаллевидно, что отражается в существовании игровых уровней.

Во-вторых, пространство, с одной стороны, если речь вести об играх, смоделировано, а с другой стороны, если говорить об интернете, то виртуальное бытие увеличивает жизненное пространство человека, расширяет его информационное поле.

Порожденность виртуального бытия, его искусственность дает возможности моделировать время, пространство, игровые ситуации. В некторых случаях – моделировать возможные ситуации, проверить готовность человека к эксремальным, аварийным ситуациям. Виртуальное бытие, таким образом, способно моделировать «пограничные ситуации».

Интерактивность показывает, что виртуальное бытие не замкнуто на самом себе. Оно связано с объективной реальностью. Более того, с помощью виртуального бытия можно осуществлять связь с объективной действительностью. Например, сообщения, передаваемые по электронной почте, общение по скайпу.

Виртуальное бытие актуально. Оно способно погрузить сознание человека в свое бытие, в результате чего человек ощущает свою полную причастность к виртуальному бытию, он живет в нем, бытийствует в виртуальном измерении. Это, пожалуй, одно из самых опасных свойств виртуального бытия: благодаря ему формируется аддикция – пагубное пристрастие, ведущее к развитию таких зависимых форм поведения как интернетомания и игромания. Более того, актуальность как свойство виртуального бытия приводит к тому, что виртуальное бытие является не только угрозой для реального бытия, но и губит его. Об этом случае повествовала газета «Комсомольская правда»: два родителя-геймера настолько увлеклись игрой, что решили не гулять с грудным ребенком, а выкатить коляску, в которую поместили ребенка, на балкон. Они заигрались, о ребенке забыли. Вспомнили о нем на следующее утро. Вскоре состоялся суд. Судья на заседании спросил родителей, не чувствуют ли они вину за содеянные действия, как дальше будут жить? На что родители дали ответ: ничего страшного, еще родим. Заметим: в сознании родителей произошел «сдвиг»: игровая ситуация экстраполируется (переносится) на реальную действительность. Происходит, таким образом, подмена реального на виртуального. В этом и состоит опаность актуальности как свойство виртуального бытия.

Автономность виртуального бытия позволяет человеку существовать в мире собственной рефлексии независимо от объективных условий его физического и социального бытия.

Под неоднозначностью виртуального бытия понимают амбивалетный характер его воздействия на бытие человека и общества. С одной стороны, виртуальное бытие расширяет иформационное пространство, способствует духовному развитию человека, позволяет моделировать сложные ситуации, с помощью которых летчики, будущие водители оттачивают свое мастерство. С другой стороны, виртуальное бытие способствует духовной деградации человека, общества, приводит к зависимым формам поведения: геймерство, интренетомания.

Таким образом, можно утверждать, что: 1) между бытием и небытием существует диалектическая связь; 2) главным свойством бытия является его многообразие; 3) бытие имеет системный характер, так как в нем можно выделить структурные уровни; 4) главные формы бытия – реальное бытие (материальное, духовное); виртуальное, нереальное бытие, порожденное человеческим сознанием, деятельностью человека, бытийствующее с помощью техники, технологий; 5) между ними диалектическая взаимосвязь: с одной стороны, виртуальное бытие угрожает реальному бытию, противостоит ему, а, с другой стороны, является составной частью реального бытия, проявлением его многообразия.

Мы рассматрели бытие как фундаментальную философскую категорию. Однако список философских категорий не исчерпывается одним бытием, но категория бытия является главной, системообразующей по отношению к другим философским категориям. В философской литературе к основным философским категориям относят: сущность и явление, единичное и общее, часть и целое, порядок и хаос, причину и следствие, случайное и необходимое, действительное и возможное, статистические законы и динамические законы.

Заметим, что философские категории перечислены парами, что не случайно. Как говрится, «все познается в сравнении». Подобная дихотомия методологически оправдана. Сущность познается не только синонимически, но и посредством антонимов. Об этом – китайская мудрость.

Однажды к мудрецу пришел его ученик и сказал: «учитель, скажи, мне, что такое добро?». Ответ был для ученика неожиданным: « а ты знаешь, что такое зло? Иди, воплоти зло на практике, и ты узнаешь, что такое добро». Итак, сущность познается через противоположности. В учебной литературе по этике можно встретить такое определение понятия добра: добро – это все то, что не является злом, его отсутствие и противоположность.

Под сущностью в философии понимают главное в предмете, то, что определяет его. Например, сущностной характеристикой личностью будет наличие самоконтроля.

Явление в философии трактуется как внешнее проявление характеристик предмета. К примеру, личностные качества человека проявляются внешне, в его поступках, действиях.

Сущность и явление – одна из центральных тем в философии И. Канта. И. Кант полагал, что познаваемый предмет имеет две стороны: видимую, постигаемую с помощью органов чувств, а также невидимую, постигаемую рационально, с помощью абстрактного мышления. Видимую сторону вещи он назвал явлением, или феноменом, а невидимую, умопостигаемую – сущностью, или ноуменом. С точки зрения И. Канта познаваемы только феномены, а ноумены не познаваемы.

Однако Кант в своей философской концепции абсолютизировал автономность сущности и явления, ноуменов и феноменов. Сущность и явление необходимо рассматривать диалектически, в их взаимосвязи. Как сущность познается через явление, так и явление познается через сущность.

Единичное – это философская категория, которая выражает уникальность, неповторимость предмета, в отличие от общего как философской категории, выражающая нечто единое в ряде предметов. Например: индивидуальность человека, то есть его рост, вес, цвет волос, их длина, цвет глаз, их разрез, форма носа – это единичное, то есть то, что отличает одного человека от другого. Все люди ходят на двух ногах, наделены сознанием, речью, способностью к труду, общению. Это общее, то, что объдиняет людей в качестве индивидов, как представителей человеческого рода. Вспомним, что в истории философии предпринимались попытки выявить общее через философскую категорию сущности. Древнегреческий философ Платон определял человека как двухногое существо, без перьев.

Часть и целое. Под частью понимают составной компонент чего-либо, под целым – нечто единое. Например, человек – это часть социальной группы. Социальная группа по отношению к человеку выступает в качестве целого. В тоже время индивид, социальная группа является частью общества, а общество является целым по отношению к ним.

Взаимоотношение целого и части – очень интересная проблема. В социальной психологии взаимоотношения между индивидом и социальной группой тщательно исследуются. Групповое давление, конформизм, нонконформизм – сфера познавательных интресов социальных психологов и социальных философов.

В истории социальной философии встречаются случаи, когда исслдеователь выступает с позиции социального холизма, то есть обосновывает примат общества как целого над индивидом. С подобных социально-философских позиций выступал А.И. Солженицын, полагающий, что потребности человека, его права, интресы, вторичны по сравнению с общественными интресами. Отметим, что холизм харакерен для консервативного мировоззрения. Либерализм, напротив, на первое место ставят права человека, его интересы и потребности.

Порядок и хаос. Порядок – это строгое, организованное расположение чего-либо. Хаос – это отсутствие налаженности, беспорядок. Раньше эти понятия строго противопоставляли. Порядок рассматривали в качестве нормы, а хоас – в контексте отклонения от нормы, в форме своеоборазной энтропии. В культурологии даже ввели такое понятие: «закон белого столба».

Между тем еще в мифологическом сознании можно встретить сюжеты, повествующие о том, как из хаоса рождается мир, обустроенный порядок. Сейчас на идее о том, что хаос может трансформироваться в порядок, построена целая научная интегральная дисциплина – синергетика. Синергетические идеи можно встретить в трудах А. Смита, в его концепции «невидимой руки».

А. Смит считал, что рынок – это самрегулирующийся механизм. Поэтому государственное вмешательство в рыночную систему недопустимо. Рынок может себя сам регулировать с помощью спроса и предложения. В результате, по Смиту, рынок сам установит равовесные цены, равновесное количество выпускаемых товаров, создастпрочные заслоны против дефицита и перепроизводства. Так, в соответствии с идеями Смита, рыночная стихия может привести к социальному порядку с помощью саморегуляции.

Философские категории порядка и хаоса находят свое практическое воплощение в международной политике. «Рыбу хорошо ловить в мутной воде», - гласит народная мудрость. Следовательно, ситуацию хаоса можно смоделировать, специально вызвать с целью наведения мирового порядка. Такова логика действий США в современной системе международных отношений.

Взаимодействие порядка и хаоса описывается в большом количестве концепций. Например, сторонники концепций норманов (Миллер, Шлецер) доказывали, что русские не способны к самоорганизации, и только норманны как проявление внешнего фактора смогли трансформровать социальный хаос, проявлявшийся в форме межплеменных войн, в социальный порядок под названием древнерусского государства. Эта концепция имеет не только историческое, но и политическое измерение. С ее помощью можно доказать, что русские не способны сами построить государство, что они – низшая раса, по своей природе требующая господина, ждущая подчинения внешней силе. К чему это привело – Великая отечественная война.

Д. Локк, Т. Гоббс в своих философско-политических трактатах тоже поднимали проблему соотношения хаоса и порядка, но освещали ее в другом ключе. Согласно мыслителям, в эволюции общества можно выделить догосударственное состояние, в котором господствовал приницип – «война всех против всех». Индивиды, составляющие общество, решили с этим социальным хаосом покончить, образовав государство. Мыслители, таким образом, подчеркнули, что государство – это продукт деятельности не внешних, божественных сил, а внутренних факторов, что общество способно к самоорганизации. Однако в тоже время они переоценили значение социально-психологического фактора.

Итак, анализируя взаимсвязь между хаосом и порядком, необхоимо учитывать природу сил, организующих порядок. Эти силы могут иметь как внешнуюю природу, так и внутреннюю. Если мы говорим о внутренних факторах, тем самым мы используем идеи синергетики о возможной самоорганизации системы.

Причина и следствие. Причина – это явление, которое вызывает к жизни другое явление. Следствие – это результат действия причины. Существует целая наука – история, выявляющая причины исторических фактов, анализирующая их последствия.

Причину не надо путать с поводом. Причина отвечает на вопрос: почему произошло событие? Повод отвечает на вопрос: что подтолкнуло к событиям. Повод, как отмечается в литературе по методологии исторического познания, выступает своеобразным «спусковым крючком», служит механизмом эскалации социальных процессов. Например, убийство эрц-герцога Франца Фердинанда сербским террористом Григорием Принципом – это повод к Первой мировой войны. Причина – сремление ведущих держав к «дележу мира», их желание получить доступ к необходимым ресурсам.

Умение отделить причину от повода должны демонстрировать не только иследователи-историки. Конфликтологи в целях управления конфликтными ситуациями тоже должны выявить и причину, и повод конфликта.

Историческая наука выявлет не только причины исторических фактов, процессов, но и раскрывает, анализирует, оценивает их последствия. Например, если мы говорим о перстройке, то в качестве причин можно назвать как объективные (экономическая, технологическая отсталость СССР от западных стран, нарастание кризисных явлений в экономике, возникший товарный дефицит, политическая, то есть нарастание кризисных явлений в политической сфере общества), так и субъективные (приход во власть относительно новых полиьтиков: М. Горбачева, А. Яковлева, Э. Шеварнадзе, несвязанных со сталинскими репрессиями, имеющих более высокий образовательный уровень). Выявление причин позволяет нам не только понять, почему случилась перестройка, зачем она была нужна, но и также доказать, что перестройка была исторически обусловленна, имела закономерный характер, что перестройку не следует рассматривать в контексте «ЦРУ против СССР», в качестве мирового заговора, как доказательтсво «продажности Горбачева». Подобные сентенции исторически несостоятельны.

Анализировать последствия исторического события – тоже нелегкий труд. Если продолжить пример с перестройкой, то необходимо отметить неоднозначный характер последствий. С одной стороны, произошло внедрение рыночных элементов в экономическую систему, положено начало демократизации политического режима, культурной жизни, а с другой стороны – тотальный дефицит товаров.

Выявлением, анализом причин и следствий заниматся не только историческая наука, но и юриспруденция. В зависимости от последствий совершенного правонарушения, деликта, преступления наступает юридическая ответственность с различной степенью наказания. В уголовном праве учитывается не только ущерб, наступивший в результате преступных действий, но и причина самих преступных действий. Например, совершение преступления в силу тяжелых жизненных обстоятельств, уголовное законодательство относит к обстоятельствам, смягчающим уголовную ответственность.

В истории философии предпринимались попытки отказать причинам в факте на объективное существование со стороны представителей субъективного идеализма. Логика рассуждений такова: причина не существует объективно, она – результат интерпретаций действительности, продукт деятельности человеческого сознания. В связи с этим субъективные идеалисты призывали историков не заниматся выявлением причин, то есть того, чего на самом деле нет, а просто описывать исторические факты. За эту мысль позже ухватились позивтивисты. С позитивисткой точки зрения, удел историков, социологов, политологов – описание фактов, но не выявление причин.

Пристальное внимание изучению причин уделяет и социальная психология. В социальной психологии есть такое понятие «каузальная атрибуция», служащая индикатром зрелости личностных качеств. Например, если человек неудачи, которые происходят с ним, объясняет внешними факторами, то это свидетельствует о незрелости личностных качеств, о слабой саморефлексии, самокотроле. Напротив, если человек причину личностных неуспехов видит прежде всего в самом себе, это говорит о том, что пред нами зрелая личность.

Случайное и необходимое. Случайное – то, что может как произойти, так и не произойти. Необходимость – то, что обязательно должно произойти, причем строго определенным образом. Философская позиция, которая абсолютизирует случайное, может быть названа релятивисткой. Философская позиция, которая абсолютизирует необходимое, может принимать форму фатализма. Сущность фатализма – в философии Сенеки: судьба ведет человека, а если он не хочет идти, то она его тащит.

Проблема соотношения случайного и необходимого - это одна из главных социально-философских проблем. Плеханов решал эту проблему с позиции исторического, диалектического материализма. То, что Петр Великий, полагал Плеханов, выиграл Северную войну у Швеции – это закономерность. Но то, что русская армия вышла к Балтийскому морю в районе нынешнего Санкт-Петербугра, - случайность.

Действительность и возможность. Действительность – это все реальное существующее, то есть актуальное бытие. Возможность – то, что может произойти, возникнуть при определенных условиях, то есть потенциальное бытие.

Диалектика взаимоотношений действительности и возможности разработана в рамках синергетическорй парадигмы, в концепции «точки бифуркации». Например, события 1917 года, 1991 года можно рассматривать в качестве таких «точек». В эти годы социальная система, то есть российское общество – как «витязь на перепутье». Эти точки содержали в себе потенциальную возможность эскалации следующих сценариев. 1917 год. Сценарий первый: Корнилов захватывает власть, в результате – военная диктатура, возможное восстановление монархии. Сценарий второй – Временному правительству удается удержать власть, в итоге Россия – демократическое государство с президентской или парламенской формой правления. Сценарий третий – большевики в результате государственного переворота захватывают власть. Сама социальная система содержала в себе объективные предпосылки для осуществления третьего сценария.

В зависимости от степени вероятности выделяют два типа законов: статистические и динамические. Статистические законы применяются к совокупности больших социальных групп, социальных общностей, подчинены закону больших чисел. Например, замечено, что во время войны рождается больше мальчиков, чем девочек. Однако не факт, что новорожденный будет обязательно мальчиком.

Динамические законы применяются по отношению к отдельному объекту и выражают необходимую связь причины и следствия. Например, закон сообщающихся сосудов: если в одном сосуде что-либо убудет, то в другом обязательно что-либо прибудет.

Подведем итоги. В первом вопросе мы рассмотрели философские категории, которые взаимосвязаны между собой, образуя целую категориальную систему. В качестве системообразующего элемента философской каткгорильной системы выступает фундаментальная философская категория – бытие. Именно такие философские категории как сущность и явление, причина и следствие призваны описывать анализировать бытие и его разнообразные проявления. Назначение философской категориальной системы –формирование философской картины мира.

Существует философский раздел - онтология, предметом которого является бытие, его фундаментальные принципы и свойства. Онтологическая проблематика уже давно в истории философии приобрела форму субстанциального вопроса: есть ли у бытия единственная основа или нет, что лежит в основе бытия, что составляет его сущность, есть ли у бытия некая первооснова?

Запишем определение субстанции. Под субстанцией в философской науке понимают неуничтожимую основу бытия, его первооснову. Извечный спор о том, что первично – яйцо или курица, тоже имеет форму субстанциального вопроса.

В истории философии можно выделить следующие философские направления:

1) плюрализм - учение, которое отрицает единство бытия и
признает существование множество несводимых друг к другу видов
бытия — монадология Лейбница;

2) дуализм - учение, которое исходит из признания двух
равноправных и несводимых друг другу начал — духовного и
материального - Декарт;

3) монизм - концепция, предлагающая основой мира одну
субстанцию:

A) объективно-идеалистический монизм — единой субстанцией
признается надчеловеческий дух, сверхчеловеческое сознание, объективное сознание - Абсолютный разум,
космический разум, Бог — Платон, Гегель, Солженицын;

Б) субъективно-идеалистический монизм - единой субстанцией признается человеческое сознание, сознание субъекта - Фихте, Беркли, Юм;

B) материалистический монизм - основывается на признание
материального единства мира, считает материю основой всего
существующего – Маркс, Энгельс, Ленин.

Подведем итоги. Субстаницональный вопрос, то есть вопрос о перовоосновы бытия не имеет однозначного решения с философско-мировоззренческих позиций. С научно-философской точки зрения – имеет. Это – материалистический монизм, сторнники которого рассматривают материю в качестве первоосновы, а сознание, духовное бытие как итог длительной эволюции материи.

Таким образом, можно констатировать, что философские модели мира неоднородны. Можно выделить монистическую и плюралистическую философские модели мира. Общее между ними заключается в том, что в качестве концептуальных конструктов выступают такие философские понятия как материя и сознание. Разница – в том, что признается в качестве субстанции – материя или сознание, или как в дуализме – и материя, и сознание.

В первом вопросе мы рассмотрели бытие в качестве фундаментальной философской категории. Также мы выяснили, что бытие включает в себя как объективую реальность – материю, так и субъективную реальность – сознание.

Духовное бытие, или сознание – фундаментальная философская категория, которая, с одной стороны, противостоит материи, как субъективный мир противоположен объективному, а с другой стороны, сознание есть отражение материи, условие для ее преобразования.

Сознание — это способность человека отражать окружающую действительность и себя самого в идеальных образах, создавать свой внутренний духовный мир и язык, на котором выражается его содержание.

Функции сознания: 1) познавательная: человек с расстройством сознания не способен к адекватному познанию мира. Сознание – условие и результат познания; 2) оценочно-ориентационная: с помощью сознания человек оценивает ситуацию и ориентируется в ней; 3) целеполагающая: человек осознанно ставит цели и их осознанно достигает; правда далеко не всякий; 4) управленческая: человек с помощью сознания управляет своим поведением, а также действиями других людей.

Итак, изучив функции сознания, мы убедились в том, что оно играет важную роль в жизни человека и общества.

Свойства сознания: 1) субъективность: у сознания всегда есть свой носитель, или субъект: индивид, социальная группа. Поэтому выделяют индивидуальное, групповое, общественное сознание; 2) предметность: сознание всегда на что-то или кого-то направлено; 3) идеальность: сознание – это явление необъективного, материального мира; 4) интенциональность: сознание выделяет не все предметы, а лишь определенные, придает им смысл и различную значимость; 5) рефлективность: сознание может быть обращено на само себя – самосознание – осознание человеком себя, значение своих поступков, критическое отношение к самому себе; 6) объективируемость (сознание объективируется, то есть материализуется с помощью языка. Именно посредством устной или письменной речи студенты узнают о содержании сознания преподавателя и наоборот; 7) связь с физиологическими процессами: сознание - высшая функция головного мозга, повреждение отдельных его участков может привести к потери сознания, у утрате человеком дееспособности. О том, как с помощью трансформации отдельных участков головного мозга можно воздействовать на сознание человека повествует Ч. Айтматов в своем рассказе о маркрутах (манкрутах).

Сознание – это сложный феномен, и поэтому имеет сложную структуру.

Структура сознания:

1) познавательная сфера (слух, зрение, обоняние, осязание, внимание, память, воображение, разум); 2) эмоциональная сфера (радость, горе, любовь, сострадание, страсть); 3) мотивационно-волевая сфера (мотив, интерес, потребности, воля); 4) бессознательное.

Таким образом, изучив структуру сознания, можно сделать следующие выводы:

1) в структуре сознания большую роль играет эмоциональный компонент;

2) сознание самым тесным образом связано с познанием, со способностью к логическому мышлению: индивиды с растройством сознания не способны адекватно познавать действительность;

3) сознание включает в себя бессознательное – совокупность психических явлений, лежащих вне сферы человеческого разума. З. Фрейд считал, что оно играет очень большую роль как в структуре сознания человека, так и в его жизни.

 

Большинством философов духовность рассматривается как качественная характеристика сознания и как продукт деятельности человека в обществе. Имеется представление о духовном как ценностном содержании субъекта. В этом аспекте духовность рассматривается как наличие у человека разнообразных эстетических и познавательных потребностей. Однако некторые источники утверждают, что сводить духовность к наличию даже самых разнообразных эстетических и познавательных потребностей нельзя, т.к. охватываемая понятием «духовность» область исключительно хороша: она составляет сферу интресубъективности, культуры и нравственных побуждений, включает поступки и всю сферу деятельности человека и общества. Духовность можно определить и как состояние расширенного сознания, которое опережает возможности самоидентификации субъекта. Духовное сознание – это движущееся самосознание, это становление субъективного бытия. …Духовность - это лишь такая деятельность сознания, которая ориентирована на его бесконечность и целостность. … Духовность… реализуется разными путями - например, в ощущении и переживании нравственной ответственности по отношению к другому. Духовность может быть реализована в любви к ближнему, единстве «ТЫ – ОН». Это единство, в свою очередь, проявляется в обогащении сознании человека, его культурной сферы, изменении и утончении потребностей. Духовность иногда определяется как понятие, сущностно сопрояженное с творчеством… Они дополняют друг друга, образуя вместе интимную сферу работы человеческого духа. … Сама духовность может быть интрепретирована как вид творчества, так как всегда является познанием личностью своей истинной природы… Реализация духовного процесса создает в жизни человека некоторый нравственный резонанс, приводит личность к переживанию единства с его внешним бытием. Следовательно, духовность можно рассматривать и как переживание человеком единства его внешнего и внутреннего бытия, и как установление гармонии внешнего и внутреннего. Духовность как восхождение личности, как обретение культуры открывается и решается человеком каждый раз заново… ДУХОВНОСТЬ – ЭТО ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЫСЛА. Духовное развитие представляет собой постепенное восхождение и постижение высших ценностей. Процесс духовного развития есть одновременно и процесс соотношения своих действий с нравственными и эстетическими критериями, процесс осмысливания и переживания своего бытия… Сфера духовной жизни – это не просто усвоение элементов культуры и нравственных ценностей, это, в первую очередь, осмысление и переживание личного жизненного опыта. ….Сожержание духовности объединяет МЫСЛЬ, ЗНАНИЕ и ЧУВСТВО, а сама духовность выступает как ОПРЕДЕЛЕННОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. ДУХОВНОСТЬ – ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО МИРА И ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВУ, САМОМУ СЕБЕ. Духовность – это выход человека за рамки узкоэмпирического бытия, преодоление себя вчерашнего в процессе обнавления и самосовершенствования… Культура – это одна из форм проявления духовности. Духовность в культурном аспекте очень хорошо оттеняется термином «бездуховность» как антонимиом духовности. Бездуховность как понятие употребляется для характеристики образа жизни и сознания людей, отличающихся низким уровнем развития нравственности. По мнению исследователей, причина бездуховности кроется в абсолютизации научного знания, уничтожении сакральных зон, не допускающих нигилизма и ценизма, глумления над человеком, ребенком, рождением и смертью, ценностью человеческой жизни, ее пределами. Бездуховность является следствием кризиса культуры. Бездуховность сопряжена и с нравственным кризисом, проявляющимся в низком уровне этического просвещения… Духовность выступает как способ самостроительства личности и проявляется в виде призвания человека. Она связана с выбором собственного образа, …роли, является своего рода встречей с самим собой. Данное понимание духовности как образа жизни предполагает этическую рефлексию собственной жизни. Духовность – это принцип самостительства человека… Духовность не сводится к душе, душа – субъект духовности.

Подведем некоторые итоги. Духовность в философской литературе трактуется как высшая степень развития сознания вообще и сознательности человека в частности. Наличие духовности – это главный признак личности. Духовность проявляется в развитом мировоззрении, то есть не только в наличии определенных мировоззренческих установок, но и в духовных ценностях, идеалах, принципах. Она также выражается в развитом самоконтроле, в адекватной самооценке, в критическом отношении к себе, в способности отвечать за свои поступки, действия, в умении их контролировать. Духовно развитый человек – это человек с богатым внутренним миром, нацеленный на саморазвитие, творческий рост, самоактуализацию. Наконец, духовность проявляется в том, что называют сознательностью, добростовестностью.

Духовно развитый человек не будет подвержен зависимым формам поведения. Духовность – это своего рода вакцина против того, что ведет к деградации личности, общества.

Понятию «духовность» противостоит «бездуховность», то есть отсутствие таких качеств, которые характерны для духовно развитого человека. Бездуховность проявляется в вандализации кульутуры, в нигилизме, эгоизме, в экзистенциальном вакууме: у человека нет смысла жизни, у него наблюдается кризис целеполагания (сказка А.С. Пушкина о рыбаке и золотой рыбке).

Если такие проявления духовности как добростовестное отношение к работе, стремление к самосовершенстованию, творческому росту, восстребованы на современном рынке труда, то такие проявления бездуховности как инфантилизм, безразличность, эгоцентричность, отсутствие жизненной стратегии – нет. В обычной жизни таких людей называют «быдло». Как правило, их удел – некалифицированная или низкоквалифицированная работа.

А.И. Солженицын полагал, что экономическое бытие не должно выступать в качестве системообразующего фактора социальной жизни. Только духовные скрепы, основаные на морально-нравственных нормах, способны остановить деструктивные процессы, ведущие к разрушению социального бытия. В развитии духовности Солженицын видел ключ к решению многих проблем современности.

Более подоробно о содержании понятия «духовность» мы поговорим на практических занятиях.

Напомним определение бессознательного. Бессознательное — это совокупность психических явлений, лежащих вне сферы человеческого разума:

1) автоматизмы - сложнейшие действия человека, которые
первоначально действуют под контролем сознания, а в результате
длительных тренеровок, многократных повторений приобретают
бессознательный, неосознанный характер;

2) сомнабулизм - расстройство сознания, при которм
автоматически во сне совершаются действия;

3) гипноз - искусственно вызываемое соноподобное
состояние, при котором торможением охвачены отдельные участки головного мозга.

Таким образом, изучив структуру сознания, его особенности, функции, мы выяснили:

1) огромную роль сознания в жизни человека и общества;

2) связь сознания с познанием, с физиологическими процессами (головным мозгом), что потверждает философскую позицию материальной обусловленности сознания, то есть концепцию материалистического монизма;

3) Наличие бессознательного в структуре сознания: сознание – это не только рациональное познание и мышление («цивилизация – мать технологий, а в мозгах тот же самый палеолит» - Шевчук);

4) Неоднородность структуры сознания объясняет диспропорцию между научно-техническим прогрессом и духовно-нравственном регрессе («Матренин двор» А.И. Солженицына).

5) Необходимо бороться с некоторыми проявлениями бессознательного в профессиогнальной деятельности. Например, автоматизмы – в одних случаях полезны, в других - вредны.

6) Сущность онтологической проблематики раскрывается через такие философские катгории как бытие, материя и сознание.

7) Выяснили содержание понятия «сознательность»: наличие самоконтроля, преобладание внутреннего локуса контроля над внешнем, способность нести ответственность за свои действия.

Онтология как раздел философии может быть рассмотрен в контексте системы профессиональных знаний. Например, «Газпром» как компания существует, значит бытийстует, обладает бытием. В структуре бытия ОАО «Газпром» можно выделить как материальный факторы: бытие вещей первой природы (газ, нефть), второй природы (КС, ГТУ), так и духовные факторы (сознание отдельных работников, групповое сознание всех работников).

Если говорить о материальной форме бытия «Газпрома», то ее можно говорить о нисходящем ее характере. По расчтетам специалистов, запасов нефти и газа хватит еще на 80-120 лет. В связи с этим для «Газпрома» стоит остро проблема дивесификации его хозяйственной деятельности. Достаточно остро стоит и проблема изношенности магистральных газопроводов, на что указывает специальная учебная литература.

Однако не эти факторы являются системообразующими. Поскольку человек – это точка пресечения «генеративных форм бытия» (Бердяев), то в качестве системообразующего фактора бытия ОАО «Газпром» должны рассматриваться люди, то есть его работники. Поэтому на передний план должна выйти кадровая политика компании.

Говоря о кадровой политике, необходимо отметить, что «Газпром» - это не закрытая, а открытая система, поскольку компания взаимодействует с окружающей средой, то есть с социумом. Уровень развития общества, образовательный уровень индивидов, его составляющих, напрямую воздействует на кадровую политику «Газпрома». Те процессы, которые происходят в социуме, а именно: снижение образовательного уровня выпускников общеобразовательных учереждений, ухудшение их здоровья, деградация личностных качеств, не могут не оказывать влияние на кадровый состав газпромовского коллектива. Следовательно, ОАО «Газпром» должен и дальше развивать систему корпоративного образования, поскольку будущее компании зависит в первую очередь от качества кадрового состава корпорации.

Таким образом, оценивая перспективы развития (бытийствования) ОАО «Газпром», необходимо отметить следующее:

1) Бытие ОАО «Газпром», как и любое бытие, системно, а это означает, что все формы и уровни бытия взаимопересекаются, и что в этой иерархии можео выделить главный, системообразующий элемент;

2) Таким систмообразующим фактором корпорации является бытие человека – человеческий капитал. Экономические исследования показывают, что именно финансовые инвестиции в человеческий, а не в физический капитал (здания, станки, сооружения, технические агрегаты) являются более перспекктивными. Человеческое бытие, рассматриваемое как форма капитала, обладает важным ресурсом – знаниями. Знания, в свою очередь, отличаются от других ресурсов и факторов производства тем, что они возобнавляемы, не конечны;

3) Поэтому главное внимание ОАО «Газпром» должен уделять кадровой политике, развитию системы корпоративного образования, социальным программам. Именно от этого зависит будущее бытия ОАО «Газпром»;

4) Материальные факторы (формы бытия) оказывают воздействие на бытийствование ОАО «Газпром»: невозобнавляемый характер природных ресурсов (бытие вещей первой природы), изношенность оборудования, магистральных газопроводов (бытие вещей второй природы). Поэтому необходимо и дальше идти по пути диверсификации хозяйственной деятельности ОАО «Газпром», развивать ресурсосберегающие технологии, своевременно учитывать издержки, связанные с физическим и маральным износом;

5) Помимо материальных факторов, необходимо учитывать и те факторы, которые связаны с сознанием, а именно с духовностью. Компания, развивая систему корпоративного образования, должна в своих потенциальных работниках развивать не только интеллектуальные способности, давать профессиональные знания, но и формировать их личностные качества: сознательность, ответственность, самодисциплинированность;

6) В производстве необходимо учитывать фактор бессознательного. Например, в одних случаях бороться с автоматизмами («уходя, гаси свет»), а в других случаях их развивать (добросовестная исполнительность).

Основные философские категории применимы не только в контексте профессионального, но и корпоративного образования ОАО «Газпром». Если мы, например, рассматриваем устройство ГТУ, то в качестве целого будет выступать сама ГТУ, а в качестве ее частей – компрессорный насос, ротор, статор, лопатки. Размер ГТУ, ее внешний вид – это явление, а ее устройство – это сущность. ГТУ, КС вообще – это общее. Конкретная ГТУ, КС – это единичное.

Рассмотрим производственную ситуацию. Падает давление в газопроводе. Возможная причина – утечка в результате образовашегося свища на газопроводе. Если ее не устранить, то это может привести к трагическим последствиям, аварии на производстве.

Авария на производстве может произойти, то есть возможность может трансформироваться в действительность, а может (и желательно) не произойти. Однако возможность возникновения аварийной ситуации, возможные ее последствия можно минимизировать с помощью грамотной кадровой политике, своевременным проведением качественных ремонтных работ, соблюдением техники безопасности, охраны труда, грамотной организацией трудовой деятельности.

Приведем примеры, связанные с экономической теории. Возьмем российскую рыночную экономическую систему. С одной стороны, оно – целое по отношению к отдельным хозяйствующим субъектам (фирмам, домашним хозяйствам, банкам), а с другой стороны, представляет собой часть по отношению к мировой экономической системе.

С феноменальной точки зрения деньги – это крашенная бумага или отеканенный метал с определенным номинальным значением. С ноуменальной точки зрения, деньги – это средство накопления, обмена, выражения стоимости товара, экономического блага.

О соотношении хаоса и порядка мы уже говорили, затрагивая концепцию А. Смита невидимой руки. Поэтому перейдем к причине и следствиям.

В стране – гиперинфляция. Одна из возможных ее причин – наличие большой денежной массы, находящейся в обращении. Сущность инфляции – обесценивание денег, перманентное уменьшение размера реальной заработной платы, безудержный рост цен. Последствия – уменьшение спроса вследствии сокращения реальных заработных плат, которое доложно привести к уменьшению предложения и к эскалации экономического кризиса.

 

 


Лекция 6.








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 4203;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.082 сек.