Честность и справедливость. которых имеет четко отведенное ему место в обществе: правители-философы правят, воины защищают государство
которых имеет четко отведенное ему место в обществе: правители-философы правят, воины защищают государство, а ремесленники и земледельцы ведут хозяйственную жизнь. Платон считает справедливым то, что никто из представителей сословий не претендует на чужую роль, а каждый строго выполняет вмененные ему функции. Чтобы обосновать это разделение, Платон говорит, что боги подмешали людям в кровь разные металлы: одним золото, другим серебро, а третьим медь. Таким образом, социальная справедливость определена волей богов, и сословия функционируют согласно нерушимому порядку.
Аристотель стал тем мыслителем, который заговорил о справедливости как соразмерности. Справедливость выступает для него как средняя точка между крайностями — несправедливостями. В основу справедливости он кладет принцип неравенства и впервые вводит существующие по сей день понятия уравнительной и распределительной справедливости.
В средневековье христианство учит верующих тому, что Бог не только всемогущ и всеблаг, но и справедлив. Его справедливость — высшая сила, он всем воздает по заслугам. Правда, многие деяния Бога и акты его воли непонятны людям в силу ограниченности человеческого ума. Нам не дано осмыслить промысел Божий, поэтому человек не должен подходить со своими ограниченными мерками к свершению небесной справедливости.
Представители эзотерической философии часто упрекают христиан в том, что их Бог несправедлив: одним он дал долгую счастливую и богатую жизнь, а других выпустил в мир нищими калеками. При этом жизнь дана только одна, и по ее порой весьма скудным плодам будет вынесено решение о вечном спасении или вечном проклятии. Эзотерики указывают на то, что шансы разных людей на духовный рост и прозрение оказываются слишком неравными, а наказание чересчур сурово — вечный ад за какие-нибудь 60-70 лет земных мучений. То ли дело кар-
Лекция 4
ма, по крайней мере знаешь, за что страдаешь... К тому же можно попробовать все исправить и перерождаться до тех пор, пока не научишься добру и справедливости. Однако христиане стоят на своем, утверждая, что нам неведом высший промысел, который на Страшном Суде все поставит на свои места, первые Здесь будут последними Там, и справедливость свершится.
В средние века выражением справедливой воли Бога было иерархическое строение феодального общества с его сословным разделением, которое приписывало человеку одну и ту же социально-классовую роль от рождения и до смерти.
Только в Новое время появляется идея равенства как выражения справедливости. Она приходит вместе с победой «третьего сословия» — восходящей буржуазии. Однако равенство понимается не как экономическое или социально-статусное (эти виды неравенства остаются неприкосновенными), а как равенство правовое, как требования соблюдения заключенных соглашений всеми без исключения.
Человек Нового времени — разумный эгоист, он понимает, что война всех против всех способна уничтожить его самого, и он заинтересован в равенстве определенных социальных обязанностей, а также в том, чтобы все договоры соблюдались. За нарушение договоренностей должно следовать справедливое наказание, а иначе никакой бизнес не удастся! Юридическое представление о справедливости выдвигается на первый план.
Можно сказать, что буржуазно-рыночная справедливость провозглашает: живи сам и жить давай другим! Справедливость теперь включает:
• равенство права моего и других;
• равную обязанность мою и других заботиться о на
ших общих интересах;
• справедливое наказание за нарушения общественного
порядка и преступления против общества и индивидов.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 522;