Честность я справедливость
Справедливость Нового времени теряет свой запредельный сакральный характер и становится собственно человеческой, делом договоренности, консенсуса, решения голосованием в парламенте. В ее сердцевине заложена идея неприкосновенности частной собственности, которая считается гарантией существования всех других видов справедливости. Право на частную собственность не должно быть подорвано ничем, напротив, оно должно быть гарантировано всей мощью государства и нравственно-правовыми убеждениями и представлениями индивидов.
Справедливость, истолкованная как обеспечение владения, делается рациональной, понятной и выражает в первую очередь интересы тех социальных групп, которые уже обладают собственностью на средства производства и могут оказать наибольшее влияние на установления общезначимых юридических и нравственных норм. Понятно, что такой перенос справедливости с небесного на земное не отменяет разгула реальной несправедливости в конкретных жизненных ситуациях. Несправедливость, принявшая облик эксплуатации, кризисов и других несообразностей рыночного общества, продолжает царить в людских делах, постоянно выводя нас за рамки рационально-рассудочных суждений и толкая к надежде на высшую справедливость, на оценку по Гамбургскому счету, на Божий суд.
Буржуазная справедливость выдвигает формальный принцип равенства и создает этим условия для существования демократического строя, массового общества и всех реалий современного западного мира. Однако, провозглашая равенство в праве, она далеко не всегда создает равенство в реальных возможностях. Каждый бьется здесь один, сам за себя, общество не гарантирует своей помощи тем, у кого нет материальной стартовой площадки для успеха. Сделать самого себя, реализовать свои способности без социальной поддержки удается далеко не всем. Вопиющие социальные контрасты, борьба за спра-
Лекция 4
ведливость рабочих и студентов, женщин и представителей национальных меньшинств — типичная картина в нынешних развитых странах.
Марксизм XIX в. попытался создать свое учение о социальной справедливости, основав его на принципе, прямо противоположном буржуазному, — на принципе общественной собственности. Последующий опыт реального социализма в СССР и странах Восточной Европы показал, что простая отмена частной собственности и замена ее государственно-бюрократическим владением не обеспечивает того равенства для развития человеческих возможностей, которое Маркс и его сподвижники понимали как справедливость. Социальный эксперимент оказался неудачным. Справедливость еще раз показала туманность и неуловимость своего лика.
В современном мире справедливость так или иначе всегда включает оба момента, еще в древности отмеченные Аристотелем: момент уравнительный и момент воздающий. Равенство выступает как важнейшее условие самой жизни человека и развития его индивидуальности. Так, все люди должны иметь равное право на жизнь, свободу и равенство независимо от классовой принадлежности, вероисповедания и цвета кожи. Они имеют равное право на свободу личной жизни, передвижения, гражданства, а также на создание семьи и владение имуществом. Можно и дальше перечислять многообразные права, записанные во Всеобщей декларации прав человека. Но реальная справедливость не сводится к установлению равенства, она включает в себя конкретное материальное и организационное воздаяние во всех сферах жизни, которое часто закреплено в законе. Это и распределение благ сообразно конкретным принципам, и наказания за преступления, и поощрение со стороны общества для тех, кто совершает выдающиеся деяния.
Нравственные представления о справедливости сопровождают социально-правовые установления, порой совпа-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 461;