Чувство справедливости и ее созидание
Нравственное чувство справедливости заявляет о себе прежде всего как возмущение несправедливостью. Когда мы сталкиваемся, образно говоря, с наказанием невиновных и награждением непричастных, в нас возникает глубокий протест, мы чувствуем, что нарушен важнейший принцип воздаяния по заслугам, и хотим восстановить попранный порядок справедливости. Каждый должен получить то, что он заслужил, и, причем, в свой срок. Если вознаграждения и сроки путаются, то происходит то, о чем пел В. Высоцкий: «А люди все роптали и роптали, а люди справедливости хотят: мы в очереди первыми стояли, а те, что сзади нас, уже едят!»
Нас приводит в ярость нарушение равенства там, где оно должно неукоснительно соблюдаться, и доводит до исступления ситуация, когда злодей властвует и торжествует, а добрый и хороший человек унижен, подавлен и проводит свои дни в бедности.
Хотя специалисты по этике уверяют нас, что «талион-ное право» — око за око, зуб за зуб — осталось в далеком прошлом, я позволю себе усомниться в этом. Массовое сознание, которое и является и нашим, дорогие читатели, чаще всего жаждет равного воздаяния за проступок, особенно если этот проступок намеренно жесток и сознательно злокознен. В пределе это означает, что за ото-
Честность и справедливость ______________________
рванное ухо следует отрывать ухо, а за смерть платить смертью. И хотя современное просвещенное право стремится к полной отмене смертной казни, а за разбой и бандитизм дает тюремные сроки и назначает штрафы, множество людей по сей день продолжают видеть справедливыми только наказания, приближенные к содеянному, когда преступник должен испытать те же страдания, что и жертва, а грабитель пережить все эмоции ограбленного. Мы не будем давать здесь оценку этой тенденции массового сознания и просто зафиксируем ее как факт.
Чувство возмущения несправедливостью — очень мощное переживание, способное подвигнуть людей на бунт, революцию, создание тайных обществ и политических партий, на борьбу с несправедливыми законами, которая длится порой всю жизнь. Справедливость — ведущий лозунг всех революций, ради ее достижения жертвуют собственным благополучием, личным счастьем, развитием способностей и даже самой жизнью. Погибнуть за правое дело — всегда было почетно. Народные герои, в той или иной форме отстаивающие справедливость, надолго сохраняются в исторической памяти, им ставят монументы, их имена дают улицам и городам.
Однако чувство справедливости, как всякое, впрочем, чувство, оказывается порой весьма коварным. На определенном этапе борьбы за справедливость можно обнаружить, что лозунг «Справедливость для всех» неявно подменяется заботой о справедливости для себя, т. е. под справедливостью скрыто таится забота о собственном благополучии и наиболее защищенных позициях: справедливо то, что хорошо... для меня! К сожалению, многие боевитые политические лидеры, говорящие о справедливости от лица народа, как только приходят к власти, начинают понимать справедливость именно таким образом, да к тому же не всегда отдают себе в этом отчет. Они предпочитают «заблуждаться», сохраняя иллюзию о себе как о радетелях общего блага.
Лекция 4
Чувство справедливости выступает не только как возмущение против несправедливости, но и как стремление установить справедливость. Человек, стремящийся установить справедливость, в явной или неявной форме берет на себя роль судьи. Он осуществляет оценку ситуации, квалифицирует по ценностной шкале поведение и качества ее участников, соизмеряет добро и зло в их поступках и выносит приговор, претендующий на правильность воздаяния. Такое судейство всегда присутствует там, где с претензией на справедливость решаются чьи-либо судьбы. Подобным судьей могут быть отец или мать в семье, учитель в школе, воспитатель в детском саду, начальник любого уровня по отношению к подчиненным, судья или присяжный в суде. Однако справедливость могут вершить и коллективы: профессиональное собрание, принимающее какое-либо решение, ученый совет, просто дружеская компания. Устанавливающие справедливость, т. е. награждающие или карающие других люди, берут на себя огромную моральную ответственность, ибо, желая установить справедливость, они способны быть глубоко несправедливыми и этой несправедливостью сломить дух человека, а возможно, сломать его жизнь.
В Библии сказано: «Не судите, да не судимы будете». Это высказывание подчеркивает, что человеческий суд — зачастую суд неправый. Во-первых, судящие люди могут просто не знать многого, не иметь достаточной информации для справедливого решения. Они не в состоянии взвесить должным образом поступок и его последствия, не могут быть уверены, действительно ли человек совершил данный поступок, не в силах выявить реальную долю участия каждого в происшествии, где участвовали несколько человек. Кроме того, каковы сами судьи? Вправе ли они, обладающие человеческими недостатками, а то и пороками, судить и осуждать других, определять им меру воздаяния? Не полезней ли им обратиться к собственным изъянам и увидеть бревно в соб-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 534;