Честность и справедливость. ственном глазу вместо того, чтобы искать соринку в глазу соседа?
ственном глазу вместо того, чтобы искать соринку в глазу соседа?
Религия считает, что подлинным высшим и единственным судьей может быть только Бог.
Но человечество не в силах ждать Божьего суда. Оно вынуждено судить здесь и сейчас, осуществляя хотя бы частичную справедливость. Речь идет в данном случае не столько о сообразности закону (хотя это тоже очень важно), но о суде по совести, о стремлении быть справедливым не только формально, но и реально, по существу. Что же нужно для того, чтобы быть справедливым?
Человек, желающий судить справедливо, должен прежде всего стараться быть объективным. Это значит, что он не может позволить себе одностороннего подхода к ситуации, которую судит. Справедливость требует скрупулезного всестороннего рассмотрения событий, когда ни одна сторона не заслоняет другую, и все грани происходящего становятся достоянием судящего размышления. Упущение малейшей тонкости, какого-либо, на первый взгляд, незначительного нюанса может дать неверное истолкование. Поскольку речь идет не о чисто юридическом, а о нравственном суде справедливости, объективность означает также внимание к мотивам человеческих поступков, к тому, чего индивид желал, чего хотел достигнуть, а не только к внешней поведенческой стороне. В любом случае благие намерения оцениваются иначе, чем злокозненные планы.
Быть справедливым — значит также быть бескорыстным. Бескорыстие — исключение собственного интереса, эмоционально-личной ангажированности. Если вы желаете извлечь из ситуации некую пользу для себя, бескорыстие исчезает, тает, и вы не в силах осуществить справедливый суд. Польза необязательно может быть практической — финансовой или организационной. Это может быть психологический выигрыш. Например, вам хочется утвердить себя хотя бы перед самим собой как строгого, сурового и сильного человека. В этом случае вы станете
Лекция 4
судить о другом как можно жестче, непримиримей и, возможно, сразу же нарушите справедливость. Или вы желаете создать в глазах других образ собственной гуманности, мягкости и снискать лавры «истинного христианина», тогда вы станете, напротив, закрывать глаза на характер чужого проступка и не в меру оправдывать его. Справедливость снова пострадает.
Наконец, осуществление справедливости требует беспристрастности и правдивости. Беспристрастность означает, что нужно судить объективно, даже если человек очень нравится вам и вы искренне хотите помочь ему. Смягчив свое решение из-за личной симпатии, вы поступите несправедливо по отношению ко всем остальным людям, совершившим аналогичный проступок. Разве они виноваты, что не вызывают у вас живой приязни? Почему вы предпочитаете одного, в то время как суровы с другими? Точно так же нельзя ужесточать свои суждения, если некто вам нелюб и неприятен. Тот, кому воздается за его неверное поведение, не должен дополнительно несправедливо страдать из-за неприязни судящего: уж этого он не заслужил.
Беспристрастность выражается в правдивости, когда мы учитываем и высказываем, судя о неких событиях, только правду, не допускаем малейшей лжи, подтасовки, обмана или сокрытия фактов и мнений.
Итак, мы нарисовали идеальный образ справедливого морального судьи. Именно таким следует быть, чтобы судить по совести. Однако в жизни мы часто сталкиваемся с тем, что судящие корыстны и пристрастны, субъективны и ангажированы, хотя не всегда сами это осознают. Справедливость требует высокой сознательности судящего, его честности не только с другими, но и с самим собой.
Огромным искушением для человека, желающего устанавливать справедливость, являются суровость и безжалостность. Пафос справедливости способен переходить
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 587;