В. Полупанов Молодой монах
Подмосковный городок Клин известен своими приходами и православными традициями. Там диакон Андрей Кураев собирается выступить перед горожанами на тему «Православие и секты». Мы направляемся туда. По дороге священники беседуют между собой на богословские темы. - Что такое современное монашество? Отец Анатолий: Это усиленное подтверждение христианских обетов, самоотречение и посвящение себя Богу. Монах может жить и не в монастыре, а просто при каком-нибудь храме. Раньше приходили на послушание к опытному духовнику, отдавая ему свою волю, а сегодня старшее духовенство занято административными делами, восстанавливая храмы и монастыри, поэтому наставничеством занимается постольку-поскольку. Отец Андрей: Монашество — это практика, по книжкам ему научиться нельзя. Надо пожить рядом со святым человеком, принять его душу в свою. Так было и в Оптиной пустыни у знаменитых оптинских старцев. Сегодня этого в России нет.
- Действительно ли в нашей стране за годы советской власти истреблено поколение православных монахов?
Отец Андрей: До конца монашеская традиция не была уничтожена. В советское время столицей русского православного монашества были горы Абхазии, где сотни людей жили либо поодиночке,
либо по 2-3 человека. Питались, действительно, чем Бог пошлет, и молились. Мне рассказывал мой знакомый, отец Артемий, лет 15 назад он попытался со своим братом наобум найти этих старцев. В одной деревушке ему рассказали, что на высокой горе жила одна монахиня. Старушка из посел-
Современные православные монастыри наряду с богослужебной, подвижнической, просветительской и хозяйственной деятельностью ведут широкую благотворительную работу. Примером может служить, в частности, Казанский девичий монастырь (г. Калуга), который через миссию «Православный самарянин» организует бесплатные соборование, крестины, причащение, освящение жилья, отпевание в монастырском храме, на дому, в больницах, Доме престарелых, детских санаториях и приюте и других местах, ухаживает за инвалидами, участвует в работе с тюрьмами и исправительными учреждениями. Инвалиды и неимущие, которые обращаются за помощью в монастырь, получают небольшую денежную помощь, продукты питания, горячий обед. Кроме того, им передаются вещи, инвалидные коляски, игрушки, лекарства, полученные по линии гуманитарной помощи. Особое внимание уделяется детям: регулярное причащение в детских санаториях, детском доме, приюте, бесплатные крестины детей-сирот и детей из малоимущих семей, освящение детских учреждений, причащение и крещение детей в детской областной больнице, интернате для слабослышащих детей, крещение младенцев в реанимационном отделении роддома и т.д. В Калуге открыт детский приют «Надежда», где воспитываются дети из неблагополучных семей. Свято-Введенский Толгский женский монастырь под Ярославлем существует 700 лет; во все времена он был прибежищем и утешением скорбящих, болящих, немощных, обездоленных. Монастырь часто посещают воскресные школы из многих городов России, он заботится о судьбе детей-сирот из «Дома малютки», о находящихся в больницах и тюрьмах, безработных и нищих. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь (г. Кострома) основан в 1426 г. С 1864 до 1917 г. здесь велась огромная просветительская и социальная деятельность — существовали приют для девочек-сирот, богадельня, аптека, лечебница и другие учреждения. После ре-
ка одно время носила ей хлеб. Но уже лет 8, как не ходит. Пошли они на эту гору, видят хибару, заросшую крапивой в человеческий рост, — дом явно нежилой. Примяли ногами крапиву, открыли дверь. Внутри лежит очень старенькая монахиня. «Как же вы живете, матушка?» — спросили они ее. «Молитвами, — отвечает она. — !Ъсподь дал — родник рядом течет». — «А что же вы едите?» — «Одна женщина носила мне хлеб, но уже несколько годков не ходит. Н как одна осталась, попросила юспода: «Старая стала, ноги не ходят, дай мне крапивы, уж больно я люблю ее». Вот она и выросла перед дверьми». - Это что-то из области чудес... Отец Андрей: Наоборот. Это естественные вещи. Если хотите, Церковь живет в атмосфере чудес. Незаметно мы добрались до места назначения. Здесь нас встречает молодой монах отец Тихон (Сергей Полянский), который 2 мес. назад принял монашеский постриг. У него приветливый, открытый взгляд, манера говорить нараспев. Отцу Тихону всего 21 год, но он уже студент двух вузов сразу: 4-го курса исторического факультета Тверского университета и 1-го курса Московского Бо-
гословского института. Сам он из Клина, родители живут недалеко от храма. Вечером, когда мы сидим в уютном кабинете настоятеля, пытаюсь выяснить, как пришел он к монашескому образу жизни.
Отец Тихон: Человек приходит в храм навсегда тогда, когда он приходит не из-за трагедии в жизни, а потому, что Господь позвал. Само слово «инок» означает «иной», «иная жизнь». Ведь не случайно при пострижении монах наделяется другим именем — это знак начала иной, новой жизни. Безусловно, дистанцирование должно быть. Священник всегда на виду. Малейший его грех бросается в глаза и приобретает гипертрофированные формы. А внутренняя жизнь истинно верующего человека остается вне поля зрения. Нужно пожить этой жизнью самому, чтобы понять хоть что-нибудь.
Узнав, что я собрался писать о монахах, он внимательно посмотрел в мою сторону и произнес: «Лучше не пишите. Монах потому и уходит из мира, что хочет быть один. В душу свою он никого не допустит, кроме Бога». Источник: Аргументы и факты. 1994. № 17
волюции 65 лет обитель не действовала; в 1991 г. она вновь открылась и продолжает путь социального служения людям, создав в 1993 г. Детский приют имени св. праведного Иоанна Кронштадтского для детей-сирот и детей, брошенных родителями. Принятые дети оказались с различными заболеваниями, но сегодня они могут самостоятельно выполнять работы по уходу за собой, учатся в пяти профильных классах, проходят курсы обучения шитью, домоводству, кулинарии. В приюте организован медпункт для детей, оборудован специализированный изолятор для больных, благоустроенная спальня, прекрасная игровая комната со множеством игрушек, дидактических развивающих игр, красок, карандашей. Монастырские сестры, имеющие педагогическое и музыкальное образование, уделяют детям все свое внимание. С 1991 г. в монастыре существует богадельня на 40 человек для престарелых и инвалидов, а также людей с психическими заболеваниями. В настоящее время в монастыре 100 сестер проходят монашеские послушания, трудятся в Детском приюте, в Богадельне, восстанавливая и продолжая многовековые традиции монастыря.
Социальной и благотворительной деятельностью более активно занимаются христианские монастыри, где братия неустанно трудится, зарабатывает на жизнь и ведет свое хозяйство, и менее активно буддийские монастыри, деятельность которых сконцентрирована на созерцании и поддержании чистоты веры, а монахи не трудятся, а просят подаяния. Христианские монахи выполняли тысячи самых разных социальных функций, которые в средние века, как утверждает Л. Мулен26, никто больше не мог взять на себя. Помимо того они играли определенную роль и в поддержании самой веры.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 596;