КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА
С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Языческая Русь не знала храмов, она поклонялась своим богам, на специальных полянах, возвышенностях или утаенных местах в лесу. На смену полянам приходит другое место поклонения, которое было присуще ранним христианам, — пещера. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Печеры, или пещеры, — это место, где первоначально селились христианские подвижники и вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Другое новшество, принесенное христианством, — иконы(от греч. eikon — изображение, образ), представлявшие изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывалось священное значение. Иконы заменили деревянных истуканов, символизировавших языческих богов.
Постепенно на Руси получает развитие культовая архитектура, представленная двумя типами построек — наземными и подземными. Те и другие являлись каменными, только одни рукотворными, а другие природными. Те и другие назывались монастырями и храмами.
Из подземных монастырей получили известность Киево-Печерский монастырь, Ильинский подземный монастырь в Чернигове — уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы (1069), Печер-ский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные монастыри и комплексы распространены во многих культурах мира.
На Русь они пришли вместе с другим явлением, заимствованным у византийских христиан. Его именуют исихией (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность), или молчальничеством, а также пещерным затворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединенным местом для проведения особой духовной практики, связанной с преображением человеческого духа через аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредо-
точенности, единению человека с богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии пещерное затворничество не превратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с тысячами преданных поклонников.
Кафедральный собор Св. Софии в Киеве
Первые наземные каменные церкви строились в византийском стиле. Таков кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Позже сформировался специфический русский стиль, лучшие образцы которого сохранились в храмах г. Владимира, недалеко от Москвы. Внутренний декор включал фрески и иконы. Основные концептуальные принципы, технические приемы и художественная манера были заимствованы из Византийской империи, которая в тот момент, когда она начала влиять на Киевскую Русь, достигла наивысшего расцвета. Можно говорить о том, что она определяла мировую художественную моду. На учебу в Константинополь, как позже во Флоренцию, Рим и Париж, постоянно выезжали европейские художники. Поэтому русские перенимали лучшие мировые образцы, а не провинциальные модели, успевшие прочно устареть.
Правда, в отличие от византийцев русские зодчие строили соборы и церкви с более узким и высоким силуэтом. Специалисты полагают, что русский самобытный стиль сложился благодаря неустанным экспериментам зодчих с таким важным элементом религиозного здания, как купол. Образцом для подражания при создании самобытного церковного купола византийские модели послужили русским архитекторам лишь отчасти. Более сильное влияние оказана форма войлочного шатра, которая была распространена у скифов, сарматов, печенегов и других кочевников, с которыми русским приходилось постоянно соприкасаться. Таким образом, луковичная форма церковного купола пришла в Россию не из Византии.
Б82
Основой культовых сооружений в домонгольской Руси являлась византийская базилика. Базилики понимались как образ Мира, но не было более наглядного символа неба, чем купол. Соединение базилики с куполом привело к сооружению знаменитой Софии Константинопольской (523-537) — «новой модели мироздания».
Византийский крестово-купольный храм стал в Древней Руси основной архитектурной формой. Одним из первых каменных зданий Киева была Десятинная церковь (990-996), построенная византийскими архитекторами. Внутри в соответствии с византийскими образцами храмы украшались фресками и мозаиками. В апсиде традиционно изображали Богоматерь Оранту (Молящуюся), причастие апостолов и фигуры святителей. Подкупольное про странство отводилось образу Вседержителя — Творца и Повелителя Вселенной. На стенах изображались библейские сцены и фигуры апостолов, пророков, святителей и мучеников, а также в традициях Византии — князья и их семьи.
Высшего расцвета искусство Киева достигло в годы правления Ярослава Мудрого (1019—1054). Главным культовым и общественным зданием Киева был величественный Софийский собор (заложен в 1037 г.) — храм, имеющий в плане крест с пятью полукруглыми выступами — апсидами, увенчанный одним большим и 12 малыми куполами. Внутри собор отличается великолепным убранством: он украшен мозаикой, фресками, отделан полированным и резным камнем, майоликой. Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов — по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны. Русские церкви стали органичной частью сельского ландшафта, а в городах они превращались в центр всего архитектурного ансамбля.
В архитектуре и живописи постепенно угасал «византийский классицизм», вытесненный более самобытными формами. Возрождение в XIIв. «фольклорного сознания» привело к расцвету декоративно-прикладного искусства «звериного стиля», напоминающего романский стиль. Но в нем нет устрашающих демонических существ, большое место в ней занимает растительный орнамент. Вместо борьбы темных и светлых сил во всем царит мировая гармония.
Процесс сложения культового ансамбля — монастыря или собора — занимал несколько столетий, поэтому в нем можно найти отражение самых разных архитектурных стилей, направлений, предпочтений и эпох. Центральное место занимал монастырский храм. Вторым по значению сооружением в комплексе монастырских построек являлась трапезная. Часто при основании обители в первую очередь возводили именно ее, руководствуясь бытовыми соображениями. Появление трапезной характеризовалось переходом к общежительному монастырскому уставу: трапезная — место для общего вкушения пищи, которая ассоциировалась с Тайной вечерей, т.е. имело символический смысл. Одним из обязательных сооружений в монастырском комплексе была колокольня и звонница. Колокольный звон — один из важнейших атрибутов средневековой культуры — в монастырском быту имел особое значение. Тембр и характер звона, зависящие от подбора колоколов,
служили отличительным признаком каждого монастыря. Возлагавшиеся на монастырь функции определили комплекс сооружений, куда входили постройки разнообразного назначения — культовые, хозяйственные, жилые, оборонительные, мемориальные.
Как правило, на первой стадии сложения монастыря, он обносился стеной. Даже деревянная ограда, отделяющая обитель от мира, делала монастырский комплекс подобным крепости или городу. Крепостные стены придавали ансамблю большую архитектурную целостность и смысловую значимость.
Монастыри XVI в. — Соловецкий, Новодевичий, Симонов, Кирилло-Белозерский — в основе своей планировочной структуры имели пятигранник, а план Пафнутиева-Боровского монастыря приближался кромбовидным очертаниям. Геометрическая форма была продиктована не отвлеченными геометрическими фигурами, а исходила из архитектурных пропорциональных положений, которые были распространены среди каменных дел мастеров.
Крепостные башни помимо той роли, которую они выполняли в качестве оборонительных сооружений, часто использовались для нужд монастырского хозяйства. В башнях устраивались кладовые, мастерские, разнообразные монастырские службы: поварские, квасоварные, прядильные. Во внешнем художественном облике крепостные башни являлись важными структурными элементами. По мере роста монастыря в нем появлялось все больше специальных служб: больницы, библиотеки, иконописные палаты, мельницы и разнообразные мастерские16.
МОНАСТЫРЬ ШАОЛИНЬ
Древнейшими в мире считаются буддийские монастыри, возникшие в Индии в середине I тысчелетия до н.э. Кроме Индии они существуют и в других азиатских странах. В Индии и Китае распространены пещерные буддийские монастыри, в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии — ансамбли деревянных храмов-павильонов, в Тибете, Монголии — комплексы ламаистских монастырей.
Шаолиньский монастырь был основан в 495 г. по приказу императора Сяовэня из династии Северная Вэй. Основателем монастыря считается легендарный Бодхидхарма, выходец из Индии, прозванный позже Дамо. Предполагается, что монахи Шаолиня участвовали практически во всех войнах и восстаниях в Китае. В результате монастырь неоднократно сжигали и разрушали победители.
В течение 1 500 лет монастырь Шаолинь был центром духовной и религиозной жизни, который повлиял на историю и философию всего Востока, так же как античные Афины оказали влияние на развитие Западной цивилизации. Через 500 лет Шаолинь пользовался заслуженной славой уникальной духовной и военной академии «боевых искусств» (ушу). Здесь человек достигал нравственного и физического совершенства. Монахи чередовали
16 См.: Русские монастыри. М., 1996; Волынский Л.Н. Страницы каменной летописи. М., 1967; Бродский Б.И. Связь времен. М., 1974.
часы медитации, философских бесед и упорных тренировок ушу. Многолетний психофизический тренинг в стенах Шаолиня был направлен на выработку пяти бойцовских качеств: повышенной чувствительности, прямоты и искренности, бесстрастности, ловкости и грациозности, способности к комбинаторному мышлению. Эти свойства вырабатывались годами психической закалки, испытаний на перенесение боли, голода, жажды, унижений и оскорблений.
Шаолинь, прозванный китайской Спартой, прежде всего готовит воинов духа, а не тела и мышц. Мастерство у-шу требует постоянно тренировки и
упорного труда. Например, для такого приема шаолиньской школы как мощный толчок спиной необходимо было в течение двух лет ежедневно наносить особым образом удары в каменную стену. Для сильного удара ребром ладони, который позволял раскалывать камни, использовалась методика «Ладонь бод-дисатвы Гуанъинь» — многократные удары в брусочек ясеня, а затем и в камень по 1,5—2 часа в день в течение года. Искусством разбивания твердых поверхностей — камней, черепицы, костей животных — монах овладевал за 2—3 года, но приемы внутренней медитации требовали 10 и более лет.
Как утверждают легенды, попасть в Шаолинь было очень непросто, а выйти оттуда еще труднее. Для поступления в монастырь и для ухода оттуда одного желания оказывалось недостаточно. Двери его открывались только перед теми, кто мог выдержать весьма суровые испытания своих физических и морально-психологических качеств. Строгие правила отбора наиболее достойных кандидатов в монахи впервые установил Мэн Чжан. Он справедливо считал, что приумножит славу и мощь Шаолиня далеко не каждый. Для этого подходили только такие люди, которые умели находить выход из самой отчаянной ситуации, отличались хладнокровием, отвагой и исключительным терпением. Большое значение он придавал также их умственным способностям и моральным качествам. Выявить лиц, отвечавших подобным требованиям, позволял оригинальный «вступительный экзамен».
Если на поступление в монастырь претендовал мирянин, то ему следовало представить рекомендации от трех уважаемых особ, удостоверявших его благочестие и незапятнанность репутации. В том случае, когда претендентом являлся монах, рекомендательных писем не требовалось. Достаточно было предъявить письменное разрешение своего патриарха на переход в
Шаолинь и пожертвовать какую-нибудь ценную вещь в монастырскую сокровищницу. Чем влиятельнее были люди, давшее рекомендации, и чем дороже подарки, тем благосклоннее относились к новичку. Но ведь ошибаться могут и святые. Поэтому от прохождения через систему тестов, придуманную Мэном, не освобождался никто.
Поступающий получал записку с повелением в указанный день прибыть до восхода солнца к первым воротам Шаолиня. Здесь надо было ждать до тех пор, пока не пустят. Время ожидания колебалось от одного дня до недели. Самые нетерпеливые не выдерживали и уходили, а остальных впускали. Возле ворот им подавали странный обед. Он состоял из очень черствой лепешки и горячего супа. Суп был налит в котел, но плошки, которые вручали испытуемым, были с отбитым дном. Стоило только кому-нибудь спросить, как же из нее есть, и его тотчас отправляли домой. Подобные вопросы свидетельствовали о недостатке сообразительности. А решение было простым: использовать лепешку вместо дна и съесть ее потом, когда она размякнет от супа.
После трапезы наступал черед следующего испытания. Оно заключалось в том, что надо было самостоятельно добраться до входа в сам монастырь. Задача осложнялась тем, что сразу за нижними воротами тропинка разветвлялась на несколько совершенно одинаковых путей. Но к цели вела лишь одна. Какая именно? Стоило оступиться, и рухнешь в 60-метровую пропасть. Сами монахи поднимались вверх кратчайшей дорогой, проходившей под водопадом. Но те, кто стремился вступить в их ряды, об этом даже не подозревали. Но и после выбора правильного пути новичка поджидали еще не менее 10—15 суровых испытаний. Наконец, наступал момент, когда наиболее терпеливых приглашали войти. Кандидатам поручали самую малоприятную работу, проверяли на настойчивость, скромность и честность. Последним вступительным экзаменом служила беседа с патриархом, и, если поступающий соблюдал этикет, и производил благоприятное впечатление, то кандидата принимали в монастырь, предварительно обрив голову.
Во время церемонии посвящения в монахи новичок давал клятву душой и телом служить монастырю и оставаться верным ему до самой смерти. В знак полного разрыва с прежней жизнью он получал новое имя. За пределы монастыря он мог выйти, только сдав и выдержав выпускной экзамен, который, как гласят придания, был во много раз труднее, чем вступительный. Считалось, что для подготовки к экзамену необходимо не менее 15 лет усердных тренировок и полное овладение искусством ведения поединка. Тренировки почти 12 ч в день. Каждое утро начинается подъем в 5 утра, бесконечный бег по кругу в школьном дворе, медленные движения тайцзицюань, а потом удары, стойки и еще раз удары. Новички доводили до совершенства основные стойки и приемы. Полагали, что стойки необходимо осваивать не менее 3 лет, как и правильный способ сжимания кулака или постановки стоп на землю. А раньше трудовой день начинался в полночь. Под звуки труб, возвещавших полночь, послушники вставали и отправлялись на молитву. Спали голыми, несмотря на холод. Служба длилась час, затем все расходились по комнатам и спали до 4 ч. Новая служба начиналась в 4.15, а в 5 ч был первый завтрак. Затем проводилась двухчасовая медитация, независимо от времени года. Во время медитации полагалось сидеть неподвижно, несмотря на то, что клонило в сон или беспокоили мысли о холоде. Провинившихся наказывали бамбуковыми палками (били по каждому плечу) находившиеся здесь же настав-
ники. После медитации приступали к занятиям знаменитой буддийской гимнастикой, состоящей из основных «золотых» поз. После гимнастики переходили к водным процедурам. Затем приступали к занятиям. Занимались изучением религии и законов. Сначала шел теоретический курс, где рассматривались все тонкости искусства, позволяющие побеждать холод и жар, боль и усталость. Выявлялся подлинный смысл буддийского учения.
Исторически шаолиньские монахи делятся на две категории: первая — «хэшан» — буддийские монахи, живущие в монастыре, но не имеющие отношения кушу. Вторая категория — «усэн» — монахи-воители, которые исторически составляли костяк охраны монастыря и в действительности занимались боевыми искусствами. Монахами Шаолиньского монастыря (сами они называют себя «Чуцзя жэнь» — ушедшие из семьи) считаются только те, кто принял постриг и живет в нем, соблюдая заповеди17.
Монахи монастыря Шаолинь демонстрируют стили: Жабы, Орла, Тигра, Богомола, Обезьяны. Монахи черпают свои силы из способности контролировать энергию своего тела, которую они называют цигун. Выйдя из стен Шаолиня, они распространились по всему Китаю, а затем проникли в близлежащие страны.
Рекорды шаолинцев поразительны. О своих физических возможностях мастер Цзяо Лао отвечал так: «Сложенные пальцы могут проникнуть в желудок коровы, ребро ладони может отсечь корове голову, кулак способен пробить грудь тигра. Если вы не верите, попробуйте, пожалуйста, на моем животе». Маловеры убеждались, нанося Цзяо Лао удары любой силы деревянными палками, каменными дубинками, металлическими прутьями, что мастер казался неуязвимым. Ему связали ноги и пытались повалить или сдвинуть, — тщетно.
Настоятель Хуэнен любил проделывать упражнение «алмазный палец»: выходил в стойку на одном указательном пальце правой руки, с поднятыми и вытянутыми кверху ногами. Однажды он переутомился от этого упражнения, простояв так минут двадцать; слег и уже не встал. Правда, тогда ему было уже за 90.
Одна из летописей рассказывает, какие «экзамены» сдавал по окончании многолетних тренировок шэньбин. Ему надлежало пройти длинным коридором, где каждая половица была соединена приводом со специальным движущимся манекеном. Манекены выскакивали перед монахом, размахивая мечами, топорами, ядрами на цепях; сверху падали колья и бревна, валились камни, под ногами разверзались провалы. В конце страшного пути стояла раскаленная чаша, которую следовало обхватить и поднять предплечьями. У тех, кто достигал этого места и поднимал чашу, с нее навсегда отпечатывались на руках клейма: тигр и дракон.
Невероятные рекорды и сегодня достигаются в монастыре. В присутствии зрителей, фото- и видеокамер отдельные монахи способны голыми руками
Послушников С. Таинственный монах. Кто вы, доктор Маслов? // Черный пояс. 1999. № 2-3 (5-6).
дробить каменные глыбы, ломать деревянные балки, пробивать кирпичную стену. Кончиками пальцев они сдирают кору с деревьев или выдергивают гвозди, глубоко вбитые в доску. Ломают о голову кирпичи, вонзают в горло наконечники копий, в живот — острые заточки... ни крови, ни страданий, спокойные улыбки на лицах! Любопытные не видят «кухни», многолетней подготовки к ошеломляющим чудесам: самобичевания, бега вокруг обители с мешками песка, привязанными к ногам... Невидят, как много лет подряд монах, например, закаляет пальцы. Сначала он тычет ими в мешок с рисом. Потом рис заменяют песком. Пальцы роговеют, кожа на них шелушится и заменяется новой, и так несколько раз; а монах знай себе долбит мешок... Песок сменяется железными опилками, щебнем. Неудивительно, что однажды свехтерпеливый ученик обретает «алмазный палец» или одним тычком проламывает плиту.
Сегодня арсенал монастырского шаолиньского ушу, накопившийся за 1,5 тыс. лет, включает более 3 тыс. различных приемов, около 700 комплексов, но большинство монахов владеют не более 20 короткими комплексами, основное время уделяя отработке специальных упражнений «внутреннего ис-кусства».
В XX веке он приобрел всемирную славу Мекки боевых искусств. Но, кроме того, он является крупным просветительским центром, где десятки тысяч юношей и детей постигают основы буддизма и предаются молитвам. Основу воспитания шаолиньского монаха до сегодняшнего дня составляют четыре классических дисциплины — буддизм, ушу, медицина и «гражданские науки». В Шаолине существует удивительный психологический климат: как и в древности, отношения учителя и молодых послушников воспроизводят семейные связи, мастера здесь — отцы-наставники.
Шаолинь
Сегодняшний Шаолинь — мощное коммерческое предприятие, где немногое напоминает о поисках нирваны и блаженной умиротворенности.
Художественный коллектив «Шаолиньские монахи», в составе которого 180 человек, ездит по миру с представлениями, убеждающими зрителей в том, что экранные боевые искусства — ничто по сравнению с тем, на что способны вооруженные истинной верой буддисты.
Сегодня он считается национальным достоянием Китая, его посещают более 2 млн туристов в год. В настоящее время в монастыре проживает около 80 монахов, которые занимаются развитием Чань Буддизма и медитируют, и около 30 монахов-воинов, которые занимаются боевыми искусствами. Правительство Китайской Народной Республики основало при монастыре Государственную Академию Кунфу, в которой постоянно занимаются боевыми искусствами более 1 200 молодых людей. Окончание этой элитной школы открывает им двери для работы в качестве преподавателей Кунфу. В частных школах при Академии пытаются освоить искусство Кунфу еще более 6 тыс. человек, среди которых есть много гостей из-за границы.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1020;