Выход из монашества
В (почти) любой момент по требованию аббат проводит церемонию выхода из монашества. Все это занимает 10 мин, во время которых вы меняете робы на обычную белую одежду (в Таиланде белый цвет считается «храмовым»). Аббат снимает с вас 227 правил и оставляет всего 5 для мирян (не убей, не укради и т.д.) Можно до трех раз становиться монахом (хотя эта цифра официально нигде не зафиксирована). Во времена Будды в монахи уходили на всю жизнь. Тогда вместо инициации монаха Будда просто говорил эхипассико, т.е. «приди и увидь». Сокращено по источнику: Андреев А. Монашество (http://andrejev.tripod.com)
ководством старейшего. Полуотшельническая система монашества встречается также в кельтском христианстве. Крупными центрами полуотшельнической жизни в Египте были Нитрия и Скит, откуда к концу IV в. вышло много выдающихся монахов: Аммон, основатель Нитрийского монастыря, Макарий Египетский и Макарий Александрийский, Евагрий Понтийский, Арсений Великий.
Свято-Климентовский пещерный монастырь в Инкермане
Первоначальное монашество в христианстве (III—IV вв.) выражало себя в форме анахоретства, или отшельничества. Колыбелью восточного монашества считается коптская церковь в Египте. Копты (православные египтяне) одними из первых приняли христианство и создали институт монашества (III в.). ВIVв. святым Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри и затем общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру. При общем упадке религиозно-нравственной жизни на Востоке в IV в. монашество явилось той средой, которая сохраняла истинную веру и служила центром притяжения для интеллектуальной молодежи. К уединенной жизни людей тянули жизненные горести, глубокое раскаяние, стремление уйти от развращающей роскоши к простоте и аскетизму или освободиться от рабства.
Так, знаменитый пустынник Моисей Мурин(Мавр) был когда-то невольником, затем бежал от своего хозяина и стал предводителем разбойничьей шайки. После того как его кровавая слава уже гремела по окрестностям, Моисей внезапно уверовал в Господа, удалился в монастырь и посвятил остаток своей жизни подвигам аскетизма и покаяния. Основателем отшельнического монашества считается св. Антоний Египетский, которого церковная традиция именует также Антонием Великим(ок. 250—356). Продав имение и раздав деньги нищим, Антоний покинул город и поселился в пустой гробнице, в отдаленной местности, где стал проводить дни в молитве, посте и размышлениях. Слава о необыкновенном отшельнике стала распространяться по всему Египту. К нему стекались тысячи люди всех сословий и званий, появились ученики и последователи, стало формироваться мона-
шеское движение. По заведенному порядку подвижники, под руководством опытного наставника, жили уединенной жизнью в отдельных хижинах или пещерах. Такие общины подвижников, как повествует о. А. Мень7, назывались лаврами.
К другим основателям христианского монашества относят Пахомия Великого(ок. 290-346) и Макария Великого(300-380). Основателем общежительного монашества является Пахомий: вдохновленный подвигами египетских подвижников, он учредил монашескую общину-монастырь, где иноки жили бы вместе, проводя свои дни в молитве и труде; объединенными усилиями могли бы противостоять грабителям, духовно поддерживать друг
друга, организовать эффективное хозяйство. Вскоре Пахомий основал еще несколько монастырей, в том числе первый женский монастырь. Он первым ввел строгий устав монашеской жизни, по которому монахи обязаны были следовать определенным правилам относительно одежды, пищи и сна; им запрещалось покидать монастырь, а для того чтобы обособить монахов от внешнего мира, жилища-кельи огородили высоким забором. Монахи возделывали землю, работали в кузницах, на мельницах, плотничали, плели корзины и др. В обязанность монахам вменялось проводить дни в труде и молитве, читать книги духовного содержания. Как считает о. А. Мень8, именно это обстоятельство сыграло в дальнейшем огромную роль в деле сохранения монашеством культурного наследия. При Пахомий молитвенная жизнь монахов стала подчиняться четкому распорядку: богослужение проходило дважды в сутки, в первый и последний дни недели совершалась литургия, монахи стали причащаться. Средства на жизнь они добывали самостоятельно. Монахам не дозволялось иметь ничего собственного; пищу и одежду они получали из общих средств монастыря. Таким образом, Пахомий ввел в монашескую жизнь твердый принцип, получивший в русской традиции название нестяжательства. Даже годичное испытание для желающих вступить в общину не остановило притока желающих, и потому число монахов в основанных Пахомием монастырях достигло 7 тыс. человек.
Макарий Великий, в прошлом деревенский пастух, первым теоретически обосновал духовные преимущества монашеского образа жизни. Его сочинения, написанные ясным и доходчивым языком, были преисполнены высочайшей мудрости и послужили фундаментом христианского понимания аскетизма. Его ученик Иларион перенес идеи и практику монашества на свою родину Палестину, откуда они распространились по всему Ближнему Востоку. С IV в. начинается победное шествие христианства с Востока на Запад, в страны Европы, а вместе с ним распространение монашеского движения. Монахи прославились на весь мир не только как поборники высших духовных цен-
МеньА. История религии. М., 1991. 8 Там же.
Б69
ностей, защитники сирых и обиженных, ученые и просветители, но также как бесстрашные воины и рачительные хозяйственники. Служение Богу как основное занятие монахов иногда принимало крайние формы: суровые лишения и истязания, почти полный отказ от пищи, ношение тяжелых цепей-вериг, отдание себя на съедение гнусу и комару и т.д.
Известный святой, аскет Симеон Столпник несколько месяцев жил закопанный по шею в землю, а потом провел более 35 лет на верхушке 18-метровой колонны. Отшельник Аммон прославился тем, что никогда не раздевался и не мылся. В Нитрии и Скее (Египет) самые строгие отшельники жили в уединении в кельях, расположенных так, чтобы их обитатели не могли ни видеть, ни слышать друг друга. Как отмечает о. А. Мень, абсолютизация принципов аскетизма, доведение их до крайности, наносит вред не только личному здоровью, но и общественному служению, поскольку христианство учит гармонии плоти и духа, очищению сердца, а не умерщвлению тела. Не случайно крайний аскетизм часто приводил к зарождению христианского фанатизма. Хотя западное монашество поначалу строилось по образу и подобию восточного монашества, вскоре оно стало существенно отличаться от него. Холодный климат Европы, особенно северных ее регионов, в частности Ирландии, прославившейся своим монашеством, вынуждал монахов в гораздо большей степени заботиться о жилище и запасах еды на зиму. В итоге западное монашество стало развиваться по более практичному пути, без крайностей аскетизма, присущего Востоку9.
Большую роль, чем на Востоке, здесь стало играть принятие священством всех уровней монашеского пострига, вследствие чего литургическая жизнь, церковное служение стали ключевым моментом в организации внутримонастырской жизни. Запад впервые познакомился с восточным монашеством при посредстве св. Афанасия Великого, епископа Александрийского, вынужденного бежать в Рим в 339 г. Годом позже Евсевий, епископ Верцеллы в Северной Италии, предписал духовенству своего собора вести киновийный образ жизни, впервые объединив статус клирика с монашеским статусом.
Пионерами распространения монашества в Западной Европе считаются кельтские (ирландские) христиане. Древние жития святых свидетельствуют о стремительном росте монашества перед эпидемией чумы в конце 40-х гг. VI в. В Уэльсе, Ирландии, Нормандии, Бельгии, Бретани возникли сотни новых монастырей. В 590-х гг. святой Колумбан принес идеалы кельтского монашества в Бургундию, где они получили широкое развитие в 640-х гг. Кельты следовали египетской модели, где каждый монах жил отдельно. Первостепенным делом там была молитва, а не общественное служение или образование. Из древнейших монашеских правил (типиков) сохранились типик Эйльба и св. Колумбана, написанный для основанных им монастырей на континенте в начале VII в. Из них можно узнать о частых бдениях, о молитве, которая творилась всю ночь, стоя в море или реке, возможно для того, чтобы сохранить состояние бодрствования. При этом живущие так монахи часто происходили из знатных родов, могли быть даже наследниками трона10.
9 Мень А. История религии. М., 1991.
10 Из истории Православной церкви в Британии и Ирландии: от истоков до XI века (http://users.west-
call.com).
Распространению монашества на Западе способствовали своей деятельностью и идеями также Иоанн Кассиан, блж. Иероним, Амвросий Меди-оланский и блж. Августин. Иоанн Кассиан(ок. 360—435) приспособил устав восточного монашества к западноевропейским условиям и создал новый свод правил, который вплоть до IX в. выполнял такую же важную функцию, какую играли в восточном монашестве установления Василия Великого и св. Пахомия. На Западе, как и на Востоке, были возможны два типа монашества: анахоретское (отшельническое) и киновийное (монастырское). Однако наибольшую популярность приобрел второй тип — монастырский. Монахи Италии, Франции, Ирландии, Германии и т.д. не замыкались на созерцании и уединенной молитве, но вели широкую просветительскую и миссионерскую деятельность среди языческого населения. Мартин Турский(ок. 335—397) создал во Франции епархиально-при-ходскую систему, которая распространилась по всей Европе и особенно эффективной оказалась в сельской местности. Амвросий Медиоланский(340—397), один из четырех западных отцов Церкви, приобрел славу как теолог и церковный деятель, способствовал становлению церковной организации монашества в Италии.
Наставления святого Бенедикта
Августин Блаженный(354—430), величайший христанский мыслитель и философ, раздав свое имущество бедным, проведя долгое время в уединении, основал первый в латинской Африке монастырь и активно проповедовал монашеский образ жизни. Заложенные ими принципы до сих пор почитаются христианскими монахами: обет девства, безбрачной жизни, нестяжательное™, послушания, избежания греха, изъявления благодарных чувств к Богу, возбуждения души к благочестию, обещания поста, молитвы, ежедневного самоиспытания своей совести, подаяния милостыни, пожертвования в церковь и др. Однако все эти служения не являются целью или смыслом монашеского призвания как такового. Монах может и не исполнять конкретного служения в Церкви, как например: священнического, пастырского, учительского, ухода за больными или помощи бедным. Он поступает
в монастырь только для того, чтобы каяться в своих грехах, служить Богу и спасать свою душу согласно с учением монашеского аскетизма.
Основателем католического монашеского ордена и монастырей бенедиктинцев считается Бенедикт Нурсийский, который для основанного им монастыря в Монтекассино создал первый в Западной Европе монастырский устав, состоявший из 73 статей и регулировавший жизнь монахов. Святой Бенедикт,умерший примерно в 550—560 гг., оставил два своих главных творения: монастырь и книгу — Монтекассино и «Устав для монахов». Как он и предсказывал, монастырь был уничтожен ломбардами и покинут монахами четверть века спустя, около 580 г. Оставался «Устав», и именно это маленькое произведение, вместе с «Диалогами» Григория Великого, будет широко распространяться по всей Европе. Следуя ему, в VIIIв. будет производиться реставрация Монтекассино, а в IX в. оно будет принято всеми западными монастырями.
Монастыри оказали огромное влияние на жизнь Православной Церкви. В X в. центром монашеского подвижничества на Востоке становится Афон. Сложившийся там в X столетии, при преп. Афанасии, строй жизни сохраняется без существенных перемен и сегодня. Афонские монастыри ныне расположены на территории Греции, но, как и в самом начале своей истории, Афон находится в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Насельники Афонских монастырей принадлежат к разным национальностям; как в древности, так и теперь там преобладают греки; в XIX в. большинство монахов составляли выходцы из России. Среди афонских монастырей есть обители общежительные (киновии) и особожительские (идио-ритмические).
Православное монашество не знает подразделения на «ордены». На Западе монах принадлежит к картузианскому, цистерцианскому или другому ордену. На Востоке он просто является членом одного великого братства всех монахов и монахинь, хотя, разумеется, приписан к определенной обители.
В целом восточное монашество было гораздо менее деятельным, чем западное. В православии главное дело монаха — молитва: именно молитвой он служит ближним. Важно не столько то, что монах делает, сколько то, каков он есть. С самого начала монашеская жизнь и на востоке, и на западе рассматривалась как возможное призвание не только для мужчин, но и для женщин; на территориях, входивших в область византийского влияния, существовало множество общин монахинь.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 830;