Архитектура всероссийской сельскохозяйственной и кустарнопромышленной выставки 1923 года в москве
Выставка была открыта 19 августа 1923 года. Основанием для строительства, проведения выставки послужил декрет ВЦИК «О Всероссийской сельскохозяйственной выставке» (от 15 декабря 1922 г.). Местом для её проведения послужили Воробьёвы горы, территория, на которой сегодня располагаются Парк им. Горького и Нескучный сад.
Главный архитектор — А. В. Щусев
Помощник главного архитектора — В. К. Олтражевский
Техническое руководство, проектирование конструкций и строительство — А. В. Кузнецов
Разработка генплана — И. В. Жолтовский
Председатель научно-технического совета — В. И. Ковалевский
Проектирование павильонов и оформление выставки:
К. С. Мельников — Павильон «Махорка»
И. А. Голосов — павильон Дальнего востока
А. К. Буров — стадион
И. Е. Бондаренко — павильон Деткомиссии ВЦИК
И. В. Жолтовский — павильон «Машиностроение», входная триумфальная арка
А. А. Экстер и В. И. Мухина — павильон газеты «Известия»
В. А. Щуко — «Иностранный» отдел, административно-выставочный павильон, кафе и мост через улицу, объединявший отдел с остальной территорией выставки.
Ф. О. Шехтель — павильон Туркестана
Н. А. Андреев, И. Д. Шадр, И. С. Ефимов, С. Т. Конёнков — скульптуры, оформление Выставки.
Площадь выставки — около 100 га.
Количество построек — 255 (включая вспомогательные сооружения)
Продолжительность проектирования и строительства — 10 месяцев (рекордные для того времени сроки)
Кол-во посетителей — более 1,5 млн.
Кол-во участвовавших иностранных фирм — более 600
На проектирование генерального плана выставки был объявлен открытый конкурс, однако ни один из двадцати семи представленных проектов жюри не удовлетворил. И. В. Жолтовский опоздал с подачей проекта, однако именно его проект был признан жюри наиболее удовлетворяющим условиям объявленного конкурса. Кроме генерального плана, Жолтовскому также было поручено проектирование целого ряда выставочных павильонов и сооружений выставки
Основная архитектурно-планировочная идея генерального плана выставки, предложенная Жолтовским, заключалась в создании большого партера, в центре которого первоначально предполагалось соорудить фонтан с символической скульптурой пробуждающейся России. К фонтану и скульптуре обращались отдельные павильоны. Однако фонтан построен не был и ведущей темой в композиции выставки стала река
На Выставке впервые были применены приёмы русского архитектурного авангарда, воплощённого впоследствии в различных капитальных постройках. Одним из самых новаторских на выставке был Павильон «Махорка» построенный по проекту К. С. Мельникова. Тонкий стилист В. А. Щуко, приглашённый из Петрограда для строительства на Выставке ряда павильонов Иностранного отдела, увидев завершающуюся «Махорку», приостановил работу и начал перерабатывать фасады своих построек
Архитектурные решения, опробованные здесь, по сей день находят применения в различных сооружениях по всему миру. Большинство строений были деревянными, 1-3 каменными, и одно, единственное сохранившееся было выполнено в монолитном железобетоне. Павильон "машиностроение" Жолтовского находится сейчас в очень плачевном состоянии, поднимался вопрос о его реконструкции. В современной планировочной структуре парка также сохранились некоторые фрагменты планировки выставки.
Упоминания о выставке можно найти в различной художественной литературе, в том числе в одном из рассказов М. А. Булгакова. В архиве ВДНХ (ВВЦ) сохранился фотоальбом, посвящённый выставке.
Несмотря на большую известность, которую выставка получила как в России, так и за её пределами, упоминаний о ней в литературе и Интернете очень мало. За рубежом она известна в основном благодаря произведениям искусства в стиле русский авангард: плакатам, живописи, графике.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 1297;