Аснова. Архитектурное течение – рационализм
Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА) (Н. А. Ладовский, К. С. Мельников, А. М. Рухлядев, А. М. Родченко)- первая в послереволюционной России организация архитекторов-новаторов, основанная в 1923 г. в Москве. Целью Ассоциации была разработка нового формально-художественного языка архитектуры, новых методов архитектурного образования. Ассоциация была тесно связана с архитектурным факультетом Вхутемаса, ее члены (Н.В.Докучаев, В.Ф.Кринский и др.) организовали там специальное отделение, на котором преподавание велось по новой методике. Члены А. занимались проблемами создания художественно-выразительной, эмоционально-насыщенной и ритмически острой архитектурной формы на основе новейших строительных материалов и конструкций, с учётом объективных психофизиологических закономерностей восприятия человеком объёма, пространства и цвета. Члены А. выдвигали идею создания качественно новой архитектуры на базе синтеза пластических искусств (в архитектуру вводятся новая эмблематика, революционные лозунги и т. д., выполненные средствами скульптуры, живописи и декоративных искусств) на основе новейших строительных материалов и конструкций с учетом психофизиологических закономерностей восприятия объема, пространства, цвета. Кроме того, члены АСНОВА выступали в печати по различным вопросам архитектуры, а также подготовили издание "Архитектура Вхутемаса" (М., 1927). В 1926 г. Ассоциация выпустила "Известия АСНОВА". В начале 1930-х гг. коллективные творческие бригады Ассоциации активно участвовали в архитектурных конкурсах: проекты Дворца искусств, Дворца Советов для Москвы (1931); Театра массового действа для Харькова (1931) и др. Возглавлял Ассоциацию Н.А.Ладовский. В 1928 г. он вышел из АСНОВА и учредил Объединение архитекторов-урабнистов (АРУ), куда вошли и многие члены Ассоциации. Обе организации были ликвидированы в 1932 г.
Рационали́зм — авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е — начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.
Рационализм известен (и реализован) гораздо хуже, чем современный ему конструктивизм, однако это не делает это направление менее интересным.
Основоположник стиля в России был Красовский, Аполлинарий Каэтанович.
В сфере архитектуры все будущие рационалисты прошли через неоклассику высокого художественного уровня (школа Ивана Жолтовского). Многие рационалисты были неплохими художниками и графиками, причём самых разных направлений — от стилистики «Мира искусства» до кубизма.
В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние.
Так, творческий лидер рационализма Н. Ладовский не отрицал полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания.
Кроме того, главным пунктом в творческой программе рационализма было понятие «пространство». Н. Ладовский писал: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством». Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве.
В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которую можно назвать первым публичным выступлением сторонников аванграда (их работы были явным образом противопоставлены неоклассике). Проекты Ладовского сделали его невероятно популярным в творческой среде.
В 1921—1922 годах велась работа по формированию творческой концепции рационализма. (Заметим, что конструктивизм в те годы ещё не оформился).
Н. Ладовский — творческий лидер рационализма. Создал Обмас(при ВХУТЕМАСе)
АСНОВА — творческая организация рационалистов
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 2518;