МОНАШЕСТВОИМОНАСТЫРИ
Монашество представляет собой один из важнейших религиозных агентов наряду с духовенством и жречеством. Его функция состоит не в общении с верующими, не в организации их действий по направлению к истинной вере, а в отмаливании грехов верующих перед Богом. Монахи, изолировавшие себя от общества специально для того, чтобы сосредоточиться на молитве и заступничестве перед Богом, чтобы в таком уединении молитва лучше дошла по адресу, выполняют ответственную функцию духовных просителей от имени простого народа. Монашество представляет помимо прочего особый образ жизни и систему ценностей, отличных от тех, что известны в повседневной жизни простых людей. Монастыри—убежище для уединившихся монахов, представляют собой разносторонний социальный комплекс. С древнейших времен монастыри находились на самообеспечении и вели весьма эффективную хозяйственную деятельность. Кроме того, они являлись школами, университетами и библиотеками, выполняя серьезную просветительскую функцию. Наконец, они оказывали социальную помощь нуждающимся, поправляя их здоровье, обеспечивая им приют, оказывая милосердие. Иными словами, монастыри стали крупнейшими в истории институтами социального призрения.
ФУНКЦИИ МОНАШЕСТВА
Подавляющее большинство людей из обитающих на нашей планете 6 млрд землян выполняет только социальные функции: трудятся на производстве или занимаются обслуживанием, обзаводятся семьями и растят детей, помогают родственникам или развлекаются. И только незначительная — по сравнению с этим человеческим массивом — социальная группа все свое время посвящает служению Богу. В большинстве мировых религий монахи радеют о спасении человечества и составляют особую корпорацию людей, которую именуют монашеством.
Монашество (от греческого monachos — живущий в одиночестве, уединенно) — это особый тип социальной общности в ряде мировых религий, объединение верующих (группа, община, братство), принявших обет нестяжания (отказ от собственности), послушания (абсолютное повиновение уставу), целомуд-
рия (безбрачие), исполняющих волю своих духовных руководителей, отказавшихся от старого имени. Слово «монах» (uouaxoQ означает уединенный. На православном Востоке монахи называются по-другому — калугерами (добрыми старцами). По-русски монашество называется иночеством.Это слово происходит от корня «ино(й)» и суффикса «чество», который добавляется к существительным, призванным характеризовать какое-либо общественное явление, традицию или обряд, чин или ранг. Иное, возведенное в ранг или степень, означает уход от старого, удаление от привычного мира. Иночество так и понимается: удаленный от соблазнов мира образ жизни христианина.
В западноевропейском обществе эпохи Средневековья было три сословия: духовенство, дворянство и крестьянство. Каждое из них выполняло свои социальные функции и занимало подобающее место в обществе. Высшим авторитетом пользовалось духовенство, отвечающее за религиозное единство общества, среди которого самое почетное место отводилось монахам. В феодальном обществе именно в духовенстве видели главное сословие, так же как в церкви — самый важный институт. Монашество считалось идеальной формой жизни, а монахи пользовались привилегированным положением. Главный герой Средневековья — монах или святой. Они очищали общество от нравственно скверны и духовной нечистоплотности, которые в V— XVI вв. представляли не меньшую угрозу, чем сегодня.
Если духовенство (священники, пасторы, раввины) — это категория религиозных служащих, получивших специальное образование и все время пребывающих в миру ради общения с верующими, то монашество живет замкнуто, общаясь с простыми верующими только для исполнения религиз-ных ритуалов. Монашеский подвиг является для них призванием, а не родом занятий. Если говорить о монашестве как сфере занятий, то на них возложена такая работа, которую не могут осуществлять ни рядовые верующие, ни даже священники за неимением времени или наклонностей.
Монахи берут на себя множество социальных обязанностей, в том числе отказ от имущества; воздержание (обязательно безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; прикрепление к монастырю, подчинение его уставу. Повседневная жизнь монахов обретает свое истинное значение лишь в молитве и богослужении. На протяжении дня она организована и упорядочена только в единстве с ними, из служб и молитв вытекает и все остальное. К тому же мир монашества, обширный, разнообразный и сложный, не ограничивается одними монахами. Это и уставные каноники и ере-миты; затворники и нищенствующие монахи; госпитальеры — монахи-воины по своему призванию; члены активных или покаянных братств на периферии крупных орденов, а иногда и на периферии Церкви, на грани ереси. Сюда же относятся специальные учреждения, лепрозории и странноприимные дома, созданные при монастырях и пронизанные монастырским духом'. Об истории, социальной структуре и составе монашеских орденов, их культурной, политической, экономической, благотворительной и миссионерской деятельности, о каждой отдельной черте их жизни, будь то монашеская одежда, аскеза или представление о духовности, пища, литургия или управление монастырем, тонзура, кровопускание, монашеское призвание, нови-циат, за прошедшие века написаны тысячи научных трудов.
1 См.: Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XV вв. М., 2002.
Монашество зародилось в буддизме в середине I тысячелетия до н.э.; в 111—IV вв. н.э. появилось в христианстве (оно отсутствует в протестантизме). Иногда (не вполне правомерно) к монашеству причисляют мусульманских дервишей.
Монашество — это особый образ жизни и своя система ценностей, отличные от повседневной жизни простых людей
Монашеская жизнь как особый институт впервые возникла в IV в. в Египте, Палестине, Сирии, Малой Азии, откуда быстро распространилась по всему миру. Распространению отшельнического образа жизни во многом способствовали климатические условия в Египте. Сухой теплый воздух, большое количество пещер в горах, богатые рыбой воды Нила и плодовые деревья позволяли отшельникам без труда добывать себе пищу и целиком отдаваться молитвенному созерцанию. Основателем монашества считается св. Антоний Египетский, которого церковная традиция именует также Антонием Великим.
Развитие монашества началось сразу же после обращения в христианство византийского императора Константина, прекратившего гонения и легализовавшего христианство. В IV веке монашество широко распространяется в Римской империи. Тогда же появляются и первые женские монашеские общины. В том же веке монашество распространяется и на западе империи: вначале на Британских островах.
Византию не без основания называли «образом небесного Иерусалима». Религия пронизывала жизнь византийцев во всех ее аспектах: византийские праздники были праздниками религиозными, состязания в цирке начинались с пения церковных гимнов, а торговые сделки заключались призыванием имени Троицы и запечатлевались крестным знамением. Григорий Нисский так описывает нескончаемые богословские дискуссии в Константинополе во время Второго Вселенского собора:
«Они заполонили весь город: парки, рынки, перекрестки, аллеи. Люди в потрепанной одежде, менялы, торговцы снедью — все были заняты спорами. Если вы просите вернуть вам сдачу, вам отвечают философскими рассуждениями о рожденном и нерожденном; если поинтересуетесь ценой буханки хлеба, услышите, что Отец больше Сына, а если спросите, приготовлена ли ванна, слуга ответит, что Сын был сотворен из ничего»2.
Страсти разгорались нешуточные, порой отцы прибегали к сомнительным средствам аргументации: так, Кирилл Александрийский в борьбе против Не-стория беззастенчиво подкупал двор и терроризировал население Эфеса вооруженными отрядами монахов. Но к невоздержности в методах Кирилла побуждало всепоглощающее желание отстоять правое дело, а ожесточенные споры среди христиан распалялись ревностью о христианской вере3.
В христианстве между священниками и монахами четких границ не проводится, а потому многие из его представителей совмещают то и другое. В католицизме различают два типа священников —регулярные и секулярные. Первые придерживаются строгих правил (по-латински — regula) и являются членами религиозного (монашеского) ордена. Вторые не принадлежат ни к какому ордену и служат в храме. Само слово «секулярный» указывает на их светский характер, т.е. не монашеский. Члены монашеских орденов называют друг друга братьями, они не являются священниками и не руководят паствой. Слово «орден» указывает на то, что монахи придерживаются строгой дисциплины и порядка {order— порядок, дисциплина).
В России не было монашеских орденов, поэтому здесь утвердились другие названия, характеризующие то же самое или похожее на него явление. Все монастыри — в зависимости от типа организации и общественной направленности — подразделяются на светские (мирские), где нет изнуряющего аскетизма и жесткой дисциплины, и уставные, придерживающиеся первохристи-анских принципов, строго устава и самодисциплины духа. Мирские монастыри строились при содействии городского или сельского общества. Монастырь был нужен городу или сельскому округу, чтобы было где постричься в старости и при смерти, и «устроить душу» посмертным помилованием. Высший иерарх, митрополит или епископ, строил монастырь, чтобы отдыхать там от пастырских трудов и успокоиться по оставлении паствы. Люди, искавшие под старость в мирском монастыре покоя от мирских забот, не могли исполнять строгих, деятельных правил иноческого устава.
Владетельный князь украшал обителями свой стольный город, свое княжество, чтобы создать «прибежище» для окрестных обывателей и вместе с тем иметь постоянных богомольцев за себя с семьей, за своих родителей, иногда руководствуясь при этом и особенными побуждениями исполнить данный обет или ознаменовать память о каком-либо событии своего княжения. Построив церковь и кельи, и собрав братию, основатель обеспечивал содержание своей обители недвижимыми имениями или средствами для их приобретения. Казна такого монастыря составлялась преимущественно из вкладов за пострижение и помин души.
2 Цит. по: Епископ Калист Диоклиискии (Уэр). Православная Церковь. Библейско-богословский ин
ститут ап. Андрея. М., 2001. С. 25.
3 Там же. С. 24-28.
Б58
Братия, которую набирали в мирские монастыри для церковной службы, имела значение наемных богомольцев и получала жалование из монастырской казны, а для вкладчиков монастырь служил богадельней, в которой они своими вкладами покупали право на пожизненное «прекормление и покой». В зависимости от помощи, оказываемой государством, в России выделялись штатные и внештатные монастыри. Первые содержались целиком или преимущественно на субсидии государства, вторые находились на «хозрасчете» и самофинансировании.
В индуизме между священниками и монахами проведена более ясная граница. Лишь небольшая часть избранных индийцев по рождению принадлежит к касте брахманов, которые только и обладают правом проводить религиозные ритуалы. Такая привилегия предписана с самого рождения всем мальчикам, родившимся в высшей касте (а всего их в Индии четыре). Напротив, монахи не имеют права осуществлять религиозные ритуалы. И если брахман становится монахом, он моментально теряет право проводить индуистские ритуалы, т.е. быть священником.
В литературе можно встретить самые разные интерпретации института монашества, в том числе и такие: монашество — а) стремление вернуться к первоистокам христианства; б) попытка буквально повторить евангелие, власть духа над телом; в) возникая на основе пустынножительства, оно наряду с юродством и странничеством является своего рода духовным подвигом, одним из путей спасения; г) православными верующими оно воспринимается как своеобразная элита церковного круга.
Как особый вид социального института, существующий в человеческой культуре около 3 000 лет, монашество требует не только разрыва старых родственных и социальных связей, прикрепления к монастырю, подчинения его уставу, но и ведения особого образа жизни, принципиально отличающегося от того, какой существует в повседневной, светской реальности. Он связан с особой духовной дисциплиной, минимизацией жизненных потребностей (употреблением спиртных напитков, курением, занятием сексом, развлечениями) и самоограничением, отказом от своего Я во имя Бога, регулярным участием в богослужебных ритуалах, хозяйственной и благотворительной деятельности монастыря. Поскольку монахами никто не рожда-
ется, но ими становятся, как правило, во взрослом возрасте, когда основная социализация завершена, навыки, ценностные ориентации и правила поведения уже сложились, переход из старой жизни в новую, монашескую происходит как кризисный процесс.
Подробная регламентация монастырского устроения принадлежит св. Василию Великому. Он составил 55 пространных и 313 кратких правил для монастырей и монахов. Эти правила и поныне являются законом для монашества. Они сводятся к неукоснительному соблюдению монахами трех обетов: послушания старшим, начальствующим с отречением от собственной воли; целомудрия; нестяжательности, с отречением от всякой собственности.
К монашеству люди прибегают после духовных потрясений, случившейся с ними большой беды, кардинальной переоценки всех ценностей, разочарования в существующем обществе и т.п. В результате уход в монастырь превращается в переживание пограничной ситуации, которую философы-экзистенциалисты всегда связывают с какими-то глубокими внутренними потрясениями.
Хотя главный труд и подвиг монахов — постоянная и неустанная молитва, только ею одной жизнь монашества не исчерпывалась. Изобретение вермута и крепкого темного пива, сохранение письменного наследия античности и новации в скотоводстве, открытия в области медицины и агрономии — вот далеко не полный список достижений средневековых монахов. Добавьте к этому увлекательные истории о монашеской «моде» и сложных взаимоотношениях внутри братии, об умерщвлении плоти, паломничествах и наказаниях, застольях и разврате, а также о многом другом, о чем свидетельствует книга Лео Мулена4.
Монашество как социальный институт и монашество как личностный опыт существенно различаются. Так, в организации буддийских и христианских монастырей немало сходства. Тем не менее цели ухода в монахи в том и другом случае очень разные. Христианин уходит от суетной жизни города и становится монахом для того, чтобы освободиться от греха, страстей, неправильного образа жизни и достичь в монастыре — через уединение и непрерывную молитву — истинного понимания Бога, а тем самым лучше узнать самого себя и раскрыть свой духовный потенциал. В буддизме люди становятся монахами для того, чтобы прервать бесконечный цикл реинкарнации — рождений, смерти и перерождений — выйти из бесконечного круга бытия.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 718;