МОНАШЕСТВОИМОНАСТЫРИ

Монашество представляет собой один из важнейших религиозных аген­тов наряду с духовенством и жречеством. Его функция состоит не в об­щении с верующими, не в организации их действий по направлению к истинной вере, а в отмаливании грехов верующих перед Богом. Монахи, изолировавшие себя от общества специально для того, чтобы сосредо­точиться на молитве и заступничестве перед Богом, чтобы в таком уеди­нении молитва лучше дошла по адресу, выполняют ответственную функ­цию духовных просителей от имени простого народа. Монашество пред­ставляет помимо прочего особый образ жизни и систему ценностей, отличных от тех, что известны в повседневной жизни простых людей. Монастыри—убежище для уединившихся монахов, представляют собой разносторонний социальный комплекс. С древнейших времен монастыри находились на самообеспечении и вели весьма эффективную хозяй­ственную деятельность. Кроме того, они являлись школами, универси­тетами и библиотеками, выполняя серьезную просветительскую функ­цию. Наконец, они оказывали социальную помощь нуждающимся, по­правляя их здоровье, обеспечивая им приют, оказывая милосердие. Иными словами, монастыри стали крупнейшими в истории институтами социального призрения.

ФУНКЦИИ МОНАШЕСТВА

Подавляющее большинство людей из обитающих на нашей планете 6 млрд землян выполняет только социальные функции: трудятся на произ­водстве или занимаются обслуживанием, обзаводятся семьями и растят де­тей, помогают родственникам или развлекаются. И только незначитель­ная — по сравнению с этим человеческим массивом — социальная группа все свое время посвящает служению Богу. В большинстве мировых религий монахи радеют о спасении человечества и составляют особую корпорацию людей, которую именуют монашеством.

Монашество (от греческого monachos — живущий в одиночестве, уединен­но) — это особый тип социальной общности в ряде мировых религий, объеди­нение верующих (группа, община, братство), принявших обет нестяжания (от­каз от собственности), послушания (абсолютное повиновение уставу), целомуд-

рия (безбрачие), исполняющих волю своих духовных руководителей, отказав­шихся от старого имени. Слово «монах» (uouaxoQ означает уединенный. На православном Востоке монахи называются по-другому — калугерами (добры­ми старцами). По-русски монашество называется иночеством.Это слово про­исходит от корня «ино(й)» и суффикса «чество», который добавляется к суще­ствительным, призванным характеризовать какое-либо общественное явление, традицию или обряд, чин или ранг. Иное, возведенное в ранг или степень, оз­начает уход от старого, удаление от привычного мира. Иночество так и пони­мается: удаленный от соблазнов мира образ жизни христианина.

В западноевропейском обществе эпохи Средневековья было три сосло­вия: духовенство, дворянство и крестьянство. Каждое из них выполняло свои социальные функции и занимало подобающее место в обществе. Высшим авторитетом пользовалось духовенство, отвечающее за религиозное един­ство общества, среди которого самое почетное место отводилось монахам. В феодальном обществе именно в духовенстве видели главное сословие, так же как в церкви — самый важный институт. Монашество считалось идеаль­ной формой жизни, а монахи пользовались привилегированным положени­ем. Главный герой Средневековья — монах или святой. Они очищали обще­ство от нравственно скверны и духовной нечистоплотности, которые в V— XVI вв. представляли не меньшую угрозу, чем сегодня.

Если духовенство (священники, пасторы, раввины) — это категория ре­лигиозных служащих, получивших специальное образование и все время пребывающих в миру ради общения с верующими, то монашество живет замкнуто, общаясь с простыми верующими только для исполнения религиз-ных ритуалов. Монашеский подвиг является для них призванием, а не ро­дом занятий. Если говорить о монашестве как сфере занятий, то на них воз­ложена такая работа, которую не могут осуществлять ни рядовые верующие, ни даже священники за неимением времени или наклонностей.

Монахи берут на себя множество социальных обязанностей, в том числе отказ от имущества; воздержание (обязательно безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; прикрепление к монастырю, подчине­ние его уставу. Повседневная жизнь монахов обретает свое истинное значе­ние лишь в молитве и богослужении. На протяжении дня она организована и упорядочена только в единстве с ними, из служб и молитв вытекает и все остальное. К тому же мир монашества, обширный, разнообразный и слож­ный, не ограничивается одними монахами. Это и уставные каноники и ере-миты; затворники и нищенствующие монахи; госпитальеры — монахи-во­ины по своему призванию; члены активных или покаянных братств на пе­риферии крупных орденов, а иногда и на периферии Церкви, на грани ереси. Сюда же относятся специальные учреждения, лепрозории и странноприим­ные дома, созданные при монастырях и пронизанные монастырским духом'. Об истории, социальной структуре и составе монашеских орденов, их куль­турной, политической, экономической, благотворительной и миссионер­ской деятельности, о каждой отдельной черте их жизни, будь то монашеская одежда, аскеза или представление о духовности, пища, литургия или управ­ление монастырем, тонзура, кровопускание, монашеское призвание, нови-циат, за прошедшие века написаны тысячи научных трудов.

1 См.: Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XV вв. М., 2002.

Монашество зародилось в буддизме в середине I тысячелетия до н.э.; в 111—IV вв. н.э. появилось в христианстве (оно отсутствует в протестантизме). Иногда (не вполне правомерно) к монашеству причисляют мусульманских дервишей.

Монашество — это особый образ жизни и своя система ценностей, отличные от повседневной жизни простых людей

Монашеская жизнь как особый институт впервые возникла в IV в. в Егип­те, Палестине, Сирии, Малой Азии, откуда быстро распространилась по все­му миру. Распространению отшельнического образа жизни во многом способ­ствовали климатические условия в Египте. Сухой теплый воздух, большое количество пещер в горах, богатые рыбой воды Нила и плодовые деревья по­зволяли отшельникам без труда добывать себе пищу и целиком отдаваться молитвенному созерцанию. Основателем монашества считается св. Антоний Египетский, которого церковная традиция именует также Антонием Великим.

Развитие монашества началось сразу же после обращения в христианство византийского императора Константина, прекратившего гонения и легали­зовавшего христианство. В IV веке монашество широко распространяется в Римской империи. Тогда же появляются и первые женские монашеские общины. В том же веке монашество распространяется и на западе империи: вначале на Британских островах.

Византию не без основания называли «образом небесного Иерусалима». Религия пронизывала жизнь византийцев во всех ее аспектах: византийские праздники были праздниками религиозными, состязания в цирке начина­лись с пения церковных гимнов, а торговые сделки заключались призыва­нием имени Троицы и запечатлевались крестным знамением. Григорий Нисский так описывает нескончаемые богословские дискуссии в Констан­тинополе во время Второго Вселенского собора:

«Они заполонили весь город: парки, рынки, перекрестки, аллеи. Люди в потрепанной одежде, менялы, торговцы снедью — все были заняты спорами. Если вы просите вернуть вам сдачу, вам отвечают философ­скими рассуждениями о рожденном и нерожденном; если поинтересу­етесь ценой буханки хлеба, услышите, что Отец больше Сына, а если спросите, приготовлена ли ванна, слуга ответит, что Сын был сотворен из ничего»2.

Страсти разгорались нешуточные, порой отцы прибегали к сомнительным средствам аргументации: так, Кирилл Александрийский в борьбе против Не-стория беззастенчиво подкупал двор и терроризировал население Эфеса воо­руженными отрядами монахов. Но к невоздержности в методах Кирилла по­буждало всепоглощающее желание отстоять правое дело, а ожесточенные споры среди христиан распалялись ревностью о христианской вере3.

В христианстве между священниками и монахами четких границ не про­водится, а потому многие из его представителей совмещают то и другое. В ка­толицизме различают два типа священников —регулярные и секулярные. Первые придерживаются строгих правил (по-латински — regula) и являют­ся членами религиозного (монашеского) ордена. Вторые не принадлежат ни к какому ордену и служат в храме. Само слово «секулярный» указывает на их светский характер, т.е. не монашеский. Члены монашеских орденов на­зывают друг друга братьями, они не являются священниками и не руково­дят паствой. Слово «орден» указывает на то, что монахи придерживаются строгой дисциплины и порядка {order— порядок, дисциплина).

В России не было монашеских орденов, поэтому здесь утвердились другие названия, характеризующие то же самое или похожее на него явление. Все монастыри — в зависимости от типа организации и общественной направлен­ности — подразделяются на светские (мирские), где нет изнуряющего аске­тизма и жесткой дисциплины, и уставные, придерживающиеся первохристи-анских принципов, строго устава и самодисциплины духа. Мирские монас­тыри строились при содействии городского или сельского общества. Монастырь был нужен городу или сельскому округу, чтобы было где постричь­ся в старости и при смерти, и «устроить душу» посмертным помилованием. Высший иерарх, митрополит или епископ, строил монастырь, чтобы отды­хать там от пастырских трудов и успокоиться по оставлении паствы. Люди, искавшие под старость в мирском монастыре покоя от мирских забот, не мог­ли исполнять строгих, деятельных правил иноческого устава.

Владетельный князь украшал обителями свой стольный город, свое кня­жество, чтобы создать «прибежище» для окрестных обывателей и вместе с тем иметь постоянных богомольцев за себя с семьей, за своих родителей, иногда руководствуясь при этом и особенными побуждениями исполнить данный обет или ознаменовать память о каком-либо событии своего кня­жения. Построив церковь и кельи, и собрав братию, основатель обеспечи­вал содержание своей обители недвижимыми имениями или средствами для их приобретения. Казна такого монастыря составлялась преимущественно из вкладов за пострижение и помин души.

2 Цит. по: Епископ Калист Диоклиискии (Уэр). Православная Церковь. Библейско-богословский ин­
ститут ап. Андрея. М., 2001. С. 25.

3 Там же. С. 24-28.

Б58

Братия, которую набирали в мирские монастыри для церковной службы, имела значение наемных богомольцев и получала жалование из монастыр­ской казны, а для вкладчиков монастырь служил богадельней, в которой они своими вкладами покупали право на пожизненное «прекормление и покой». В зависимости от помощи, оказываемой государством, в России выделя­лись штатные и внештатные монастыри. Первые содержались целиком или преимущественно на субсидии государства, вторые находились на «хозрас­чете» и самофинансировании.

В индуизме между священниками и монахами проведена более ясная грани­ца. Лишь небольшая часть избранных индийцев по рождению принадлежит к касте брахманов, которые только и об­ладают правом проводить религиозные ритуалы. Такая привилегия предписана с самого рождения всем мальчикам, родившимся в высшей касте (а всего их в Индии четыре). Напротив, монахи не имеют права осуществлять религиозные ритуалы. И если брахман становится монахом, он моментально теряет право проводить индуистские ритуалы, т.е. быть священником.

В литературе можно встретить са­мые разные интерпретации института монашества, в том числе и такие: мона­шество — а) стремление вернуться к первоистокам христианства; б) попыт­ка буквально повторить евангелие, власть духа над телом; в) возникая на основе пустынножительства, оно наря­ду с юродством и странничеством явля­ется своего рода духовным подвигом, одним из путей спасения; г) православ­ными верующими оно воспринимает­ся как своеобразная элита церковного круга.

Как особый вид социального ин­ститута, существующий в человече­ской культуре около 3 000 лет, монаше­ство требует не только разрыва старых родственных и социальных связей, прикрепления к монастырю, подчине­ния его уставу, но и ведения особого образа жизни, принципиально отли­чающегося от того, какой существует в повседневной, светской реальности. Он связан с особой духовной дисциплиной, минимизацией жизненных по­требностей (употреблением спиртных напитков, курением, занятием сек­сом, развлечениями) и самоограничением, отказом от своего Я во имя Бога, регулярным участием в богослужебных ритуалах, хозяйственной и благотво­рительной деятельности монастыря. Поскольку монахами никто не рожда-

ется, но ими становятся, как правило, во взрослом возрасте, когда основная социализация завершена, навыки, ценностные ориентации и правила по­ведения уже сложились, переход из старой жизни в новую, монашескую происходит как кризисный процесс.

Подробная регламентация монастырского устроения принадлежит св. Ва­силию Великому. Он составил 55 пространных и 313 кратких правил для мона­стырей и монахов. Эти правила и поныне являются законом для монашества. Они сводятся к неукоснительному соблюдению монахами трех обетов: послу­шания старшим, начальствующим с отречением от собственной воли; целомуд­рия; нестяжательности, с отречением от всякой собственности.

К монашеству люди прибегают после духовных потрясений, случившейся с ними большой беды, кардинальной переоценки всех ценностей, разоча­рования в существующем обществе и т.п. В результате уход в монастырь превращается в переживание пограничной ситуации, которую философы-экзистенциалисты всегда связывают с какими-то глубокими внутренними потрясениями.

Хотя главный труд и подвиг монахов — постоянная и неустанная молит­ва, только ею одной жизнь монашества не исчерпывалась. Изобретение вермута и крепкого темного пива, сохранение письменного наследия античности и новации в скотоводстве, открытия в области медицины и агрономии — вот далеко не полный список достижений средневековых монахов. Добавьте к этому увлекательные истории о монашеской «моде» и сложных взаимоот­ношениях внутри братии, об умерщвлении плоти, паломничествах и нака­заниях, застольях и разврате, а также о многом другом, о чем свидетельствует книга Лео Мулена4.

Монашество как социальный институт и монашество как личностный опыт существенно различаются. Так, в организации буддийских и христиан­ских монастырей немало сходства. Тем не менее цели ухода в монахи в том и другом случае очень разные. Христианин уходит от суетной жизни города и становится монахом для того, чтобы освободиться от греха, страстей, непра­вильного образа жизни и достичь в монастыре — через уединение и непрерыв­ную молитву — истинного понимания Бога, а тем самым лучше узнать само­го себя и раскрыть свой духовный потенциал. В буддизме люди становятся монахами для того, чтобы прервать бесконечный цикл реинкарнации — рож­дений, смерти и перерождений — выйти из бесконечного круга бытия.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 729;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2025 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.