ПРОБЛЕМНЫЕ И МНИМЫЕ СВЯТЫЕ
Вопросы канонизации ныне вышли за рамки Православной Церкви и стали объектом всенародного диспута. Примером служит, в частности, вопрос о канонизации последнего российского императора Николая II, поднятый в начале 1990-х гг. и чуть не расколовший Церковь и общество на сторонников и противников. Широкую бурю откликов она вызвала и за рубежом. В РПЦЗ Николая II канонизирован еще в 1981 г. Архиерейский Собор РПЦ в 1997 г. отказался канонизировать Николая II, указав на абсолютно церковную причину — нет чудотворений. А почитание святых на Руси непременно связано с фактами чудотворений. Кроме того, за ним числились отречение от престола28, поддержание при дворе сомнительной в религиозном смысле атмосферы (Распутин, удаление от двора активных иерархов, отказ в проведении Поместного Собора и восстановлении патриаршества). Препятствия к прославлению Николая II противники данной канонизации пытались обнаружить в фактах, связанных с его государственной и церковной политикой.
Однако сторонники канонизации, во многом руководствуясь политическими соображениями, стали лоббировать вопрос в высших церковных кругах и агитировать широкие массы — организовывать пропагандистские компании и собирать подписи. Неожиданно появилось множество примеров чудотворения вокруг Николая II — иконы начали плакать, а больные исцеляться29. Возникла беспрецедентная в истории Церкви ситуация, когда часть паствы не просто поклоняется известному подвижнику или мученику как святому (что может продолжаться сотни лет без всяких соборных решений), а в очень резкой форме требует от епископата его канонизации. Так, в конце июля 1999 г. в Москве на конференции «Определение Священного Синода РПЦ от 18 июля и проблема канонизации Царя Николая II» казаки приговорили проф. МДА А.И. Осипова к... порке нагайками за его отрицательное отношение к прославлению Николая II, а радиостанция «Радонеж» этот приговор и огласила. Лоббисты, симпатизирующие идеям РПЦЗ, ис-
Сакральная сторона вопроса заключается в том, что отрекаясь от престола, царь отрекается от самого дара помазания. Помазание Государя на царство означает ниспослание ему дара вспомоществующей благодати в управлении государством. С юридической точки зрения отречение от престола означает, что трон отныне не может быть передан законным путем его наследникам. Стало быть, отречение от престола равносильно крушению самодержавия и монархии. 29 Независимая газета. 2004.11.03.
Б47
пользовали газеты, журналы, радио, педагогические и лекторские кафедры и даже амвоны, но добились своего.
Решением Священного Синода и Архиерейского собора Русской православной церкви от 2000 г. члены царской семьи Романовых были причислены клику святых как принявших мученическую кончину, т.е. «как страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских». Царя Николая II решено канонизировать не как праведника — для этого нет и не будет оснований, — но как мученика за веру или, выражаясь более осторожно, страстотерпца, т.е. христианина, со смирением принявшего смерть и отказавшегося вследствие религиозных убеждений сопротивляться убийцам.
Попытка оспорить решение Собора в Верховном Суде России в 2003 г. успеха не принесла, поскольку вопросы о канонизации являются исключительно церковными и не относятся к предметам гражданского права, т.е. не подпадают под компетенцию федеральных судов.
Мотивируя свое решение, РПЦ ссылалась на то, что, во-первых, почитание царской семьи, начатое уже святейшим патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по убиенному императору через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось, несмотря на господствовавшую в нашей стране идеологию на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории; во-вторых, канонизация монарха никоим образом не связана с монархической идеологией и тем более не обозначает «канонизации» монархической формы правления; в-третьих, в страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX в.30
Еще в 1999 г., когда процесс рассмотрения вопроса о канонизации Николая II и его семьи не был завершен и решения Поместного собора по нему не было, в средствах массовой информации их уже представляли в качестве святых, а отдельные священнослужители всенародно совершали им молебствия и помещали в храмах их «иконы» (хотя икона — это образ только прославленного Церковью), т.е. проводили активную мирскую пропаганду, совершая тем самым антиканонический акт. Доходило до того, что иконописное изображение членов бывшей царской семьи везли в Грецию, на Афон и там ничего не подозревающим монахам представляли в качестве иконы, а затем их отзывы (естественно, положительные) выдавали за подтверждение святости царской семьи31.
Парадоксально, но проблемной являлась самая первая канонизация на Руси — сыновей князя Владимира от последней, христианской жены-болгарки — Бориса и Глеба, убитых в 1015 г. по велению сводного брата Свято-полка. Эта канонизация далеко не сразу оказалась принята греческой церковью. В святости князей сомневались русские митрополиты из греков — Иоанн и Георгий. Дело в том, что Борис и Глеб не были ни подвижниками, ни мучениками за веру. Подвиг их состоял исключительно в непротивлении насильственной смерти, что с точки зрения греческой церкви не являлось
30 Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru).
31 См.: Бог прославляет своих святых. М.,1999.
достаточным основанием для причисления к лику святых. Канонизация основывалась лишь на чудесах и знамениях над телами убитых в разное время и в разных местах братьев. Правда, предсмертное поведение Бориса и Глеба было воспринято русским народом как подвиг. Своим парадоксальным подвигом Борис и Глеб создали на Руси новый класс (чин) святых — «страстотерпцев», т.е. не противившихся насильственной смерти, что сообщало ей характер вольной жертвы.
Кампания за признание Европейского Союза священным путем причисления к лику святых его отца-основателя Роберта Шумана продолжается уже 14 лет. Движение за причисление его к лику святых и канонизации начал Институт Святого Бенуа, частная организация в Меце, пользующаяся поддержкой влиятельных лиц, среди которых — президент Франции Жак Ширак. Послед ним, кто был канонизирован в рамках Римско-католической церкви за воплощение религиозных идеалов в политике, был сэр Томас Мур, и было это почти 500 лет назад. Шуман, министр иностранных дел Франции, в 1963 г. умер тихо в своей постели в возрасте 77 лет. Он жил аскетом, питаясь яйцами и салатом, и каждое утро принимая причастие в церкви Служителей Пресвятого Сердца рядом с его домом. Он никогда не был женат. Конрад Аденауэр, покойный ныне канцлер Германии, называл его «святым в деловом костюме». Группа исследователей из Меца, изучив его частную переписку и опросив под присягой 200 свидетелей, пришла к заключению, что французский политик был святым человеком, который старался жить в соответствии с библейскими заветами. Однако они не обнаружили никаких свидетельств о чудесном исцелении или провидении, что является необходимым условием для причисления клику святых. Запечатанный контейнер с 66 кипами документов был отправлен в Рим для окончательного решения в Конгрегации по канонизации святых. Сторонники кампании по причислению Шумана к лику святых занимаются лоббированием интерпретации правил канонизации в свою пользу, настаивая, что франко-германское примирение после разрушительной Второй мировой войны чудесно само по себе. Тем не менее Ватикан решительно отказывает в канонизации Р.Шумана32. Зато в 2004 г. Папа Римский Иоанн Павел II объявил о причислении клику святых женщины, которая отказалась делать аборт, несмотря на предупреждения врачей о том, что она не перенесет роды. 39-летняя Жанна Беретта Мола оказалась первой замужней женщиной, канонизированной Ватиканом за последние 500 лет. Всего же за 25 лет понтификата Иоанн Павел II канонизировал 482 человек — больше, чем все его предшественники за прошедшие 500 лет. Если в процесс канонизации святых, фундаментальные принципы которой установлены несколько веков назад, вторгается политическая конъюнктура, в качестве социального института она может переживать глубокий кризис, в основе которого лежит противоречие между функциями и дисфункциями института, между явными и латентными функциями.
К явной функции института святых относятся официально провозглашаемые цели и задачи, в частности, укрепление веры людей и их нравственное воспитание. Почему церковь хранит память о своих подвижниках, записы-
32 Источник: www.inopressa.ru. 2004.08.19.
вает и распространяет их жития? Потому что это позволяет верующим, во-первых, знать о том, что святые — это не только люди глубокой древности или времен земной жизни Иисуса Христа, но и их современники (или почти их современники) и, следовательно, укрепиться в вере, что достичь святости можно и в наши дни. Во-вторых, это утверждает верующих в мысли, что, как бы нелепо это ни звучало, «добро побеждает зло». И хотя святые нередко заканчивали свою жизнь не «в постели», они в конечном итоге заслуживают прославления и всеобщего почитания, т.е. обретают самый высокий статус, какой можно получить в Церкви.
Демонстрация с призывами канонизировать Иоанна Павле II. 200ь
Латентной функцией, — а в данном случае с негативным оттенком — выступает поклонение святым (как идолам). Возникнув как почитание, отношение к святым очень быстро стало обретать характер поклонения. Разница здесь втом, что поклонение воздается только Богу — Единственному, Кому человек, согласно христианскому вероучению, может (и должен) поклоняться. В поклонении Богу выражается полное подчинение Его воле. Почитание же предполагает уважение, благоговение, признание, но не подчинение.
Данная функция трансформируется в дисфункцию и часто приводит к тому, что поклонение святым превращается в самодовлеющий культ со своими целевыми установками, идеологией, правилами, обычаями. В поклонении святому акцент с личности Христа переносится на «свойства» святого, которые ему приписываются народом. Из помощников, ходатаев перед Богом святые сами превращаются в богов, каждый из которых заведует своим «направлением». Например, св. Пантелеймон помогает от болезней, пророк Илия посылает хорошую погоду, а св. Матронушка московская приносит счастье в личную жизнь. Практика поклонения святым, формально осуждаемая Церковью и ее канонами, очень часто находит поддержку в «простом народе». Почему же она не приветствуется Церковью и является дис-
функцией? Потому, что она откатывает сознание верующего назад, к магическим установкам, в соответствии с которыми мир представляется раздробленным, а не как единое целое. Оказывается, что усердными просьбами, мольбами (а, может, и количеством поставленных к иконе святого свечек) можно «подкупить» святого, направив его силу в «нужное» русло. Все это в корне противоречит христианству, где в основной молитве («Отче наш») в обращении к Богу говорится: «да будет воля Твоя».
Почитание наиболее популярных святых иногда перерастает в самостоятельную систему. С датами памяти того или иного святого связываются предсказания погоды, обилия урожая, благополучия в бытовой жизни и т.д. Например, «"Петр и Павел" час убавил», «"Илия-пророк" —два уволок» — име ется в виду праздник, посвященный апостолам Петру и Павлу (12 июля), когда день уменьшается на час по сравнению с 22 июня, и праздник Илии пророка 2 августа. Или: «Если на Покров снег, значит зима будет ранней» (имеется в виду праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября).
Почитание святых порой приобретает самодовлеющую форму, становится поклонением; уже на задний план в представлении человека отходят вера в Христа, в Его Воскресение, неважным становится участие в таинствах Церкви, однако все большее внимание уделяется тому, какому святому в каких случаях молиться, иконе какого святого поставить свечку и т.д. Одним словом, почитание святых в том виде, в каком оно институционализировано Церковью, превращается в самостоятельный культ с элементами язычества и магизма.
Как частный, по отношению к религии, институт чествования святых не мог избежать институционального кризиса, начавшегося в России в XVIII в. Петровские реформы, вследствие которых было упразднено патриаршество, учрежден Синод во главе с обер-прокурором, а Церковь превратилась в один из государственных институтов (иначе говоря, из основного института Церковь превратилась в частный институт государства), привели к «замораживанию» религиозной жизни в России. Эта «заморозка» коснулась многих церковных институтов и практик, не обошла она и институт чествования святых. Достаточно сказать, что за весь синодальный период с XVIII по XIX в. (до царствования Николая II) было канонизировано всего 5 святых (для сравнения: от начала христианства в России до 1547 г. было канонизировано 67 святых; с 1549 г. до учреждения Синода в 1721 г. — 146 святых)33. Несмотря на это, охлаждение к канонизации со стороны церковных властей, почитание Божьих угодников в народе развилось до такой степени, что в сознании большинства утвердилось (хотя и ранее существовавшее, но не столь сильное) убеждение: все мощи святых остаются нетленными. Это убеждение, идущее вопреки каноническому и традиционному представлению об останках святых, превратилось в еще одну дисфункцию, которая дала о себе знать после Октябрьского переворота. Историк указывает дату 1 марта 1919 г.34, когда варварские вскрытия гробниц стали для многих сильным ра-
33 Голубинскии ЕЕ. Указ. соч. С. 85, 159, 183.
Pospetovsky D.M. Soviet Antireligious Campaingsand Persecutions. Houndmills; London, 1988. Vol 2. P. 19.
зочарованием, а авторитету института чествования святых был нанесен мощный удар.
Многих замечательных людей, праведников и подвижников, современники почитают еще при жизни, продолжают почитать и после смерти. Эта народная любовь часто становится поводом для канонизации. Но все ли, кого народ почитает, как святых, достойны этого? Сейчас, к примеру, оказалось немало поклонников не только упомянутых Ивана Грозного, Распутина, но и Павла Первого, и даже Сталина, которых тоже желают непременно видеть среди святых. Споры о святости не умолкают.
Носителями ложных культов становятся люди непросвещенные в основах христианства либо имеющие какие-либо психологические, а то и психические отклонения. Группа преданных истинному или ложному святому почитателей настолько может уверовать в его непогрешимость, что превращается в секту фанатиков. К примеру, вокруг Иоанна Кронштадтского еще при его жизни сложилась секта экзальтированных почитателей, их называли иоаннитами. Они почитали отца Иоанна как некое воплощение Бога на земле. Сегодня почитатели Царя-страстотерпца Николая II приравнивают подвиг последнего российского императора к искупительному подвигу Самого Спасителя. На изображениях можно встретить императора в терновом венце, как Спасителя, но это уже прямые элементы ереси, которую журналисты назвали «ересью царебожничества». Долгое время историки представляли императора Павла I фигурой карикатурной. Но недавно появились его почитатели, которые считают его царем-мучеником и поклоняются его надгробию в Петербурге. При нем священников перестали наказывать телесно, облегчилось положение монастырей, и потому в народном сознании Павел I всегда был добрым царем, которого баре убили, а убийство это было вероломным и жестоким. Почитание Павла началось, кстати сказать, задолго до революции 1917 г.: к его гробу ходили жаловаться и клали записки о заступничестве.
Сейчас существует и народное почитание старца Самсона (Сиверса). Его почитатели подавали в Комиссию по канонизации документы с просьбой причислить старца к лику святых, но им было отказано, поскольку материалы не отвечали принятым в Комиссии по канонизации критериям и больше были похожи на фольклорное произведение. Лженародное почитание доходит иногда до анекдотических крайностей. Пошли разговоры о том, что надо канонизировать Василия Ивановича и Петьку, к этому призывает статья в журнале «Русский дом». Создан акафист певцу Игорю Талькову. Кандидатом в святые стал Виктор Цой. Многие люди имеют расплывчатые и туманные представления о том, что такое канонизация, за что именно Церковь прославляет своих подвижников. Они считают, что достаточно быть действительно известной исторической личностью и иметь заслуги перед Отечеством, — и этого достаточно для церковного почитания35.
35 См.: Телепрограмма «Православная энциклопедия». 17.01.2004 (www.eparhia.kursk.ru).
Несмотря на происходящее в нашей стране возрождение духовных ценностей, общество не всегда адекватно реагирует на происходящие изменения. За время советской власти несколько поколений были лишены религиозного воспитания и образования; была прервана традиция православной социализации общества. На этом фоне неудивительны возникающие перекосы в массовом религиозном сознании и верующих, и тех, кто называет себя атеистами.
Сегодня мы видим, что и взрослые, и молодое поколение увлекается верой в сомнительного рода чудеса, в экстрасенсов, НЛО, предсказания астрологов, в амулеты, приносящие счастье. Согласно социологическим исследованиям, в приметы верят 56%, в вещие сны — 49%, в предсказания астрологов — 30%. В вечную жизнь, т.е. в то, во что должны верить православные христиане, верят всего лишь 22%36. Таким образом, почитание святых — истинная форма выражения христианского отношения к святым, а поклонение — ложная, неправильная, если хотите, превращенная форма, имеющая много общего с язычеством, но не относящаяся к христианству. С точки зрения православного учения так оно и есть, однако в обыденном сознании почитание и поклонение отождествляются. Современные россияне хотят поклоняться тем, кого они знают и кого они любят, скажем Сталина или Цоя, а церковь предлагает им почитать 1 500 новомучеников, уничтоженных советской властью в 1920—1930-е гг., которых они не знают или мало что знают. О них рассылают материалы по приходам, они внесены в святцы и их предлагают почитать, но для народа они — абстрактные фигуры, и он выдвигает из своей среды совсем иных культурных героев, кому верит и за кем готов идти. Но они не проходят в категорию святых по церковным канонам. Получается самая настоящая аномия на одном конкретно взятом культурном участке: существуют официальные нормы и образцы для подражания, но им не подчиняются, а те образцы, которым люди хотят подчиняться, не могут быть возведены в ранг закона.
Фактически в Туркменистане на государственном уровне поощряется создание нового религиозного учения. Предложения о признании Сапарму-рата Ниязова пророком уже не раз звучали на заседаниях Народного Совета — высшего органа представительной власти страны. Так, в декабре 1999 г., когда Сапармурату Ниязову было предоставлено исключительное право на пожизненное осуществление полномочий главы государства, ему был вручен посох и белый халат пророка. Основы для новой веры — «священная книга» и «пророк» в Туркмении уже есть. Определены и последователи нового учения — туркмены Туркменбаши, т.е. «умма» Сапурмурата Ниязова. В августе 1995 г. в туркменской молодежной газете «Несил» («Поколение») был напечатан текст молитвы, посвященной президенту. Со дня опубликования этого текста все верующие туркмены обязаны полностью выучить эту молитву. В Туркменистане сегодня большой упор в формировании культу-
Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 1999. С. 362.
ры страны делается на доисламскую историю. Немалую роль уделяют зороастризму, некогда распространенному на территории современного Туркменистана. Недавно волевым решением президента 20-21—22 марта каждого года провозглашены национальным Праздником Весны (Навруз) и считаются в Туркменистане нерабочими днями, один из них будет посвящен женщинам. Отмечаемый ежегодно 8-го марта национальный праздник переносится на 20-е число этого месяца. Тем не менее об официальном учреждении нового религиозного культа все-таки объявлено не было. В конце концов, сам Туркменбаши отказался от предложения объявить его новым пророком37.
37 Башларов С. Есть Пророк в своем отечестве (http://religion.russ.ru).
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 652;