ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ
Первый опыт социологического исследования канонизации русских святых с использованием метода анализа документов осуществил в 2003—2004 гг. К.С. Емельянов. Им были обработаны жития 379 святых, живших в период с X по XVIIIв. Наоснове полученных данных составлены таблицы, графики и диаграммы, представляющие эмпирическую модель объекта исследования. Кроме того, проведен тщательный анализ источников на предмет выявления полноты и достоверности освещения жизни святых, основных этапов их социальной карьеры, социального происхождения, статусной атрибутики, стиля и образа жизни.
При составлении социального портрета святых той или иной эпохи важную роль играет выбор источника информации, из которого будут черпаться данные о святых. В православной Церкви не существует «официального» текста житий, в отличие от Библии, которая известна в церковно-сла-вянском переводе (так называемая «Елизаветинская Библия») или в русском переводе (перевод четырех Духовных Академий 1876 г.). Известны также самые разнообразные сборники житий. У многих святых, особенно у наиболее чтимых, есть несколько житий. Целью написания жития выступает желание поведать потомкам о жизни и подвигах святого, рассказать о том, как тот или иной святой реализовал себя в соответствии с Божьим промыслом о нем. В задачи автора жития не входило предоставлять полную либо достоверную информацию о жизни святого. Чаще всего фактические данные о святом используются как вспомогательный элемент для достижения основной цели. Например, автора не интересует точный возраст святого, ему достаточно знать примерно, был ли святой юным, взрослым или глубоким стариком. Поэтому очень часто не указываются даты рождения святых, а только даты смерти, по которым мы можем примерно оценить, в какое время святой жил. Вот почему говорится, что житие — очень специфический жанр биографии святого. Разница между житием и биографией, по меткому замечанию В.О. Ключевского, примерно такая же, как между иконой и портретом.
Анализ распределения святых по социально-агиографическим типам выявил следующую картину (рис. 24).
Рис. 24. Распределение социально-агиографических типов святых
Как видим, подавляющую часть святых составляют монашествующие — настоятели монастырей и иноки; это почти 2/3 всей выборки.
Интересно проследить зависимость между веком жизни святого и веком его канонизации. Самыми активными веками канонизации были XVI и XVII в. (по 36,7 и 40% соответственно), 10% канонизаций приходится на XX в. (до 1917 г.). В XVI в. были канонизированы святые, жившие с XII по XVI в., в XVII в. — жившие с XIV по XVII в. Таким образом, временная разница между смертью святого и его канонизацией могла составлять и несколько лет (десятилетий), и несколько веков. В XX в. (до 1917 г.) были канонизированы святые, жившие в XVII, XVIII и XIX в.
В период с X по XIX в. включительно почитание святых основывалось на нормативных предписаниях, согласно которым происходили канонизации подвижников. Почитание святого начиналось в обществе, а церковная власть лишь легитимизировала это почитание. Для этого периода важную роль играло житие святого, которое рассказывало о жизни подвижника и представляло собой доказательство того, почему этот подвижник канонизирован.
На протяжении всей истории почитания святых в Русской церкви до XIX в. «качество» прославляемого святого играло важную роль, ведь святые ассоциировались с заступниками и покровителями народа. При этом обна-
G41
руживается влияние социальных условий на преобладание того или иного типа святых: святые князья и великие князья появляются в XI в., когда каждое княжество заботится о своей защите и расширении своих земель. Как местные покровители они появляются и дальше; в XIII в., когда начинается татаро-монгольское нашествие, князей больше всего среди святых. В XV— XVII вв. на смену княжескому идеалу святости приходит монашеский идеал. В это время — время развития монастырей и книжности — основную часть прославляемых святых составляют настоятели монастырей и иноки. С началом Синодального периода, когда Церковь превращается в один из институтов государства, культ преподобных сменяется культом святителей — епископов — как представителей высшей власти в Церкви.
Согласно полученным данным, 18% святых сохранили свое социальное положение после начала подвижнической жизни. У 5% святых положение в обществе улучшилось, у 7% — ухудшилось. Если сравнить положение святого после подвижнической деятельности в обществе и церкви, то тут прослеживается прямая зависимость. Святой с низким положением в обществе обладал таким же положением и в церкви. Из этого можно сделать вывод о тесной связи между понятиями о положении (престижа, популярности, значимости) в обществе и церкви на Руси. Существующие отклонения касаются тех редких случаев (4%), когда положение в церкви у святого было выше, чем положение в обществе. У 2% сохранилось высокое и очень высокое положение в обществе при незначительной популярности в церкви. О 42% святых известно, какое влияние они оказали на общество. При этом «самым активным» здесь является XVI в., где 2% оказали сильное влияние, 3% оказали влияние и 4% оказали незначительное влияние.
Если сравнивать эту характеристику с влиянием святого на церковь, то и здесь, как в случае с положением в обществе и церкви, прослеживается прямая зависимость: 4%, оказав влияние на общество, мало коснулись церкви; у 22% влияния на оба института находились примерно в равных степенях. Всего известно о 33% повлиявших на оба института.
Как было обнаружено, подавляющую часть святых составляют мужчины (95%). Именно тендерный аспект вносит разделение между святыми: среди мужчин преобладают монашествующие — иноки и настоятели (60%), а среди женщин — княгини (80%). Иными словами, у мужчин и женщин свои «барьеры» для прохождения в святые: мужчинам достаточно иметь статус монашествующего, женщинам предпочтительнее быть княгинями.
Среди мужчин подавляющую часть святых составляют монашествующие: 30,5% простых иноков и 31,6% настоятелей монастырей. Среди святых 11,6% представлены епископами. На четвертом месте по численности стоят священнослужители — 7,4%. На пятом — князья (их 6,3%). Меньше всего среди святых блаженных (4,2%), митрополитов и мирян (по 3,2%), великих князей и патриархов (по 1,1%). Иная картина у женщин: 44% составляют княгини, которые приняли монашеский постриг, и 36% просто княгинь, 12% составляют мирянки. Монахинь и настоятельниц монастырей по 4%. Обобщая, можно заключить, что в обоих случаях преобладает идеал монашествующего святого: монашествующих среди мужчин — 78%, среди женщин — 52%.
У русских святых женщин социальное происхождение играло ключевую роль в возможности быть канонизированными. Из 16 женщин 14 (87,5%) были княгинями, из которых 11 (78,6%) приняли монашество. Принятие монаше-
ства для княгинь понижало их статус, однако в трех случаях княгини-монахини стали настоятельницами монастырей. Большинство игуменов были основателями монастырей (67,7%). При этом социальное происхождение игуменов не оказывало влияния на их деятельность по основанию новых монастырей, которая во многом могла быть причиной их канонизаций.
Выяснилось, что для церкви институт почитания святых — своеобразная визитная карточка, которую она демонстрирует обществу в периоды социальных перемен. Не случайно во время татаро-монгольского нашествия канонизировали преимущественно князей; в досинодальный период, когда отмечался быстрый рост числа монастырей, — преподобных (т.е. монахов); в Синодальный период — архиереев как выразителей власти в церкви, а прославление российских новомуче- ников происходило на волне демократических реформ в России 1990-х г. Вместе с тем институт чествования святых — зеркало общественного сознания, где могут отражаться религиозная ментальность людей, их предпочтения, верования и надежды.
Социологический анализ вскрыл довольно парадоксальную ситуацию. Как уже говорилось, одна из функций института почитания святых — нравственное воспитание верующих. Святые предстают как образцы, на которые должно ориентироваться верующим. Если они выходят из среды простого народа (мирян), то фактом своей канонизации показывают мирянам, как и к чему надо стремиться в нравственном совершенствовании. Но если большинство святых выходит из числа монахов, которые достигают духовных высот, попадая в особые условия пустыни или скита, то тем самым они как бы доказывают, что в повседневной жизни, оставаясь на своем месте, достичь святости невозможно. Статистический анализ выявил, что подавляющее большинство святых вышло как раз из монахов, а мирян среди них всего 5%.
Таким образом, жития дают обширный назидательный материал, но практический путь духовного совершенствования они по сути дела не указывают. Иными словами, мирянам и рядовым верующим, а их большинство в церкви, не у кого учиться. И те немногие святые — выходцы из мирян, представлены преимущественно мучениками, т.е. теми, кто достиг святости, отдав свою жизнь за Христа. А это означает, что церковь, желая преподать верующим образец нравственного поведения, на самом деле его не дает. Мирянам приходится брать пример с монашествующей братии, поведение, цели и задачи которой имеют мало общего с мирской жизнью.
Анализ почитания святых в XX в. показал, что, в отличие от предыдущего периода, не нормы и ценности являются определяющими факторами в функционировании этого института, а действия определенных церковно-ад-министративных структур, наделенных властными полномочиями (ресурсоемкие агенты). Подтверждением тому служит создание в 1989 г. Комиссии по канонизации святых, которая по своему усмотрению представляет к канонизации персоналии святых и имеет на это исключительное право.
В результате деятельности этой Комиссии на Архиерейский Собор 2000 г. было представлено для канонизации более тысячи святых. Эмпирический анализ новой выборки, сделанной К.С. Емельяновым по материалам кано-
низации в XX в., показал, что, во-первых, изменился состав канонизированных святых по сравнению с предыдущим периодом. Так, до XX в. среди русских святых было 0,79% женатых священнослужителей, 33,51 % настоятелей монастырей и 25,33% иноков; на Соборе 2000 г. было канонизировано (от общего числа канонизируемых святых) 60,18% женатых священнослужителей, 3,95% настоятелей монастырей и 8,99% иноков (табл. 14). Во-вторых, число русских святых, канонизированных на Соборе 2000 г., почти в 3 раза превосходит число святых, канонизированных в предыдущие периоды.
Таблица 14 Состав святых, канонизированных Русской православной церковью
Социальный агиографический тип | До XX в. | В XX в. | На Соборе 2000 г. | |||
Число | % | Число | % | Число | % | |
Женщина | 4,22 | 12,5 | 8,70 | |||
Священнослужитель | 0,79 | 10,0 | 60,18 | |||
Настоятель монастыря | 33,51 | 5,0 | 3,95 | |||
Инок | 25,33 | 17,5 | 8,99 | |||
Епископ | 12,40 | 17,5 | 6,42 | |||
Митрополит | 0,53 | 15,0 | 0,89 | |||
Митрополит главного города | 3,17 | 15,0 | ||||
Князь | 7,12 | 2,5 | ||||
Великий князь | 2,11 | 0,10 | ||||
Юродивый | 4,22 | |||||
Мирянин | 6,60 | 5,0 | 10,77 | |||
Всего: | 1 012 |
Каковы же причины массовых канонизаций в наше время? Первая причина видится в попытке утверждения новой концепции культа святых в Русской церкви. Канонизированные в разное время в своей общей массе к началу XX в. русские святые являют характерный идеал святости — монашеский. Святые же, канонизированные на Соборе 2000 г., почти не имеют среди себя ни настоятелей монастырей, ни монахов. Подавляющую их часть (60,18%) составляют женатые священнослужители.
Таким образом, монашеский идеал святости сменяется идеалом, воплощенным в женатых священнослужителях. Такое принципиальное изменение состава святых может быть объяснено двояко: во-первых, материалы по канонизации в Комиссию подаются обычно родственниками (а именно — потомками) святого. Разумеется, у женатых священнослужителей кто-то из потомков выжил в годы гонений. А если учесть, что традиционно семьи священнослужителей были многодетными, то, конечно, у кого-то из детей была возможность выжить. У монашествующих потомства не было, и, следовательно, возможности для подачи документов в Комиссию сильно ограничивались.
Во-вторых, это сознательная позиция Комиссии, которая хотела «продвинуть» женатое духовенство и сознательно утвердить культ женатых священнослужителей. Эта причина нам представляется более вероятной, так как деятельность Комиссии никем не контролируется, и ее члены имеют возможность отказывать в канонизации без объяснения причин, включая в кандидаты в святые людей по своему усмотрению.
Б44
Вторая причина массовой канонизации связывается с задачами церкви по укреплению собственного авторитета. Современным российским обществом, как показали социологические исследования, православие воспринимается не как вера или религия, а как идеология, пришедшая на смену коммунистической доктрины. А. Агаджанян отмечает что «религия в России конца XX в. выступает не столько в качестве источника верований и ценностей, сколько в качестве «публичной религии», источника национальной идеологии, в которой нуждается общество»27. Институт почитания святых выступает неким индикатором этой идеологии. Следовательно, церковь, в
лице иерархии, должна показать обществу, что она жива и действенна как средство спасения, так как ее лоно порождает большое количество новых святых.
Третья причина связывается с внутренними запросами общества. СМИ и реклама занимают важное место в жизненном мире современного человека. С началом перестройки и вплоть до нашего времени рынок товаров и услуг постоянно пополняется новинками. Все новое, что появляется сейчас в жизни общества, связано с новыми бытовыми и экономическими возможностями, новыми продуктами и товарами. Слово «новый» в различных склонениях постоянно фигурирует в телевизионной и печатной рекламе. Это явление в институте экономики чрезвычайно схоже с процессами, проистекающими в институте почитания святых: появляются новые святые в большом количестве. Канонизированная тысяча с лишним святых на Соборе 2000 г. постоянно пополняется после каждого заседания Синода, которые в РПЦ проходят каждый квартал. За одно заседание Синода Комиссия по канонизации святых представляет к общему почитанию от нескольких единиц до нескольких десятков новых святых. То же, что и в сфере экономики, происходит сегодня в сфере религиозной: новые святые, новые чудеса, привоз новых мощей и т.д. Оказывается, «общество потребления» распространяет свои запросы не только на товарно-продуктовую сферу, но и на духовную. Церковь, как любой социальный институт, который призван выполнять определенные функции в обществе, стремится справиться со своими задачами «в духе нового времени».
При этом новые святые не рассматриваются обществом как пример высоконравственного поведения. Ведь ценностный идеал, который дают новые святые, — это мученическая смерть. Современное общество не воспринимает этот идеал как подвиг, так как не страдание связывается с чем-то важным и достойным подражания, а совершенно иная установка — «бери от жизни все». Таким образом, «качество» святого, его подвиг и память о нем уже не являются первостепенными.
«Качество» прежних святых зависело от социальных условий, а именно: в ту или иную эпоху появлялись «актуальные» герои: князья во время татаро-монгольского нашествия, преподобные — во время развития книжности на Руси, святители — в Синодальный период и т.д. В современных канони-
Агаджанян А. Религиозный дискурс в российских масс-медиа: энтропия, симфония, идеократия // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана, СПб.; М., 2000. С. 142.
зациях это качество не принимается во внимание: мученичество не рассматривается как образец поведения (да и как можно быть мучеником в стране, где православный президент, православная элита, православная мода?). Это еще одно отличие «старых» канонизаций от «новых»: важны не качественные характеристики святых, а количественные.
Джотто. Канонизация Франциска Ассисского. 1300
Состав канонизированных святых в 2000 г. не отражает общественные настроения: представленных к канонизации новомучеников никто не знает, они не воспринимаются в обществе ни как герои, ни как святые, к которым можно обратиться за помощью. Действия Комиссии по канонизации привели к тому, что в обществе начали почитаться свои, «народные» святые, среди которых — царь Иоанн IV, Григорий Распутин, воин Евгений Родионов. Идеал мученичества — такой важный в первые века христианства — не ассоциируется в современном общественном сознании с чем-то героическим и достойным почитания.
Анализируя современную ситуацию, можно отметить, что в настоящее время институт почитания святых, как и другие социальные институты в России, переживающие процесс трансформации, представляет собой состояние аномии (болезненное состояние). Возникает своеобразный конфликт: церковная элита предлагает (и утверждает) одних святых обществу, а общество, в свою очередь, не принимая этого предложения, почитает «своих» святых. При этом ни одна из сторон не руководствуется теми нормами и ценностями, которые были определяющими при почитании святых до XX в.
Религия как социальный институт имеет свою специфическую особенность: она более консервативна по сравнению с другими институтами.
Б
Меняются экономические формации, трансформируются социальные институты, меняются государственные законы, и только церковные каноны и догматы остаются неизменными в течение многих столетий. Отношение к канонизации в Церкви со времен Бориса и Глеба — первых канонизированных русских святых — не изменилось. Действуют те же условия канонизации святых. Однако рассмотренные социологические аспекты канонизаций не подтверждают этого. В социальном отношении Церковь ничем не отличается от других социальных институтов; институт почитания святых трансформируется, как и другие институты, под влиянием ресурсоемких агентов, и отчасти — под влиянием общественных ожиданий и настроений.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 692;