БУДДИЙСКОЕ МОНАШЕСТВО

Оно зародилось в середине I тыячелетия до н.э. и до сих пор играет важ­ную роль как в восточной, так и в западной культуре. Его основателем счи­тается Сиддхартха Гаутама (623—544 до н.э.), или Будда. Став просветлен­ным, Будда создал монашескую общину — сангху (санскр., дословно «обще­ство»). В отличие от христианства, буддизм не знает единой церковной

4 Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X—XV вв. М., 2002. Лео Мулен — признанный специалист в области истории и социологии религии. Он изучил множе­ство самых различных источников: хроник и сборников обычаев, посланий основателей орденов и житий святых, а также научных трудов, посвященных этой проблематике.

организации, поэтому общины-сангхи и монастыри играют здесь ключевую роль. Буддизм начинался как движение нищих и отверженных (дословно — бхикшу). Нищие составляли монашескую общину — сангху. Людям, не на­шедшим себе места в жизни, Будда предложил свой путь спасения от стра­даний. Он лежал в общинном братстве, которое стоит вне гражданской жиз­ни и государственных институтов.

БУДДА(санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas — проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме, происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды — Шакьпмуни, «отшельник из шакьев»). Имя Будды древнеиндийский мудрец Шакьямуни получил после обретения им особого духовного опыта (дара).

САНГХА— община равных, не имеющих никакой собственности, ни­щенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей За­кона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в по­коление следуют путем Будды.

Буддизм интернационален и всеяден: членом общины может стать лю­бой человек независимо от пола, национальности, цвета кожи, касты, соци­ального происхождения (да он и создавался как религия нищих и угнетен­ных). Исключение составляют заразные и психически больные, должники, военнослужащие. Все, кто надевает монашескую одежду, считаются равны­ми — братьями по вере. Среди членов сангхи есть мальчики, послушники и монахи. Наиболее важные вопросы в сангхи решаются общим голосовани­ем, повседневную жизнь регулировал выборный совет.

Тибетские монахи

Среди монахов наиболее заметная группа — известные или прославлен­ные учителя, основатели и лидеры буддийских школ и философских направ-

лений (Нагарджуна, Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти и др.)- Все они происходили из брахманских семей, принадлежащих к высшей касте. И хотя буддизм, впрочем как и другие мировые религии, задумывался как идеология нищих и угнетенных масс, брахманы составляли около 30% буд­дийской общины-сангхи (в целом от населения Индии их доля не превышает 10%). Вместе с тем сангха не закрывала двери перед деклассированными элементами, людьми, сменившими традиционное занятие, гетеры и др. Та­кого рода маргинальная прослойка особенно характерна для индийских го­родов, где наиболее явно ощущается, как на смену кастовой системе при­ходит классовая. Между двумя прослойками буддийской сангхи находился средний класс индийского общества: kulaputra и kuladuhitar — «сын хорошей семьи» и «дочь хорошей семьи». Среди приверженцев буддизма особую роль играли представители наиболее обеспеченных слоев. Их поддержка прино­сила значительную прибыль сангхе5.

Монахи жили, собирая подаяние с благочестивых мирян. Со временем появились и пожертвования, приносившие постоянные доходы. Запрет иметь собственность распространялся лишь на отдельных монахов, но не на целые общины. Монастырям не возбранялось получать в пожалование де­ревни, в которых они могли собирать подати. Отдельные монастыри игра­ли значительную роль в политической жизни. Хроники Шри-Ланки, напри­мер, рассказывают об активном вмешательстве сангхи в государственные дела и порой кровопролитных столкновениях между наиболее влиятельны­ми монастырями.

Монах не является священнослужителем, т.е. не выступает посредником между мирянином и Буддой или богами. Функционеры в храмах обычно не монахи, а миряне. Мирянин становится монахом по своему желанию и пре­бывает в буддийской общине столько, сколько хочет. По традиции монахом становятся не меньше чем на месяц, например, на время отпуска, более крат­кое пребывание в сангхи считается неприличным. Монахами в буддизме, как в православии и католицизме, становятся на всю жизнь.

Мальчики с 8 лет считались послушниками, после двадцати они стано­вились монахами. Абсолютное большинство мальчиков — из бедных семей, родители отдают их в монастырь в надежде, что они получат хорошее вос­питание и научатся читать и писать, но им обычно приходится выполнять черную работу. Их главная обязанность — строгое исполнение монастыр­ского устава и повторение многочисленных заповедей. Периодически устраи­вались коллективные покаяния, во время которых каждый монах призна­вался в своих прегрешениях и принимал назначенное ему искупление. Мо­нахи могли работать по благоустройству своей обители, часто занимались врачеванием, обучением, но главным их делом были неустанные трениров­ки психики, которые должны были способствовать полному самоконтролю и, в конечном счете, вести к освобождению — нирване.

Классический образ буддийского монаха таков: не обремененный иму­ществом, он живет очень скромно; обязуется никому не причинять вреда, не красть, не принимать возбуждающих средств, не вступать во внебрачные отношения, не лгать. Его имущество состоит из чаши для подаяний, пояса, иголки с ниткой, точильного камня, бритвы, цедилки для воды и трех кус-

5 Гунский А.Ю. Социальная структура буддийской общины в IV—VII вв. (www.ssu.samara.ru).

ков ткани: один носится на бедрах, второй — на левом плече, третий покры­вает голову во время церемоний или в пути. Нищенствующие монахи носят желтые или оранжевые одеяния, а монахини — белые одежды. Бритоголо­вые, в оранжевых одеждах, с горшком для милостыни в руке, они скитаются по городам и селениям. Нищенствующая братия четыре месяца в году — сезон дождей — проводила в пещерах, а впоследствии — и в специально построенных для них помещениях монастырей.

Поскольку этический кодекс прямо запрещал буддийским монахам заня­тия земледелием и участие в любых формах денежного обмена, единственным источником средств существования становились добровольные пожертвова­ния мирян. Такой способ существова­ния ученые назвали экономикой дара, главным символом которого является монашеская чаша для сбора подаяния. Сбор подаяния проводился в пер­вой половине дня (так как монахи мог­ли принимать пищу только от рассве­та до полудня) и подчинялся жестким правилам: не делать запасов пищи, не накладывать чашу с верхом, не ковы­ряться в ней руками и не набивать рот при еде; принимать подаяние следова­ло с благодарностью и при этом смот­реть в чашу. Смысл этого правила со­стоял, видимо, в том, что монахи не должны были излишне отрываться от мирян, от помощи которых они зави­сели. Поскольку подаяние выступало постоянным занятием, монахам грози­ло превратиться в обычных попроша­ек. В связи с этим запрещалось выпрашивать пищу: сбор подаяния прохо­дил в молчании, монах просто подходил к дому или прохожим и, если ему не подавали, молча уходил, не теряя достоинства.

Добродетель даяния почиталась одним из существенных шагов в буддий­ской практике, предваряющих учение о морали; главным способом улуч­шить свою карму и обрести хорошее рождение в следующей жизни. Добро­вольное жертвование без расчета получить что-то взамен воспринималось как религиозная заслуга и средство борьбы с жадностью. От хорошего впе­чатления, произведенного опрятным внешним видом и приличествующим поведением, во многом зависело отношение к монахам со стороны мирян, привлечение в сангху новых сторонников, отношение к буддийскому уче­нию в целом.

В бирманских деревнях до сих пор существуют специальные книги, в которых учитываются заслуги, полученные от подаяния. Благодаря учету заслуг миряне стараются убедиться, что их добродетели перевешивают гре­хи и они получат благоприятное перерождение.

Сбор подаяния выполнял важные социальные (не позволял монахам от­рываться от простых мирян, жить их заботами и чаяниями) и культурные (необходимость следить за своим внешним видом) функции. В религиоз-

БЗ

ном плане роль даяния для мирян определялась тем, что оно было главным способом улучшить свою карму и обрести хорошее рождение в следующей жизни. Хотя жертвователь и не рассчитывал получить что-то взамен свое­го дара, обретенная в результате даяния религиозная заслуга все-таки могла исчисляться определенным образом, и зависела от трех факторов: чисто­ты намерений дающего, степени святости принимающего и от типа и раз­мера даяния6.

По правилам этикета создавались трактаты и инструкции, предписывав­шие, что должен и чего не должен делать монах в публичных местах, в том числе: не должен появляться обнаженным или полуобнаженным; обязан был говорить тихо, громко не смеяться, глаза держать опущенными; не разма­хивать руками, головой или всем телом, не ходить на цыпочках или на пят­ках; голова монаха не должна быть покрыта, он не должен пользоваться обувью и зонтиком.

Разновидностью буддийского монаха на Тибете является лама — монаше­ствующий духовный учитель. Одна из важнейших миссий ламы — сопровож­дать душу умершего в период между кончиной и новым рождением. Для ов­ладения этим искусством ламы проводят многие годы в учении и медитации.

Буддизм, религия по сути своей монашеская, утвердился в Китае несмот­ря на то, что изолированная монастырская жизнь нищенствующих монахов

Врезка








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2668;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.