СВЯТЫЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Святые принадлежат к более широкой категории культурных героев, со­ставляя от них лишь одну часть. Помимо святых к культурным героям от­носятся множество других типов как реальных, так и выдуманных персона­жей, оказывающих на людей мобилизующее влияние, способное вдохновить их на героические поступки или добрые дела.

Агиографические источники — жития святых — как дидактический ма­териал всегда использовались в мировых религиях, поскольку свои святые, т.е. особо почитаемый тип культурных героев, существует у каждой религии и у многих сект.

На протяжении многих столетий функцию культурных героев в целом и религиозных в частности выполняли святые. Своими подвигами, жизнью, поучениями они представляли для общества определенные нравственные идеалы, к которым должны стремиться верующие. Своими действиями свя­тые давали порой недосягаемый пример поведения для окружавших их лю­дей. Святые, или их аналогии, есть во всех монотеистических религиях и без них невозможно нравственное здоровье народа и солидаризация общества вокруг них. Поэтому святые выполняют не только культурную функцию установления высших ценностей, но и социальную функцию сплочения общества (интегративная функция).

С самого начала возникновения канонизационной практики Церковь на примере святых, представляла верующим определенный образец христиан-

11 Христианство: Словарь/ Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. М., 1994.

Б34

ского поведения. Однако современным обществом далеко не всегда усваи­ваются те идеалы, которые проповедуются в житиях святых. Почему ка­нонизированные церковью святые не пользуются таким почитанием, как «народные» святые, т.е. те, кого церковь отказывается канонизировать, а на­селение почитает? Задача социологии состоит в том, чтобы разобраться в структуре современного массового сознания, проанализировать причины и истоки его деформации, раскрыть структуру этого феномена и, выявив иерархию религиозных ценностей, показать в ней место святых как носи­телей культурного идеала. В любом случае очевидным представляется тот

факт, что потребность в институте свя­тых есть и у церкви, и у общества.

В традиционном обществе массовое сознание было достаточно однород­ным. Большинство людей верили в од­ного Бога, а различного рода секты, су­еверия и ереси преследовались. Сегод­ня ситуация другая: в современном обществе каждый волен выбирать себе не только политические ценности, но и культурные, социальные, религиозные. Человек вправе верить в то, во что он хочет, и поклоняться самым разным ценностям и идеалам. Культурное разнообразие сегодня идет рука об руку с религиозным плюрализмом. У каж­дого человека есть свобода религиозного выбора, и многие ею в достаточной мере пользуются. Они выступают в роли культурных и религиозных потреби­телей, а традиционные религии и постоянно возникающие новые культы и секты — в роли товаропроизводителей, предлагающих продукцию на любой вкус. В результате на духовный рынок выбрасывается ныне огромное количе­ство не только высококачественных «товаров», испытанных веками, но и фаль­сификаций вроде псевдокультов, псевдогероев и псевдосвятых.

Предметом социологического исследования выступают социокультурные аспекты религиозной практики (института) почитания святых: как инсти­тут почитания святых относится к разряду не фундаментальных, а частных институтов, размещающихся внутри института религии. Одна из функций института почитания святых — воспитание в верующих нравственности, христианской морали. Жития святых предлагают нам образцы высоконрав­ственного поведения и морали, следовательно, святые выступают в житиях как своеобразные агенты, или проводники высокой духовности. Святые преодолевают: 1) грехи против Бога (уныние, неверие, отчаяние) и 2) сугу­бо личные грехи (половая распущенность, чревоугодие, супружеская невер­ность). Святой борется прежде всего со своими собственными грехами, до­биваясь в конце нравственного очищения. «Жития, — писал историк Е.Ф. Шмурло, — отзывались на вопросы, волновавшие русских людей, по­могали разобраться в явлениях окружающей жизни, были первым опытом в области истории и, напоминая о том, что было и уже прошло, выясняли настоящее, помогали читателю определить свое собственное место и назна­чение в жизни. Отсюда жизненность и практическое значение житий. Жи­тия охотно читались и служили хорошею школою»24. Ориентируясь на жизнь

Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862—1462) / Отв. ред. А.А. Корольков. СПб., 1998. С. 264.

святых, сообразуясь с их поведением, простые люди выстраивают свою соб­ственную, земную жизнь. Таким образом, православные святые — это рефе­рентная группа для всех православных верующих, на которую те ориенти­руются и на заступничество которых они рассчитывают в случае драмати­ческих событий, болезни или опасности для жизни.

Категория святых в социологической науке должна трактоваться иначе, чем, скажем, в богословии, агиографии или истории. Для социологии свя­тые — это, во-первых, реальная социальная группа кандидатов в святые — князей, монахов, епископов, мирян или юродивых, которые жили в кон­кретную историческую эпоху в конкретной стране и совершали реальные действия. Во-вторых, это номинальная социокультурная группа, которая сформировалась после акта канонизации, т.е. причисления кандидатов к лику святых. В-третьих, это особый тип социального действия, черты кото­рого в одном похожи на обыденную деятельность мирян, в другом суще­ственно контрастируют с ней (табл. 13).

Таблица 73 Типы социальной деятельности и их признаки

 

Типы социальной деятельности Признаки социальной деятельности
Политическая деятельность Миротворческая деятельность: примирение враждующих сторон, разрешение конфликтов мирными способами Обличение власть имущих Позитивные отношения с власть имущими Негативные отношения с власть имущими
Социально-нравственная деятельность Помощь нуждающимся: нищим, бедным, сиротам, заключенным, голодным Помощь Церкви, клиру, монастырям и нищим, голодным, малоимущим Помощь Церкви, клиру, монастырям Организация заведений для малоимущих: приютов, больниц, странноприимных домов Заступничество за незащищенных (вдов, сирот)
Миссионерская деятельность Проповедь веры среди язычников, магометан, иноверцев Призыв к власть имущим быть милостивыми Постройка храмов и основание монастырей
Аскетическая деятельность Личная аскетическая жизнь: молитвословия по ночам, скромное питание, одежда и т.п. Терпение страданий и притеснений со стороны других Раздача своего имения Отказ от занимаемого положения, должности Мученическая смерть

Шаблонность повествования русских житий, о которой писали многие исследователи житийной литературы, не касается деятельности святых. На основе анализа текста выяснилось, что социальная деятельность святых раз­нообразна и во многом лишена повторов и однообразных ситуаций. При этом самыми «деятельными» выступают те святые, которые обладали более высо­кими статусами, вне зависимости от типа деятельности. Активность деятель­ности святых с более высокими статусами объясняется их большими возмож­ностями совершать акты социального действия по сравнению со святыми с более низкими статусами. Как показало исследование К.С. Емельянова, чаще всего упоминается аскетический тип деятельности, он наиболее характерен

63Б

для русских святых (219 случаев). Социально-нравственная деятельность, ко­торая предлагает для верующих образец поведения, выражена у русских свя­тых слабо (96 случаев). В основном она выражается в помощи малообеспечен­ным и незащищенным слоям общества (62 случая).

На основе анализа деятельности русских святых можно сделать вывод, что реальность, представленная в житиях, конструирует поведение человека, ос­новной задачей которого становится аскетическая деятельность, связанная в первую очередь с личной аскезой, т.е. с подчас действиями несоциальными. Для этого человека в первую очередь важно личное совершенствование, лич­ное спасение. В своей деятельности он должен не щадить себя и своих сил, вне зависимости от занимаемого положе­ния в обществе. Он так же должен быть готов умереть за свою веру. Деятель­ ность, направленная на помощь окру­жающим нуждающимся, нищим, неза­щищенным, для него не так важна. Он может проповедовать свою веру, а так­же выступать в роли миротворца. Но самое главное для него — не те, кто нуждаются в просвещении или перемирии, а он сам, который может достиг­нуть святости, если будет культивировать в себе аскетические настроения и творить аскетические подвиги.

Таким образом, мы получаем две социокультурные общности, зеркаль­но отображающие друг друга — на земле и на небесах: 1) кандидатов, т.е. живых людей с конкретными достоинствами и недостатками, характером и темпераментом, социальной карьерой и образом жизни; 2) их небесный образ, появившийся у реальных кандидатов после официальной канониза­ции и причисления к лику святых. Образ во многом идеализированный, отредактированный в соответствии с требования богословия и отраженный в житиях святых.

Помимо того, и с социологической точки зрения это особенно важно, ин­ститут чествования святых вносит в сообщество верующих определенную стратификацию, так как святые — это, по существу, меньшинство избран­ных, которые заслужили самый высокий титул благодаря особому образу жизни, ценностным ориентациям и формам социокультурного поведения. Говоря о почитании святых как социальном институте, мы подразумева­ем «ролевую систему, включающую нормы и статусы, обычаи и традиции, правила поведения»25. В нашем случае ролевая система включает:

♦ субъекта, принимающего решение о канонизации; он должен обладать очень высоким или достаточно высоким социальным статусом (это может быть или Собор — все епископы, или Синод — группа из не­скольких епископов);

♦ субъекта, которого канонизируют и кого на официальном языке име­нуют «кандидатурой»;

♦ группу людей, которая свидетельствует о чудесах святого и воздает ему почитание;

♦ группу людей, которая только воздает почитание, а свидетельств чудес не удостоилась;

Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2001. С. 186.

♦ нормы, в соответствии с которыми почитание может начаться еще при жизни святого, а его прославление (канонизация) только после смерти;

♦ ранг статуса, который приписывается святому в соответствии с тем «амплуа», в котором святой послужил Богу.

В богословской литературе эти ранги обозначаются как «разряды» и рас­полагаются в следующем порядке: пророки, апостолы и равноапостольные, евангелисты, мученики, исповедники, бессребреники, святители, преподоб­ные, благоверные, праведные, блаженные, страстотерпцы26.

Культурная практика почитания святых может выражаться в разных фор­мах. Во-первых, это сам акт канонизации. На заседании Собора (если речь идет об общечтимом святом) или на епархиальном Собрании (если это местночти-мый святой) человека объявляются святым. К этому времени ему уже состав­лена служба (порядок молитвословий в честь святого), написана его икона. Во-вторых, почитание выражается в молитвенном обращении к святому (в храме служатся молебны в его честь, верующие молят его о ходатайстве перед Богом). В-третьих, почитание может выражаться в благоговейном отношении к иконе и к мощам святого. Если последние сохранились, то обычно их полагают в раку (гробницу, украшенную драгоценностями), к ним прикладываются верующие. В-четвертых, почитание может выражаться в построении храма в честь свято­го. Тогда «храмовым праздником» становится день памяти этого святого. На­пример, у храма, построенного в честь святых бессребреников Косьмы и До-миана, праздник 14 июля — день памяти этих святых. В-пятых, почитание свя­тых находит свое отражение, когда человек проходит обряд крещения. Новокрещенному нарекают новое христианское имя — имя того святого, ко­торый становится его небесным покровителем. С этих пор человек обращается в молитвах к этому святому как к своему «личному» святому. А в день, когда празднуется память святого, христианина, носящего его имя, поздравляют с именинами. Кроме всего прочего, в честь святых могут организовываться ду­ховно-просветительские миссии, общественные и образовательные организа­ции, монашеские ордена, чтения, конференции и т.д.

Социальные институты и социокультурные практики находятся в тесном единстве. В самом деле, социальный институт — относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются чаще всего не государством, а самими людьми и поддерживаются с помощью социальных норм, посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. К примеру, исповедь является социокультурной практикой, а не учреждением или организаци­ей. Это многовековая практика, имеющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей практики (исповедники и исповедуемые), систему предписанных статусов и ролей.

Социальный институт кроме того представляет собой единство двух начал — формальной и неформальной организации. Первая выражается в своде офици­альных правил, распоряжений, инструкций и нормативов, а вторая — в сло­жившейся практике межличностных отношений между людьми, своего рода неписаном кодексе или, иначе говоря, в «неуставных отношениях».

В случае канонизации роль формальной организации выполняют церков­ные органы управления (Собор, Синод), которые принимают решение о ее

26 Такая последовательность имеет место быть в богослужении при перечислении святых.

осуществлении и разрабатывают соответствующие нормативы. Согласно таким нормативам, в определенный день должна служиться торжественная служба новопрославленному святому, и с этого времени каждый год празд­нуется его память. Со своей стороны, верующие пишут иконы, приклады­ваются к мощам святого (если таковые есть), молитвенно обращаются к нему. Все это делается в соответствии с традицией, которая никаким законом или каноном не прописана, а потому указывает скорее на присутствие нефор­мальной организации.

Телевизионная трансляция католической канонизации, 2002 т.

Как мы знаем из предыдущих томов «Фундаментальной социологии», каждый институт выполняет явные и латентные функции, а кроме того он обладает функциями (положительная деятельность института) и дисфунк­циями (негативная деятельность института). Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дис­функциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. При­мером может служить канонизация святого без ведома (а иногда и без согла­сия) Собора или Синода. В этом случае человек, почитаемый в народе, «ка­нонизируется» местным приходом. Уже написаны его иконы, а иногда и построен храм или часовня в его честь. Подобные прецеденты бывает до­вольно трудно пресекать, так как иногда «самочинное» почитание приобре­тает в народе стихийный характер. Церковные власти скорее пытаются рас­следовать такую «канонизацию» и выразить свое согласие или несогласие по ее поводу. Часто неформальная канонизация становится причиной фор­мального прославления. Однако бывает, что после расследования Собор или Синод накладывает запрет на прославление «святого», тем не менее почи­тание продолжается. Показательный пример — несостоявшаяся канониза­ция Григория Распутина и Ивана Грозного, которые продолжают почитать­ся некоторыми маргинальными группами в Русской православной церкви. Так, иконописец И. Дождин считает Ивана Грозного и Григория Распутина святыми. В его иконописной мастерской уже написан Распутин с нимбом и

несколько икон Иоанна Грозного, а желающих приобрести такие образы — более чем достаточно. Главным делом своей жизни певица Жанна Бичевская, народная артистка России, считает популяризацию Ивана Грозного и Гри­гория Распутина. На одном из ее из последних альбомов помещены рядом портреты Николая IIи Григория Распутина. Представители православной церкви считают, что народное почитание не является необходимым условием для канонизации.

Что касается норм и учреждений,регулирующих сферу деятельности ин­ститута святых, то нормы основываются на правилах соборов и традиции. В роли учреждения выступают органы церковной власти (как уже говори­лось, это могут быть Собор или Синод).








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 631;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.172 сек.