ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Понятие о святых сложилось, по всей видимости, задолго до христианства, поскольку еще в поздней античности — в первой четверти II в. — бытовало мнение, что человек может являть божественную реальность другим или с помощью особого божественного предопределения, или посредством
Материал подготовлен в соавторстве с К.С. Емельяновым.
Религиозность России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.; М., 2000. С. 14; Дубин Б.В. К вопросу о доверии: элементарные формы социальности в современном российском обществе // Куда идет Россия?.. Формальные институты и реальные практики. М., 2002 г. С. 190-199.
Б17
творимой им добродетели, или благодаря своим личным качествам. В языческом обществе неоплатонизм развил свой собственный тип святого, в котором «святой» не всегда был четко отличаем от «колдуна». И конечно же всегда существовала «божественность» и «святость» императоров3. Соответственно и истоки житий как литературного жанра лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жанрах «энкомия» (т.е. похвального слова — как правило, заупокойного) и биографии (Жизнеописания Плутарха, I в.).
Поклонение и молитвенное обращение к святым в христианстве восходит к языческим временам и культу богов. Число языческих богов, также обладавших священным статусом, в некоторых культурах было сравнимо или даже превышало количество святых в современном католичестве или православии. Так, древневавилонский пантеон насчитывал около 5 000 богов и богинь. Их немало в буддистском Китае и языческом Риме. Им также поклонялись люди и просили заступничества.
По утверждению Ральфа Вудроу, с распространением христианства новообращенные язычники не очень хотели расставаться со своими «богами» и, если не находилось достойных их двойников в христианстве, тогда боги и богини переименовывались и назвались «святыми». Поскольку христианство и язычество смешались, то иногда святому давалось имя, созвучное имени языческого бога или богини, которого он заменял. Богиня Виктория из Бас-Альп стала святой Викторией, Шерон стал св. Сераносом, Артемис — св. Артемидосом и т.д. Сходные явления происходили и в православии. Многие христианские святые заменили в народном сознании языческих богов, восприняв их функции и заняв их место в пантеоне: пр. Илья заместил громовержца Перуна, св. Николай и др.— «скотьего бога» Велеса, св. Параскева Пятница — богиню Макошь и т.д.
В христианстве продолжалось не только поклонение старым богам (по новой форме), но и статуи этих богов остались. В некоторых случаях те же самые статуи языческих богов передавались в наследство христианским святым. На Руси были храмы Ильи Сухого и Ильи Мокрого, в которых совершались моления о дожде и о ясной погоде. С веками все больше и больше накапливалось статуй, и на сегодняшний день в Западной Европе существуют церкви, где находится от двух до четырех тысяч статуй. К святым обращались за помощью во всех случаях жизни с молитвой, им давали обеты, приносили жертвы и подарки, на них обижались за неисполнение просьб и даже наказывали — отворачивали икону с изображением святого к стене, разбивали ее, бросали в воду. Так, к свт. Николаю русские крестьяне обращались с просьбами уберечь скот и урожай, поскольку он почитался самым старшим и близким к богу угодником.
Формы обращения со святыми в повседневной жизни мало чем отличались от способов обращения с домовым, лешим, водяным или русалкой. Святых почитали не только за их заступничество и сотворение чудес, но также из страха перед ними, из боязни навлечь на себя их гнев. В.А. Руднев писал о святом как о «крестьянском боге», о котором на Украине в старину говорили: «Никола богом буде, як бог умре». Автор приводит в качестве доказательств деяний свт. Николая народные сказания, взятые из известных
3 MeyendorffJ. Imperial Unity and Christian Divisions. The Church 450-680 A.D.; N.Y., 1989. P. 92.
Б18
сюжетов житийной литературы4. А. Невский высказал гипотезу об истоках популярности святого, увидев в нем заместителя, связанного с плодородием славянского бога Рода5. Русские старожилы Тоболо-Иртышского региона связывали с «вешним» Николой обряды закликания весны6. В польских деревнях имела хождение легенда о том, что «Миколай» является защитником скота от волков, а также опекуном девушек на выданье и детей, спасателем утопающих; у чехов и поляков в его день выступали зооморфные и антропоморфные ряженые. У многих народов Европы день святого превратился в веселый детский праздник, связанный с обычаем делать подарки от
его имени7. Свт. Николай оберегал крестьян от необдуманных, заранее греховных поступков.
Культ святых лежит в основе народного календаря. Имена святых (часто в трансформированном виде) служат названиями праздников, асами святые воспринимаются как персонифицированные праздники. На этом основании критики христианства заявляют, что современное поклонение святым представляет собой ничто иное, как модифицированную форму языческого идолопоклонства. События и деяния, явившиеся основой почитания и канонизации святых, продолжают жить в книжных текстах и близких к ним фольклорных жанрах (духовные стихи, легенды). Культ святых широко распространен в христианстве (в протестантизме отсутствует) и исламе.
На самом деле культ святых в христианстве имеет только внешнее сходство с идолопоклонством, поскольку главное в святости — нравственное учительство, стремление приблизить свой образ жизни и свои мысли к истинно христианским ценностям. Святые передают нам свой духовный опыт и воспитательство, а не внешний образ. Они учат нас не гордыне, а смирению. Многие святые были настолько требовательны к себе и снисходительны к другим, что считали себя грешнее всех людей. Хотя в народном сознании образы христианских святых обросли фольклорными и мифологическими чертами, в целом они сохраняют свой сакральный ореол. В житийной литературе повествуется о земных подвигах святых, среди которых наиболее популярны у восточных славян святые Николай, Егорий, Димитрий Солунский, Федор Тирон, Михаил-архангел, Кузьма — Демьян, а также Алексей — человек Божий, Иосаф-царевич, Борис и Глеб. Они почитаются не столько за свою чудотворную мощь, сколько за горькую судьбу и нравственный пример.
В христианстве существуют два принципиально различающихся по своему смыслу понятия — поклонение и почитание. Поклонение подобает воздавать одному лишь Богу. Почитать же можно Богородицу, святых, ангелов,
Руднев В.А. Древо жизни. Об истоках народных и религиозных обрядов. Л., 1989. С. 117. Невский Л. Оттеснивший самого «Спаса» // Наука и религия. 1972. № 5. С. 66. Золотова Т.Н. Локальные особенности и место в общерусской традиции календарных праздников русских Тоболо-Иртышского региона // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. № 3. С. 53. Календарные обычаи и обряды зарубежной Европы. Зимние праздники. М., 1973. С. 85, 206.
их изображения, святые места и предметы, что никоим образом не тождественно поклонению и при правильном подходе не противоречит поклонению единому Богу. По отношению к святым, ангелам, а также местам и предметам, чтимым верующими, используется термин «почитание». Однако применительно к Святым Дарам говорится «поклонение», поскольку в них пребывает вся полнота Божества. Исключение представляет Крест Господень, почитание которого по традиции называется поклонением, поскольку предполагается поклонение не знаку креста или изображению распятия, а самому Богу ввиду тайны искупления. Предметом почитания не могут быть даже символы Отца (рука, старец на небесном троне, око) и Святого Духа (голубь, огонь, сияние): они служат лишь для помощи в молитве и медитации8.
Одни из наиболее почитаемых христианских святых
Общекультурное значение святых заключается в том, что в каждом поколении, в каждую эпоху среди христиан находятся выдающиеся люди, которые могут служить образцом для подражания. Их жизнь и поведение соответствует высшим духовным принципам, которые, благодаря живому опыту святых, остаются неизменными на протяжении тысячелетий, и всегда будут служить мерилом оценки поведения всех последующих поколений христиан. Святые несут через века эту эстафету духовных ценностей, передавая ее следующим поколениям, вдохновляя их своим примером. Они выполняют функцию архетипа христианского опыта, поскольку святые во все
8 Католическая Энциклопедия (www.mtu-net.ru).
века, вплоть до наших дней, ведут себя так же, как вели себя первые христиане, демонстрируя тем самым неизменность фундаментальных принципов христианства. Святые — это персонизация общественных идеалов, универсальных культурных ценностей в зримом и наглядном образе, это абстрактные ценности, облеченные в плоть и кровь.
Народное почитание святых свидетельствует о том, что задаваемые церковью нравственные идеалы становятся составной частью народной культуры и неразрывны с жизнью самого народа. Именно церковь, а не государство или артистическая элита, смогла сполна удовлетворить глубинную потребность народа, найдя для практического воплощения духовных ценностей самых подходящих и самых надежных акторов. Святые оказались самыми эффективными популяризаторами христианского учения среди широких народных масс, значительная часть которых по крайней мере в средние века оставалась неграмотной и не умела читать специальную литературу.
Высока и социальная значимость святых. Как явствует из житий святых, это были такие же люди, как и все прочие, жившие среди них, знавшие надежды и чаяния простых людей, выступавшие их защитниками. Своим примером они показывали народу, что в борьбе с бедностью и бесправием помогают не только правительство и государство, но самые обыкновенные люди, умеющие ради защиты сирых и обиженных совершать героические поступки. В этом смысле святые являются социальными лидерами и духовными вождями народа, которые не ищут власти, не борются за нее, не манипулируют и не злоупотребляют властью, но кому эту власть дает сам народ.
Всемирно известная мать Тереза (1910—1997)9, защитница бедных и больных, всю свою жизнь полностью и безоговорочно посвятив Христу, умела в каждой страждущей душе разглядеть черты Спасителя. В 1950 г. она учредила Орден милосердия, который сегодня насчитывает около 300 тыс. сотрудников в 80 странах мира, имеет в своем распоряжении сети детских домов, приютов, больниц, лепрозориев, 4,5 тыс. сестер милосердия Ордена занимаются благотворительной деятельностью в 133 странах. В 1979 г. мать Тереза стала лауреатом Нобелевской премии мира. О ней снимают фильмы и в ее честь организуются кинофестивали. Многие вносили пожертвования в Фонд матери Терезы, и никого не оставляла она без благодарности. Еще при жизни называли ее послом искренней доброты, любви и сострадания к больным и обездоленным. Вопреки официальным правилам Ватикана, процесс канонизации великой подвижницы начался до истечения пяти лет после ее ухода из жизни в 1997 г. И хотя обычно такой процесс занимает по меньшей мере 15 лет, иерархи христианской церкви в Индии намеревались возвести мать Терезу в ранг святых в 2000 г. Но только в 2003 г. в Ватикане прошла церемония причисления Римской католической церковью Матери Терезы Калькуттской клику блаженных. Обряд перед собравшимися 150тыс. паломников совершил папа римский Иоанн Павел II, который долгое время
Мать Тереза родилась 27 августа 1910 г. в г. Скопье в албанской католической семье (нынешняя Македония). В 1948 г. она получает индийское гражданство и открывает школу в трущобах Моти Джила, а спустя два года получает разрешение Ватикана на создание новой конгрегации — Ордена милосердия.
дружил с матерью Терезой. Он настолько трепетно относился к Матери Терезе, что стал инициатором ускорения процесса причисления ее к лику святых. В благодарность за беспримерный труд на благо страждущих в разных уголках мира мать Терезу еще при жизни считали «Святой обездоленных».
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 779;