К какой религиозной конфессии Вы могли бы отнести себя (% от числа опрошенных)?

 

Православие 73,6
Ислам 4,0
Католицизм 0,3
Протестантизм 0,1
Другая ветвь христианства 0,4
Буддизм 0,1
Иудаизм 0,1
Другое 0,6
Не исповедую никакой (атеист) 18,5
Затрудняюсь ответить 2,3

Источник: Опрос РОМИР, 2001 г. Объем выборки — 2 000 человек. Автор анкеты — проф. А.А. Осеев.

По данным Министерства юстиции РФ, на 1 января 2003 г. в стране были зарегистрированы 21 448 религиозных организаций. Это означает прирост более чем на 1 000 зарегистрированных религиозных организаций по сравне­нию с 2002 г. и более чем на 5 000 за период с 1997 г. Согласно статистике Минюста, зарегистрированные религиозные группы распределяются следу­ющим образом: Российская православная церковь — 11 299 групп, Россий­ская православная автономная церковь — 42, Российская православная зару­бежная церковь — 41, Истинно православная церковь — 52, Российская православная свободная церковь — 18, Украинская православная церковь (Киевская патриархия) — 9, староверы — 288 (разделены на 4 самостоятельные организации), Римско-католическая церковь — 268, греческая католическая церковь — 4, Армянская апостольская церковь — 61, мусульмане — 3 467, буддисты — 218, иудеи — 270 (делятся на ортодоксальных и реформистов), баптисты — 1 015, пятидесятники — 1 435, адвентисты седьмого дня — 643, прочие евангелические и харизматические течения — 134, лютеране — 211 (разделены на 4 самостоятельные группы), апостольская церковь — 83, ме­тодисты — 104, реформисты — 5, пресвитериане — 140, англиканская цер­ковь — 1, свидетели Иеговы — 407, меннониты — 8, Армия Спасения — 8, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) — 47, Церковь унификации — 10, Церковь Державной иконы Божьей матери — 29, моло­кане — 29, духоборы — 1, Церковь последнего завета — 16, Церковь Хрис­та — 24, иудействующие христиане — 2, христиане, не относящиеся к опре­деленным течениям — 41, саентисты — 1, индуисты — 1, кришнаиты — 97, бахай — 20, тантризм — 3, даосизм — 9, ассирийская церковь — 2, сикхи — 1, копты — 1, шаманисты — 11, караимы — 2, зороастрийцы — 1, «Духовное единство» (церковь Л. Толстого) — 1, «Живая этика» (Рериховское движе­ние) — 1, язычники — 19, прочие конфессии — 240.

Наибольшее число религиозных организаций, несмотря на разную юрис-дикционную принадлежность, относят себя к православному вероисповеда­нию. Второе место по численности зарегистрированных в органах юстиции религиозных организаций занимает ислам. Как и православие, исламская религия насчитывают тысячи исповедующих это течение религиозных общин. Однако целый ряд религиозных конфессий, среди которых в основном новые и нетрадиционные религиозные течения, насчитывает всего лишьдесятки или

сотни религиозных общин. Многие из них лишь недавно пришли к нам из-за рубежа. Некоторые, имея в России весьма незначительную социальную базу, зачастую располагают внушительными капиталами, что позволяет им в рек­ламных целях проводить различные благотворительные акции.

Количество зарегистрированных религиозных организаций не отражает полностью состав верующих. По оценкам, количество оставшихся незареги­стрированными исламских организаций составляет от 500 (по официальным данным) до более 9 000 (по оценке Совета муфтиев России). Предположитель­но, некоторые из этих организаций прекратили существование, но многие, по данным Совета муфтиев, просто пришли к выводу, что не нуждаются в юри­дическом статусе и отложили регистрацию по финансовым соображениям. Не исключено, что регистрационная статистика также занижает число верую­щих христиан-пятидесятников. Сейчас идет бурное формирование новых орга­низаций пятидесятников. По неофициальным оценкам, в стране существует от 1 500 до 2 000 общин пятидесятников, многие из которых не могут пройти ре­гистрацию, несмотря на прилагаемые усилия. Отдельные религиозные группы зарегистрированы в качестве общественных организаций из-за невозможности пройти регистрацию в категории религиозных организаций10.

Помимо Русской Православной Церкви в нашей стране существует еще несколько конфессий, которые можно назвать традиционными для России. Это прежде всего ислам. Мусульмане вот уже много веков соседствуют с православными россиянами, причем даже в период противоборства Руси с Золотой Ордой, Казанским и Крымскими ханствами борьба между ними не приобретала характера религиозных войн. В годы советской власти они в равной степени испытывали давление государственного атеизма, делили ра­дости и горести всего народа, защищали Родину от гитлеровских захватчи­ков. Так, в 1921 г. от участия в выборах были устранены бии, имамы, иша-ны, хазреты, муфтии, члены духовных управлений мусульман. В декабре 1920 г. декретами Совета народных комиссаров был упразднен ряд народных обычаев (уплата калыма, куна).

Ислам в современной России играет важную роль. В шести странах «ближнего зарубежья» проживает сегодня 54 млн мусульман. В самой Рос­сии сегодня действуют более 4 тыс. мечетей. Мусульманские объединения занимают одно из ведущих мест среди религиозных организаций страны. Более 20% от общего числа всех зарегистрированных религиозных органи­заций приходится на долю российского мусульманства.

Итоги переписи 2002 г. показали численность народов, придерживаю­щихся исламской традиции — таковых в России около 14,5 млн человек. Гла­ва Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин заявил, что не согласен с итогами всероссийской переписи населения. «Я твердо убежден, что мусуль­ман в России не менее 20 млн», — заявил он в 2003 г. в интервью агентству «Интерфакс». Экспертные оценки численности мусульман в РФ сильно разнятся, колеблясь от 12 до 24 млн человек. По данным социологов, к му­сульманам себя причисляют около 4% участников опросов, проводимых среди взрослого населения России".

10 Ежегодный доклад Государственного департамента США о свободе вероисповедания в России за
2003 год (www.usembassy.ru).

11 NEWSru.com. 2003.12.11.

Несмотря на сложные экономические условия, в 1991 — 1995 гг. только в Республике Татарстан завершено строительство более 500 мечетей. А по России в настоящее время их насчитывается около 5 тыс. Более 300 мечетей находятся в стадии строительства. В России за последние годы открыты сот­ни духовных учебных заведений (только исламских около 60). При многих из них созданы религиозные школы, в которых изучаются основы тех или иных религий. Более тысячи юношей из России обучаются в высших и сред­них духовных заведениях в странах Востока и Запада. Кроме того, открыты широкие возможности светским учебным заведениям в осуществлении

религиозного воспитания подраста­ющего поколения.

К числу традиционных для России конфессий принято относить буддизм. На территории России буддизм в фор­ме ламаизма начал распространяться из Тибета через Монголию: с начала XVIIв. среди калмыков, откочевавших позже на Нижнюю Волгу; в XVIIIв. — среди бурят и тувинцев. Хотя будди­сты оказались на территории нашего государства лишь в XVIIв., а их Духов­ное управление получило официальное признание только в 1741 г., буддий­ской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь. Дея­тельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным духовным управлением буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управ­ления носит сан бандидо-хамболабы и находится в Иволгинском дацане (монастыре), расположенном невдалеке от г. Улан-Удэ.

Ведущие конфессии России

Основной формой организации религиозной жизни является дацан (мо­настырь). Накануне Октябрьской революции 1917 г. насчитывалось 185 да­цанов, в том числе в Забайкалье — 36, в Туве — 44, в Калмыкии — 105. К 1937 г. все они были упразднены. Сегодня в России более 200 буддийских общин, которые действуют на территории от Анапы до Владивостока. Об­щее число последователей буддизма — около 900 тыс. человек. Большинство из них — сторонники школы Гелугпа направления ваджраяна. Это верующие восточные буряты и буряты-хонгодоры, основная часть тувинцев, большин­ство верующих калмыков и сравнительно небольшая часть эвенков (живу­щих в Бурятии). Одних привлекает восточная эзотерика, других — богатей­шие пласты культуры и философии. Не вникая в философские премудро­сти, буряты, калмыки, алтайцы, тувинцы следуют канонам буддизма, молясь не только в дацанах (монастырях), но и у домашних алтарей, на вершинах гор, у целебных источников и других святых мест. При этом помимо тради-

ционного для России тибетского буддизма начинают распространяться и другие направления Дхармы — тхеравады, китайского, вьетнамского и япон­ского Дзен-буддизма.

Некоторые буддийские общины объединены в централизованные орга­низации:

♦ ЦДУБ — Центрального духовного управления буддистов (объединяв­шее преимущественно бурятские общины) переименовано в «Тради­ционную буддийскую сангху России»;

♦ с 1991 г. действует Объединение буддистов Калмыкии, руководимое калмыком американского происхождения Тэло Ринпоче;

♦ около 20 общин тибетской традиции Кагью, основанных датским про­поведником Оле Нидалом, объединены в Ассоциацию буддистов шко­лы Карма Кагью;

♦ в Туве к 1997 г. возродилась единая самостоятельная церковь «Управ­ление Камбу-ламы Тывы»12.

Главная религиозная организация буддистов РФ называется Буддийская традиционная Сангха России, она является правопреемницей ЦДУБ, суще­ствовавшего в 1922-1996 гг. (в 1922-1945 гг. - ЦДУБ РСФСР, в 1946-1996 гг. — ЦДУБ СССР). В 1995 г. Хамбо-ламой ЦДУБ РФ был избран Дамба Аюшеев, являющийся в настоящее время главой Буддийской традиционной Сангхи России.

В трех буддийских республиках возрождению буддизма оказывается го­сударственная поддержка. В Калмыкии буддизм (вместе с христианством) даже объявлен государственной религией. Начинают развиваться разные формы буддийского образования. Первые буддийские книги на русском языке, начиная со сборника произведений Далай-ламы «Буддизм Тибета», в 1991 г. публикует изд-во «Нартанг». Оно же начинает издавать первый буддийский журнал «Буддизм России». В последние годы в некоторых го­родах нашей страны (Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Кемерове, Набережных Челнах, Екатеринбурге, Ульяновске, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Белгороде, Туле, Перми, Ростове-на-Дону, Анапе и др.) появи­лись малочисленные группы сторонников различных течений буддизма сре­ди русских (школы Гелугпа, Кагьюдпа, Сакьяпа и Ньингмапа направления ваджраяна, различные школы направлений махаяна и тхеравада). В ряде крупных городов России активную миссионерскую работу вела маргиналь­ная необуддийская секта тоталитарного характера АУМ Синрике. После совершения ее приверженцами террористических актов в Японии деятель­ность АУМ Синрике в России была запрещена, хотя нелегально секта про­должает свою деятельность.

Иудаизм — одна из древнейших мировых религий, проник в Россию как конфессия евреев, чьи гражданские права ограничивались не только у нас, но и в других странах, и относительное равноправие было признано за иуда­измом лишь в начале XX в. После разделов польско-литовского государства в конце XVIII в. общее число еврейских подданных Российской империи впервые стало значимым и составило около 500 тыс. Численность их опре­делить нелегко. Еврейские религиозные организации, обычно относящие к иудаистам всех евреев, приводят на начало 1990-х гг. цифру, близкую к 600

12 Терентьев А. Буддизм в России (www.religare.ru).

тыс., что вряд ли верно, поскольку значительная часть российских евреев не религиозна (хотя в последние годы уровень религиозности российских ев­реев заметно возрос). Кроме того, в 1990-е гг. около 200 тыс. евреев эмигри­ровали из страны. Подавляющее большинство иудаистов России живет в городах, прежде всего в крупных. Самые многочисленные их группы сосре­доточены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Челябинске, Ростове-на-Дону, Саратове, Новосибирске.

До 1990 г. не существовало никакой организационной структуры иудей­ских общин. В январе 1990 г. учрежден Всесоюзный Совет еврейских рели­гиозных общин. В российском иудаизме выделяют два основных направле­ния: ортодоксальный, в состав которого входит движение хасидизма (не­укоснительное соблюдение талмудических требований), и современный (прогрессивный). Большинство верующих в России придерживаются орто­доксального иудаизма. Самой крупной общиной ортодоксального иудаиз­ма является Московская хоральная синагога. Среди российских иудаистов есть и последователи хасидского течения, возникшего в первой половине XVIII в. Живет в России и небольшая группа приверженцев секты караимов.

Как Вы считаете, допустима ли деятельность в школах религиозных организаций (% от числа опрошенных)

 

Допустима только в сфере преподавания религиозных дисциплин 41,3
Допустима в любой форме 16,9
Совершенно недопустима 30,8
Другое 1,8
Затрудняюсь ответить 9,2

Источник: Опрос РОМИР, 2001 г. Объем выборки — 2 000 человек. Автор анкеты — проф. А.А. Осеев.

Современное еврейское движение в России можно рассматривать как со­вокупность нескольких составных частей, которыми являются религиозные, светские общественные организации, ставящие целью развитие еврейской культуры, благотворительные организации и фонды. Основной и наиболее активной частью религиозного движения является хасидская община «Хаб-бад-Любавич», которой оказывается широкая спонсорская помощь со сто­роны российских и западных частных жертвователей и фондов. Только в Москве общине «Хаббад» принадлежат 3 из 6 действующих синагог. Община имеет свои отделения практически во всех регионах России. Численность любавической общины составляет 10—15 тыс. человек, регулярно посеща­ющих синагогу по субботам и праздникам (активистов — 500-600 человек).

Движение прогрессивного иудаизма или реформистская синагога суще­ствует в России не более 10 лет и не имеет российских корней. Оно возник­ло в СССР в 1989—1990 гг. на волне интереса к советской «перестройке» на Западе по инициативе тогдашнего лидера Всемирного Совета Прогрессив­ного иудаизма р. Гирша. Фактически сторонники этой организации вербо­вались двумя ее британо-израильскими активистами в указанный период — С. Софером и Й. Осераном. Несмотря на отсутствие в России традиций реформизма и слабую финансовую и организационную поддержку со сто­роны западных спонсоров (движение до сих пор арендует помещение под

молельный дом в Москве), российское движение прогрессивного иудаизма смогло за истекшие 10 лет создать свои общины в большинстве регионов страны. Их численность по объективным оценкам составляет 2—3 тыс. че­ловек (активистов — около 100), в основном это представители студенческой молодежи и интеллигенции до 40 лет. Реформисты делают ставку на мо­лодежь и интеллигенцию, в большинстве своем не принимающих жесткие талмудические догматы традиционного иудаизма. Лозунг реформизма — «Иудаизм — для современного человека». Движение прогрессивного иуда­изма считается единственной религиозной общиной, идентифицировавшей себя с сионистским движением. Совокупная числен­ность всех религиозных иудейских общин в России (включая лиц, получающих гуманитарную помощь и несколько раз в год приходящих в синагогу на празд­ники) согласно последним исследованиям не превы­шает 25 тыс. человек, что составляет чуть более 2,5% всего еврейского населения страны, включая членов их семей.

Католицизмдля России —традиционная религия, но не в юридическом, а в культурологическом значе­нии. Жизнь католической церкви в России никогда не была простой. Однако в 1905 г. царь издал указ о религиозной терпимости. В 1914 г. в России был 1 491 действующий костел и 2 194 кзензов на 5 млн верую­щих. Революция смела все: тотальная экспроприация церквей и зданий, епископы и священники, которых осуждали и отправляли умирать в Сибирь. При совет­ской власти у католиков оставалось только два кос­тела на всю Россию. Возрождение католической цер­кви в России началось после 1991 г. На территории Российской Федерации сегодня действуют около 250 католических приходов. Большинство прихожан — русские люди. Они могут иметь самые разные этни­ческие корни. Но это люди, которые говорят по-рус­ски, молятся по-русски, родились в России.

Католики подразделяются на две группы: католи­ков латинского обряда и католиков византийского обряда (так называемых греко-католиков). К первым относится большинство живущих в стране по­ляков и литовцев, часть немцев, большая часть латгальцев (субэтническая группа латыйГей), некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х гг. в католицизм перешло небольшое число русских. В России католиков латин­ского обряда насчитывается около 300 тыс. Католики византийского обря­да представлены в стране Российской греко-католической церковью. Общая численность греко-католиков достигала в России к началу 1990-х гг. около 500 тыс. Позже многие из них уехали на Украину. В результате общая чис­ленность католиков, по официальным данным, не превышает 600 тыс., а в зарубежных источниках всплывает цифра в 1 млн. Согласно данным Мини­стерства юстиции Российской Федерации, на территории нашей страны чис­ленность этнических групп, традиционно исповедующих католицизм, за пос­ледние 10 лет уменьшалась, тогда как количество организационных структур

Римско-католической церкви (РКЦ) в России увеличилась в 10 раз и продол­жает расти.

Католическая церковь вселенская, универсальная, она не национальная, но каждая конкретная поместная церковь имеет свою специфику. По собственному их признанию, католики были и останутся в России меньшинством.

Непросто складывались отношения православных с католиками. В 1054 г. Папа Римский и Патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме, и Христианская Церковь разделилась на Католическую и Православную. Официальный диалог между Русской Православной и Ка­толической Церквами смог начаться лишь в результате перемен в католи­цизме, связанных с решениями Второ­го Ватиканского Собора 1962—1965 гг. С согласия гражданских властей като­лические епископские кафедры функ­ционировали в России и раньше. В советское время кафедры католических епископов существовали в Прибалтике. В 1991 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало две Апостольских администратуры, возглавляемые епис­копами: в Москве (для католиков европейской части России) и Новосибир­ске (для католиков азиатской части страны).

1990-е гг. были для РКЦ оптимистическими, и существовали надежды, что она займет подобающее ей место в российском обществе, наряду с дру­гими традиционными церквами и христианскими конфессиями. Римско-ка­толическая церковь в России активно принимала участие в общественной жизни, экуменических акциях, выступала по самым разнообразным вопро­сам текущей политики, не боялась общаться с журналистами, ее представи­тели активно участвовали в телевизионных программах и дискуссиях. Со­бытия 2002 г. — когда Ватикан учредил на территории РФ несколько епар­хий, из которых создал митрополию, — стали отправной точкой возникновения межконфессионального кризиса. Оказалось, что подавляю­щее число фактических руководителей российских структур конфессии, претендующей на статус традиционной, являются иностранными граждана­ми, пребывающие в нашей стране по временным визам (до 90% из них — поляки). В 1999 г. в России действовало 128 католических священников — из них российских граждан только 6 человек. Уже через год число миссио­неров увеличилось до 219 (российских граждан — 19). В настоящее время «окормлением паствы» занимается 283 католических священника и 273 мо­нашки (из них только 19 имеют российское гражданство), приехавших в Россию из 17 стран, в основном из Польши, Словакии, Германии, США, Аргентины, Франции, Мексики, Италии, Японии и др.

Резкое неприятие существующего статуса РКЦ в России со стороны Московского Патриархата, а также охлаждение взаимоотношений между церквами, послужили сигналом к тому, что российская общественность и, прежде всего масс-медиа, приняли сторону Русской Православной Церкви. В результате, о католиках в России стали говорить и писать либо в негатив­ном тоне, либо их просто перестали замечать.

Протестантизм западноевропейского происхождения появился в Рос­сии в XVIII в. Это были лютеране, меннониты, позднее баптисты, главным образом, выходцы из Германии и Нидерландов. Во второй половине XIX в.

Б07

начал распространяться адвентизм. В начале XX в. возникли общины хрис­тиан веры евангельской — пятидесятников. Накануне Великой Отечествен­ной войны появились «Свидетели Иеговы». В настоящее время в России насчитывается до 40 различных протестантских течений, приверженцами которых являются более 1 млн человек. (В протестантских объединениях существует персональный учет членов)13.

Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. Проникнув в Россию в середине XIX в., баптизм первоначально распространялся среди немцев, однако довольно скоро группы баптистов появились и среди представителей других народов. В 1870-е гг. в России стало распространяться близкое к баптизму движение евангельских христиан, имеющее английские корни.

Католицизм в России. Поклонение Пресвятым Дарам

По данным официальной статистики, по состоянию на 1917 г. из проте­стантских деноминаций официально была признана деятельность только евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской (пятидесят­ников), адвентистов седьмого дня, молокан и меннонитов. Данные переписи 1913 г. говорят о том, что 4,5% населения России исповедовали протестант­скую религию (причем 25% из этого числа были представителями интелли­генции) — это против 65% православных верующих14.

В 1944 г. евангельские христиане и подавляющее большинство россий­ских баптистов объединились в Союз евангельских христиан и баптистов (с 1945 г. — Союз евангельских христиан-баптистов). В стране представле­но и сравнительно молодое (возникшее в 1901 г.), но быстро увеличиваю­щее ряды своих сторонников протестантское течение — пятидесятнмест-во, подразделяющееся на ряд ветвей. Особое положение в протестантизме

13 Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 190.

14 Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 115.

занимают разные группы так называемых маргинальных протестантов, ве­роучения которых весьма сильно отличаются от традиционного протестан­тизма, а иногда и от христианства вообще. Особенно интенсивной миссио­нерской деятельностью выделяются свидетели Иеговы. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с детьми) более 50 тыс. человек. С начала 1990-х гг. в России действуют также мормоны, или Церковь Иису­са Христа святых последних дней.

Активность протестантских религиозных организаций, насчитывающих 45 религиозных объединений и представляющих 15 религиозных течений, постоянно растет. Наиболее крупными по числу организаций являются еван­гельские христиане-баптисты (центр в г. Москве). Официально зарегистри­рована религиозная организация «Ас­социация миссий "Ковчег"». В ряде протестантских религиозных органи­заций создаются объединения, целью которых является оказание благотво­рительной помощи, работа с наркома­нами и алкоголиками, инвалидами (особенно глухонемыми). Так, при ак­тивном участии церкви «Свет Миру», «Пресвитерианской церкви» в г. Тю­мени в июне 2002 г. проведена городская акция «Будущее детей — без наркотиков».

Ныне официально зарегистрировано более 20 различных протестантских конфессий, а до 1991 г. их насчитывалось только 8. В их числе есть те, кото­рые существуют в России давно, как например, меннониты, молокане или евангельские христиане-баптисты, которые в этом году отмечают 130-летие своего движения в России, и те, которые появились в нашей стране совсем недавно, как, например, харизматы или христиане полного Евангелия, но уже имеющие значительное число последователей.

Сравнительный анализ видов деятельности православных и протестант­ских объединений позволяет сделать вывод о значительно большей, по срав­нению с православными церквами, ориентированности протестантских церквей на решение социальных проблем общества, обращение в своей де­ятельности вовне, за пределы церковной общины15.

Огромную роль в развитии социального уклада, предпринимательства и культуры российского общество сыграло старообрядчество, которое первым отделилось от Русской православной церкви. Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской православной церкви, произошедшего в 60-е г. XVII в. Поводом к нему послужили церковные реформы патриарха Никона (1652—1666), воспринятые частью населения как «порча веры».

Среди старообрядцев преобладают русские. Старообрядчество никогда не было единым течением. В течение XVII—XVIII вв. старообрядцы раздели­лись на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых ин­ститут священства отсутствует). В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся натри основные группы: единоверцев, приверженцев Русской пра­вославной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и сторон­ников Русской древлеправославной церкви. Беспоповское направление в на­стоящее время разделено на следующие основные группы: часовенное,

Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 118.

S

поморское, федосеевское и спасовское (спасово) согласия, филипповский и страннический толки.

В условиях гонений со стороны господствующей церкви и светских вла­стей старообрядцы, особенно беспоповцы, вынуждены были организовать свою жизнь и религиозную практику по типу сектантских общин: самоизо­ляция, персональный учет членов, нравственный ригоризм и т.п. Лишь в конце XIX — начале XX в. старообрядцы получили более или менее благо­приятную возможность для удовлетворения религиозных потребностей. Старообрядчество сыграло значительную роль в развитии экономики Рос­сии на основе свободного предпринимательства. Общая численность старо­обрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн человек.

В 1971 г. поместный Собор Русской православной церкви снял «клятвы» со старообрядцев, признав их православными. С этого момента начался новый период взаимоотношения — конструктивного диалога и сотрудниче­ства — Московской патриархии и старообрядцев-поповцев.

Таким образом, конфессиональный состав населения России практичес­ки за 100 лет отражен в табл. 9.

Таблица 9 Конфессиональный состав населения России

 

Состав населения Российская Империя (1897 г.) СССР (1991 г.) Россия (середина 1990-х гг.)
Численность совокупного населения 125 млн 270 млн 149 млн
Православные (включая старообрядцев) 71,3 22,8 33-40 (50-60 млн)
Католики 9,2 5,5 0,2 (около 300 тыс.)
Протестанты 3,0 3,0 0,7 (более 1 млн)
Мусульмане 11,2 11,5 10-13 (15-20 млн)
Буддисты 0,4 0,4 0,7 (около 1 млн)
Иудеи 4,2 0,2 0,7 (около 1 млн)
Последователи новых религиозных движений - 0,2-0,3 (300-400 тыс.)
Неверующие - Около 50% Около 50%

Источник: Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России (www.cbook.ru).

Сегодня на громадных пространствах Российской Федерации одновре­менно протекают разнонаправленные религиозные процессы. В централь­ной России продолжается укоренение традиционного православия. В угро-финских республиках — Карелии, Коми, Удмуртии, Мари Эл, Мордовии — параллельно развиваются национальное язычество и лютеранство. Одна исламская группа сосредоточена на Кавказе, другая — от Казани, по Волге, через Башкирию тянется к Южному Уралу. Буддизм концентрируется в Калмыкии, Туве и Бурятии. Русский протестантизм наиболее успешно раз­вивается в Сибири, а католичество сосредоточивается в крупных промыш­ленных субъектах РФ16. Возобновили свою деятельность некоторые конфес-

16 Щипков А. Проблемы конфессиональной прессы и светской религиозной публицистики (http:// ekg.metod.ru).

сии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации.

В ряде российских городов (Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Ка­зани, Астрахани, Южно-Сахалинске и др.) появились группы сторонников одной из так называемых новых религий — бахаизма. К новым синкретичес­ким религиям относят также Церковь саентологии, возникшую в 1950-х гг. в США и внедрившуюся позже в ряд городов Европы, в том числе и Моск­ву. Синкретический характер имеют и действующие в некоторых населен­ных пунктах России (наряду с Украиной) секта Белое братство и так назы­ваемая ересь Порфирия Иванова. Часть южных алтайцев исповедуют бур-ханизм — появившуюся в 1904 г. синкретическую религию, сочетающую в себе элементы алтайского шаманизма и буддизма. Последователи этой ре­лигии поклоняются богу Бурхану.

Шаман — представитель традиционных верований в России

В России живут и приверженцы традиционных верований (шаманизма, родоплеменных и промысловых культов и др.). Их последователи составля­ют большинство среди верующих эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэ­гейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев, немало их и среди алтайцев, ненцев, долган, ороков. Сторонники традиционных веро­ваний есть также среди эвенков и хантов.

Анализ деятельности религиозных объединений показывает, что их роль в общественной жизни возрастает. Религиозные организации все активнее включаются в процессы социального служения в обществе. Они решают вопросы духовно-нравственного воспитания, проблемы борьбы с алкоголиз­мом и наркоманией, благотворительности и милосердия, просветительской работы в местах лишения свободы. Многие традиционные и нетрадицион-

Ен

ные религиозные объединения сотрудничают между собой в решении самых актуальных задач. В конструктивный межрелигиозный диалог включились и нехристианские конфессии. Так, православные и мусульмане совместно обсуждали возможности прекращения вооруженных конфликтов в Нагор­ном Карабахе и Чечне.

Взаимовлияние конфессий часто происходит по тому же самому сценарию, что и взаимовлияние культур, где есть поглощение и ассимиляция, частичное приспособление и аккультурация, сохранение автономии и культурный плю­рализм. Бытование ислама в православном культурном пространстве посте­пенно привело к формированию неизвестных ранее феноменов. Один из них так называемый русский ислам— исламской и русской культур, в том числе культур мышления. Его основные черты: массовый переход в мечетях на рус­ский язык; перевод исламского книгоиздательства на русский язык; приня­тие госстандарта по исламской теологии и разворачивание образовательного процесса преимущественно на русском языке в определенном методическом поле; исламские русскоязычные СМИ; появление исламских сообществ, ду­мающих и говорящих на русском языке. По мнению специалистов, русский ислам — это явление, которое принадлежит как исламской, так и русской культуре, в том числе политической культуре17.

Социальной базой распространения русского ислама становится русский язык, на котором разговаривает большинство населения России. Большин­ство городских мечетей сегодня наполняются мусульманами разных наци­ональностей, а этим национальностям нужен единый язык общения. Но вместе с языком в сознание людей проникают и новые стереотипы, привыч­ки и алгоритмы мышления. Татарский ислам, к примеру, совершенно не похож на арабский ислам, поскольку тот существует совершенно в ином культурном пространстве. Процессы этнокультурного смешения и мигра­ционные потоки лишь усилят в будущем значение этого феномена. Взаимо­дополнение конфессий и культур рождает так называемое пространство комплементарности — между русской культурой, имеющей традиционно православные корни, и исламской культурой в России.

Русификации ислама, если уместно подобное выражение, способствует также развитие рыночных отношений. Книгоиздательства в погоне за мас­совыми тиражами предпочитают выпускать книги на том языке, на каком разговаривает большинство покупателей. И хотя сегодня в России немало было выпущено исламской литературы на разных языках, особенно на та­тарском, тем не менее самое массовое распространение получила исламская литература на русском языке: книги издательства «Бадр», дагестанский про­ект издательского дома «Ансар» — «Золотой фонд исламской мысли» («На­ставление правителям» имама Аль-Газали и др.), монографии востоковедов и арабистов, энциклопедии, словари, карманные словарики, тафсиры, пе­реводы, многочисленная суфийская литература. Государство в этот процесс совершенно не вмешивается, он происходит стихийно.

Образовательный процесс в России протекает на русском языке. Он за­дает стандарты и эталоны обучения, за ним тянутся национальные и кон­фессиональные программы обучения. Сегодня в стране 17 вузов, в которых существуют теологические кафедры или факультеты: 12 государственных и

17 Градировский С. «Русский ислам» как явление и как предмет исследования (http://religare.ru).

5 негосударственных. Все они — православные. В 1993 г. разработан стан­дарт по теологии, разумеется, на русском языке. По его образу и подобию готовят стандарты для других религий. В информационном пространстве России также господствуют русскоязычные СМИ и телевидение. Наконец, еще одно обстоятельство — появление интеллектуальных сообществ, дума­ющих и говорящих на русском языке. Именно в интеллектуальной ислам­ской среде, отмечает С. Градировский, наибольшее количество русских, с русскими корнями или наполовину русских, или, например, с явной тюрк­ской антропологией, но при этом давно уже русскокультурных, русскоязыч­ных людей, принявших ислам18. Цель нового культурного проекта или новой культурной стратегии — формирова­ние в России собственной исламской религиозно-философской школы, ло­яльной российской государственности и противостоящей фундаменталистским течениям в исламе. Речь идет о мультикультурном проекте вовлечения ислама в общероссийскую идентич­ность, о создании некой общероссийской, и в значительной степени — рус-скокультурной, мусульманской идентичности, формирование которой мо­жет быть управляемым со стороны государства. Но для этого, по мнению С. Переслегина, государству необходимо пересмотреть «внутренний дого­вор» российской государственной системы с православием, поскольку весь­ма сомнительно, что на сегодняшний день православные составляют боль­шинство населения или, по крайней мере, наиболее активное большинство России. В этих условиях речь должна идти о равных отношениях властей со всеми конфессиональными группами. В свою очередь, православные акти­висты видят в проекте, в первую очередь, угрозу исламизации русского на­селения. Особенно активно против проекта выступает Союз православных граждан.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 803;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.04 сек.