ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОСТАВА
В конце 1990-х гг. И.Г.Каргина19 изучала эмпирическими методами конфессиональный состав населения России. В ее задачу входило измерить показатели, характеризующие динамику развития христианских конфессий; выявить процессы, носящие принципиально новый характер, отражающие принципиально новый этап жизни религиозной сферы постсоветских государств. Данные собраны в результате проведения следующих процедур: ♦ Почтовый опрос руководителей христианских объединений в государствах, ранее входивших в состав СССР (февраль 1993 — июль 1994 г.). Разослано 9 250 опросников, получено 3 160 заполненных анкет. Наибольшую долю опрошенных составили объединения России (40,57%), Украины (35,32%), Молдовы (7,59%) и Беларуси (4,15%).
Градировский С. «Русский ислам» как явление и как предмет исследования (http://religare.ru). Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 111-118.
♦ Социально-статистическое обследование христианских организаций Москвы и Московской области (ноябрь 1996 — март 1997 г.). Всего изучено 826 организаций в Москве и 898 организаций по Московской области — все официально зарегистрированные по состоянию на 01.01.1997.
♦ Анализ содержательных данных Минюста РФ и публикаций журнала «Религия и право» (1996—1997). В разработку включена информация о 14 688 организациях России, зарегистрированных на 01.01.97. Управлением по делам общественных и религиозных объединений Минюста РФ.
Свой опрос И. Г. Карги на проводила в те времена, когда не существовала (да и не существует по сей день) точная информационная сеть, объединяющая данные о всех религиозных объединениях (точный адрес, вероисповедание, общие сведения о деятельности и проч.). В таких условиях оказалось невозможным очертить границы генеральной совокупности. Была предпринята процедура так называемого «снежного кома», когда за исключением первого шага выбор очередного респондента совершался по указанию респондентов, включенных в выборку на предыдущем шаге.
Анализ данных показал, что за десять лет — с 1985 по 1995 г. — созданы впервые или возобновлена деятельность 38,2% христианских организаций. А за предшествующие 20 лет «брежневского периода», т.е. в 1964—1984 гг., были созданы только 14,3% организаций. В еще более ранний период — с 1955 по 1964 г. — возникло только 2,63% новых организаций. За пять лет с 1985 по 1990 г. было создано 15,95% от общего числа новых религиозных объединений. В период с 1991 по 1994 г. возникло еще 22,2% организаций, причем максимум приходится на 1992 г. (8,58%). Процесс создания и регистрации новых религиозных объединений продолжается и сегодня: на 1 января 1997 г. зарегистрировано на 1 610 организаций больше, чем в 1996 г. Всего за два последних года было создано и официально зарегистрировано 11,7% новых объединений христианских конфессий (от общего количества действующих на начало 1997 г. христианских объединений).
Перепись 2002 г. показала, что Россия сегодня — одно из самых многонациональных государств мира, где проживают представители около 160 национальностей. Минюстом зарегистрировано около 22 тыс. религиозных организаций, представляющих 69 конфессий.
Среди субъектов федерации наибольшей конфессиональной плотностью отличается Москва (табл. 10) и Московская область. В конце 1990-х гг. в Москве более '/3 всех религиозных объединений составляли объединения протестантских деноминаций, а немногим более '/2 — объединения православных деноминаций.
Таблица 10 Религиозные организации Москвы
Наименование религиозной группы | Всего объединений | % от всех религиозных объединений | % от всех христианских объединений |
Христианские объединения, втом числе: Православные Протестантские Католические | 90,7 36,4 1,3 | 58,3 40,2 1,5 | |
Нехристианские религиозные объединения | 9,3 |
Согласно исследованиям И.Г. Каргиной, распределение религиозных организаций в России представлено в табл. 11.
Таблица 11 Религиозные организации России
Религиозная группа | 1996 г. | 1997 г. | ||||
Всего организаций | % по отношению к своей религиозной группе | % по отношению ко всем религиозным организациям | Всего организаций | % по отношению к своей религиозной группе | % по отношению ко всем религиозным организациям | |
Христианские объединения Православные Католические Протестантские Ислам Иудаизм Буддизм Другие нехристианские конфессии | 10 055 2 380 | 74,5 1,8 23,7 | 76,9 57,3 1,4 18,2 19,1 0,6 0,9 2,5 | 11 385 8 374 2 770 | 73,6 2,1 24,3 | 77,5 57,0 1,6 18,9 18,6 0,4 1,0 2,5 |
ИТОГО: | 13 078 | 14 688 |
Источник: Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 111 — 118
Религиозная карта Московской области отлична от московской: 79% всех религиозных организаций составляют православные объединения, протестантские — 19%, католические официально не зарегистрированы, мусульмане — 1%, иудаисты — 1%. Общий вектор конфессиональных изменений в 1996—1997 гг., поданным исследования И.Г.Каргиной, выглядел следующим образом:
♦ постоянно увеличивалось число христианских объединений; внутри христианской религии росла доля протестантских объединений (с 23,7 до 24,3%) и католических (с 1,8 до 2,1%);
♦ отмечалось некоторое снижение удельного веса православных объединений (с 74,5 до 73,6%);
♦ доля христианских религиозных объединений по отношению к другим верованиям немного возросла (с 76,9 до 77,5%);
♦ к концу 1996 г. количество протестантских организаций оказалось больше, чем мусульманских (соответственно: 2 770 против 2 738)20.
На постсоветском пространстве резко обострилась конкуренция между религиозными направлениями на рынке духовных услуг. Представители традиционного христианства столкнулись с совершенно новым для себя явлением: возникновением большого числа межконфессиональных христианских объединений (в официальной статистике им присвоено наименование «неденоминированные»), которых в советский период не было. Главную
Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 117.
силу среди них составляют тоталитарные секты и так называемые миссии. Большинство миссионеров, работающих в межконфессиональных организациях, являются протестантами, однако практически все межконфессиональные организации имеют экуменическую направленность. Они оказывают услуги людям, не спрашивая об их религиозной принадлежности. В частности, межконфессиональные религиозные объединения взяли на себя решение многочисленных социальных проблем общества: оказание материальной, духовной, медицинской помощи малоимущим гражданам, пенсионерам, детям. Ими создаются приюты для бездомных взрослых и детей, бесплатные столовые, закупается и безвозмездно передается детским домам огромное количество самых необходимых вещей, продуктов питания и медикаментов.
Активная экспансия на российском рынке западного христианства проявляется как в росте численности его сторонников среди этнически русского населения, так и в разнообразии форм и видов новых объединений. Подавляющее большинство христианских религиозных объединений составляют церкви (72%), на втором месте стоят миссии (14%), на третьем — союзы, объединения, органы религиозного управления (5,4%)21. Совершенно новыми для нас являются такие христианские объединения, как «Христианский юридический центр», «Союз христиан-предпринимателей», «Объединение христианских фермерских хозяйств», «Центр изучения Библии», «Медицинское христианское общество» и др. Их деятельность выходит за рамки чисто религиозных функций, приобретая полурелигиозный и полусветский характер.
1 Каргина ИГ. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 117.
СВЯТЫЕ: КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ1
Сегодня в России наблюдается процесс, получивший у специалистов название религиозного возрождения: люди потянулись в церковь и к источникам высшей духовности, которых они были лишены более 70 лет. Десятки тысяч храмов возвращаются верующим, первые лица государства, чего никогда не было прежде, участвуют в церковной службе, предприниматели инвестируют реставрацию, ученые пишут диссертации по социологии религии. Как социальный институт церковь, согласно опросам общественного мнения, пользуется наибольшим доверием и авторитетом2.
Среди религиозных институтов особое место занимает почитание святых, которое можно трактовать одновременно и как культурную практику, освящающую имя земного человека и превращающую его в особо ценимую религиозную реликвию, и как социальный институт, помогающий страждущим найти в жизни твердую нравственную опору, больным — избавиться от недугов, сомневающимся — обрести ангела-хранителя и небесного заступника. Канонизация святых выполняет важные функции в сфере социальной мобильности, способствуя продвижению в разряд культурных героев тех людей, кто внес выдающийся вклад в развитие церкви и спасение Отчизны.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 863;