ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Мировые религии— понятие, характеризующее наиболее распространен­ные и значительные религиозные системы на нашей планете. О количестве мировых религий ученые не пришли к единому мнению: хотя большинство сходится на числе 3, в литературе часто можно встретить под названием мировых религий 4, 5, 7 и даже больше универсальных религий, причисля­емых к мировым. К примеру, Иерусалим часто называют священным горо­дом трех мировых религий — иудаизма, христианства и ислама. В этом ряду отсутствует буддизм; если его включить, то мировых религий станет 4.

Первыми, кто додумался делить все религии на мировые и остальные, были христиане. Поначалу они относили к мировым религиям христианство, иудаизм и язычество. В те времена христианство еще не разделилось на за­падное и восточное, а ислам не возник вовсе.

Согласно перечню New York Public Library, который считается классичес­ким, мировыми религиями признаются 12 направлений: бахаизм, буддизм, конфуцианство, христианство, индуизм, ислам, джайнизм, иудаизм, синто-

изм, сикхизм, таоизм и зороастризм1. Ни одна из этих религий не представ­ляет собой монолитного целого. Напротив, благодаря схизме (расколу), происходившей рано или поздно в каждой из них, они делились на множе­ство течений и направлений. Поэтому специалисты считают, что общее название — всего лишь собирательное имя для разнородных толков, име­ющих между собой, правда, больше общего в части доктрины, организации и религиозной практики, чем с другими направлениями. К тому же у них об­щая историческая судьба. Христианство или бахаизм — это название рода, внутри которого множество видов, подвидов, отрядов и т.д.

Однако согласно общепринятой точке зрения, существуют только три ми­ровые религии — христианство на Западе, буддизм и ислам на Востоке. Они отличаются полиэтнической распространенностью и отсутствием выражен­ной этноцентричности в своей догматике. Иудаизм — религия преимуще­ственно одной нации, хотя она широко распространена во всем мире. К тому же в иудаизме резко выражена этноцентричность — учение о евреях как из­бранном народе. Иудаизм, христианство и ислам — три теистические рели­гии, адепты которых веруют в единого Бога. Христиане верят в триединого Бога — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Иудаизм монистичен. Но все восходят к Библии, к ее Ветхому Завету, а христиане — к Новому Завету. А мусульмане равно чтят и Ветхий и Новый Завет, а также Коран.

Хронология возникновения трех общепризнанных мировых религий

Буддизм, христианство и ислам в отличие от национальных религий (иудаизм, индуизм и др.) имеют межнациональный характер. Возникнове­ние мировых религий — результат длительного развития политических, эко­номических и культурных контактов между различными странами и наро­дами. Космополитический характер буддизма, христианства и ислама позво­лил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару. Мировым религиям в большей или меньшей степени свой­ственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были при­сущи многочисленным богам политеизма. Еще одна отличительная особен-

1 New York Public Library Student's Desk Reference. N.Y., 1993. P. 271.

ность мировых религий — для них не существует социальных границ среди прихожан, все они равны, что также способствует распространению этих религий по всему миру.

По мнению современной науки, абсолютное большинство известных истории религий возникло в качестве племенных культов. Мировые рели­гии объединены рядом специфических характеристик: а) высокая степень абстрактности основных догматических положений, универсализм учений; б) полиморфизм догматики, допускающей различные варианты толкования исходного сакрального текста, исповедания и обрядовой практики, способ­ность к разветвлению основного уче­ния; в) социальная «растворенность» религии в обыденной жизни людей, причастность к их бытовым проблемам и нравственным коллизиям, отсут­ствие жесткой границы между сакраль­ным и мирским, между служителями и паствой (в отличие от обособленных жреческих каст), участие всех верую­щих в обрядовых церемониях (в отли­чие от древних религий, где обрядовая практика осуществлялась только жре­цами), обращенность этих религий не­посредственно к каждому верующему лично; г) сравнительная понятность основных догматических постулатов для верующих, возможность личного спасения через правильное поведение; д) формальное равенство всех людей перед Богом, отсутствие сословных или национальных привилегий в воп­росах веры.

Христианство делится натри основных направления: католичество, пра­вославие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православ­ная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Цер­ковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митро­полита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Рус­ская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что миро­вое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных стра­нах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают папу римского своим главой. В Католической Церкви есть де-

ление на обряды (общины внутри католической церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, ка­толики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

В настоящее время католическая церковь насчитывает около двух тысяч различных орденов и движений. Поскольку большинство движений состо­ит из светских людей, они дают мирянам реальную возможность участвовать в жизни Церкви. В движениях (своего рода братствах) люди, не стремящи­еся избрать монашеский путь, смогли реализовать свою потребность жить по Евангелию.

В табл. 8 приведена численность адептов ведущих религий.

Таблица 8 Численность адептов ведущих религий

 

Мировые религии Численность адептов, млн человек
Буддизм 362,6
Христианство 2019,3
Ислам 1207,2
Индуизм 820,1
Синтоизм 398,6
Иудаизм 14,0
Православие 216,3
Протестантизм 346,5
Католицизм 1067,2
Атеизм или отсутствие религии 922,1

Источник: Britannica Book of the Year, 2002

Согласно прогнозам, разрабатываемым ныне учеными, при общем рос­те численности населения земли огромный взлет ожидает прежде всего ис­лам, количество приверженцев которого должно возрасти с 800 млн в 1980 до 4,4 млрд к 2100; христианство увеличит число своих сторонников лишь с 1,6 млрд до 2,2 (прежде всего за счет католической Латинской Америки). Ныне христианство — самая распространенная на Земле религия. Специа­листы полагают, что за три ближайших столетия ситуация окажется пере­вернутой: если в 1800 г. в мире было 20 мусульман на 80 христиан, то в буду­щем их станет 84 на 30.

Мировые религии можно уподобить мировым империям, простиравшим­ся от одного континента на другой. Тех и других в истории человечества было крайне мало. Империи — общественные монстры, по воле и желанию ко­торых назначались и снимались правители в других странах, поворачивали вспять потоки мигрантов и товаров, происходили социальные конфликты и политические революции. У буддизма, христианства и ислама подданных еще больше, чем было у светских правителей. Сакральной власти подчиня­ются миллиарды, мирской — десятки и сотни миллионов.

Рядом с этими гигантами все прочие кажутся жалкими карликами. Рели­гиозные ереси, секты, новые конфессии и религиозные организации, а их


Ii

количество превышает несколько тысяч, не могут конкурировать с тремя мировыми гигантами за умы и души людей. Хотя каждая из них, будь то баптисты, Богородичный центр или бахаизм, борются за жизненное про­странство, отвоевывая у них хотя бы клочок культурной территории. В боль­шинстве стран новые религиозные течения официально регистрируются, но в подавляющем большинстве они не поддерживаются государством, не при­ветствуются населением, встречая подозрение, непонимание или откровен­ную вражду. Тем не менее узкий круг последователей сект и течений до фа­натизма преданы корпоративным ценностям и идеалам, которые основате­ли секты или нового течения пытаются выдать за откровение Божье. Не только население и государство, но и мировая религия, утвердившись в стра­не как господствующая сила, борется со своими идейными соперниками — где-то весьма успешно, где-то не очень. Почему государство потворствует монополии на духовную жизнь какой-то одной религии? Почему оно мирит­ся с политическим плюрализмом гораздо чаще, чем с плюрализмом рели­гиозным? Почему в нашей стране Православие возносится на пьедестал, а секта Аум Сенрике поставлена вне закона? Можно ли точно так же посту­пить с политическими партиями: узаконить только одну или несколько крупных, поставив вне закона все мелкие?

В данном случае мы касаемся очень важного и мало освещенного в лите­ратуре вопроса. Политические партии и религиозные организации с точки зрения социологии обладают одинаковым онтологическим статусом. Те и другие выражают интересы — в данном случае мы не уточняем, какие имен­но — небольшой или достаточно крупной группы населения. А выразив их, каким-то образом и какими-то средствами защищают их.

Однако на том сходство само собой и заканчивается. Как только мы го­ворим о содержании, а не о форме, картина меняется на противоположную: партии и конфессии оказываются неравными. Политические партии созда­ют обычные миряне, собирают вокруг себя единомышленников, пытаясь захватить власть или хотя бы влиять — через парламент, выборы, референ­дум или публикации в СМИ — на принятие политических решений. Все они — мелкие, средние и крупные игроки — суетятся вокруг вопроса о вла­сти. Религии создаются не людьми, хотя у многих есть конкретные основа­тели. Последние выступают не от своего имени, они — посредники между этим и тем миром, дольним и горним. Они лишь доносят до людей волю Бога или богов, действуя от их имении и по их поручительству. Основной воп­рос здесь вовсе не о власти, а о смысле жизни и вечных ценностях. Полити­ческие власти могут возникать хоть каждый день, рождаясь и умирая сотня­ми. Но с религиями такого происходить не может или, по крайней мере, не должно. Религия — это богооткровение, а не сумма суждений частного лица по поводу устройства общества. Богооткровение — вещь чрезвычайно ред­кая. У мировых религий есть весомые основания и доказательства того, что правом на него обладают только они, а многочисленные ереси, как старые, так и новые — всего лишь подделки, суррогаты, фальшивки. Мировые ре­лигии призваны хранить дар богооткровения с самого своего рождения в не­изменном виде. Вот почему они столь консервативны, не меняются и с тру-

дом приспосабливаются к меняющейся реальности, законно полагая, что приспосабливаться как раз должна она, ибо религия — носитель вечных истин бытия.

Возвращаясь к нашему сравнению мировых религий с мировыми импе­риями, нужно отметить, что вторые — лишь жалкое подобие первых. Им­перии Александра Македонского, Чингиз-хана, Наполеона, империи визан­тийские, римские, советские, британские, китайские рождались и умирали. Их уже нет, хотя империя как политический институт, разумеется, не закон­чил существование вместе с гибелью своих носителей — скоро могут по­явиться новые претенденты на это звание. Но мировые религии, борясь и побеждая, существуют 2500 лет. И с каждым годом, каждым десятилетием их духовная власть не ослабевает, а, напротив, укрепляется: число сторон­ников растет, равно как и авторитет в мире. Сегодня эксперты говорят о столкновении цивилизаций, подразумевая противоборство не империй или сверхдержав, а религий, в частности, христианства и ислама.

БУДДИЗМ

Середина I тысячелетия до н.э. ознаменовалась появлением новых рели­гиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, превратившийся в первую мировую религию. Традиционная формула называет «три драго­ценности» буддизма: это сам Будда, дхарма — его учение и сангха — общи­на его последователей.

Буддизм — самая ранняя по времени появления миро­вая религия, которой ныне следуют более 350 млн человек. Расцвет этой религии в Индии пришелся на V в. до н.э.— начало н.э. Основателем буддизма считается реальное ис­торическое лицо — Сиддхартха Гаутама (560—480 гг. до н.э.). Происходил он из царского рода. С детства поражал свои­ми способностями. Окруженный роскошью и великолепи­ем, проводил жизнь в прекрасных дворцах, побеждал со­перников на рыцарских турнирах. Жена-красавица и любимый сын довершали, казалось бы, идиллическую кар­тину бытия.

Но однажды принц увидел сначала похороны, а потом и больного чело­века. И он стал задавать себе вопросы, а пытаясь ответить на них, кардина­льно изменил свою жизнь: на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и много размышлял о путях избавления от страданий. Постиг­нув правильный жизненный путь, он решил научить ему других людей, и стал во главе нового религиозного движения. Целых 40 лет Будда («достигший прозрения») проповедовал свои учения. Это намного больше, чем вся про­поведническая жизнь Христа, умершего в 33 года.

Центром учения становяться четыре истины. Согласно им, существова­ние человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть санса-ра — круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущностью этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий в выходе из «колеса» сансары, путем достижения нирваны («угасание»), состояния от­решенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного от

желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник, победив­ший желания.

Страдание связывается не только с неизбежным приходом болезней и смер­ти, но и с желанием лучшего возрождения, с самой цепью перерождений. Причиной страдания Будда называет страстное желание богатства, наслаж­дений, почестей и славы. Человек страдает не от того, что у него нет богатства, а от того, что оно есть, но у другого, а у тебя есть лишь стремление к нему, которое ты никогда не удовлетворишь. Надо избавиться от неправильных желаний, стремиться к малому и тогда жизнь покажется намного лучше. Но

избавиться от своих желаний очень трудно, для этого надо произвести в себе психологическую революцию. Она до­стигается не восстанием или мятежом, а усердной работой над своим сознани­ем в течение многих лет жизни и ис­пользованием специальных упражне­ний, в том числе йоги.

Путь освобождения от страданий ему представляется в виде полного контроля над своим духом и поведением, а конеч­ной целью является нирвана, после кото­рой человек разрывает цепь рождений и уже никогда не появляется на свет. Если индивид все же появился во второй или л-й раз, то что-то с ним не в порядке, что-то он сделал не так. Вновь и вновь приходится бороться с собой, добиваясь совершенства — исчезновения навеки, выхода из бесконечного кругооборота рождений и смертей. Иначе говоря, жизнь дается человеку в наказание, а не как награда. Нирвана — состояние, при котором человек навсегда выключался из процесса перерождений, вот идеал, к которому надо стремиться. Причиной возрождения человека, по учению о карме, является поступок, деяние. Посту­пок является следствием желания. Путь к нирване — отказ от желаний и подав­ление их, а оно достигается при помощи контроля над взглядом, жестами, вни­манием, волей, речью, поведением, образом жизни и сознанием.

Сумма всех поступков и помыслов в предыдущих рождениях составляет то, что называют судьбой. Характер этих поступков, суммированный за все прошлые рождения, накопленное человеком добро или злодействует подоб­но объективному закону и называется кармой. Ты и хотел бы стать добрым, но не можешь, поскольку в прошлой жизни убивал и насиловал. Лишь пу­тем многотрудных усилий, добавляя один добрый поступок к другому, за­черкивая негативное прошлое в каждом следующем рождении можно через тысячу или сотни лет достичь праведной жизни и с облегчением покинуть мучительную цепочку перерождений.

И хотя все наши поступки определяются кармой, человек обладает изве­стной свободой выбора, а значит, путь к спасению для него всегда открыт. Каждый индиец может выбрать праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, при­общение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской верности.

Многие исследователи считают, что этика в буддизме занимает централь­ное место и это делает его в большей степени этическим, философским уче­нием, а не религией. Большинство понятий в буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируе­мым к местным культам и верованиям, способным к трансформации.

Около I в. н.э. возникло два основных течения в буддизме: махаяна — «широкий», т.е. более легкий пусть спасения, и хинаяна — «узкий», через монашеский аскетизм. Хинаяна признает спасение через уход от мира в монашество. Махаяна предлагает спасение прежде всего для мирян, причем

упор сделан на активную проповедни­ческую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Хинаяна осталась внутринацио­нальным явлением, а Махаяна — экс­портный вариант буддизма, понятный другим народам, — распространилась по всему миру. Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Ее главными эле­ментами являются: культ Будды, пропо­ведь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам — культо­вым сооружениям, где хранятся релик­вии буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем са­мым усложнилась обрядность: были вве­дены молитвы и разного рода заклина­ния, стали практиковаться жертвопри­ношения, возник пышный ритуал. Главный центр махаяны — Тибет, где буддизм начал распространяться с VII в. Монахи в Тибете назывались «ла­мами», т.е. «высшими». Поэтому форма тибетского буддизма получила на­звание «буддизмламаизм». Глава буддийской иерархии в Тибете — Далай-Лама.

Буддизм — это религия без Бога, в нем нет места для Бога-творца. Если жрецы-брахманы выступали в роли посредников для людей в их общении с богами, то в деле спасения, согласно представлениям раннего буддизма, помощников быть не может. Внешняя обрядность, как и в возникшем че­рез 2 тыс. лет протестантизме, бесполезна, а кровавые жертвоприношения даже греховны, ибо в буддизме распространяется идея непричинения вреда живым существам. Только духовное самосовершенствование, раскрытие в себе всей полноты личности открывает путь к истине.

Буддизм был проще и понятнее, чем брахманизм, всем слоям населения: бедным и богатым, образованным и малограмотным. Буддийские тексты, составленные на местных разговорных языках, были понятнее населению, чем тщательно скрываемая от непосвященных санскритская литература брахманов. Особым успехом буддизм пользовался среди горожан, так как само возникновение городов было связано с распадом традиционных соци­альных связей, развитием частной собственности, обособлением личности. Начиная с VI в. до н. э. число его сторонников быстро растет. В связи с рас-

пространением буддизма возникает монашеская община — сангха — доволь­но хорошо организованная, с твердой дисциплиной и монашеской иерар­хией. В сангху не принимались только рабы; все свободные входили без раз­личия своего общественного положения.

Буддизм неплохо уживался и с государством, поскольку проповедовал пас­сивность и примирение с действительностью. Буддистов государство не пре­следовало, как ранних христиан. Зато он встретил упорного врага в лице жре­чества. Решительно отвергая кастовую систему, Будда как бы оттеснил рели­гию брахманского жречества на второй план. Правда, простые индусы быстро

разобрались, что к чему. Они сохрани­ли то и другое. Им безусловно импони­ровал «пролетарский» буддизм, но и отказаться от кругооборота душ в при­роде они не могли — из-за страха быть наказанными в последующих рождени­ях. Вот почему миряне охотно обраща­лись и сейчас обращаются к брахманам, приглашая их на свадьбы, похороны и другие церемонии. От них ожидают по­мощи в повседневных делах — для по­лучения урожая, приплода скота, защи­ты от болезней и т.п. Буддизм проповедовал возможность разорвать круговорот повторных рож­дений не с помощью жертвоприношений и аскезы, а путем медитации, само­совершенствования и уничтожения сознания собственного «Я». Это своеобраз­ный аналог западной мотивации достижения, принятой на вооружение в совре­менном бизнесе. Неудивительно, что династия Маурьев использовала буддизм в своих личных и общественных интересах, объединив на его основе всю на­цию. В своих надписях царь Ашока призывает население почитать не только наследственных жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых уче­ний. Он рассылал специальные миссии, которые должны были проповедовать истины буддизма. При нем буддизм стал общегосударственной религией.

Среди нынешних приверженцев буддизма много зарубежных звезд: Сти­вен Сигал, Ван Дамм, Чак Норрис, Ричард Гир, Джеки Чан, Шерон Стоун, Тина Тернер, Дэвид Боуи.

Буддизм начал проникать в Забайкалье еще в XVII в. из Монголии, а калмыки привезли эту веру в своих кочевых кибитках в Поволжье, на Южный Урал, в Прииртышье. Он был официально признан в качестве религии российских подданых в 1741 г. Указом Императрицы Елизаветы. Согласно этому указу в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. Эта дата считается датой официального признания буддизма в России. К 1846 г. в Бурятии было выстроено уже 34 дацана. В 1914 г. в состав Енисейской губернии вошла на правах протектората Тува, народы которой также частично испо­ведовали буддизм. Хотя все эти племена имели тибетскую форму буддиз­ма, однако религия у бурят, калмыков и тувинцев развивалась самостоя­тельно. На территории Бурятии буддизм вытеснил шаманизм вначале у селенгинцев, затем утвердился у хоринцев и только в XIX в. у добайкаль-ских, тункинских, баргузинских и аларских бурят, в религиозном отноше-

нии подчиненных Богдо-гегену Монголии. Развитие самостоятельной церкви у бурят начинается значительно позже, в 30-е гг. XVIIIв., в годы советской власти начались гонения против буддистов. К 1935 г. примерно треть дацанов пустовала из-за отсутствия духовенства — бежавшего или репрессированного. В 1936 г. под предлогом, что 22 из 29 действующих дацанов находились в пограничной зоне, все они были закрыты, а ламы выселены как «враги народа» и «японские шпионы». Аналогичные процес­сы шли в Калмыкии и формально независимой Тыве. В Калмыкии за пе­риод 1917-1937 гг. было ликвидировано 79 хурулов. В Тыве, как и в Кал­мыкии, все храмы были сожжены дотла. С 1944 г. меняется советская ре­лигиозная политика. В 1946 г. был создан «Центральный буддийстский совет» и назначен новый Хамбо-лама. Недалеко от Улан-Удэ снова возник Иволгинский монастырь, а в последующие годы были открыты Ага-Дацан (в окрестностях Читы), а также некоторые храмы в Кызыле (Туве), Астра­хани (близ Калмыкии), а также в столице Монголии Улан-Баторе. Их ис­пользовали отчасти как музеи, открытые для посетителей. В годы пере­стройки началось возрождение религиозной свободы и свободы совести. В 1989 г. было официально зарегистрировано более 1 600 религиозных об­ществ и организаций. Началось восстановление разрушенных монастырей в Забайкалье, Калмыкии и Туве и строительство новых храмов.

ИСЛАМ2

Ислам(араб., букв, покорность) — монотеистическая религия, ее пос­ледователи мусульмане. Возникла в Хиджазе (в начале VIIв.) среди арабских племен Западной Аравии. Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего об­разовалось мусульманское государство Халифат. Число последователей ис­лама превысило 1 млрд человек. Он подразделяется на два течения: суннизм, у которого 940 млн последователей, и шиизм — 120 млн адептов.

Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

Как часто, исключая такие события как венчания, похороны, крестины и т.д., Вы по­сещаете религиозные службы? (% от числа опрошенных)

 

Чаще одного раза в неделю 0,8
Раз в неделю 2,8
Раз в месяц 5,8
Только по большим религиозным праздникам 20,3
Раз в год 12,9
Реже одного раза в год 10,4
Практически никогда 46,3
Затрудняюсь ответить 0,7

Источник: Опрос РОМИР, 2001 г. Объем выборки — 2 000 человек. Автор анкеты — проф. А.А. Осеев.

2 Материал подготовлен при авторском участии Т.П. Резниковой.

Основатель ислама Мухаммад (Мухам­мед, Мохаммед) (570—632) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммада арабам были известны монотеистические рели­гии иудаизм и христианство (последнее преимущественно в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, моно-фиситство); в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распро­странен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в610—612 гг. нача­лась религиозная проповедь Мухаммада, первоначально не признаваемого и гони­мого мекканцами. После переселения в 622 г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра, ко­торая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, веду­щегося по лунному календарю) Мухаммад выступает уже не только как про­поведник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.

Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подоб­но тому как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Коране. Второй источник мусульманского вероучения Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобре­ниях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и так называемой опоры перечня передатчиков данного текста, которые в не­прерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.

Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолют­ный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная арте­рия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры...». То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непо­стижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через от­кровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. «У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним...» — говорится в Коране. Имен этих 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный — это божествен­ные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена. Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божествен-

ного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остает­ся для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну — обя­занность мусульманина. Утверждение единства и единственности Бога, призы­вы не придавать Ему никого в «сотоварищи» часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-по­сланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным ста­тусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской тра­дицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в еди­ного, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к «религии Авраама», частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами. Миссия Мухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановле­нии исконной и истинной веры в единого Бога.

Важнейшие понятия мусульманской религии — «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого уста­новились и действуют законы Корана. Таков смысл и традиционного понятия «дар ал-ислам» (обитель ислама), противопоста&тенного «дар ал-харб» — тер­ритории войны, которая по крайней мере теоретически подлежит превраще­нию в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада. Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, призна­вая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульмани­на), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же «ахл ал-китаб» —люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насиль­ственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно под­лежащего обращению. Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма). Умма это прежде всего религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения людей (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма это и форма соци­альной организации людей, в целом образующая своеобразное религиозно-политическое тело. Мусульманская община теоретически объединяет всех му­сульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Прототипом ее всегда служила первоначальная мединская община пророка, которая до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения людей, сплоченных единой верой. Таким образом, принадлеж­ность умме — основа самосознания мусульманина. В ней он осознает себя ве­рующим, в ней же обретает социального и правового гаранта.

Как Вы считаете, существует ли только одна истинная религия, или истина содержится во многих религиях, или ни в одной религии нет истины? (% от числа опрошенных)

 

Истина содержится только в одной религии 25,5
Истина содержится во многих религиях 39,2
Ни в одной религии нет истины 11,4
Затрудняюсь ответить 23,9

Источник: Опрос РОМ ИР, 2001 г. Объем выборки — 2 000 человек. Автор анкеты — проф. А.А. Осеев.

Идеальная форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия. Эгалитарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божествен­ным законом; свесткая, поскольку в исламе нет какого-либо институциональ­ного аналога церкви, как нет и духовенства людей, через таинство наделен­ных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между Богом и че­ловеком, имам или мулла лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран); теократия, посколь­ку законодательной властью (амр) обла­дает в строгом смысле только Коран, а исполнительная власть (хукм), одно­временно религиозная и светская, при­надлежит только Богу и осуществляет­ ся через халифа-предводителя мусуль­манской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания Богу. Отсутствие в исламе «земного законодателя» на прак­тике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функ­ций правоведами (улемами и факихами).

Понятие «дин» неоднократно встречается в Коране и имеет много зна­чений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, «дин» — это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ис­лам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). Вера, со­гласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов: 1) веру в единого и единствен­ного Бога; 2) ангелов; 3) Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада); 4) Божьих пророков и посланников; 5) Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание. Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождения) — вера в пред­определение (все происходящее в мире как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего).

Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульма­нин, — это прежде всего «пять столпов ислама»: 1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, выражающееся в произне­сении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — раб Его и Посланник Бога»; 2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз вдень; 3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся; 4) пост в месяц рамадан, который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток; 5) па­ломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской свя­тыне Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общи­ны, которая в идеале не признает национальных и культурных различий. После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный му-

сульманский праздник ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоп­риношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жер­тву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама. Второй по зна­чимости мусульманский праздник — ид ал-фитр или ураза-байрам, празд­ник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. Очень кратко свод основных и обязательных вероисповедных истин и религиозных обязанно­стей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате (стихе): «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или за­пада, а благочестие кто уверовал в Бога, и в последний день, и в ангелов, и в

писание, и в пророков, и давал имуще­ство, несмотря на любовь к нему, близ­ким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, и исполня­ющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, это те, которые были правдивы, это они богобоязненные» (Коран 2:177).

Первые контакты русичей с мусуль­манами восходят к VIII — IV вв. Они носили характер и военного противо­борства, и культурного, политического, экономического взаимодействия. Хазары, которые исповедовали не только иудаизм, но и ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых Древняя Русь узна­ла мир ислама. Достаточно оснований предполагать, что восточные славя­не уже в начале VIII в. знали и арабов. Об этом говорят и многочисленные клады арабских серебряных монет в районе Днепра и свидетельство ранне­го мусульманского географа перса Ибн Хардадбеха, современника Рюрика и Аскольда, о славянских купцах «ар-рус», которые возили свои товары к Черному и Каспийскому морям.

После падения в X в. Хазарского каганата практически все Поволжье ста­ло мусульманским вследствие хорезмийской оккупации. В ходе татаро-мон­гольских завоеваний (1237-1240) Владимиро-Суздальская и отчасти Киев­ская Русь были включены в Монгольскую империю, а после ее распада в Золотую Орду. В 1256 (через 16 лет после завоевания Руси) на ханский трон в Золотой Орде воссел первый мусульманин Берке. Однако окончательно ислам восторжествовал в Орде в 1312 , когда хан Узбек обратил всех своих подданных в мусульманство. С этих пор между «православной Русью» и Ордой складывается определенный симбиоз. Русь, оставаясь вассалом Орды, сохраняет религиозную самостоятельность. Более того, многие знатные монголо-татары, не желавшие принять ислам, перебрались на Русь и стали основателями будущих родов русской знати. Так, в 1329 г. на службу к ве­ликому московскому князю Ивану Калите прибыл мурза Чета, потомком которого через 200 лет был, по преданию, Борис Годунов.

В Москве мусульмане-татары постоянно поселились в начале XV в. Чис­ло их неизменно возрастало. Для них в Москве строились специальные сло­боды: на Сретенке, Мещанке, в Кукуй-городе, Марьиной роще. Главная татарская слобода находилась в Замоскворечье, где ныне вновь стала дей­ствовать историческая мечеть.

В 1480 г. Золотая Орда окончательно распалась. Однако Русь, обретя не­зависимость, оставалась в окружении мусульманских государств. Соотноше­ние сил начинает принципиально меняться с завоеванием в XVI в. Казанс­кого, Астраханского, Сибирского ханств. С той поры отношения Руси, впос­ледствии России, складываются в основном в военно-дипломатическом плане: русско-турецкие, русско-иранские, русско-кавказские войны — это вехи колонизаторского расширения России и новых контактов с миром ис­лама, которые поставили перед Россией трудную проблему соотнесения русской культуры с миром мусульманства.

Исламизация части тюркоязычного населения Средней Азии и Восточного Туркестана началась в конце IX—X вв., более основательное развитие этот про­цесс получил в эпоху возникновения Караханидского и Сельджукского госу­дарств на территории современного Казахстана. Мусульманство было принято киргизами в качестве официальной религии в 1636 г., а казахами — несколь­ко позже, в XVIII в. В XVI—XVIIвв. экономические и культурные связи каза­хов со среднеазиатскими народами и волжскими татарами способствовали ин­тенсивному распространению и усилению влияния ислама в Казахстане, про­водниками которого выступали миссионеры из Бухары, Самарканда, Ташкента, Хивы, Туркестана. Однако реальная популярность ислама у обоих народов была невелика. Так, казахи еще в1762 г. обращались к Екатерине II с просьбой «оградить их от пропаганды ислама и обратить в православие»; по­добные просьбы повторялись неоднократно в течение следующего века. На­циональное возрождение киргизов сопровождалось возрождением религиоз­ным: так, в Киргизии количество мечетей возросло с 22 (по другим данным с 33) в 1985 г. до 2 200 в 1995 г., сам Акаев совершил хадж в Мекку, в Ошском университете открылся теологический факультет.

ХРИСТИАНСТВО

Христианство— одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Общее число христиан сейчас достигает более 2 млрд человек.

Христианство возникло в I в. среди евреев Палестины и сразу же распро­странилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государствен­ной религией Римской империи. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с X в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 г. раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм. Их называют тремя главными вероисповеданиями, или конфессиями. Вся ев­ропейская культура в значительной степени опирается на протестанцизм. Европа являет собой единую цивилизацию именно благодаря христианству.

На греч. языке Christos — Помазанник, Мессия. Добавление к этому сло­ву латинского суффикса дало название всем его последователям: christianoi — приверженцы или последователи Христа, т.е. христиане. В основе христи­анства лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго лица триединого Божества (Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах.

Источник вероучения — Священное Предание, главным в нем является Священное Писание (Библия).

В моральной сфере христианство принесло с собой взгляд на личность как на существо, наделенное свободой, разумом, чувством ответственности и способностью к любви. Люди увидели идеал человека в образе Христа. Через проповедь Христа и апостолов в сознание входили христианские доб­родетели: преимущество духовного над животным; вера в премудрость и силу Божью как источник для преодоления зла; надежду на спасение и его воз­можность благодаря покаянию и праведной жизни. Христианство требова­ло честности в делах и мыслях, смирения, готовности разделить участь страждущих, оказать помощь, подать милостыню. Государственная власть получила высшую божественную санкцию. Христианство дало толчок фор­мированию исторического чувства и исторического сознания. Возникла духовная ориентация культуры.

Христос, апостолы и четыре евангелиста. Фрагмент мозаики, V в.

В христианстве есть то, чего нет в других религиях — понятие «таинства» как совершенно особого действия, выходящего за пределы обычного ритуала или обряда. Если обряды, по мысли С. Аверинцева, лишь символически со­относят человека с божеством, то таинства (греч. mysterion, лат. sacramentum) реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.

Согласно христианскому вероучению, таинствами следует считать прак­тику приобщения верующих к божественной благодати.

Католическая и православная церкви признают семь таинств:

Крещение— инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая первородный грех.

Причащение,или Евхаристия (греч. eucharistia — причащение), во время которой верующие приобщаются к Христу, вкушая на литургии хлеб и вино, символизирующие его тело и кровь.

Миропомазаниеимеет целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение.

Покаяниеозначает исповедь перед священником и отпущение грехов.

Рукоположение(ординация, священство) — возведение в духовный сан (посвящение в священнослужители), дающее право совершать таинства, учить и «пастырски» вести верующих.

Церковный брак,понимаемый как соучастие в мистическом браке Хрис­та и Церкви.

Соборование(елеосвящение) сопровождается молитвами и помазанием елеем тела тяжелобольного человека, готового к смерти.

Важнейшие для всего христианства считаются два таинства — крещение и причащение. Лютеране признают толь­ко их, а англиканская церковь — креще­ние, причащение и церковный брак.

Огромно значение христианства на Руси. Через него вошли в сознание сла­вян идеи личности, семьи, церкви. На основе церковной жизни в России развивались иконопись, песенное искусство. Приходская общность была первой в истории духовной общностью. Если языческие представления о времени носили циклический характер, связывались со сменой времени года, то христианство дало толчок формированию исторического чувства и исторического сознания. Возникла духовная ориентация культуры на буду­щее. Русские стали осознавать себя единым народом именно благодаря хри­стианству. Они увидели идеал человека в образе Христа. Через проповедь Христа и апостолов в сознание входили христианские добродетели: преиму­щество духовного бытия над животно-инстинктивным;-вера в премудрость и силу Божью как источник всякой мудрости и силы, как возможность пре­одолеть зло, соблазны; надежда на то, что праведная жизнь спасает, что про­щение и благодать дадутся нам, если мы сумеем преодолеть уныние и мало­душие. Христианство требовало честности в делах и мыслях, смирения, го­товности разделить участь страждущих, оказать помощь, подать милостыню.

В России за последние годы открыты сотни духовных учебных заведений (только исламских около 60). При многих из них созданы религиозные шко­лы, в которых изучаются основы тех или иных религий. Более тысячи юно­шей из России обучаются в высших и средних духовных заведениях в стра­нах Востока и Запада. Кроме того, открыты широкие возможности светским учебным заведениям в осуществлении религиозного воспитания подраста­ющего поколения.

Расширены права верующих и их общин в самых различных областях жизнедеятельности общества, открытии культовых зданий, владении иму­ществом, издании религиозной литературы, подготовки кадров духовенства, налаживании связей с зарубежными единоверцами, организации паломни­чества к священным местам и т.д.

Верующие России впервые за многие десятилетия (мусульмане, иудеи за многие века) почувствовали себя частицей остального мира верующих. Рос­сийские религиозные организации получили возможность поддерживать широчайшие связи со своими единоверцами из зарубежных стран, ездить к ним и принимать их у себя дома. Ежегодно десятки тысяч верующих Рос-

сии различных конфессий отправляются для совершения паломничества в Иерусалим, Мекку и Медину.

ПРАВОСЛАВИЕ3

Православие(христианство восточного обряда; греч. орбобо^кх — от греч.: ор9о<; — прямой, правильный и бо^а — мнение) — одна из трех основ­ных христианских конфессий. За рубужом православную церковь называ­ют ортодоксальной. Термин «ортодоксия» (православие) известен со II в. У Климента Александрийского (II—III вв.) им обозначается истинная вера и единомыслие всей церкви в противовес инакомыслию ('етгробо^их, от греч.: 'етерос; другой и бо^а — мнение) и разногласию еретиков. До раскола 1054 г. именование церкви «православной» было редким явлением.

Православие распространено на Балканах, в России, странах Восточной Европы и Ближнего Востока. По разным оценкам православие во всем мире насчитывает от 200 до 300 млн адептов, уступая по численности последова­телей католицизму и протестантизму. Большая часть автокефальных (само­стоятельных) православных церквей (ПЦ) образовалась лишь в XIX—XX вв. Сегодня в мире насчитывается 15 поместных автокефальных и 4 автоном­ных православных церквей.

Верите ли Вы в существование (% от числа опрошенных)

 

Бога 43,7
Высшей силы, духа, разума 24,1
Не знаю, что и думать 13,1
Не верю, что существует Бог, высшая сила, дух и т.д. 12,4
Затрудняюсь ответить 6,7

Источник: Опрос РОМИР, 2001 г. Объем выборки — 2 000 человек. Автор анкеты — проф. А.А. Осеев.

Православие представляет собой восточную («византийскую») ветвь хри­стианства, развивающуюся с середины XI в. как его самостоятельное направ­ление, обладающее рядом догматических, канонических и обрядовых осо­бенностей. На территории Древнерусского государства приверженцы пра­вославия появились в IX в., а в конце X в. при киевском великом князе Владимире (988). Русь официально приняла эту религию, этим и было по­ложено начало Русской православной церкви (РПЦ). До середины XVb. Рус­ская церковь была митрополией (т.е. одной из составных частей) Кон­стантинопольской церкви, а ее глава утверждался Вселенским патриархом. В 1448 г. Русская церковь обрела автокефалию (самостоятельность), в 1589 г. стала возглавляться Патриархом Московским и всея Руси. Петр I, реформы которого не поддержала высшая церковная власть, упразднил патриарше­ство. Его заменил Святейший правительствующий синод. Лишь накануне Октябрьской революции патриаршество было вновь восстановлено4.

3 Материал подготовлен в соавторстве с К.С. Емельяновым.

4 Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М, 1996. С. 186.

Сложные взаимоотношения Русской православной церкви с Советским правительством инициировали появление в 1920-е гг. православных религи­озных движений внутри страны и за ее пределами, квалифицируемых священ­ноначалием Русской православной церкви как раскольнические: обновлен­чество, Истинно православная церковь, более известная как Катакомбная, Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) и пр. Конфликт эмигрант­ского духовенства с Русской православной церковью в 1927 г. перерос в так на-зываемый «карловацкий раскол», положивший начало существованию оппозиционной Московскому Патриархату Русской православной церкви

за рубежом. В конце 1980-х — начале 1990-х гг., как независимые конфес­сиональные образования, возникли Российская православная свободная церковь (ныне — Российская право-слвная автономная церковь), Кафоли­ческая православная церковь (КПЦ), геннадиевская ветвь Истинно право­славной церкви, Украинская право­славная церковь Киевского патриарха­та (КП) и др. Они не признаны Вселен­ским православием в качестве автокефальной или автономной церкви, и каноническое общение с ними отсутствует.

Таким образом, сейчас в России существуют православные церковные организации, не признающие руководства Русской православной церкви. Это Российская православная церковь (до 1998 г. — Российская право­славная свободная церковь), образованная в 1989 г. из православных прихо­дов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом. В 1995 г. Российская православная свободная церковь вышла из подчинения Русской православной церкви за рубежом. Численность сторонников Рос­сийской православной церкви и членов российских приходов Русской православной церкви за рубежом незначительна. По этнической принадлеж­ности они в основном русские5.

После распада СССР из подполья вышла Истинно православная церковь. В настоящее время она не представляет собой единого целого и подразде­ляется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупные группы Истинно православной церкви — геннадиевская (или поздеевская), исаакиан-ская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группа схимитропо-лита Антония, Сибирская митрополия и др. Даже в общей своей совокуп­ности численность приверженцев различных подразделений Истинно православной церкви очень невелика. Они живут в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Иванове, Москве, Кашире, Курске, Крас­нодаре, Кисловодске, Барнауле, Иркутске и в других местах России.

Истинно православные христиане (члены некоторых общин Истинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию без священ­ников) никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделя­лись на большое число самостоятельных групп: «Правильный путь ко спа-

Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России (www.cbook.ru).

сению», Основное звено Христа, федоровцы, стефановцы, массаловцы, са-маряне, чердашники, аноховцы, «Ревнители церкви», «Козловское подпо­лье», николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, бу-евщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седмин-цы и др. Многие из этих групп в настоящее время фактически распались. Разные группы истинно православных христиан представлены в Тамбов­ской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Курской, Белгородской, Брян­ской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Самарской, Рязанской, Туль­ской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Воло­годской, Нижегородской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, Краснодарском, Ставропольском и Красноярском краях, республиках Мордовия, Чувашия, Татар­стан, Коми, Адыгея. Большинство ис­тинно православных христиан по нацио­нальности русские6.

Шесть православных приходов Рос­сии, которые возглавил бывший ногинс­кий священник Адриан (Старина), зап­рещенный Русской православной церко­вью в служении за нарушение правил церковной жизни, объявили себя при­надлежащими к так называемой Русской православной церкви Киевского патри­архата.

В Псковской и Воронежской облас­тях, Краснодарском крае и некоторых других районах России живет небольшое число сторонников вышедшей в конце XIX в. из Русской православной церкви секты иоаннитов. В ряде районов России появились общины возникшей в 1985 г. секты — Церкви Божией Матери преоб­ражающейся (так называемого Богоро­дичного центра).

По данным исследования религиоз­ных организаций Москвы, проведенного в 1996-1997 гг., только на 1 января 1997 г. было официально зарегистриро­вано 9 разных видов православных объединений, не находящихся под юрис­дикцией Московского патриархата7.

Под православием подразумевается мировоззренческая система, которая основывается на Св. Писании и постановлениях (правилах) семи Вселенских Соборов. Оно оформилось как самостоятельное направление после раско­ла 1054 г. Причиной раскола были политические интриги, которые в конеч­ном итоге привели к взаимному анафематствованию друг друга римского

6 Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России (www.cbook.ru).

7 Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 115.

Папы и Константинопольского Патриарха. В качестве догматического раз­личия обычно указывают на изменение западными христианами Символа веры — основного свода церковных догматов, составленного на первых двух Вселенских соборах. Разница заключается в изменении формулировки о Св. Духе (православие считает, что Св. Дух исходит только от Отца, католи­чество полагает, что Св. Дух исходит от Отца и Сына). На самом деле эта раз­ница в формулировках существовала задолго до 1054 г.

Главным критерием православия является верность апостольскому Пре­данию Вселенской Церкви, той вере, которая заповедана св. апостолами и исповедуется «всегда везде и всеми». Православие за абсолютную истину формально признает Библию, но, кроме того, добавляет еще к ней Сященное Предание и различные литературно-художественные источники времен Византийской империи. К православному преданию относятся такие нехристианские добавки, как иконопочитание, поклонение ангелам, культ святых, культ Богородицы, философско-богословские сочинения так назы­ваемых «отцов Церкви», решения, принятые на вселенских соборах и мно­гое другое.

Отличие между Католической и Православной Церквами состоит в раз­личном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разде­лять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходи­мость в едином главе Церкви — Папе. Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличнос-ти. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каж­дой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-като­лической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

Основными обрядовыми различиями православия и католицизма явля­ются — у православных — более длительное богослужение, употребление древней (расширенной) редакции текстов литургий святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, крещение погружени­ем, отсутствие практики конфирмации, совершение евхаристии на квас­ном хлебе, причастие под двумя видами для клириков и мирян, строгость постов и соблюдение четырех многодневных постов в году, в некоторых православных церквях годовой цикл богослужений продолжает опреде­ляться по юлианскому календарю. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и зап­рещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы до­пускает.

В настоящее время различия между католичеством и православием за­ключаются: во-первых, в устройстве церквей (в католичестве все епархии подчиняются римскому епископу — Папе, в православии — каждая епархия подчиняется своему епископу, а патриарх является лишь «первым среди равных» епископом); во-вторых, в почитании Богородицы (в католичестве существуют догматы о соискуплении грехов человечества Богородицей и о Ее непорочном зачатии; в православии Мария Дева почитается больше всех святых, но ей не предается роль соискупительницы и считается, что Она родилась от своих родителей — Иоакима и Анны); в-третьих, в совершении

Ьвхаристии: в католичестве месса (литургия) служится на опресноках (прес­ный хлеб), в православии — на квасном хлебе; в-четвертых, в практике при­чащения: в католичестве мирян причащают Телом Христа, а Тела и Крови приобщаются только священнослужители, в православии все причащают­ся и Тела, и Крови Спасителя; в-пятых, в указанной выше разнице в фор­мулировке Символа веры. Существуют еще несколько отличий православия от католичества менее существенных, таких, как форма креста (в правосла­вии восьмиконечный, в католичестве — четырехконечный), порядок бого­служений, виды облачений священников и т.д., однако все они являются не догматическими, а, скорее, культурными.

В последнее время стала намечаться тенденция сближения обеих Церк­вей, выражающаяся главным образом в разрешении для католических свя­щенников служить по православному (восточному) обряду и допускать к причастию православных. Таким образом, серьезным отличием между дву­мя конфессиями является только первенство Папы в Церкви, которое пока не может быть принято православным миром.

Православие одна из трех основных конфессий христианства

Православие очень консервативно. Еще в 1900-х гг. многие богословы писали, что Церковь отстает от сегодняшнего дня. Это касается языка, не говоря уже о содержании православного богослужения, сложного и много­гранного. И новообращенный неофит вряд ли поймет его суть, его глубину. В тот момент, когда Петр I его отменил, славянский язык стал мертветь, ибо на нем никто не говорил. Однако охранительная тенденция — сознательно выбранная позиция. Православие создавало свои каноны в III—V вв., т.е. в эпоху ранних христиан. Православие (буквально «правильно славим Господа нашего Иисуса Христа») в неприкосновенности сохраняет символ веры в Бога как творца, его триединство, искупление, воскресение из мертвых, крещение, загробную жизнь, утвержденные на первых двух Вселенских

соборах (собраниях высшего христианского духовенства) в IV в., а также ос­новы веры, провозглашенные последующими пятью Вселенскими соборами в V—VIII вв. Католические же (буквально «всеобщие, вселенские») догма­ты, установленные позже, после окончательного раскола христианской цер­кви в XI в. (о неделимости папы, чистилище, непорочном зачатии Девы Марии и т.п.), православными церквами объявлены ошибочными, проти­воречащими Священному Писанию и Священному Преданию.

Православие в том и состоит, что сегодня оно ничего в них изменить не может. В то же время католицизм очень чутко реагирует на современность

и стремится поспевать за реальностью, усваивая ее новейшие тенденции. Дру­гим пережитком считается отправле­ние богослужения стоя. В католицизме и протестантизме верующие, по многу часов проводящие в храме, могут си­деть, а в православной церкви они обязаны стоять.

Православные священники даже запрещают смотреть кинофильмы и телевизор, читать газеты, слушать радио или посещать рок-концерты. В про­поведях нередко можно услышать негативные замечания о том, что совре­менные СМИ, молодежная и массовая культура, а также Интернет, облада­ют неограниченной властью в информационном обществе и могут представ­лять серьезную опасность. Они — чуть ли не дьявольское орудие. Призывы полностью отказаться от телевизоров или от компьютеров напоминают сред­невековые методы борьбы с ведьмами. Демонизация непонятных явлений воздействует только на отсталые умы, а современную молодежь отталкива­ет от посещения храма.

Первичной ячейкой церкви является приход, т.е. община верующих, уп­равляемая приходским собранием во главе с настоятелем (священником). Совокупность приходов на определенной территории (район, несколько рай­онов области или города) образуют благочиние. Совокупность приходов на территории области (края, республики) или двух областей составляет епархию, управляемую архиереем (в сане епископа, архиепископа, митрополита) при содействии епархиального собрания. Все епархии, находящиеся как на тер­ритории России, так и в «ближнем», и в «дальнем» зарубежье образуют РПЦ в целом. Высшими органами управления в ней являются Поместный собор, созываемый не реже одного раза в 5 лет, Архиерейский собор — ежегодно, а также Священный синод во главе с Патриархом — постоянно дейс








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 933;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.092 сек.