Обряды современных язычников
лес — символ мудрости, Лада — богиня любви и богиня весны, Макошь — богиня судьбы и домашнего очага. Кроме богов существуют духи. Почитается каждый камешек и каждое деревце. Верующий язычник никогда не позволит себе сломать ветку без нужды или оставить после себя кучу мусора на поляне. |
Славянское язычество возродилось еще в начале 1980-х, а сегодня несколько московских общин собираются на праздники, чтобы прославить древних богов, попировать, повеселиться и просто подышать свежим лесным воздухом. Выглядит это очень колоритно. Несколько десятков человек в русских народных костюмах, с ритуальными песнопениями водят хороводы у костра, устраивают ратные состязания, приносят жертвы. Жертвой называют посвящение богу, а не отказ человека от чего-либо, и тем более не страдание и смерть ради богов. Более тради-ционны для современных язычников растительные дары идолам. На алтарь (специальный камень со священными знаками) кладутся немного зерна, фрукты или овощи, иногда проливается кровь животного, которое до этого хорошо кормят и всячески за ним ухаживают. Кровь считается вместилищем жизненной силы, поэтому
13 См.: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ.
4.1. М„ 1999.
14 Благовещенский С. Новые «поганые»? // ВЕК. 2001. №47.
виях. Разновидность так называемых ревитализационных движений, ставящая задачей создать новую религию путем обращения к древнейшим пластам местной культуры, в частности славянского язычества. В целом для неоязычества с его оккультизмом, приоритетом земных благ и ценностей и отказом от христианской традиции характерно приуменьшение значения этического содержания. По мнению Е.Г. Балагушкина15, в неоязычестве нередко наблюдается возврат к жесткой архаической нормативности, строгой ритуалистике и обрядности, к авторитарной власти магов-наставников.
В понимании неоязычества в отечественной науке не сложилось единого мнения. Российский политолог В.В. Прибыловский называет неоязыческими некоторые политические организации России, однако не определяет само понятие. Религиоведы видят в неоязычестве новые религиозные движения, основанные на возрождении древних верований и обрядов, богов-покровителей (Перуна, Рода, Мокоши, Велеса и др.). По убеждению культуролога А. Гайдукова, благодаря своей разноплановости неоязычество несводимо только к религии, общественному или политическому движению, поэтому его надо рассматривать как своеобразную субкультуру, представляющую автономное образование внутри господствующей культуры.
Под неоязычеством В.А. Шнирельман понимает общенациональную религию, искусственно создаваемую городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью «возрождения нацио-
В резной деревянной чаше-братине плещется медовуха или пиво. Участники обряда по кругу передают чашу и возносят славу богам. Чуть-чуть меда волхв плеснет и в большой костер посреди круга. Таким образом приносится жертва священному огню. Смысл праздника — веселиться, чтобы толика общего задора радовала богов. Народ водит хороводы, играет в ручеек, устраивает потешные кулачные бои. Зимой берут снежные крепости и будят ряженого медведя, прогоняя таким образом зиму — холодную Морену. А летом плетут венки и пускают по реке. В процессе обрядов язычники должны очиститься водой. Наши предки вкладывали в умывание сакральный смысл. В каждом доме возле умывальника висел расшитый рушник. Как правило, в вышивке присутствовало множество сакральных символов. Умывшись, человек прикладывал лицо к священным символам богов Руси, чтобы они его поддержали и наставили на путь истинный. Смывая грязь и пыль, язычник очищается от наносного, чтобы стать самим собой и восстановить поврежденную городским ритмом жизни
энергетику. Существует и передаваемый из поколения в поколение практический опыт творить «наговоренную воду». Таким образом, человек получает защиту посредством усиления некоторых свойств его характера. Очистительные обряды огнем проводятся во время древнерусских праздников, привязанных к солнечному календарю. Это Колядки, Масленица, Купала (летнее солнцестояние), Троян (осеннее солнцестояние). Перед обрядом обычно проводят очищение организма: несколько дней едят только каши. В это вкладывается особый смысл: каждое семя для земледельцев-славян — символ волеизъявления жизни. А коллективное очищение включает в себя прыжки через костер. Самые стойкие ходят по углям. Причем пятки себе не обжигают. Это связано с тем, что хождение по «огненному ковру» — магическая практика. Прежде чем ступить на раскаленные угли, человек входит в особое состояние сознания и не только не получает ожогов, но и пополняет свою внутреннюю силу. Источник: Подобедова Л. Обряды современных язычников //Аргументы и факты. 2001. № 15 (128)
См.: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. 4.1. М., 1999.
нальной духовности». По мнению Э. Геллнера, речь идет не о возрождении, а о конструировании идеологической основы для новой социально-политической общности, более соответствующей условиям модернизации. Диакон А. Кураев трактует неоязычество как совокупность вообще всех нехристианских (прежде всего неправославных) культов и учений, возникших в последнее время. Для В.Б. Яшина предпочтительнее использовать это понятие в более узком смысле: неоязычество — идейно-политическое движение, направленное на реанимацию доавраамических локально-этнических верований и культов и связанных с ними традиционных социальных институтов. За рубежом наряду с неоязычеством существуют схожие понятия «Nature Religions», «Native Religions» («естественные» и «родные» религии), «этнические религии», «Deep Ecology» («глубинная экология») и др. М. Адлер в своей книге «Низведение» (1986) выделяет три ключевых принципа неоязычества: политеизм, пантеизм и анимизм.
О масштабах распространения неоязычества в современной России никакой статистики не существует, тем не менее оно функционирует как социально значимый культурный феномен, приковывающий внимание общественности и привлекающий в свои ряды все новые группы молодежи.
По некоторым оценкам, общее число осознанных язычников, придерживающихся коренных природных верований, составляет более 100 тыс. человек. Национальные движения язычников существуют во многих регионах России: Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Бурятии, Алтайском крае, Якутии, а также практически во всех областях проживания народов Севера и Сибири. Часть населения Индии, Китая, Японии, других стран Юго-Восточной Азии, стран Африки также является язычниками. В последнее время язычество было признано в Исландии, Шотландии, Литве, а сейчас вопрос о признании его в качестве полноправного религиозного верования ставится в Эстонии16.
Нужно иметь в виду, что язычество является традиционной религией населения некоторых российских регионов, например, Марий-Эл, Удмуртии и Чувашии и др., и в последнее десятилетие на волне национального возрождения здесь предпринимаются интенсивные попытки возрождения языческих религий предков. Смешивать традиционных язычников и новых русских неоязычников было бы неправильно, так как идеологически они враждебны друг другу: русское неоязычество имеет своим источником идею русского национального возрождения, а традиционное язычество, напротив, — идею собственного национального возрождения, понимаемого не в последнюю очередь как борьба против русификации, обрусения и потери национальной самобытности того или иного в прошлом языческого народа.
История русского неоязычества достаточно коротка, оно представляет собой молодое идейно-религиозное и политическое течение. Применительно к нему приставка «нео» показывает, что речь идет не о культурном наследовании идей древнейших языческих верований, возникших многие тысячи лет назад, а о некотором культурном новострое, в котором эклектически сочетаются реконструированные и по-своему понятые древние верования с совершенно новым политическим мировоззрением, нацеленностью на переустройство общества, создание «новой духовной основы» нации.
16 Новые известия. 2004.11.17.
Формирование русского неоязычества приходится на 1970—1980-е гг., а на 1990-е выпадает его расцвет. Сегодня движение продолжает набирать силу, русские неоязыческие общины растут, как грибы. Под русским неоязычеством В.А. Шнирельман предлагает понимать движения, ставящие целью сконструировать «истинно русскую (славянскую) религию», которая бы полностью удовлетворяла современным потребностям русского общества и государства. Появление русского неоязычества в целом отстает от его европейского собрата, который образовался в 1971 г. путем объединения нескольких разрозненных неоязыческих группировок.
Российское неоязычество имеет довольно глубокие корни в дохристианской Руси
Возникнув, как представляется, независимо от европейского неоязычества, русское неоязычество в будущем может вполне кооперироваться и с ним. Так, с 1999 г. налажено сотрудничество русских неоязычников с европейскими через балтийско-славянский региональный информационный центр ЕПРО. Русское неоязычество пока малочисленно, точное число его общин неизвестно. Одни исследователи насчитывают в нем чуть более 10 организаций, другие полагают, что их несколько десятков.
Структура русского языческого движения чрезвычайно разнолика: она может включать фольклорные ансамбли, группы по интересам, спортивно-прикладные клубы и т.д. Эта структура пока плохо дифференцирована и мало развита, в отличие от неоязычества европейского. Тем не менее можно выделить три типа общин, которые отличаются друг от друга в первую очередь своей идейной доминантой: 1) первая группа наиболее безобидна и малочисленна — это люди, переехавшие из города в село для ведения известного образа жизни. Полагают, что таких общин несколько десятков; 2) вторая — интеллигенция, продолжающая жить в городах своей обычной жизнью, но периодически собирающаяся для совершения ритуалов. Общины эти крупнее, иногда достигают до сотни человек и имеются они в несколь-
ких десятках городов России — как правило, не более одной общины в городе; 3) третья группа самая крупная и небезопасная. Религиозные мотивы здесь полностью уступают место идеологии. Главное устремление русских неоязычников — дистанцироваться от реалий современной культуры, несущих с собой угрозу глобализации, тоталитаризма и унификации, национального обезличивания.
Первым появилось в 1980-е гг. общество волхвов (Ленинград). Затем возник союз венедов, впоследствии переименованный в общественный институт охраны культуры, а затем — в конфессиональный союз потомков хлеборобов; численность его сохраняется на уровне 40 человек, однако в 1995 г. она достигала 200 человек. Сюда же надо отнести русское освободительное движение (РОД), впоследствии переименованное в Российское общенародное движение, а затем в Новое общественное русское движение (НОРД). Далее следуют центр ратоборств и воинской культуры «Святогор» в г. Коломна, а также расположенные в Москве: ведический центр «Коловрат», «Церковь Нави», культурный центр «Вятичи», славянская языческая община, союз славянских общин, национальный клуб древнерусских ратоборств, федерация славяно-горицкой борьбы и др. Из числа провинциальных неоязыческих группировок можно назвать екатеринбургский институт русской ведической культуры, ижевскую общину «Тур» и омскую группу «Джива храм Инглии». В 1990 г. в Удмуртии возникает община удмуртских язычников Удмурт Вэсщь. В Марий Эл в 1991 г. создается языческое религиозное объединение «Ошмарий-Чимарий» («Белый мариец — чистый мариец»). В Н.Новгороде в 1992 г. официально регистрируется языческая религиозная организация во главе с «верховным волхвом» А. Рыбиным. В Башкирии появляются почитатели Тенгри-хана. В 1997 г. создается общероссийская организация «Союз Славянских Общин». В той или иной мере идеи неоязычников разделяются некоторыми объединениями русской патриотической направленности.
В Латвии неоязычество зародилось в 1920-е гг. и возродилось в начале 1990-х как попытка создать национальную латышскую религию, что было отмечено и переизданиями книг Брастыньша. У армян прослеживаются те же временные точки зарождения (1930-е) и возрождения (конец 1980-х). Неоязычество вдохновляется здесь идеями Нжде. Также на рубеже 1980— 1990-х гг. возрождается неоязычество в таких регионах, население которых до сих пор еще не прерывало традиций язычества, — Среднее Поволжье, Дагестан, Северная Осетия (Алания) и др. Так, в Республике Марий Эл возрождением языческой культуры активно занимается крупное этнонацио-налистическое движение «Марий ушем» («Марийский союз»). Менее остро стоит эта проблема в Удмуртии и Мордовской Республике. Со времени грузино-абхазской войны 1992—1993 гг. неоязычество широко распространяется в Абхазии. В Белоруссии неоязычество появилось в начале 1990-х гг., но здесь националистические движения гораздо слабее. В Литве попытка возродить неоязычество возникла раньше, в 1967 г., но уже через 4 года оно было запрещено властями. Возникшая здесь краеведческая организация, взявшая название древнего языческого прусского капища «Ромова», занималась возрождением литовского фольклора и языческих ритуалов, в частности, отмечался праздник летнего солнцестояния «Швенто Роси». За исключением Абхазии и Марий Эл неоязычество не имеет большого полити-
ческого влияния. Как показывают выборы последних лет, радикальные националистические партии неизменно терпят поражение.
На Украине два течения неоязычников — ридновиры и рунверы. Первые занимаются воссозданием пантеона славянских богов, вторые хотят утвердить язычество в качестве равной мировым религиям — христианству, исламу и буддизму — системы верований. У обеих групп есть свои священные книги. У ридновиров это: «Велесова книга», «Вера предков наших», «Вол-ховник: запечатленное языческое вероучение» и «Правослов — молитвы к родным богам». У рунверов — «Магавира», «Катехизис», «Священная книга обрядов» и «Святое учение (вера в Даждьбога)». Обе неоязыческие группы имеют свой календарь и цикл празд ников. Они также создали множество обрядов и заповедей, похожих на христианские. На богослужении у рунверов читается «Магавира», затем члены общины выступают на разные (как правило, исторические и политические) темы, перемежающиеся молитвами Даждьбогу. У ридновиров обряды подчеркнуто архаичные, и, как правило, они проходят на открытом воздухе часто у сохранившихся идолов. Они разработали целую систему обрядов — венчания, освящения ребенка («крещение»), раскрещение, похороны. Годовой круг праздников у двух общин различен: у рунверов главный праздник — день рождения пророка Силенко («Рождество»)17. У ридновиров большинство праздников имеют сходные с христианскими названия: Великдень Даждьбожий (Пасха), Благовещение, Медово-маковый Спас, Яблочный Спас, Хлебный Спас, Покров Матери-Земли, Рождество Божича-Коляды, Водокрес.
Основоположник ридновиров и украинского неоязычества в целом В. Шаян родился во Львове в 1908 г. В 1927 г. он с отличием окончил гимназию и поступил в университет, где изучал философию, европейскую филологию и санскрит. В 1943 г. Шаян создает нелегальный «Орден рыцарей бога Солнца» — религиозно-политическую организацию, направленную на распространение неоязыческих идей и «борьбу за освобождение Украины» В 1993 г. неоязычники вышли из подполья, была зарегистрирована первая община ридновиров (язычников) «Православие», вышел в свет первый украинский неоязыческий журнал «Сварог». В настоящее время существуют около 50 неоязыческих общин «РУНвера» и несколько ридновирских. Неоязычники пытаются активно влиять на политическую жизнь страны. Они пишут обращения к верховным органам власти и «украинскому народу», стремятся внедриться в школы, требуя для себя льгот в качестве зарегистрированной религиозной организации. Оба движения принимают участие в деятельности практически всех праворадикальных организаций Украины. Их общий лозунг: «Бог — это идея. Украинская национальная идея — Даждьбог». Так, например, адептом «РУНверы» является лидер радикальной организации «Державна самостшшсть УкраТни» Виктор Коваль, автор книги «Нациократия». Совместные акции с неоязычниками проводит также Украинская консервативная республиканская партия Степана Хмары. В настоящее время на Украине существуют около 60 общин неоязычников
Безпалько Б. Национализм под покровом древних богов // Независимая газета. 2003.15.10.
обоих направлений. Несмотря на общее происхождение, между ними постоянно идет непримиримая борьба и высказываются взаимные обвинения в искажении «истинной веры предков»1*1.
Неоязычество — широкое международное движение. Так, движение New age (Новая эра), позиционирующее себя как оккультное неоязычество, предрекает гибель христианству. Христианство — это, по их мнению, в лучшем случае лишь переходная ступень к новому более совершенному откровению. Христианство должно быть преодолено, на смену ему приходит третий завет, эра духа, время нового религиозного сознания, эпоха всеобщей духовной гармонии и невиданных ранее сверхъестественных дарований, которая станет долгожданным «Золотым веком» человечества. Духовное совершенство будет достигаться «без усилий и каких-либо покаяний и постов, не говоря уже о жизни, полной самоотвержения со стороны искателя... Теперь не надо штудировать книги, не надо учить проповеди, не надо давать милостыню, не надо покорять горы, не надо проявлять инициативу. Ибо настало время наслаждения»19. Отказываясь принять Евангелие как богооткровен-ную истину, неоязычники измышляют его оккультную версию (существует, например, так называемое Водолейное Евангелие Иисуса Христа), согласно которой, Церковь до неузнаваемости исказила первоначальное учение «великого эзотерика Иисуса».
В 1970-е гг. неоязычество проникает в Америку. В США ежегодно проводится большое количество праздников на улице, массовые фестивали. Первый большой «Всеязыческий фестиваль» состоялся в 1977 г. Самый гран-
Врезка
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1890;