Обряды современных язычников

лес — символ мудрости, Лада — богиня любви и богиня весны, Макошь — богиня судьбы и до­машнего очага. Кроме богов существуют духи. Почитается каждый камешек и каждое деревце. Верующий язычник никогда не позволит себе сломать ветку без нужды или оставить после себя кучу мусора на поляне.

Славянское язычество возродилось еще в нача­ле 1980-х, а сегодня несколько московских об­щин собираются на праздники, чтобы просла­вить древних богов, попировать, повеселиться и просто подышать свежим лесным воздухом. Выглядит это очень колоритно. Несколько десят­ков человек в русских народных костюмах, с ри­туальными песнопениями водят хороводы у ко­стра, устраивают ратные состязания, приносят жертвы. Жертвой называют посвящение богу, а не отказ человека от чего-либо, и тем более не страдание и смерть ради богов. Более тради-ционны для современных язычников раститель­ные дары идолам. На алтарь (специальный ка­мень со священными знаками) кладутся немно­го зерна, фрукты или овощи, иногда проливается кровь животного, которое до этого хорошо кор­мят и всячески за ним ухаживают. Кровь счита­ется вместилищем жизненной силы, поэтому

13 См.: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ.
4.1. М„ 1999.

14 Благовещенский С. Новые «поганые»? // ВЕК. 2001. №47.

виях. Разновидность так называемых ревитализационных движений, ставя­щая задачей создать новую религию путем обращения к древнейшим плас­там местной культуры, в частности славянского язычества. В целом для нео­язычества с его оккультизмом, приоритетом земных благ и ценностей и от­казом от христианской традиции характерно приуменьшение значения этического содержания. По мнению Е.Г. Балагушкина15, в неоязычестве не­редко наблюдается возврат к жесткой архаической нормативности, строгой ритуалистике и обрядности, к авторитарной власти магов-наставников.

В понимании неоязычества в отечественной науке не сложилось едино­го мнения. Российский политолог В.В. Прибыловский называет неоязыче­скими некоторые политические орга­низации России, однако не определя­ет само понятие. Религиоведы видят в неоязычестве новые религиозные дви­жения, основанные на возрождении древних верований и обрядов, богов-покровителей (Перуна, Рода, Мокоши, Велеса и др.). По убеждению культуро­лога А. Гайдукова, благодаря своей разноплановости неоязычество несво­димо только к религии, общественному или политическому движению, по­этому его надо рассматривать как своеобразную субкультуру, представляю­щую автономное образование внутри господствующей культуры.

Под неоязычеством В.А. Шнирельман понимает общенациональную ре­лигию, искусственно создаваемую городской интеллигенцией из фрагмен­тов древних локальных верований и обрядов с целью «возрождения нацио-

В резной деревянной чаше-братине плещется медовуха или пиво. Участники обряда по кругу пе­редают чашу и возносят славу богам. Чуть-чуть меда волхв плеснет и в большой костер посреди круга. Таким образом приносится жертва священ­ному огню. Смысл праздника — веселиться, что­бы толика общего задора радовала богов. Народ водит хороводы, играет в ручеек, устраивает по­тешные кулачные бои. Зимой берут снежные кре­пости и будят ряженого медведя, прогоняя таким образом зиму — холодную Морену. А летом пле­тут венки и пускают по реке. В процессе обрядов язычники должны очистить­ся водой. Наши предки вкладывали в умывание сакральный смысл. В каждом доме возле умы­вальника висел расшитый рушник. Как правило, в вышивке присутствовало множество сакраль­ных символов. Умывшись, человек прикладывал лицо к священным символам богов Руси, чтобы они его поддержали и наставили на путь истин­ный. Смывая грязь и пыль, язычник очищается от наносного, чтобы стать самим собой и восста­новить поврежденную городским ритмом жизни


энергетику. Существует и передаваемый из поко­ления в поколение практический опыт творить «наговоренную воду». Таким образом, человек получает защиту посредством усиления некото­рых свойств его характера. Очистительные обряды огнем проводятся во вре­мя древнерусских праздников, привязанных к сол­нечному календарю. Это Колядки, Масленица, Ку­пала (летнее солнцестояние), Троян (осеннее солн­цестояние). Перед обрядом обычно проводят очищение организма: несколько дней едят только каши. В это вкладывается особый смысл: каждое семя для земледельцев-славян — символ волеизъ­явления жизни. А коллективное очищение включа­ет в себя прыжки через костер. Самые стойкие ходят по углям. Причем пятки себе не обжигают. Это связано с тем, что хождение по «огненному ковру» — магическая практика. Прежде чем сту­пить на раскаленные угли, человек входит в особое состояние сознания и не только не получает ожо­гов, но и пополняет свою внутреннюю силу. Источник: Подобедова Л. Обряды современных язычников //Аргументы и факты. 2001. № 15 (128)

См.: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. 4.1. М., 1999.

нальной духовности». По мнению Э. Геллнера, речь идет не о возрождении, а о конструировании идеологической основы для новой социально-полити­ческой общности, более соответствующей условиям модернизации. Диакон А. Кураев трактует неоязычество как совокупность вообще всех нехристи­анских (прежде всего неправославных) культов и учений, возникших в по­следнее время. Для В.Б. Яшина предпочтительнее использовать это поня­тие в более узком смысле: неоязычество — идейно-политическое движение, направленное на реанимацию доавраамических локально-этнических веро­ваний и культов и связанных с ними традиционных социальных институ­тов. За рубежом наряду с неоязычеством существуют схожие понятия «Nature Religions», «Native Religions» («естественные» и «родные» религии), «этничес­кие религии», «Deep Ecology» («глубинная экология») и др. М. Адлер в своей книге «Низведение» (1986) выделяет три ключевых принципа неоязычества: политеизм, пантеизм и анимизм.

О масштабах распространения неоязычества в современной России ни­какой статистики не существует, тем не менее оно функционирует как со­циально значимый культурный феномен, приковывающий внимание обще­ственности и привлекающий в свои ряды все новые группы молодежи.

По некоторым оценкам, общее число осознанных язычников, придержи­вающихся коренных природных верований, составляет более 100 тыс. чело­век. Национальные движения язычников существуют во многих регионах России: Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Бурятии, Алтайском крае, Якутии, а также практически во всех областях проживания народов Севера и Сиби­ри. Часть населения Индии, Китая, Японии, других стран Юго-Восточной Азии, стран Африки также является язычниками. В последнее время язы­чество было признано в Исландии, Шотландии, Литве, а сейчас вопрос о признании его в качестве полноправного религиозного верования ставится в Эстонии16.

Нужно иметь в виду, что язычество является традиционной религией населения некоторых российских регионов, например, Марий-Эл, Удмур­тии и Чувашии и др., и в последнее десятилетие на волне национального возрождения здесь предпринимаются интенсивные попытки возрождения языческих религий предков. Смешивать традиционных язычников и новых русских неоязычников было бы неправильно, так как идеологически они враждебны друг другу: русское неоязычество имеет своим источником идею русского национального возрождения, а традиционное язычество, напро­тив, — идею собственного национального возрождения, понимаемого не в последнюю очередь как борьба против русификации, обрусения и потери на­циональной самобытности того или иного в прошлом языческого народа.

История русского неоязычества достаточно коротка, оно представляет собой молодое идейно-религиозное и политическое течение. Применитель­но к нему приставка «нео» показывает, что речь идет не о культурном насле­довании идей древнейших языческих верований, возникших многие тыся­чи лет назад, а о некотором культурном новострое, в котором эклектически сочетаются реконструированные и по-своему понятые древние верования с совершенно новым политическим мировоззрением, нацеленностью на переустройство общества, создание «новой духовной основы» нации.

16 Новые известия. 2004.11.17.

Формирование русского неоязычества приходится на 1970—1980-е гг., а на 1990-е выпадает его расцвет. Сегодня движение продолжает набирать силу, русские неоязыческие общины растут, как грибы. Под русским нео­язычеством В.А. Шнирельман предлагает понимать движения, ставящие целью сконструировать «истинно русскую (славянскую) религию», которая бы полностью удовлетворяла современным потребностям русского общества и государства. Появление русского неоязычества в целом отстает от его ев­ропейского собрата, который образовался в 1971 г. путем объединения не­скольких разрозненных неоязыческих группировок.

Российское неоязычество имеет довольно глубокие корни в дохристианской Руси

Возникнув, как представляется, независимо от европейского неоязыче­ства, русское неоязычество в будущем может вполне кооперироваться и с ним. Так, с 1999 г. налажено сотрудничество русских неоязычников с евро­пейскими через балтийско-славянский региональный информационный центр ЕПРО. Русское неоязычество пока малочисленно, точное число его общин неизвестно. Одни исследователи насчитывают в нем чуть более 10 организаций, другие полагают, что их несколько десятков.

Структура русского языческого движения чрезвычайно разнолика: она может включать фольклорные ансамбли, группы по интересам, спортивно-прикладные клубы и т.д. Эта структура пока плохо дифференцирована и мало развита, в отличие от неоязычества европейского. Тем не менее мож­но выделить три типа общин, которые отличаются друг от друга в первую очередь своей идейной доминантой: 1) первая группа наиболее безобидна и малочисленна — это люди, переехавшие из города в село для ведения изве­стного образа жизни. Полагают, что таких общин несколько десятков; 2) вто­рая — интеллигенция, продолжающая жить в городах своей обычной жиз­нью, но периодически собирающаяся для совершения ритуалов. Общины эти крупнее, иногда достигают до сотни человек и имеются они в несколь-

ких десятках городов России — как правило, не более одной общины в го­роде; 3) третья группа самая крупная и небезопасная. Религиозные мотивы здесь полностью уступают место идеологии. Главное устремление русских неоязычников — дистанцироваться от реалий современной культуры, несу­щих с собой угрозу глобализации, тоталитаризма и унификации, националь­ного обезличивания.

Первым появилось в 1980-е гг. общество волхвов (Ленинград). Затем воз­ник союз венедов, впоследствии переименованный в общественный инсти­тут охраны культуры, а затем — в конфессиональный союз потомков хлебо­робов; численность его сохраняется на уровне 40 человек, однако в 1995 г. она достигала 200 человек. Сюда же надо отнести русское освободительное движение (РОД), впоследствии переименованное в Российское общенарод­ное движение, а затем в Новое общественное русское движение (НОРД). Далее следуют центр ратоборств и воинской культуры «Святогор» в г. Ко­ломна, а также расположенные в Москве: ведический центр «Коловрат», «Церковь Нави», культурный центр «Вятичи», славянская языческая общи­на, союз славянских общин, национальный клуб древнерусских ратоборств, федерация славяно-горицкой борьбы и др. Из числа провинциальных нео­языческих группировок можно назвать екатеринбургский институт русской ведической культуры, ижевскую общину «Тур» и омскую группу «Джива храм Инглии». В 1990 г. в Удмуртии возникает община удмуртских язычни­ков Удмурт Вэсщь. В Марий Эл в 1991 г. создается языческое религиозное объединение «Ошмарий-Чимарий» («Белый мариец — чистый мариец»). В Н.Новгороде в 1992 г. официально регистрируется языческая религиозная организация во главе с «верховным волхвом» А. Рыбиным. В Башкирии появляются почитатели Тенгри-хана. В 1997 г. создается общероссийская организация «Союз Славянских Общин». В той или иной мере идеи нео­язычников разделяются некоторыми объединениями русской патриотиче­ской направленности.

В Латвии неоязычество зародилось в 1920-е гг. и возродилось в начале 1990-х как попытка создать национальную латышскую религию, что было отмечено и переизданиями книг Брастыньша. У армян прослеживаются те же временные точки зарождения (1930-е) и возрождения (конец 1980-х). Неоязычество вдохновляется здесь идеями Нжде. Также на рубеже 1980— 1990-х гг. возрождается неоязычество в таких регионах, население которых до сих пор еще не прерывало традиций язычества, — Среднее Поволжье, Дагестан, Северная Осетия (Алания) и др. Так, в Республике Марий Эл воз­рождением языческой культуры активно занимается крупное этнонацио-налистическое движение «Марий ушем» («Марийский союз»). Менее ост­ро стоит эта проблема в Удмуртии и Мордовской Республике. Со времени грузино-абхазской войны 1992—1993 гг. неоязычество широко распростра­няется в Абхазии. В Белоруссии неоязычество появилось в начале 1990-х гг., но здесь националистические движения гораздо слабее. В Литве попытка возродить неоязычество возникла раньше, в 1967 г., но уже через 4 года оно было запрещено властями. Возникшая здесь краеведческая организация, взявшая название древнего языческого прусского капища «Ромова», зани­малась возрождением литовского фольклора и языческих ритуалов, в част­ности, отмечался праздник летнего солнцестояния «Швенто Роси». За ис­ключением Абхазии и Марий Эл неоязычество не имеет большого полити-

ческого влияния. Как показывают выборы последних лет, радикальные националистические партии неизменно терпят поражение.

На Украине два течения неоязычников — ридновиры и рунверы. Первые занимаются воссозданием пантеона славянских богов, вторые хотят утвер­дить язычество в качестве равной мировым религиям — христианству, ис­ламу и буддизму — системы верований. У обеих групп есть свои священные книги. У ридновиров это: «Велесова книга», «Вера предков наших», «Вол-ховник: запечатленное языческое вероучение» и «Правослов — молитвы к родным богам». У рунверов — «Магавира», «Катехизис», «Священная кни­га обрядов» и «Святое учение (вера в Даждьбога)». Обе неоязыческие груп­пы имеют свой календарь и цикл празд­ ников. Они также создали множество обрядов и заповедей, похожих на хри­стианские. На богослужении у рунверов читается «Магавира», затем члены общины выступают на разные (как правило, исторические и политические) темы, перемежающиеся молитвами Даждьбогу. У ридновиров обряды под­черкнуто архаичные, и, как правило, они проходят на открытом воздухе часто у сохранившихся идолов. Они разработали целую систему обрядов — венчания, освящения ребенка («крещение»), раскрещение, похороны. Годо­вой круг праздников у двух общин различен: у рунверов главный праздник — день рождения пророка Силенко («Рождество»)17. У ридновиров большин­ство праздников имеют сходные с христианскими названия: Великдень Даждьбожий (Пасха), Благовещение, Медово-маковый Спас, Яблочный Спас, Хлебный Спас, Покров Матери-Земли, Рождество Божича-Коляды, Водокрес.

Основоположник ридновиров и украинского неоязычества в целом В. Шаян родился во Львове в 1908 г. В 1927 г. он с отличием окончил гимна­зию и поступил в университет, где изучал философию, европейскую фило­логию и санскрит. В 1943 г. Шаян создает нелегальный «Орден рыцарей бога Солнца» — религиозно-политическую организацию, направленную на рас­пространение неоязыческих идей и «борьбу за освобождение Украины» В 1993 г. неоязычники вышли из подполья, была зарегистрирована первая община ридновиров (язычников) «Православие», вышел в свет первый ук­раинский неоязыческий журнал «Сварог». В настоящее время существуют около 50 неоязыческих общин «РУНвера» и несколько ридновирских. Нео­язычники пытаются активно влиять на политическую жизнь страны. Они пишут обращения к верховным органам власти и «украинскому народу», стремятся внедриться в школы, требуя для себя льгот в качестве зарегист­рированной религиозной организации. Оба движения принимают участие в деятельности практически всех праворадикальных организаций Украины. Их общий лозунг: «Бог — это идея. Украинская национальная идея — Даждьбог». Так, например, адептом «РУНверы» является лидер радикаль­ной организации «Державна самостшшсть УкраТни» Виктор Коваль, автор книги «Нациократия». Совместные акции с неоязычниками проводит так­же Украинская консервативная республиканская партия Степана Хмары. В настоящее время на Украине существуют около 60 общин неоязычников

Безпалько Б. Национализм под покровом древних богов // Независимая газета. 2003.15.10.

обоих направлений. Несмотря на общее происхождение, между ними посто­янно идет непримиримая борьба и высказываются взаимные обвинения в искажении «истинной веры предков»1*1.

Неоязычество — широкое международное движение. Так, движение New age (Новая эра), позиционирующее себя как оккультное неоязычество, пред­рекает гибель христианству. Христианство — это, по их мнению, в лучшем случае лишь переходная ступень к новому более совершенному откровению. Христианство должно быть преодолено, на смену ему приходит третий за­вет, эра духа, время нового религиозного сознания, эпоха всеобщей духов­ной гармонии и невиданных ранее сверхъестественных дарований, которая станет долгожданным «Золотым веком» человечества. Духовное совершен­ство будет достигаться «без усилий и каких-либо покаяний и постов, не го­воря уже о жизни, полной самоотвержения со стороны искателя... Теперь не надо штудировать книги, не надо учить проповеди, не надо давать милос­тыню, не надо покорять горы, не надо проявлять инициативу. Ибо настало время наслаждения»19. Отказываясь принять Евангелие как богооткровен-ную истину, неоязычники измышляют его оккультную версию (существу­ет, например, так называемое Водолейное Евангелие Иисуса Христа), со­гласно которой, Церковь до неузнаваемости исказила первоначальное уче­ние «великого эзотерика Иисуса».

В 1970-е гг. неоязычество проникает в Америку. В США ежегодно прово­дится большое количество праздников на улице, массовые фестивали. Пер­вый большой «Всеязыческий фестиваль» состоялся в 1977 г. Самый гран-

Врезка








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1890;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.