Богослужебные действия и обряды.
Замечание. Всё богослужение получило определенный порядок (чтение Св. Писания, поучения, песнопения, таинства).
Если ранее чтение того или иного отрывка от предстоятеля; теперь назначаются определенные отрывки из Евангелия, Апостолов и других книг. В разных церквах в IV – V вв. стали появляться лекционарии (указатель определенных чтений).
Проповедь — епископы, иногда поручали пресвитерам и диаконам. Поучения уже составляются по правилам ораторского искусства (речи). Более развито было на Востоке, чем на Западе, так как этому уделялось очень большое внимание. На Западе даже запирали двери, чтобы народ не расходился. Первоначально поучения произносились с епископского седалища. но потом (при Иоанне Златоусте) стали говорить с амвона. Наиболее известные: Василии Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин, Папа Лев. Это «классика», которая осталась в анналах Церкви и по их кончине. На Западе во время проповеди сидели, на Востоке стояли. В VII веке проповедничество падает, и по местам выходит из употребления.
На пении отразилось влияние искусства.
С IV в. появляются гимны и напевы, проникнутые поэтической силой и красивыми мелодиями. Святой Ефрем Сирии (+372 г.) составлял песнопения в противовес гностическим песням. С этой же целью, только против ариан, составляли песнопения: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский.
В V в. известны были своими стихирами: Анатолий Константинопольский (+ 458 г.),
в VI в. – Роман Сладкопевец (+ ок.510 г.) — 1000 кондаков и множество икосов,
в VII в. – Софроний Иерусалимский (+ 641 г.).
В VIII в. — Андрей Критский (+ ок. 712 г.) составитель покаянных канонов (в том числе Великопостный). Герман Константинопольский (+ 740 г.). Иоанн Дамаскин (+ ок. 760 г.) и Козьма Маюмский (+ после Дамаскина) — составители многочисленных канонов.
IX в. — Иосиф Песнописец (+ 883 г.) — закончил Октоих.
Напев — простой, речитатив. Введение более красивой музыки было связано с борьбой с еретиками (у них было стройное и ласкающее слух пение). Например: Сирин, Златоуст., Амвросий (cantus ambrosianus), позднее свт. Григорий Двоеслов ввел новый, более торжественный напев. Окончательно привел в систему напевы Иоанн Дамаскин (Октоих — 8 гармоний или гласов) - это вскоре перешло во всеобщее употребление.
Порядок пения — различный. Пели все или попеременно на два лика. Начинал петь один и за ним повторяли все, затем стали петь уже определенные певцы, но иногда припевал и народ. 15 правило Лаодикийского собора (364 г.) окончательно ограничило участие народа в пении, запретив «иным некоторым» кроме певцов петь.
Совершение таинств – практически без изменений.
Перед крещением: 3 степени оглашения, уменьшилось число оглашенных, а в V веке окончательно ввели крещение детей, взрослые уже не откладывают свое крещение. В обрядах при крещении стали использовать дуновение, на крещаемого при заклинании. Крестили на Пасху, Пятидесятницу и Богоявление. Относительно крещения еретиков на Ι Вселенском соборе (19 правило), II Вселенском соборе (7 правило) и Трульском соборе (95 правило) было решено окончательно: еретиков не имеющих крещения во имя Святой Троицы — перекрещивать, других — через миропомазание. На Западе с V века это совершали уже епископы.
Евхаристия — литургия получила определенность и порядок. К IV веку в разных церквах — разные литургии (сходные). В Иерусалиме — Иакова, в Александрии — Марка, в Риме — Климента, в Испании и Галлии — сходные с иерусалимской. В IV веке в Медиолане Амвросия, в Кесарии Каппадокийской – Василия Великого, в Константинополе — Златоуста и Преждеосвященная литургия Григория Двоеслова. Василия и Златоуста вошли во всеобщее употребление на Востоке.
Покаяние. Явных грешников Церковь отвергала, принимая их только после долгого испытания и публичного раскаяния. В III в. уже наблюдается смягчение строгости — назначались специальные духовники для падших. В IV в. из-за христианизации целых народов применение всей строгости покаянной дисциплины стало невозможным. Отлучение очень явных грешников еще существовало, но на соборах уже предоставлялось право самим епископам определять время покаяния. К концу IV века отлучение и степени кающихся стали исчезать, сначала на востоке, потом на западе. В 390 г. патриарх Нектарий константинопольский отменил должность духовника для кающихся, после этого стали исповедоваться у любых, по личному усмотрению. Этому примеру последовали многие епископы; они давали сообразные с грехом искусы и потом давали разрешение, также они давали пресвитерам наставления по исповеди и наказаниям. Торжественно от Церкви отлучали только еретиков, раскольникам и иногда грешникам. На западе тайная исповедь заменила публичную только при папе Льве Великом (V в.)
Прочие таинства — получили определенный чин (см. Сакраментарий святителя Григория Двоеслова)
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 675;