Христианская жизнь на Западе.
Дикие, христианизированные народы выполняли охотно только обрядовую сторону, оставаясь по прежнему с языческими понятиями и обычаями: грабежи и убийства, языческие суеверия, принявшие христианскую форму. Священное Писание использовали для гадания: читали первое попавшееся место и считали это для себя Божьим указанием. Германцы узнавали правого в спорах посредством огня или горячей и холодной воды. — Теперь это все приобретает название ordalia – суд Божий, который приобретает всеобщее распространение как в гражданской, так и в церковной практике в IX — XI вв. Западная иерархия не только не воспитывала, но даже развращала народ. Народ удерживала только суровая дисциплина.
С VIII века появляются особенности строгой покаянной дисциплины, несколько похожие на дисциплину первых веков:
Экскоммуникации — Отлучение, падавшее не только на еретиков, но и на открытых грешников. Оно было а) малое и б) великое.
а) Подвергался явный грешник, добровольно подчинявшийся церковному суду.
Мера: пост, отлучение от причастия.
Принимали: после публичного покаяния.
б) Подвергался грешник, не хотевший подчиниться церковному суду. Анафему провозглашали епископ или папа.
Мера: лишению церковного и политического общения (даже родственники). Если эта мера не имела должного влияния (для членов высшего общества), то церковь налагала
Интердикт (запрещение) на всю страну, где было совершено преступление.
Меры: прекращались богослужения в церквах с страны, кроме покаянной молитвы. Умерших взрослых не отпевали, кроме монахов и священников, браки не совершались.
Цель достигалась всегда из-за народного негодования, грешник покорялся, переносил наказание и подвергался публичному покаянию.
Нравственная порча коснулась и монашества. Правила Бенедикта Нурсийского были забыты. Аббаты стали больше похожи на светских властителей, приобретая большие имения и богатства. Монахи стали вести роскошную и распущенную жизнь: аббаты охотились, ходили на воину со своими феодалами.
Неизбежно была реакция: желание восстановить устав Бенедикта Нурсийского. Это пытался сделать французский аббат Бенедикт анианский (+ 821г.), устроитель первой конгрегации (объединение нескольких монастырей под одним настоятелем). Он отредактировал устав Бенедикта и стал вводить его в монастырях, порученных ему императором Людовиком благочестивым (Западная Франция). Но безуспешно.
Аббат Бернон (бывший Бургундский граф) в 910 г. основал монастырь в Клюни в Бургундии и ввел устав Бенедикта. Одон ( + 942 г.) применил устав в других монастырях, входивших в конгрегацию клюнийского аббата. Они приобретали большое влияние в обществе, воспитывали детей.
Также были попытки восстановить на западе восточное монашество. Ромуальд (из герцогов равеннских) стал вести пустынническую жизнь на Апеннинах, вместе со своими сподвижниками основал в равнине Мальдоли в 1018 г. монашеское общество во Камальдольский орден — второй после Бенедектинского.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 691;