Жертвоприношения древних германцев

Дабы умилостивить богов и получить от них по­мощь в особо тяжелых обстоятельствах (в случае голода, стихийных бедствий, войны), в I в. н.э. германцы приносили им в дар всевозможные во-тивные (посвятительные) предметы — съестные припасы, предметы культа, диких животных и даже людей. По представлениям германцев, об­ряды жертвоприношений были неотъемлемой частью правосудия.

Чаще всего обреченных на смерть загоняли в болота, где их останки и сохранились в результа­те действия содержащихся в воде химических ве­ществ. В жертву приносили либо осужденных преступников, либо специально отобранных лю­дей, возможно, также и добровольцев, надеяв­шихся таким образом обрести святость. Прежде чем погрузить жертв в трясину, их умерщвляли особым ритуальным способом. Им либо разруба­ли череп, либо вешали (т.е. удавливали). Вид смерти зависел от того, какому богу они были посвящены. Вотан (в германской мифологии вер-


ховный бог и военный вождь), согласно верова­ниям германцев, сам себя принес в жертву и ви­сел на «мировом древе», — поэтому посвящен­ных ему жертв также вешали на дереве.

Жертву приносил военный вождь, который был и верховным жрецом в племени. В знаменитом гер­манском святилище — храме Уппсалы (в совр. Швеции) раз в девять лет совершался великий праздник жертвоприношения в честь германских богов. Ритуал жертвоприношения дополняла об­щественная трапеза. Источник: Хрестоматия «Хроника человечества»

Погребение умершего и превращение его впоследствии в предка пред­ставляло собой сложный ритуальный комплекс. Он именуется погребальным ритуалом или обрядом. У одних народов в него входят плачи и причитания, у других — специальные погребальные танцы. У догонов в Западной Афри­ке похороны служат поводом для сложных танцевальных действий, сопро­вождаемых пением на тайном языке. В них воспроизводится догонское ска­зание о том, как из-за непослушания молодежи в мир вошла смерть.

Готовясь к смерти, древние египтяне мумифицировали тела умерших (мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем

пропитывали ароматическими смола­ми и обворачивали погребальными пе­ленами), чтобы сохранить их навечно как вместилище, куда всегда мог вер­нуться дух умершего. В гробницах ос­тавляли пищу и вещи, которые могли понадобиться в иной жизни, а также всевозможные обереги, призванные помочь в опасном путешествии в иной мир. На саркофагах мумий изобража­лись символы, призванные облегчить переход умершего к загробной жизни. У древних египтян существовал специ­альный свод наставлений отправляю­щемуся в этот нелегкий путь.

Что символизирует в человеческой культуре появление погребений? Бо­язнь мертвецов, веру в переселение душ или что-то еще? В конечном ито­ге погребальные обряды знаменуют отрешение продолжить существование человека и вместе с этим — впервые ощущение ценности жизни. Погребе­ние как бы утверждает, что важнейшая часть человеческого существа — душа, она не поддается гибели и продолжает существовать после смерти тела.

Погребальный обряд в Древнем Египте отражал мифологические пред­ставления о мире. Иерархическое устройство загробной жизни точно отра­жало порядки восточных деспотий. Гробницы жен фараонов и высокопо­ставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире, так же как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.

Обряд, который можно назвать «проводами в дальнюю дорогу»,прослежи­вается у многих народов, в том числе и у славян. Умершего снабжали иног­да гораздо богаче, отдавая все самое лучшее (иногда и последнее), чем жи­вого в дорогу. Курганы-могильники древних скифов до сих пор удивляют археологов роскошью золотых украшений, изобилием бытовой утвари и военного оружия.

У народов различались формыи способы погребения умершего:захороне­ние покойника на кладбище (предание праха земле), кремация (сожжение трупа в огне), «пускание по воде», «подвешивание на деревьях», развеива­ние праха над морем, опускание тела покойного в воду и др.

«Книги мертвых»

У многих древних народов, достигших стадии письменности, существо­вали специальные книги, где записывались наставления для умерших, их путь по загробному миру и указывались основные божества или духи, кото­рые должны сопровождать его в загробной жизни. «Книги мертвых» созда­вались в соответствии с убеждением, что религиозный текст, произнесен­ный жрецом при жизни человека, и впоследствии сохраняет свою ритуаль­ную силу и оказывает воздействие после его смерти.

У древних египтян «Книга мертвых»являлась своеобразным даром умер­шим. Она представляла свиток папируса, на котором записаны заклинания, призванные помочь умершему пройти к загробной жизни. По форме свит­ки представляли собой мольбы самого умершего. В статуэтке Осириса(бог перерождений, судивший души умерших в загробном мире) создавалось скрытое вместилище, куда и вставлялся свиток. Помимо папирусных свит­ков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме. Рели­гиозно-магические тексты, по представлениям древних египтян, должны были обеспечить умершим загробное блаженство, указывали путь умерше­му на том свете, учили его, как нужно избегать ловушек Солнца, подстере­гающих путешествующего по царству мертвых каждый час

В тибетской «Книге мертвых»пять татхагат — высших будд — олицетво­ряли один из аспектов «божественной сущности». Татхагаты встречали умер­шего на небесах и по состоянию его духа определяли, на какой ступени про­светления он находился и, соответственно этому, каким должно быть его новое рождение.

«Книги мертвых» — уникальное явление мировой литературы.

Культ предков

Но независимо от локальных расхождений обряда препровождения умер­шего на тот свет, у всех народов существует культ предков (иногда он назы­вается культ мертвых). Иными словами, в какой бы форме ни уничтожали физическое тело человека, его душа неуничтожима. Она представляет нечто почитаемое и священное, которое имеет прямое касательство к миру живых людей.

КУЛЬТ ПРЕДКОВ — одна из ранних форм религии, поклонение ду­хам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков.

Кроме неуничтожимости духовной сущности человека и возможности его контактов с живыми важнейшей частью культа предка выступает институт покровительства (или культурная практика — по аналогии с социальной практикой, принятой в социологии для обозначения частного социального института) мертвого над живыми. Дух предка регулярно наведывается «в гости», ограждает от невзгод и болезней, наказывает за неправедные поступ­ки, подсказывает правильные решения в трудных жизненных ситуациях, влияет на урожай и прирост скота и т.д. В некоторых архаичных обществах бытует вера в то, что останки влиятельных людей сохраняют часть силы,

которой эти люди обладали при жизни. У народностей кота в Габоне счита­ется, что умершие предки наставляют почитающих их живых родственни­ков и помогают им.

В большинстве азиатских стран древний культ предков модифицировался в современную этику «сыновней почтительности». Она потеряла свое рели­гиозное содержание, став основой не только светского, но и народного вос­питания. Важную роль она играет в конфуцианстве Китая, где представля­ет собой не религию, а моральный кодекс поведения. Конфуций, придер­живавшийся древнего культа предков, считал, что можно верить в любого бога или вовсе не верить в них, но в повседневной жизни надо следовать правильному поведению, которое по-китайски именуется «ли» (обряд). Он учил быть «благородными мужами» — воспитанными, честными, почтитель­ными со старшими и доброжелательными к низшим по положению. Уваже­ние к родителям и забота о них — священная обязанность китайца.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1380;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.