ПРОЦЕДУРА КАНОНИЗАЦИИ
Обязательным атрибутом приобщения клику святых является канонизация, которая опирается на целый ряд зримых доказательств: исцеления и чудотворения, достойная и святая жизнь, народное признание святости прославляемого, нетленность мощей. После смерти святого к нему осуществляются многочисленные паломничества. Паломничество к святым и святым местам выступает несомненным признаком их святости в христианстве, буддизме и исламе.
Канонизация святых — это продолжающаяся исторически длительное время социокультурная практика, которая отвечает религиозным требованиям и проводится делегированными для нее представителями церкви. Канонизация существует много веков, включает несколько инструментальных процедур, обычаев и обрядов, которые выполняют специальные органы церковного управления, в частности Архиерейский Юбилейный Собор Русской Православной Церкви по представлении материалов Синодальной комиссией по канонизации святых19. Так, например, в ходе юбилейных торжеств 30 июля 2004 г. в Серафимо-Дивеевском монастыре (Нижегородская губерния) состоялось освящение Казанского храма и прославление в лике святых блаженных Дивеевских стариц. Синодальная комиссия по канонизации святых определила причислить к лику святых Христа ради юродивых, благодатию Божией прославленных, блаженных стариц Пелагию Дивеевс-кую, Параскеву Дивеевскую и Марию Дивеевскую для местного церковного почитания в Нижегородской епархии.
Термин «канонизация» (от лат. canonisatio) есть латинизированная транскрипция греческого глагола kanonizein — «определять, на основании правила узаконять», был введен в оборот западными учеными-богословами доволь-
18 Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru).
" В 1999 г. Синодальной Комиссией по канонизации святых выпущена книга «Канонизация святых в XX веке». В ней помещены важнейшие церковные документы, которые стали результатом разносторонней работы Синодальной Комиссии за период ее существования.
но поздно. В Греческой Церкви этому термину адекватной аналогии нет, поэтому в подобных случаях там использовалось словосочетание «причтение к лику святых» или «вмещение, вчинение в лик святых».
Основными условиями прославления святых во все времена было проявление подлинной освященности, святости праведника. Свидетельством такой святости могли быть:
1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди святого Евангелия.
2. Мученическая смерть за Христа или истязание за веру Христову.
3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам, или от честных его останков-мощей.
4. Высокое церковное первосвяти-тельское и святительское служение.
5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
6. Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.
7. В XVII в., по свидетельству Константинопольского Патриарха Нектария, три признака признавались условиями присутствия истинной святости в людях:
а) православие безукоризненное;
б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние
за веру даже до крови;
в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.
8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.
Определенное значение в вопросе канонизации имели мощи. По учению Православной Церкви, мощами святых являются как полностью сохранившиеся (нетленные мощи), так и отдельные частицы от тел прославленных от Бога праведников. Чудотворения от мощей в практике Русской Православной Церкви часто было началом прославления святого. Однако мощи святых нередко извлекались из земли уже после канонизации, из чего можно заключить, что наличие святых останков оставалось лишь одним из сопутствующих обстоятельств прославления святого2".
Если кратко, то основными критериями канонизации подвижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения.
Свои заключения Комиссия представляет либо Святейшему Патриарху, либо Святейшему Патриарху и Священному Синоду, Архиерейскому или Поместному Собору. Согласно Уставу Русской Православной Церкви прославление подвиж-
Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru).
Б31
ника к почитанию как местночтимого святого осуществляется с благословения Святейшего Патриарха, к почитанию как общецерковного святого — решением Архиерейского или Поместного Собора. Канонизация святых существует много веков, включает — если учитывать все религии, страны и эпохи, — более сотни инструментальных процедур, обычаев, обрядов и канонических актов, которые выполняет специальный штат церковных иерархов. Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему Преосвященному. Архиерей на месте собирает необходимый исторический материал и свидетельства о святости подвижника, проводит исследование вопроса и свои выводы, результаты работы представляет либо Святейшему Патриарху, либо непосредственно в Комиссию.
Сама Синодальная Комиссия по канонизации святых с инициативой прославления того или иного подвижника не выступает. Правящий Преосвященный, кроме своего прошения о прославлении подвижника в лике святых, высылает материалы, свидетельствующие о святости человека. Им представляется подробное жизнеописание подвижника, где отображается во всей полноте подвиг веры. Присылаются документы, на основании которых было составлено жизнеописание: все архивные копии, медицинские свидетельства исцелений, свидетельства архипастырей, пастырей и мирян о благочестивой жизни и благодатной помощи подвижника, явленной при его жизни и (или) по смерти. Особо тщательно требует освещения вопрос о почитании подвижника народом. Подготовленные материалы затем тщательно проверяются на местах с благословения Правящего архиерея. Церковь почитала страдальца мучеником только тогда, когда имелось полное убеждение, что человек не оступился во время мученического подвига, а совершил его в единстве с Церковью, всецело предавшись в руки всеспасительного Промысла Божия.
При канонизации новомучеников XX в. учитывались мученические акты: это материалы уголовно-следственных дел, по которым несправедливо были
осуждены иерархи, священнослужители, монашествующие и миряне. К житию мученика или исповедника Правящий архиерей должен приложить копии архивных следственных дел, по которым подвижники были осуждены, а именно: анкета арестованного, все протоколы допросов и очных ставок (если таковые проводились), обвинительное заключение, приговор тройки, акт о приведении приговора в исполнение или другой документ, удостоверяющий время, место и обстоятельства смерти подвижника. Кроме архивов репрессивных органов большой интерес представляют материалы различных фондов: духовных учебных заведений, клировые ведомости, материалы комиссий по культу (в ведение которых входила регистрация, открытие
и закрытие храмов) и многие другие21. Сбор материалов лишь по одному кандидату может занимать много лет.
Причисление к лику местночтимых святых требует: 1) соборного решения об этом епископа, клира и мирян епархии; 2) рассмотрения материалов, представленных епархией, Комиссией Священного Синода по канонизации святых; 3) в случае одобрения Комиссией — утверждения Святейшим Патриархом. Материалы, предоставленные для канонизации, тщательно изучаются с тем, чтобы после прославления не обнаружилось каких-либо фактов из жизни святого, порочащих его, и не пришлось бы совершать обратный
акт — деканонизацию.
За примером обратимся к истории Византии. Император Лев IV был дважды женат, жен своих — Феофанию и Зою — любил, но рано их потерял: они умерли. Император их канонизировал личным указом — в Византии такое, как ни странно, было возможно. Однако почитание Зои не удержалось. Церковь и население отторгли его, а Феофанию почитают до сего времени: она была женщиной доброй и милосердной, благочестивой христианкой и, кстати, очень страдала от своего мужа. В Византии справедливость канонизации всегда проверялась путем простого обычая: удержалось почитание или нет.
Канонизация совершается на основании положения: «три вещи признаются свидетельствующими об истинной святости в людях: 1) православие безукоризненное; 2) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови; 3) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес». В древней церкви канонизации как таковой не было. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. Никаких особых доказательств святости не требовалось: она была очевидна. Доказательства эти стали необходимы значительно позже. Главным из них и в Западной и в Восточной церкви считалось чудотворение (преимущественно посмертное, на могиле подвижника). Вообще же, как писал Г.П. Федотов, основания для церковной канонизации были и остаются: 1) жизнь и подвиг святого, 2) чудеса и 3) в некоторых случаях нетление его мощей22.
Решение о канонизации общецерковного святого принимается только Собором или Синодом, а местночтимого — архиереем данной епархии. Другие субъекты не вправе принимать решения о всеобщем почитании святого. Важно помнить, что акт канонизации носит отчасти условный характер. Найдется огромное множество людей, проживших святую жизнь или закончивших ее мученическим подвигом, однако не причисленных официально к лику святых (даже на уровне местночтимых), хотя их имена могут быть широко известны (например о. Павел Флоренский или о. Александр Мень). В то же время существует, наверное, немало и тех, кто был канонизирован не по заслугам, скажем, в силу конъюнктурных соображений.
Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru). 22 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.
С социологической точки зрения, канонизация святых — один из важнейших социальных и культурных институтов в рамках христианства, благодаря которому в сообществе верующих утверждаются непреходящие моральные ценности, нормы высоконравственного поведения, образцы святости, на которые должно ориентироваться все население.
Помимо того, и для социолога это особенно важно, институт святых легитимизирует существующую в сообществе верующих стратификацию благости, так как святые — это, по существу, меньшинство избранных, которые заслужили самый высокий чин благодаря особому образу жизни, ценностным ориентациям и формам героического поведения. Память святого празднуется в день его кончины, иногда в день открытия (обретения) или перенесения его мощей (останков тела, иногда не подверженных тлению).
Со времени Урбана VIII в католицизме сложилась двухступенчатая процедура приобщения клику святых. Первая ступень — беатификация, которая совершается по представлению епископа, затем следует проверка заслуг кандидата перед церковью и утверждение его кандидатуры конгрегацией обрядов, а затем папой. В итоге кандидат признается блаженным, почитание которого допускается в пределах определенной епархии или ордена. Вторая ступень — канонизация. Она совершается по представлению папы. Кандидат в святые должен быть обязательно беатифицирован, сама же процедура канонизации сходна с предшествующей. В результате кандидат признается святым, почитание которого допустимо уже всей церковью23.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 788;