Массовая культура на Украине
Культура современной Украины конца XX в. вполне «мозаична» (термин А. Моля) на каждом из основных ее уровней (подсистем). На технологическом уровне мы сохраняем земледельческие ориентации во всех сферах жизни. Готовность городского населения совместить «балконное земледелие» с «дачным производством», призывы возродить «казацкую республику», садить деревья-символы и создавать «рун-веру» из одного гнезда представлений. На соционормативном уровне возрожден натуральный обмен в виде бартера между предприятиями и в виде продуктовых подарков между друзьями и родственниками. «Культура бедности» восстанавливается и усовершенствуется. Обмен рецептами дешевой пищи, натуральных лекарств и бытовых приспособлений становится неотъемлемой частью современного бытия трудящихся.
На символическом уровне культуры возрождаются старые земледельческие мифы и создаются новые рыночно-космические. Геометрически растет количество различных и все более экзотических конфессий наряду с массовым «крестоно-шением». Технократическая научная фантастика уступает место мистической «фэнтези» со сред-
невековыми персонажами и проблемами. Мифология и магия становятся властителями воображения молодежи.
Вся эта «духовная» продукция издается или предлагается (переводится) на русском языке. Это есть некий городской фольклор периода индустриального и постиндустриального развития человече-
ства в момент кризиса первого и неясности перспектив второго. Для нашей страны именно русский язык есть наиболее полное воплощение индустриальной культуры времени ее расцвета, а сейчас он фиксирует момент ее упадка. Но вербальные носители информации, ориентированные, главным образом, на левое полушарие мозга, отступают под натиском визуальных теле-видео-компъютер-ных организаторов сознания, ориентированных на правое, образное полушарие мозга.
Массовая культура выполняла и продолжает выполнять важную психотерапевтическую функцию, обеспечивая миллиарды людей зарядом положительных эмоций. В целом массовая культура жизнелюбива, она за редким исключением чурается по-настоящему неприятных или удручающих сюжетов, ее произведения завершаются обычно счастливым концом. Ее аудиторию составляет среднестатистический обыватель, не отягощенный философскими рассуждениями и мало задумывающаяся над кардинальными, но и не утративший жизненного оптимизма и в массе своей добросердечный.
Преобладающая ориентация на развлекательность и отсутствие глубоких философских идей делают массовую культуру доступной широким слоям населения. К удивлению, в руках современной демократической мысли оказалось самое эффективное орудие влияния на умы и сердца людей, оно довольно примитивно и вульгарно, но оно демократично. Таким орудие массовой пропаганды было и во времена античной демократии. Когда Сократ бродил по улицам Афин и беседовал с любопытными, вряд ли он общался с народными массами на непонятном языке философских абстракций. А все массовые действа античных трагиков и авторов комедий, проходившие в переполненных амфите-
«Массовой культурой» обычно называют именно этот продукт духовного производства, достигший наиболее полного соответствия с конвейерной (технологической) и рыночной (соционормативной) подсистемами культуры США. Поэтому термины «мас-совизация» и «американизация» часто отождествляют европейские исследователи, стремящиеся защитить свою национальную самобытность. В Украине ситуация имеет иной вид. Здесь национальные идеологи ратуют за американизацию в политике, экономике, быту и слегка сопротивляются американизации на языковом уровне. Итог довольно парадоксальный. Создается новый криминально-американизированный жаргон, в котором «разборки» уживаются с «импичментом», а «беспредел» с «киллерами». Реальные же технологические и соционормативные подсистемы культуры не имеют ничего общего с «американским образом жизни», рекламируемым в качестве эталона «цивилизованности». Повсеместно наблюдается деградация индустриальной цивилизации, замена промышленности ремеслом, машинного труда в сельском хозяйстве ручным, товарно-денежных отношений натуральным обменом. Лишь в сфере духовного производства на остатках электрификации утверждается американская визуальная массовая культура, потеснив латиноамериканскую. Но это утверждение отнюдь не триумфально. Зритель ищет отечественную тематику и тер-
минологию, узнаваемые пейзажи и родной юмор. Но украинские производители видеопродукции не отвечают на запрос потребителя. А русские телепрограммы, особенно игровые, и видеопродукция успешно конкурируют с американской продукцией. Особенно показательны в этом отношении видеофильмы. Термин «русские» в киосках видеокассет стал классификационным наряду с терминами «боевики», «мелодрамы» и т.п. Таким образом, и вербальная, и визуальная духовная продукция, произведенная в России и в Украине на русском языке прочно удерживает позиции в составе массовой культуры Украины. Уже несколько десятков лет культурологи Европы критикуют массовую культуру за примитивный уровень, рыночные ориентации, оболванивающий эффект. Оценки «китч», «примитив», «литература толкучки» типичны. Но в последние годы защитники элитарного искусства все чаще начали замечать, что элитарная литература не несет общественно важной информации. А развлекательная продукция типа «Крестного отца» Марио Пьюзо оказывается довольно точным и глубоким анализом западного общества. И может быть, что успех такой литературы обусловлен именно ее познавательной, а не развлекательной стороной. Сокращено по источнику: Лобас В.Ф. Феномен русской культуры в составе массовой культуры Украины (www.niurr.gov.ua)
атрах, были понятны, просты и жизненно актуальны. Это сегодня язык античной комедии кажется возвышенно-прекрасным в силу непонятности или непривычности ее слога и стиля современному сверхмобильному россиянину или американцу. Но язык Аристофана в некоторых местах излишне откровенен и даже вульгарен. Даже так называемая «совковая литература» советского периода куда более сложна и по-своему возвышенна.
Великое произведение мировой литературы «Преступление и наказание» Ф. Достоевского тоже, по всей видимости, представляет шаг навстречу массовой культуре — долой от выспренного языка и «высокого штиля» классики XVIII в. Достоевский работает с журнальными хрониками, полицейскими
репортажами, с повседневным «трэ-шем», используя его почти в сыром виде с минимальной «художественной» обработкой. Оказывается, что использование «низкого» материала бытового сознания способствует становлению новой литературной формы. И современная зарубежная литература сближается с простым нарративом, с бытовым «рассказыванием историй»29. Известны критические нападки Л. Толстого на высокую поэзию Шекспира, его стремление к опрощению языка, сюжетов и мотивации поступков в литературе.
Отечественные фильмы, формально принадлежащие к жанру массовой культуры и ориентированные не на узкий круг интеллектуалов, а на миллионы простых людей, такие как «Любовь и голуби», «Служебный роман», «Москва слезам не верит» или «Гараж», по содержательным критериям массового искусства — примитивизму, вульгарности, стандартизации средств выражения, как раз к ней не относятся. По своим художественным достоинствам и той правде, с какой выражаются реальные отношения людей, гуманистические ценности и глубина философских обобщений, они принадлежат к шедеврам высокого искусства.
Появление массовой культуры в XX в., возможно, будет оценено критиками грядущих эпох как величайшая культурная революция в истории человечества. Античность греков и римлян не знала зажатости и аскетизма в изложении, показе или рассказе о тех темах, которые в действительности интересовали массы людей, не тех, что им придумывали философы под именем вечных проблем человеческого бытия или высокой духовности, а самые насущные и повседневные: с кем можно и с кем нельзя заниматься сексом, с какого возраста это можно делать, откуда берутся дети, почему я не могу убить своего отца, который жестоко издевается над моей матерью, и множество других.
Затем наступили «темные века» средневековья, когда христианская церковь, надо сказать, порядком уставшая от грехов и похоти своей паствы, решила призвать ее к порядку, одуматься, стать на путь истинный — разумеется, истину, какой она сама ее понимала. В течение тысячелетия — с V по XV в. — европейцы проходили тяжелую школу религиозной аскезы, сми-
29 Иванов А. В защиту спецэффектов (www.guelman.ru).
рения плоти, укрощения чувственности. Она уже была почти укрощена, но художники итальянского Возрождения вновь, как и во времена античности, вызволили ее из подполья. Правда, придали ей изящную форму и уточненный вид. Но от этого она стала еще более привлекательной и соблазнительной. Картины Веронезе и Рафаэля — это победа античности, свершившаяся через два тысячелетия.
Однако праздник плоти длился недолго. Последовала эпоха Реформации, Контрреформации, Просвещения и Нового времени, когда народные массы призывали одуматься, увлечься науками и образованием, но не предаваться беспутству и тайным страстям. И лишь в начале XX столетия модернисты и авангардисты — от футуристов, дадаистов до сюрреалистов и какафо-нистов — вызволили абсурдное подсознательное человека из подполья, показав, что самые обычные вещи — стул, чайник или меховое манто, — будучи деформированы, препарированы или еще как-либо искажены, могут стать объектом высокого искусства. Близилась эра массовой культуры, приход которой подстегнули две мировые войны, унесшие жизни 50 млн человек и разрушившие всю прежнюю инфраструктуру европейского искусства. Возможно, ее приход затянулся бы до сего дня, если бы местом своего рождения она выбрала разоренную войнами Европу. Но массовая культура родилась в сытой и благополучной Америке. Лишь одна страна тогда осмелилась продемонстрировать человечеству его «светлое будущее» — мирное, богатое и развлекающееся.
Появление массовой культуры можно приравнять ко второму приходу Ренессанса — пусть в иных формах, с иными красками и звуками. Но главное — освобождение запрятанного в глубины подсознания мира чувственности — состоялось. Конечно, далеко не в самых приглядных тонах проходит сегодня парад эмоций, сексуальности, интима. Вседозволенность и раз-решенность стали главными принципами философии массовой культуры. Молодежный авангард 1950—1960-х гг. — движение битников и хиппи — явился первым контркультурным вызовом традиционной морали и провозвестником массовой культуры. Проповедников контркультуры во всех странах отличали шокирующая манера мышления и общения, культ спонтанного, неконтролируемого разумом поведения, склонность к массовым тусовкам и даже оргиям, нередко с применением наркотиков («наркотическая культура»), организация разного рода молодежных «коммун» и «коллективных семей» с открытыми, «беспорядочно-упорядоченными» интимными связями, интерес к оккультизму и религиозной мистике Востока, помноженным на «сексуально-революционную» «мистику тела» и многое другое. Собственность, семья, нация, этика труда, личная ответственность и другие традиционные ценности, воспитанные за тысячу лет христианством, были провозглашены ненужным предрассудком.
Внешний вид «детей цветов» — грязные, оборванные, обалдевшие от наркотиков, пропагандируемые ценности и идеалы, равно как и вызывающие формы их поведения, в том числе свобода любви и секса, возможно, и породили в обществе негативное мнение о молодежной массовой культуре.
Но какого ребенка еще может родить мать, если ей запрещали это делать несколько тысяч лет? Да и окружающие были не подготовлены к встрече с младенцем. За 50 лет нельзя сформировать новую культуру в совершенных формах. Вспомним, что высокая культура выращивалась человечеством многие тысячелетия — начиная с первых наскальных бизонов. Народной культуре, возникшей, кстати сказать, на той же самой мифологическо-ма-гической почве, не меньше лет. Ныне это солидные дамы, с усмешкой встречающие неловкие шаги младенца.
Надо только помнить, что хиппи и молодежные революции 1968 г. перевернули политический и культурный мейнстрим в западном полушарии.
Хиппи стали первым поколением американской молодежи, ценностные ориентации которого лежали далеко от бизнеса, денег, карьеры и делового успеха. Движение хиппи потрясло и перевернуло весь мир. Десятки тысяч молодых людей в Старом и Новом свете одновременно демонстративно порвали с укладом жизни своих родителей. Все это получило общее название рок-культура. Ее стержнем послужил социальный протест, принимавший самые разные формы и направления и выражавший себя в недовольстве своими родителями, правительством, властями, законами, политической системой. Впервые в истории молодежная музыка перестала быть по преимуществу развлекательным жанром и взяла на себя несвойственную ей функцию социального протеста.
Стремление молодежного авангарда адекватно выразить на музыкальном языке не только свои эмоции и настроения, но гораздо более богатую палитру своих чувств, идей и даже теорий привели к концептуальному усложнению музыкальных форм. Начиналась совершенно новая культурная эпоха — постмодернизм, когда ценится многообразие культурных форм и политических ориентации, уважается чужое мнение, главным признаются веротерпимость и плюрализм, высоко ценится самоирония и сарказм, ирония и любознательность.
В Советском Союзе термин «массовая культура» в 1960—1980-е гг. звучал как обвинение или приговор писателя в буржуазности, разрыве с идейными основами социалистического реализма и марксистско-ленинской философии. Советскому человеку, по мнению чиновников от культуры, должны быть чужды принципы массовой культуры — продукта тлетворного загнивания Запада. Для них она всегда была чем-то постыдно-второстепенным. Этот термин использовался для идеологического шельмования В. Высоцкого, группы «Машина времени», певицы А. Пугачевой. Но простые граждане тянулись к массовому чтиву. Для них массовая культура носила печать какого-то протеста официозу, некий ореол андерграундности, нонконформизма.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 694;