ЭЛЕМЕНТЫ ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ
Если популярную культуру рассматривать как совокупность форм жизнедеятельности большинства жителей страны в данную историческую эпоху, то в ее состав войдут наиболее распространенные виды досуга и отдыха, которые часто обозначают термином рекреация.
Рекреация
Рекреация(от англ. recreation — восстановление, расслабление, отдых) — это деятельность, помогающая восстановить силы и подготовиться к труду. В США и странах Европы в обиход входит понятие «рекреационные движения», под которыми подразумевают общественные движения, направленные на экологию (чистый воздух и чистые продукты), здоровый образ жизни и запрещение курения, за строительство оздоровительных центров, стадионов, спортивных площадок, за массовый спорт и физкультуру.
Постепенно сформировалась специальная отрасль знания —рекреалогия, изучающая закономерности организации и проведения досуга, восстановление психических и физических сил человека во время отдыха. Речь идет о восполнении потраченной человеческим организмом на работе энергии, дословно «восстановление сил».
В отличие от досуга, считает Р. Краус, рекреация есть разновидность деятельности, а не созерцание, отдых или праздность. Рекреация представляет компенсацию трудовых затрат. Рекреативная деятельность почти никогда не бывает интеллектуально насыщенной, поэтому она включает занятия спортом и прогулки на свежем воздухе, путешествия, т.е. такие формы активности, при которых нагружают мускулы и заставляют работать тело, а не дух и разум22.
Корни рекреации, по мнению Т. Кэндо, уходят в глубокую древность. У древних, античных, средневековых и современных людей под рекреацией понимались совершенно разные виды деятельности. Термин рекреация, таким образом, является исторически и культурно привязанным. Для примитивных народов рекреация часто связывалась с определенным видом искусства — шаманские завывания и специфическое пение эскимосов, жестокие побоища у племени куакиутлак при обмене подарками во время пот-лача, игры в лапту и мяч у индейцев Северной и Центральной Америки, ритмически и музыкально насыщенные танцы африканцев — все это, пишет автор, приходит на память, когда мы говорим о примитивной культуре (tribal culture). Однако называть подобные действия рекреацией неправильно, поскольку они имели не столько рекреационное, сколько социальное, религиозное и экономическое предназначение23.
Первыми рекреацию в современном значении придумали даже не греки (они изобрели другую культурную форму — досуг), и римляне. Римская империя — это страна с 100 млн населением и двухмиллионной столицей. Все игры и развлечения носили массовый характер. Цирк Максима вмещал 400 тыс., Колизей — 90 тыс. зрителей. Народ требовал хлеба и зрелищ. Игры
22 Kraus R. Recreation and Leisure in Modern Society. N.Y., 1971.
23 Ibid. P. 25-26.
гладиаторов, морские сражения в искусственных озерах, гонки на колесницах — это есть массовое шоу. Римская рекреация выглядела кровожадной, грубой и жестокой. В средневековье не было массовых зрелищ, выполняющих функцию рекреации. Они появились в XIX в., прежде всего в США. В эту эпоху люди жили мало, работали по 12—14 ч, обычным являлся тяжелый детский труд. Оставшееся от работы время было посвящено удовлетворению главным образом биологических потребностей: сон, гигиенические надобности, секс, еда, питье. Досуг являлся привилегией меньшинства, а о массовой рекреации не думали.
Рекреация появилась только в начале XX в. в США. Хотя еще в XIX в. появляется подобие рекреационного движения — движение за повышение обшей грамотности населения, филантропическая помощь общественным больницам, госпиталям и приютам с целью поднять здоровье нации, давле ние на правительство с целью ассигновать из бюджета расходы на развитие массового спорта и физкультуры. Во многих странах создавались национальные парки и заповедники, строились стадионы и площадки.
Спорт
Спорт подразделяется на два вида — любительский (его следует относить к рекреативной деятельности широких слоев населения) и профессиональный, который правильнее считать видом оплачиваемого труда небольшой группы людей. Основная часть населения имеет отношение к тому и другому виду деятельности, но в любительском спорте люди активно участвуют, а профессиональный пассивно наблюдают. В этом смысле профессиональный спорт является зрелищем. Некоторые специалисты разводят оба вида спорта, полагая, что любительский правильнее относить к рекреации (рыбалка, велосипедные прогулки и др.), а профессиональный к собственно спорту.
Термин «sport» произошел от средневекового английского слова «dispor», означающего развлечение, забавы. Этимология подразумевает тесную связь между современным спортом и игрой, досугом, развлечением. Современные словари определяют спорт как атлетическую деятельность, требующую специальной подготовки, физической силы, достижительной мотивации. Нынешний спорт мало похож на своего прародителя. В примитивном, античном и средневековом обществах спорт действительно ближе к развлечению, честному состязанию, религиозному ритуалу. Греческое athlos означало участника в состязании. И сегодня спорт и атлетика считаются синонимами.
Исторически спорт зародился в родоплеменном обществе и представлял вначале смесь игры и религиозного ритуала. Только у древних греков спорт приобрел современное значение спортивного соревнования. Первые Олимпиады проводились в 1300 г. до н.э. Их особая роль состояла в том, что они позволяли грекам вопреки любым раздорам сохранять и развивать культурное единство, способствовали формированию единого народа из разрозненных племен.
Участвовать в Олимпиаде могли только любители, имеющие статус полноправного гражданина и обладающие безупречной репутацией (юноши до 18 лет соревновались после взрослых, а для женщин устраивали отдельные соревнования). В классическую эпоху к подготовке каждой Олимпиады приступали задолго до ее открытия. Приготовления вступали в решающую стадию за десять месяцев, когда избирали судейский совет из 10 человек — он наблюдал за тренировками будущих участников состязаний. Программа игр включала от 13 до 15 видов спорта. Соревнования начинались с восходом солнца забегами на короткие и длинные дистанции. Затем следовали борьба, кулачный бой, панкратион — комбинация кулачного боя и борьбы; пятиборье, включавшее метание копья, диска, бег, прыжки, борьбу; конные ристания — заезды на колесницах и верховые скачки. Ни один гражданин не исключался из соревнований (физических, интеллектуальных, политических), большинство участников предпочитали принимать участие сразу во многих видах спорта, а не специализироваться на одном. Сегодня только десятиборье напоминает нам об античной эпохе.
К элементам поп-культуры относится спорт, который получил развитие еще в эллинистической Греции
В эллинистической Греции при Александре Македонском происходит специализация спортсменов, соревнования коммерциализируются и профессионализируются. Наступает разрыв с культурными традициями античных греков. Формируется современная парадигма спорта: выкоквалифици-рованные и узкоспециализированные спортсмены устраивают красочный спектакль, а множество любителей-неспортсменов пассивно наблюдают за ними с трибун. Спорт разделяется на участвующий и неучаствующий. Возводятся стадионы для популярных при Александре Великом состязаний колесниц и гигантские ипподромы для конных скачек.
Римляне продолжили традиции, заложенные эллинистической Грецией, превратив спортивное соревнование в спектакль, разновидность бойцовского зрелища. Битвы гладиаторов проходили в огромных цирках, где толпы пассивных зрителей взирали с трибун на кровавое зрелище. Культура непроизвольной игры и досуга-развлечения приходит в упадок. Исполнительские искусства, музыка, театр и спорт низведены в низший разряд и отданы на откуп иностранцам. Постепенно половину римского календаря стали занимать праздники. Праздным толпам горожан римские власти предоставили в общей сложности 200 каникулярных дней, посвященных играм и зрелищам. Досуг превратился в пассивное созерцание. Вошли в моду бани, атлетические клубы, гимнастические залы и площадки для игры в мяч. Но еще более популярным занятием у римлян являлось созерцание акробатов, атлетов и борцов, которые не только соревновались, но и калечили друг друга. Атлеты сформировались в настоящих профессионалов, все время уделявших исключительно спорту, специализировавшихся и организовавшихся в команды, возглавлявшиеся тренерами и учителями, приписанными к определенной школе24.
Спорт становится политическим поприщем, сенат проводит спортивные парады, смотреть на которые выходит все взрослое население городов. Спорт выливается в непристойное и оскорбляющее человеческой достоинство зрелище, часто очень грязное, связанное с закулисными махинациями и коррупцией. Новые поколения римлян вырождались в физически слабых и духовно развращенных людей, хотя по-прежнему римляне оставались прекрасными инженерами, строителями, солдатами и администраторами. Но им не хватало здоровой жизненной философии и внутреннего достоинства, считает Т. Кэндо. Их отсутствие, возможно, послужило одной из главных причин заката римской цивилизации.
После падения Римской империи в Европе наступила эра аскетизма, в Средневековье игры и спорт как равнодоступная для всех категорий населения форма деятельности исчезли, хотя для высшего класса Католическая церковь их разрешала. Так, любимым занятием дворянства и духовенства являлась соколиная охота. В XII в. начинает формироваться рыцарская культура, важным элементом которой являлись турниры закованных в доспехи воинов, восседающих на бронированных лошадях. Турниры из военизированного мероприятия превратились в показательные выступления, спортивно-зрелищное состязание. Их нельзя сравнивать с древнеримскими поединками гладиаторов.
У крестьянства, как отмечают исследователи, были собственные турниры, где вместо мечей использовались дубинки. В те времена практиковались также игра в мяч, борьба и петушиные бои. В Англии, Франции, Северной
Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 268.
Италии и других европейских странах в ходу были стрельба из лука и аналоги современных тенниса, футбола, бильярда. В XVI столетии теннис становится отличительным знаком английского дворянства, футбол — итальянского дворянства, а позже — всего населения Великобритании, петушиные бои и стрельба из лука превращаются в международные виды спорта. Страстными поклонниками и пропагандистами спорта являлись некоторые видные короли, например английский Генрих VIII и французский Франциск I. Они не только возводили для дворянства спортивные клубы и площадки, но и соревновались между собой в борьбе. Открылись спортивные школы и курсы, где можно было научиться фехтовать, ездить верхом, прыгать, бегать.
Самыми популярными тренерами и мастерами фехтования считались итальянцы. Постепенно формировалась новая парадигма спорта как благородного занятия, воспитывающего высокую нравственность, предполагающего честные правила, глубоко эстетичного по своей зрелищности.
Ренессанс возродил не только искусство, но и спорт. Философия Ренессанса дала главное для новой парадигмы спорта — теоретическое оправдание. Вольтер, Руссо, Локк, Рабле выступали за восстановление античных идеалов, главный из которых выражался знаменитой фразой: «В здоровом теле должен быть здоровый дух». Это означало, что физические занятия не должны служить самоцелью, они призваны воспитывать в человеке моральные качества. Руссо прямо говорил о том, что тренировка тела составляет наиважнейшую часть воспитания нравственности. Спорт, согласно воззрениям Руссо, удовлетворяет желания и потребности индивида на каждой стадии его развития25.
Однако эпоха Реформации и наступление протестантизма вернули ситуацию к мрачному Средневековью. Реформация и протестантизм заложили основы новой парадигмы аскетизма, главным принципом которой являлась враждебность к спорту и досугу. В Англии футбол, теннис, танцы, карточные игры, боулинг, петушиные бои, охота были запрещены как «дьявольские занятия».
Любительский спорт возрождается в Европе и США в начале XIX в., когда появляются такие виды занятий, как гребля, борьба, парусный спорт, спортивная ходьба, стрельба, профессиональный спорт. В городах получают развитие игровые виды спорта, например, бейсбол, первый матч по которому состоялся в 1869 г. В начале XX в. быстро развивается вузовский спорт при университетах и колледжах. Тогда же многие виды спорта в США становятся на профессиональные рельсы и их участники оплачиваются.
Для спорта в XX в. характерны три процесса: профессионализация, ин-ституционализация и коммерциализация. Это значит, что для достижения
ъ Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 270.
высоких результатов спортсмену приходится специализироваться на одном виде, проходить специальную подготовку, тренироваться каждый день, получая определенное вознаграждение, которое в профессиональном спорте становится главным. Спорт для тысяч людей стал главным местом работы. Институциализация означает, что спорт стал важным государственным делом, по его поводу создана мощная система учреждений и организаций как на местном, так и на глобальном уровне — начиная с Международного олимпийского комитета и заканчивая местным ассоциациями и кружками любителей спорта. Коммерциализация означает превращение спорта в доходную статью бизнеса. И в XIX в. по поводу победителя на поединке, например, боксеров делались ставки, как на ипподромах. В XX в. для заключения многомиллионных ставок созданы открытые и подпольные тотализаторы. Учреждены всевозможные местные и международные фонды помощи спорту, трансляция спортивных соревнований и футбольных матчей приносит заинтересованным сторонам колоссальные деньги. Наконец, вокруг телевизионной рекламы перед или во время спортивных программ также крутятся немалые деньги.
Хотя XX в. называют веком спорта, из двух его основных разновидностей — спорт как зрелище и спорт как участие — в США наибольшее развитие получила первая. Коммерциализация спорта, превращение его в профессиональный доставило миллионам людей истинное эстетическое удовольствие сродни с искусством, но вместе с тем лишило людей активного участия в состязании. Спорт, как и искусство, социально дифференцирован, к примеру, представители высшего и среднего классов занимаются гольфом и теннисом, а низший и рабочий классы — боулингом и софтболом. Различие между классами, полами и возрастами часто определяется не количеством времени, а видами спорта. Скажем, заграничные поездки чаще практикуют состоятельные, образованные, мужчины, горожане, молодежь. Мужчины и молодежь занимаются спортом гораздо чаще, чем женщины и пожилые. Негры не занимаются зимними видами спорта, предпочитая рыбалку и пикники26.
Профессионализация выгнала любительский спорт (рыбалка, охота и другие виды внедомовой активности) на периферию общественной жизни. Однако в 1980—1990-е гг. он возвращает утерянные позиции. Пропаганда здорового образа жизни и строительство чуть ли не у каждого дома спортивной площадки вернули американцев к любительскому спорту. Очень многие занимаются сегодня путешествиями и туризмом: велосипед, моторные лодки, автомотодома помогают передвигаться на дальние расстояния, общаться с природой и восстанавливать здоровье.
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 765;