ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА
В культурологии еще не сформировалось четких представлений о том, чем в конечном счете различаются массовая и популярная культуры. Одни культурологи, в силу сходства двух культур, предлагают отождествлять и рассматривать их как два названия одного феномена. Тогда в массовую культуру зачисляют те же самые артефакты, что и в популярную, а именно популярную музыку, журнал «Плейбой», телевидение, футбол, бейсбол, гамбургеры из Макдоналдса, дискотеки и даже шекспировский театр. Популярная культура в литературе воспринимается как дублер к термину «массовая культура» и потому оба слова пишутся так: массовая/популярная, например бейсбол и Битлз13.
12 Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 232.
13 Ibid. P. 142.
Вторые считают массовую культуру подчиненным видом популярной. Так, Т. Вольф утверждает: «За исключением высокой культуры все остальные названия можно считать подзаголовками популярной культуры. В таком случае частными видами популярной культуры являются массовая культура, масс-медиа (в частности порнографические журналы и телевидение), формы массового досуга (футбол и бейсбол), массовое потребление (гамбургеры)»14.
Однако третьи, в том числе Рассел Ней, предлагают разводить два явления и считать их самостоятельными разновидностями культуры. Согласно его мнению, популярная культура подразумевает самый поверхностный, доступный непосредственному наблюдению слой культуры, расположенный
между элитарной и фольклорной культурой. Это культура большинства населения или культура среднего класса, если он составляет такое большинство15.
Иногда в классификацию вносят ценностный аспект и считают популярную культуру более цивилизованной формой массовой, поскольку в первой предполагается некоторый профессионализм и артистичность, которые не присущи второй. Первая превращается во вторую при ее коммерциализации16. В таком случае массовая культура предстает как сниженный, вульгарный образчик популярной или высокой культуры. Поскольку в жизни мы часто сталкиваемся с низкосортной продукцией — эротическим и развлекательным шоу, низкопробными публикациями и т.д., у нас сложилось определенное представление о массовой культуре как о безвкусной и безнравственной подделке под настоящую культуру, характеризующуюся нездоровым интересом к сексу, психопатологии, насилию и пр. Между двумя видами культуры отмечены и возрастные различия: популярная культура — это система ценностей и образ жизни тех, кому за 50 лет, а массовая культура — удел молодых, так называемых тинейджеров17. Действительно, популярная культура тяготеет к таким артефактам, институтам и средствам, как телефон, телевизионные обеды, велосипед, придорожные ресторанчики, кофе-брэйк и другим элементам повседневной американской жизни, которые характеризуют скорее средний и пожилой возраст, нежели молодежь18.
14 Wolfe Т. The Kandy-Kolored Tangerine-Flake Streamline Baby. N.Y., 1965.
15 Nye R.B. Notes on popular culture // Side-Saddle on the Golden Call: Social Structure and Popular Culture
in America/G.H. Lewis (ed.). Pacific Palisades, Calif., 1972. P. 13-19.
Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 40.
Handlin O. Coininents on mass or popular culture // Culture for the Millions? Mass Media in Modern
Society. Boston, 1964. P. 63-70.
Side -Saddle on the Golden Calf: Social Structure and Popular Culture in America / G.H. Lewis (ed.).
Calif, 1972; Taylor L. Coffee: the bottomless cup // The American Dimension; Cultural Myths and Social
Realities/W. Arens, S. Montague (eds.). Port Washington, NY, 1976. P. 141-148; Truzzi M. The decline of
the American circus: the shrinkage of an institution // Sociology and Everyday Life / M. Truzzi (ed.).
Englewood Cliffs, NJ,1968. P. 314-322.
Иными словами, массовая культура — это вульгарный образчик популярной культуры, ее сниженный и коммерциализированный вариант. В таком случае высокой культуре противостоит не популярная, а массовая культура. Если популярная культура пространственно располагается между высокой и народной (фольклорной), будучи повседневной культурой широких слоев населения и не имея на себе никакого негативного знака, то массовая культура, размещающаяся на том же этаже и будучи повседневной культурой не всех возрастов, но преимущественно молодежи, несет кроме того еще и негативную оценку. Ее считают низшей культурой, отвечающей непритязательным вкусам. А еще массовую культуру считают дисфункциональной стороной популярной. Последняя вызывает у ученых меньше негативных ассоциаций, нежели первая.
Популярная культура — совокупность форм повседневной деятельности, навыков, привычек, верований и вкусов, присущих большинству населения и доминирующей культуре, и реже — меньшинствам и субкультурам. Для большинства специалистов по массовой и популярной культуре она (эта культура) есть типичный способ, каким представители данного общества проводят свое нерабочее время, а значит она эквивалент популярной культуре. К примеру, типичными чертами повседневной жизни американцев сегодня выступают массовые зрелища и шоу, телевидение и хот-доги, атипичными чертами жизни античных греков являлись театраль-нае драма и политические диспуты. Такое понимание культуры исключает законы, политику, религию, труд, но включает массовую культуру (Голливуд), массовый досуг (спортивные зрители) и множество субкультур (диско-дансы)19.
Слова «popular culture» и «population» — одного корня. Они касаются населения, большинства жителей данной страны либо ее части. Отсюда следует, что популярная культура охватывает нравы, манеры, поведение и образ жизни больших групп населения. Термин «популярный» {popular) означает широко распространенный, народный, широко известный. Популяризация обозначает пропаганду чего-либо, превращение малоизвестного в общедоступное и широко известное, одновременно приближенное к пониманию и мышлению простых людей. В тех случаях, когда мы считаем выражения «большинство населения» и «народ» синонимами, то эквивалентными, обозначающими одно и то же, надо считать термины «популярная культура» и «народная культура». Если мы вкладываем в понятие «народ» дополнительно этический, героико-эпический смысл, т.е. нечто большее, чем совокупность ныне проживающих на данной территории людей, то необходимо разводить оба термина, а «народную культуру» связывать главным образом с фольклорной, а не популярной культурой.
На наш взгляд, термин «популярная культура» по своему объему и содержанию является более узким, чем массовая культура, а потому обозначает лишь часть массовой культуры. Популярная культура относится прежде всего к популярному искусству, в частности, джазу, рок-музыке и поп-арту, а массовая культура включает кроме них еще и такие массовые формы деятельности, как физкультурное движение и туризм, которые никак нельзя отно-
19 Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 39-41.
сить к искусству. Выражение «популярная музыка» надо считать не только привычным, но и совершенно корректным, а формулу «массовая музыка» неправильной. Эстрадная песня — элемент массовой культуры, а классический романс — высокой культуры.
Авторская и туристическая песня (как ее подвид) принадлежит одновременно трем типам культуры — высокой, массовой и народной. К первой она относится по целевой заданности (лирическое отражение высоких человеческих ценностей и нравственных идеалов), ко второй она принадлежит по характеру исполнения и адресности (массовая аудитория, средний класс20), к третьей — по своей жанровой отнесенности (составная часть фольклора).
Массовая культура, как и популярная, выполняет ряд позитивных функций. Одна из них состоит в приобщении миллионов людей к ценностям высокой и народной культуры. Начиная с 1920 г. в США выпущено 80 млн грампластинок с музыкой Моцарта, в 10 раз увеличилось число симфонических оркестров, в 10 раз чаще люди посещают концерты, чем бейсбольные матчи, каждый год продается 400 млн экземпляров книг. За количественным ростом следует видеть качественное изменение культурной ситуации в мире, случившееся благодаря внедрению технических достижений.
Популярная культура создается представителями всех классов — рабочего, среднего, высшего. Неправильно думать, будто все представители высшего класса не на публике выражаются только литературным языком, ведут изысканный образ жизни, наслаждаются исключительно изящными искусствами и не слушают ничего кроме классической музыки. В быту они находятся во власти популярной, или повседневной культуры, которая присуща также и среднему классу. Неверно также было бы думать о представителях низшего класса, скажем рабочих, как о поголовных грубиянах, чуждых не только возвышенному, но и мало-мальски развитому художественному восприятию реальности.
Популярная и массовая культура объединяют сегодня все классы. Тем не менее для высшего и среднего классов в массе своей более типично общение с высокой культурой, а для низшего класса характерно как раз ее отторжение. Это означает, что культуре, как и социальной структуре общества, свойственна стратификация. Специалисты иногда выделяют культуру рабочего класса в особый тип и называют ее пролекультурой(prole culture), т.е. культурой пролетариата. С ней связывают особый тип досуга — проледосуг {prole leisure). Пролекультура — это дополнительный уровень стратификации популярной культуры, к нему относятся дешевые, доступные рабочим виды развлечений и спорта, например катанье на роликах. Кантри и вестерн — тоже жанры пролекультуры21.
В СССР авторская песня зарождалась в туристской и студенческой среде. Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 43.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1070;