ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Массовая культура — понятие, охватывающее многообразные и разнород­ные явления культуры XX в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой ком­муникации. Производство, распространение и потребление продуктов мас­совой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк — от примитивного китча (ран­ний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллек­туальный» детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессив­ным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опред­мечивая ожидания аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или раз-

рядке и др. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитар­ная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория, и она являет­ся авторской, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на лю­бое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. Она может быть интернациональной и национальной.

К массовой культуре относят только те элементы культуры, которые транслируются благодаря масс-медиа, или каналам массовой коммуника­ции, — это радио, телевидение, кино, пресса. С их изобретением сначала стерлись границы между городом и деревней, а затем между странами. По мнению И. Ламонда, телевидение, радио и пресса отличают массовую куль­туру от народной'. Масс-медиа являются формой того, содержанием чего вы­ступает массовая культура.

Хотя корни массовой и популярной культуры, по мнению Лео Ловента-ля, уходят в Европу XVI в., в строгом смысле слова их надо считать порож­дением современного общества. Особенно это касается массовой культуры.

Пресса, радио и телевидение — истинные проводники современной массовой культуры

Появление современных средств массовой информации позволило тира­жировать один продукт культуры в тысячах и миллионах экземпляров, а стало быть, снижать стоимость каждого и делать его доступным широким слоям населения. Индустриальное и особенно постиндустриальное обще-

Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации // Культуры — диалог народов мира. 1983. №4. С. 37-43.

ство связывают с двумя важными процессами — распространением массово­го производства и появлением массового досуга.

Переход к массовому производству произошел в США в 1930-е гг., а к массовому досугу — там же в 1950-е гг., посему родиной того и другого считаются США. Отсюда массовое производство и массовый досуг распро­странились в другие страны мира, прежде всего в Западную Европу. На базе массового производства и массового досуга сформировалась массовая куль­тура. Почему три явления — массовое производство, массовый досуг и мас­совая культура — тесно связаны друг с другом и их необходимо рассматри­вать в тесном единстве?

Массовое производство, распространившееся после появления конвейе­ров и системы Форда, не только стандартизировало трудовой процесс, облег­чило труд, наполнило рынок ширпотребом, но оно еще позволило значитель­но снизить цену на товары. Правда, дешевые товары стали попроще и поху­же качеством — металл заменила пластмасса, а дерево — ДСП. Но дешевые товары стали доступными более широким слоям населения. Массовое про­изводство послужило причиной нового явления — массового потребления и массового потребителя, а его чаще всего идентифицируют со средним клас­сом, т.е. не очень богатыми, но уже не бедными слоями общества.

В середине 1950-х гг. в США наблюдался быстрый экономический рост и подъем материального благополучия населения, увеличение производи­тельности труда и соответствующее ему сокращение рабочей недели, пере­ориентация среднего американца с ценностей труда на ценности досуга, широкое употребление бытовой техники (домашних комбайнов, радиопри­емников и магнитофонов), повышение уровня грамотности и облегчение доступа населения к институтам культуры, в том числе школам и универси­тетам, библиотекам и театрам, кино и телевидению. Родители и молодежь из среды рабочего класса имели приличный и надежный заработок. Первые уже не требовали, чтобы вторые отчисляли в семейный бюджет значитель­ную часть своих заработков. У работающей молодежи появились свободные деньги, которые она могла тратить на досуг и развлечения. Молодые люди послевоенной эпохи имели намного больше денег, чем их ровесники в преж­ние времена, и они понесли их на потребительский рынок.

Социологи стали говорить о культурной революции досуга, происходящей в период перехода развитых стран от индустриального к постиндустриаль­ному обществу.

В середине столетия в США формировалось общество среднего класса, в котором основной акцент ставился на восходящую мобильность и инди­видуальные трудовые усилия. Именно средний класс впоследствии сыграл главную роль в формировании массовой культуры и общества досуга. Харак­терное тяготение американцев к плодам технической цивилизации, изобре­тательский пафос и стремление технизировать все и вся помогли в корот­кие сроки создать материальные носители массовой культуры — радио, те­левидение, транснациональные газетные империи. Наконец, третий фактор — страсть американцев превращать в выгодный бизнес все, до чего они касаются, — способствовали коммерциализации досуга среднего и мо­лодого поколения Америки в 1950-1960-е гг.2

2 Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 7-10.

В конце 1960-х гг. массовая культура появляется также и в СССР. Но она мало зависит от рынка, массового производства и массового потребления. Главным фактором выступало государство. Массовая культура финансиро­валась и курировалась государством через масс-медиа, она включала пропа­ганду и официальную культуру — от фотографии до кино все было нацеле­но на пропаганду социалистического образа жизни. Официальная пропаган­да стала массовой благодаря внедрению в повседневный быт советских людей магнитофонов, радиоприемников, телевизоров и, конечно, прессы. Массовая культура вытеснила на периферию народную культуру, кото­рая постепенно стала забываться. Если бы не фольклорные экспедиции фи­лологов, записывавшие уходящие в прошлое легенды, песни и обряды, то народная (фольклорная) культура не сохранилась бы вовсе. Правда, прави­тельство поощряло проведение фести­валей, конкурсов и смотров народных ансамблей.

Распространение массовой культу­ры породило научные исследования это­го явления. В США, а затем и в других странах сформировалась социология массовой культуры (sociology of mass cul­ture), которая изучает социальное зна­чение книжных, газетных и журналь­ных публикаций, радио- и телесообще­ний, программ и передач, характер и авторов публикаций и сообщений, содержание и тематику кинофильмов. Ученые проводили не только внутристрановые исследования, выясняя фор­мы и степень приобщенности населения к масс-медиа, но также межстра-новый, или кросскультурный анализ, сравнивая различные общества на предмет распространения в них «вируса» массовой культуры и специфики протекания «заболевания»3.

Феномен массового производства не так уж и безобиден для общества. С одной стороны, оно делает доступным для широких слоев то, чем в преж­ние времена пользовалась только элита, улучшает условия труда и быта лю­дей. С другой стороны, оно упрощает наши потребности и вкусы. Общедо­ступные товары продаются по невысокой цене и выпускаются с невысоким качеством. Репродукции картин Рембрандта или Ван Гога из магазина не передают всей гаммы сильных чувств, которые испытывает человек, созер­цающий оригиналы. Но далеко не каждый житель, скажем России, спосо­бен приехать в Москву или выехать в Европу для общения с великими под­линниками.

По мнению А.Я. Флиера, массовая культура выполняет важную функцию трансляции. Язык современной специализированной культуры (политиче­ской, научной, художественной, инженерной и т.п.) почти недоступен ши­роким слоям, поэтому обществу понадобились некие переводчики (транс­ляторы). Важным шагом стало введение всеобщего и обязательного образо-

Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 172-174.

вания населения, а затем — развитие средств массовой информации (СМИ). Поскольку профессиональные знания постоянно расширяются и углубля­ются, человеку на протяжении всей жизни требуется присутствие тех, кто растолковывает и адаптирует к его уровню сложную информацию. Наилуч­шим транслятором является массовая культура, использующая и печать, и телевидение. Многочисленные комментаторы, журналисты, политические обозреватели, шоумены, телезвезды не только интерпретируют, но и мани­пулируют нашим сознанием, вбивая в наши головы избитые стереотипы и формулировки4.

При подготовке телепрограмм у режиссеров появляется стремление к нивелировке требований, увлечений и вкусов. Руководство телеканала, как правило, пропускает в эфир лишь то, что пользуется широким вниманием. Творцы искусства идут здесь вслед за невысокими потребностями аудито­рии. Причем, ориентируются чаще всего на самую невзыскательную ее часть, полагая, что она-то и есть самая массовая. В результате в массовой и высо­кой культуре направление творческой мысли прямо противоположное: в первой создатель тащится в хвосте у потребителя, а во второй художник поднимает потребителя до уровня высокохудожественных ценностей.

Стремление охватить как можно более широкий круг потребителей, естественно, не могло не повлечь за собой снижение качества каждого экземп­ляра. Ведь его оценивали не эксперты и профессионалы, а профаны и диле­танты. Тиражирование превратило произведение искусства в товар массово­го потребления. Миллионные тиражи дисков с песнями «Битлз» или Пугаче­вой в экономическом смысле ничем не отличаются от миллионов экземпляров утюгов или холодильников, которые обустроили повседневный быт людей. Для их прослушивания теперь не обязательно отправляться в консерваторию или на стадион. Достаточно включить радиоприемник, не вставая с дивана. Люди стали меньше ходить в театр, кино, музей. В 1980 г. среднестатистиче­ский россиянин ходил в кино 16 раз в год, в 1990 — 8,3, в 1993 — 1,6.

Телевизор, радиоприемник и магнитофон не отличаются современным человеком от бытовых электроприборов, электроплиты или холодильника, и воспринимаются как часть домашней обстановки. Именно в этой баналь­ности предмета домашнего обихода заложена сущность западной массовой культуры. Общение с высокой культурой происходит по будничному, ми­моходом, не отрываясь от домашних дел, стоит только включить радио или телевизор. Для этого не требуется специально одеваться, ехать на транспор­те, переходить в другое пространство. Носители массовой культуры слились с предметами первой потребности человека — потребностью в жилье. Вслед за водопроводом в нашем доме появилось электричество, оно принесло освещение и «просвещение»: сначала зазвучало радио, затем вспыхнули экраны телевизоров. Радио и телевидение лишь обнажили и ускорили дав­но идущий процесс замыкания человека в домашней жизни. Они привнес­ли в наш дом культуру, которая раньше существовала вне его. Теперь мы уз­наем о последних событиях, не выходя из дома, смотрим кинофильмы, не вставая с кресла и не снимая домашних тапочек, обучаемся в университете на дому, слушаем оперу у себя в спальне.

4 ФлиерА.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. 1998. №6. С. 138-148.

Массовая культура — это культура на дому. Она всегда с нами. Мы при­общаемся к ней тогда, когда это выгодно и удобно нам, а не авторам или исполнителям. Магнитофон или транзистор можно брать на пляж или за­городную прогулку. Сегодня первостепенное внимание уделяется транспор­табельности и малогабаритное™ техники при сохранении высокого каче­ства. Технические источники информации — магнитофоны, радио- и теле­приемники и т.п. — составляют инфраструктуру массовой культуры.

Но подобное уже случалось в истории человечества. В древности фараоны, султаны, короли приглашали профессиональных артистов к себе домой, и лишь много позже они начали выезжать в «свет», занимая почетную ложу в театре. Салонная культура XVIII-XIX вв. — это также домашняя культура. Правда,

домашнее музыцирование и домашние любительские спектакли являлись при­вилегией тонкого слоя интеллигенции. Начиная с середины XIX в. общение с искусством становится доступным прак­тически всем слоям и происходит в спе­циализированных учреждениях — му­зеях, картинных галереях, театрах, кон­ серваториях, концертных залах. Оно доступно широким массам. Во второй половине XX в. искусство вновь возвращается в дом — благода­ря телевидению, радио, звуко- и видеотехнике, репродукциям, слайдам. Ис­кусство стало домашним, но перестало быть уделом узкого круга избранных. Из великой тройки масс-медиа — прессы, радио и телевидения — прес­са возникла раньше других, став уже в XIX в. носителем формирующейся массовой и популярной культуры. Тиражи газет увеличивались по мере роста городского населения. С увеличением числа подписчиков появилась воз­можность сделать газету более привлекательной и более дешевой, сохраняя при этом высокий уровень доходов за счет увеличения оборота. Газету можно иметь с собой повсюду — на улице и дома. Раньше, чтобы купить ее, нужно было идти в киоск. Доставка газеты на дом повышает комфортность и при­тягательность многотиражной прессы.

Отныне стало возможным консервировать не только фрукты и овощи, но и информацию и развлечения на записывающей технике. Понравившуюся мелодию можно включить в любое время и в любом месте, слушать ее столько раз, сколько захочется. Разумеется, ничего похожего нет в традици­онной культуре, основанной на изустной передаче информации и живом источнике. Вторая отличительная черта — несравнимо более широкий диа­пазон и разнообразие передаваемой информации. В Москве можно увидеть или услышать то, что творится в данный момент в Нью-Йорке или Токио. Масс-медиа неизмеримо расширяют круг любителей искусства. Первый концерт П. Чайковского в 1891 г., проходивший в Карнеги-холл в Нью-Йорке, слушали 2 тыс. человек. Первое в США выступление группы «Битлз» в том же Карнеги-холл в 1964 г., благодаря телевидению, смотрели и слушали 73 млн человек.

Не менее важная особенность массовой культуры — гибридизация СМИ, т.е. соединение в целое самых разных технических достижений. Именно так возникли кино, радио и телевидение. Телевидение, функцией которого яв-

ляется обучение, информирование и развлечение, соединило в себе почти все прежние формы информации — школу, кино, радио. В свою очередь радио еще до появления телевидения аккумулировало в себе газету (выпус­ки новостей), книгу (радиопостановки), театр и концертный зал (радиоспек­такли, трансляции концертов), стадион (спортивные репортажи), эстраду (проигрывание грамзаписей). Что касается кино, то оно приблизило к нам различные аспекты визуальной сферы — от фотографии до театра, цирка и эстрады.

Традиционная театральная культура оказалась широко доступной. Ком­мерческие зрелищные предприятия, ставшие со второй половины XIX в. характерной чертой городской культуры, столкнулись с конкуренцией. Те­перь актеры играли не на сцене, а перед микрофоном и кинокамерой; люди могли выбирать, ходить ли им в театры и концертные залы или слушать ра­дио и смотреть телевизор. Оперные певцы, музыканты и журналисты стали

Врезка

Хуан Антонио Васко








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 782;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.