КУЛЬТУРНЫЕ ПЕРЕЖИТКИ
С пережитками разного рода нам приходится сталкиваться гораздо чаще, чем мы думаем или чем нам хотелось бы. К примеру, сегодня, когда мы двигаемся к рыночному обществу, то говорим и пишем о коллективистских и уравнительных пережитках в массовом сознании. В прессе тех, кто выступает за коммунистов, называют борцами за прошлое. В их сознании якобы сохранились культурные пережитки сталинской и брежневской поры, например, убеждение в том, что во всем виновато правительство и личное благополучие зависит не от самого человека, его усилий и трудолюбия, а исключительно от того, какой политический строй в обществе. Пережиток — это остаток прошлого, чего-нибудь уже устаревшего.
Другим общественным пережитком является так называемый трайбализм — сохранение примитивных родоплеменных отношений в структуре — политической и экономической — современного общества.
ТРАЙБАЛИЗМ (англ. ttibaiism.cn лат. tnbus — племя) — культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность, которая встречается в тех странах, где сосуществуют племенной строй и европейские политические институты - армия чиновничество, одна или несколько партий, парламент и др.
Практика трайбализма заключается в покровительстве единоплеменникам в государственном аппарате, предоставлении привилегий выходцам из одной этнической группы при подборе и расстановке кадров в органах власти и, соответственно, дискриминации представителей иных этнических групп. Часто африканские лидеры формируют свои правительства из соображений безопасности из своих соплеменников. Так, бывший президент Республики Берег Слоновой Кости (ныне Кот-д'Ивуар) назначал на высо-
кие правительственные посты представителей племени бауле, выходцем из которого он сам был2. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. почти все первые руководители республиканских партийных, советских, профсоюзных, комсомольских органов Киргизии были представителями одного племени, уроженцами трех разных областей.
Трайбализм стремится законсервировать отжившие черты первобытно-родового строя — его обычаи, первобытные верования, племенные языки, структуру племенного самоуправления и др. Историко-культурный трайбализм — это сохранение принципов действия институтов прошлого, созданных на основе родового деления, на современном этапе.
Практически все человеческие культуры прошли через стадию каннибализма, но поскольку развивались они разными темпами, некоторые преодолели ее раньше других. Чаще всего каннибализм носил культовый характер, но у некоторых народов, например у полинезийцев, он был просто частью традиционной диеты. Таковы были, к примеру, маори, коренные жители Новой Зеландии, и лишь ксередине Х1Хстолетия этот обычай был полностью искоренен усилиями британских колонизаторов. Должны ли мы считать наше инстинктивное отвращение к людоедству просто нашим культурным предрассудком, а его искоренение в Новой Зеландии — одним из колониальных преступлений Запада?
Примеры таких любопытных обычаев и ценностей можно приводить без конца: институт рабства в Африке, женское обрезание, фактическое нанесение пожизненных увечий девушкам, практикуемое в ряде стран Африки и Ближнего Востока, мусульманские браки, не допускающие свободы выбора участников, и еще много другого.
Культурные пережитки — социальные или культурные явления, некогда выполнявшие какую-то важную функцию, но позже утратившие свое назначение и вытесненные другими, более совершенными или удобными культурными изобретениями. Но если они не вытеснены и сохранились, то получают второе название — живая старина.
И сам термин «пережиток» и метод изучения пережитков введены в XIX в. английским антропологом Э. Тэйлором. Под пережитком он понимал «живое свидетельство или памятник прошлого», «те обряды, обычаи, воззрения и прочее, которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого»3. «Пережиточность» культурных явлений состоит в том, что они сохраняются по инерции в человеческом обиходе, хотя существуют уже лучшие их заменители.
Этингер Я. Трайбализм подрывает Африку. Роль племенного фактора на Черном континенте
(www.ng.ru).
Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989. С. 6-7.
Тейлор собрал огромное количество «пережитков», относящихся к материальной технике, технологии производства, социальным и религиозным отношениям, обрядам и церемониалам, повседневным обычаям, пытаясь их научно систематизировать и дать непротиворечивое объяснение этим загадочным осколкам былых времен. Ведь культурный пережиток — это исторический реликт, переживший свою эпоху. Его время давно прошло, все, кто принадлежал к его поколению, давно умерли, а он, как последний из могикан, не хочет покидать этот свет. Сам по себе он и дня не прожил бы, но ему помогают люди, которые в нем нуждаются. Если пережиток существует, значит это кому-то надо. Они представляют собой социальные и культурные явления, отвечавшие когда-то текущим потребностями человека, но впоследствии замененные другими, более совершенными и удобными, тем не менее дряхлеющие и сморщенные они продолжают длить свое существование.
Они сохраняются несмотря на то, что противоречат и реальности, и логике здравого смысла. Но в чем тогда их сила? Согласно мнению Э. Тейлора, сохраняются потому, что они кому-то выгодны. Они выгодны коллективному разуму, для которого любая традиция, идущая из глубины веков,
Врезка
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 870;