ЭЛЕМЕНТЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

К элементам, видам и средствам выражения массовой культуры специали­сты причисляют очень широкий круг явлений. Так, например, А.Я.Флиер называет следующие: СМИ, школьное и вузовское образование, идеологию и пропаганду, индустрию развлекательного досуга, включая массовые поста­новочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротичес­ких), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.), индустрию оздоровительного досуга (курорты, физкультура, культу­ризм и аэробика, спортивный туризм, медицинские, фармацевтические, кос­метические услуги), индустрию интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки по интересам, научно-про­светительские учреждения, интеллектуальные игры и др.), игровые автома­ты и компьютерные игры, всевозможные словари, справочники, энциклопе­дии, каталоги, Интернет, шоу-бизнес, кино и др.7

Но мы выделим только два наиболее типичных для массовой культуры жанра, распространенных во всем мире, — комиксы и кино.

Комиксы

К ним относят устные рассказы или диалоги, сопровождаемые рисунка­ми. При этом выделяют несколько их разновидностей: 1) журнальные и га­зетные вставки в виде блока смешных рисунков; 2) книжные комиксы, из­данные отдельной брошюрой; 3) комиксы-мультфильмы; 4) комиксы-кари­катуры. В стороне стоит особый жанр комиксов, появившихся в конце 1960-х гг. в андерграундной прессе хиппи и представляющих элемент контр­культуры.

6 Сирано М. Народная традиция и «общество потребления». Франция // Культуры — диалог наро­
дов мира. 1986. №1. С. 54—77; Кудинова В.П. Функциональная неграмотность— проблема разви­
тых стран // Социс. 1994. № 3. С. 98-102.

7 ФлиерА.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность.
1998. №6. С. 38-148.

Первые газетные комиксы в США появились в 1892 г. В 1946 г. в стране каждый месяц подросткам в возрасте до 18 лет продавалось по 60 млн комик­сов. Пик пришелся на 1954 г., когда в месяц 650 различных книг с комикса­ми расходились тиражом в 100 млн. В 1928 г. появился знаменитый мульт-комикс с Микки Маусом8.

Со временем комиксы превратились в мощную индустрию и стали свое­образным культовым символом для многих поколений американцев. К при­меру, сериал про звездные войны занимал воображение подростков более 20 лет. Специалисты полагают, что роль комиксов в США сродни функциям крупного культурного института, выполняющего важную задачу для масс

поклонников. Комиксы покорны всем возрастам, мужчинам и женщинам, бедным и богатым почти в равной мере. Специалисты говорят о возникнове­нии социологии комиксов (sociology of the comic), которая в качестве субдисципли­ны имеет свой предмет и объект, эмпи­рические данные и теоретические на­работки, методологию и объяснитель­ные концепции. Научная литература о комиксах насчитывает многие сотни статей и монографий. Ученые анализи­руют публикации в журналах для тинейд­жеров, интервьюируют читателей ко­миксов, проводят кросскультурные и исторические исследования9. Выяснилось, что комиксы служат средством не убежать от острых про­блем действительности в выдуманный мир, как считалось прежде, а разо­рвать монотонный ритм будней. Кроме того, высмеивая политических ли­деров и кинозвезд, комиксы служат средством демократического воспита­ния молодежи. Контркультурные комиксы пользуются популярностью не у тех, кому от 10 до 18, а у тех, кому за 20. Студенты колледжей и университе­тов находят в самиздатовских газетах и листовках ответы на острые соци­альные и политические проблемы. Их аудитория — студенчество, испытав­шее усталость от норм официальной культуры и ищущее свое место в совре­менном обществе. Чаще всего это род протестной литературы. Сегодня комиксы стали неотъемлемым атрибутом воспитательных и образователь­ных программ в США.

Культурное значение мультипликационных комиксов можно видеть в том, что их герои давно превратились в дополнительных агентов социали­зации молодого поколения, выросшего на них. Они учат подростков бороть­ся с трудностями, не бояться опасностей, верить в свои силы и надеяться на успех при любом повороте событий. Положительные герои комиксов, по­добно старинным богатырям и рыцарям, учат бороться со злом, несправед­ливостью, они всегда побеждают. В их характере сказочная сила и экстра-

Kando Thomas M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 204.

Winick Ch. Teen-agers, satire and Mad // Sociology and Everyday Life / M. Truzzi (ed.)/ Englewood Cliffs,

NJ, 1968. R 170-185.

ординарное везение сочетаются с добротой, особой хитростью и простоду­шием. В ненавязчивой и доступной детям форме они пропагандируют выс­шие моральные ценности. Комиксы изображают типичных национальных героев, например американских ковбоев или парижских гаврошей, которые трудным путем пробиваются к вершинам общественного признания, при­бегая не только к героическим подвигам, но также к плутовству, лести, обману.

Вместе с тем социологи отмечают, что нравственная нацеленность геро­ев комиксов на борьбу со злом почти полностью уравновешивается пропа­гандой насилия, которым перенасыщены страницы подобной литературы. По необходимости упрощая реальность, иначе карикатурист поступить не может, комиксы одновременно упрощают способы решения реальных про­блем, предлагая порой очень примитивные и вульгарные методы: убить, применить насилие, ограбить. Даже если они исходят от злодеев, подрост­ковое сознание все равно легитимизирует их как правильные и возможные, поскольку они исходят от любимых мультиков.

В целом культурный мир комиксов неоднороден, в нем есть несомнен­ные шедевры, воспитывающие людей в духе уважения моральных идеалов, а есть откровенный ширпотреб, созданный на злобу дня. Вот почему в аме­риканской литературе мнения специалистов разделились: сторонники пе­реоценивают прогрессивную культурную роль комиксов, а противники пре­увеличивают наносимый ими социальный вред. Одни социологи подчерки­вают катарстическую роль комиксов, позволяющих подросткам выпустить накопившуюся энергию и агрессию, а другие указывают на то, что комиксы чаще читают делинквентные подростки, нежели правопослушная молодежь. Применение специальных тестов, отслеживающих школьные успехи и ин­теллектуальный уровень подростков на протяжении нескольких десятиле­тий, свидетельствуют о том, что происходит некоторое ухудшение мотива­ции и достижений в учебе. Воспитанное на комиксах поколение американ­цев птало хуже думать и учиться10.

Кино

Кино явилось первым проводником популярной культуры. Кинемато­граф зарождался как форма досуга рабочего класса. В конце XIX в. в США немое кино, в отличие от театра и журналов, являлось самой доступной формой развлечения для эмигрантов из Восточной и Южной Европы, ко­торые не понимали английского языка. Эмигрантами были и первые про­дюсеры кино. Они, понимая потребности своей аудитории, создавали коме­дии, фантастические фильмы и боевики. Ранний кинематограф был край­не незатейлив, лишен внутренней интриги и являл собой набор простейших сценок: садовник разбрызгивает воду из шланга, охотники загоняют зверя.

Когда в 1903 г. изобрели кинокамеру и появилась профессия оператора, фильмы стали более сложными по сюжетной линии. С экрана предстали герои, обладавшие собственным характером и драматургической судьбой. В 1927-1928 гг., когда вжизнь вошло звуковое кино, наступил пик кинема­тографа. Тогда в Америке появились гигантские кинотеатры (на 3-6 тыс.

10 Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 212.

зрителей), которые ежедневно посещали от 7 до 10 млн человек. Звук рас­ширил возможности кино, появились новые жанры, неизвестные немому кинематографу, построенному на пантомиме, в частности, мюзикл, «ужас­тики», социальное кино.

С 1909-1911 гг. начинается история величайшей киноиндустрии мира — Голливуда, которую называют еще мировой «фабрикой грез». К 1918 г. он производил до 97% мирового кинематографа: по 841 фильму ежегодно, ко­торые показывались в 21 тыс. кинотеатре". Шесть гигантов Голливуда — Warner Brothers, Universal, Twentieth Century Fox, Paramount, United Artists and Columbia — зарабатывают ныне по нескольку миллиардов долларов в год, создавая продукцию не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. В 1970-е гг. Голливуд, начав создавать также и телефильмы, превратился в

мировую столицу телепродукции.

В 1933 г. появились первые киноте­атры с площадкой для автомобилей (drive-in theater), а в конце 1940-х они стали уже массовым явлением. В нача­ле 1980-х каждый четвертый кинотеатр был для автомобилистов. Хотя кинема­тограф делал все, чтобы завоевать успех у американского зрителя, его время, как казалось, неумолимо подходило к концу. После войны интерес к кинема­тографу падал, а интерес к телевидению, напротив, рос. В середине 1970-х посещали кинотеатры по 20 млн зрителей в неделю (для сравнения: в 1920-е гг. 100 млн каждую неделю). По мере заката кинематографа набирало популяр­ность телевидение.

В 1939 на потребительский рынок выходят первые телевизоры. Конку­ренция с телевидением за зрительские симпатии подвигла Голливуд к двум новациям: а) с каждым годом выпускались все более дорогие фильмы (25, 45, 60, 100 млн долл.), позволявшие привлечь кинозвезд, использовать ши­рокую палитру кинотрюков и добиться невероятного правдоподобия сцен ужасов; б) совершенствовать техническое оснащение, внедрять многопано­рамные кинокамеры, компьютеры, всевозможные киноэффекты типа вир­туальной реальности и т.д. Строительство сверхсовременных кинотеатров, оснащенных такой видео- и аудиотехникой, которая дает стопроцентный эффект погружения, невозможный в домашних условиях (в частности «Ти­таник», теряющий на телеэкране всю свою прелесть), вернуло в кино ауди­торию и привлекло в его ряды молодежь.

Кино, начавшееся как форма развлечения низших классов, со временем стало видом досуговой деятельности для более образованных и обеспеченных слоев, представителей престижных профессий. Аудитория кинематографа — преимущественно средний класс. Кросскультурные исследования, проведен­ные в 1973 г., выявили, что из 12 стран меньше всех в кино ходят только в США и Восточной Германии. Ежедневно кино уделяли в среднем в США 2—3 мин, в СССР — 16, в Польше —4, Франции — 3, Бельгии —4, Болгарии — 10 мин. Оказалось, что мужчины ходят в кино чаще женщин, домохозяйки — чаще не-

Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 227.

замужних женщин, женатые ходят в два раза чаще одиноких, молодые дела­ют это чаще пожилых. При этом 70% всех кинопосещений приходится на возраст до 30 лет, в возрасте 60 лет и старше посещают кино всего 1% зрите­лей12. Сегодня роль «первой леди» массовой культуры кинематограф уступил телевидению, перекочевав поближе к высокому искусству, приблизившись по функциям и решаемым эстетическим задачам к театру.

Средний возраст тех, кому интересно кино как вид досуга, не превышает 30 лет

Во всем мире кинозрителю, по мнению кинокритика Д.В. Горелова, все­гда было и сейчас есть 20 лет. Фильмы смотрят люди, как правило, в возра­сте от 15 до 25 лет. Голливуд может плохо снимать фильмы для пенсионе­ров (он такой задачи не ставит), довольно плохо — для интеллектуалов, но он ставит самые лучшие фильмы для старшеклассников.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1880;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.