В ЭПОХУ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
Массовое сознание возникает в современный период в связи с развитием массового общества и социального усреднения личного сознания, его профанирования, низведения.
26 Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 300-306.
Массовое сознание — это совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества. Оно охватывает распространенные в обществе знания, ожидания, представления, стереотипы, взгляды, установки, ожидания, идеалы, ценности, устремления, настроения, традиции. Настроения, социальные чувства — самые распространенные формы проявления массового сознания. Субъектом массового сознаниявыступают большие группы людей (классы, нации, группы, сообщества), составляющие значительное большинство населения данного общества или группы обществ.
В XX столетии массовость стала неотъемлемой чертой многих социальных процессов, скорее всего она и останется таковой еще и на ближайшее столетие. Они приобрели новое феноменологическое свойство — «массовизи-ровались».
Массовизация современного общества, начавшись в сфере экономики, распространяется на все остальные участки жизни общества, захватывая сферы нематериального производства, политики, досуга, быта и, наконец, общения между людьми, включая такие, казалось бы, несовместимые с представлениями о массовости виды общения, как семейные и сексуальные отношения27. Мощным катализатором этих процессов становятся порождаемые ими формы массовой культуры, стандарты духовной жизни, связанные с возникновением и функционированием в обществе различных видов так называемой массовой информации.
Истоки массовизации кроются не только в научно-техническом прогрессе, но и в непрерывном росте народонаселения и развитии транспорта, при помощи которого это население вступает в контакт, общается, взаимодействует. В традиционном обществе все они замыкались рамками одной деревни, общины, поселка. Для общения с другим населенным пунктом приходилось преодолевать десятки и сотни километров, затрачивая на дорогу многие часы и дни. Сегодня автомобиль домчит вас за считанные минуты или часы, а самолет и того меньше. Наконец, телефон и Интернет могут связать самые отдаленные точки земного шара за доли секунд. Когда люди постоянно общаются друг с другом, даже не сотрудничая в труде или на производстве, между ними образуется нечто третье, что Э. Дюркгейм называл коллективным сознанием, а Ле Бон в своей книге «Психология масс» обозначал коллективной душой, которая имеет временный характер и принадлежит толпе, массе. В толпе сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление. Толпа — качественно новая система, а не конгломерат. В ней «нет ни суммы, ни среднего входящих в ее состав элементов, но существует комбинация этих элементов и образование новых свойств». Часто произведения массовой культуры ориентированы на подсознание, инстинкты — жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности. В то же время, в ней присутствует культ посредственности, примитивная символика и условность. Восприятие объектов массовой культуры, как правило, пассивное, вся информация подается в «разжеванном» и даже «полупереваренном» виде, комментаторы все объяснят, сформируют твое собственное мнение.
27 Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.
Коллективная душа позволяет всем думать как один, формировать общие интересы, сочувствовать и сопереживать друг другу. В таком обществе, аморфном по структуре (представители разных рас, народов, профессий, возрастов, религий участвуют в общем для них процессе) и едином по содержанию (сходные интересы, общие заботы, похожие ценности, чаяния и надежды), информации легко распространяться, а газетам и телеканалам добиваться бешенных тиражей и аудиторий. Ныне сериал о богатых с Беверли-Хилл, созданном в США, или о том, что богатые тоже плачут, смонтированном в Мексике или Бразилии, с любопытством смотрят по всему миру. И не только смотрят, но сочувствуют, переживают, худеют, взрослеют, женятся и разводятся, успевая к последней двух- или пятисотой серии даже умереть.
Массовое искусство часто безосновательно встречает восторженный прием
В отличие от классического искусства, произведения которого были единичными, воплощали в себе творческую неповторимость автора, имели успех или отвергались в зависимости от таланта их создателя, актуальности темы, массовое искусство стало отраслью экономики, индустрией развлечений, «фабрикой грез». Это не просто журналистские штампы, они отражают поточность изготовления произведений искусства, их индустриальный характер. Зачастую произведения массового искусства — коллективные творения, требующие современных технологий и вложения огромных финансовых средств.
Если высокая и народная культура даже не помышляли о том, чтобы изучать потребности аудитории и в соответствии с ними творить свои произведения, то массовая культура не может существовать иначе. Ее коммерческий успех зависит от колебаний спроса и предложения на рынке культурных товаров и услуг.
Их изготовлению и внедрению предшествует серьезная научная работа по выявлению симпатии и антипатии различных слоев общества, для каждого конкретного произведения выбирается целевая аудитория. Иначе говоря, проводятся чисто маркетинговые исследования и вырабатываются рекомендации, касающиеся не только содержания, но и формы подачи материала,
сферы и способа его распространения. Таким образом определяется репертуар театров, структура телевизионных программ, рынок литературы, аудио-и видеозаписей. Маркетологи осуществляют четкое расслоение духовной продукции по типам потребителей: мультики — для детей, «мыльные оперы» — для домохозяек, дискотеки — для тинейджеров, карманные издания — для командировочных.
Радиостанции, вещающие миллиардам людей, телевидение, охватывающее всю планету, супермаркеты на тысячи покупателей, кинотеатры на тысячи зрителей, а кроме них телефон — традиционный и современный мобильный, Интернет, огромные стадионы и зрительные залы, аэропорты и танцевальные площадки, развлекательные центры для детей и молодежи — все это и еще многое другое объединилось в одно целое, которое можно назвать инфраструктурой массовой культуры. Она фокусирует тысячи и миллионы людей в одном месте или по поводу одного события, заставляет переживать над одними и теми же явлениями жизни, подчиняясь незримому коллективному ритму, вдыхая и выдыхая по единой команде.
Музеи и салоны — элементы инфраструктуры высокой культуры. Они не рассчитаны на толпу или аудиторию, требуют тишины и сосредоточенности, а демонстрируемые в них культурные артефакты предполагают глубоко индивидуальную оценку, не зависящую от мнения других людей.
Ремесленная мастерская, капище или деревенская опушка — элементы инфраструктуры народной культуры, рассчитанной на общину, кружок са-
Врезка
О. Балла
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 688;