ЭЛИТАРНОЕ И МАССОВОЕ

Массовая культура — порождение исключительно западной цивилиза­ции, которая была совершенно незнакома ни одной восточной цивилиза­ции, но которая активно проникает в нее, захватывает и перестраивает ее. И этот процесс получил название вестернизации. Западным феноменом массовая культура является потому, что только в Западной Европе и США возник в свое время классический капитализм, а на его вершине — уже в XX в. — массовое производство и массовое потребление.

Понятие массового потребления характери­зуется в работах западных философов и социо­логов как вид коммерческой культуры. И это неудивительно, ведь продукты данной культу­ры выступают в качестве предметов потребле­ния, способных при продаже приносить при­быль, если они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама, ставшая обя­зательным атрибутом современного общества, является неотъемлемой частью массовой куль­туры. Как неотъемлемой частью массовой куль­туры стали нынешние понятия «раскрутка ар­тиста» и «брэнд» — торговое имя.

Элитарная культура лишена коммерческой жилки, она ориентирована на эксклюзивное потребление единичными и высокостатусными потребителями. Они самые богатые, и для мас­совой культуры — самые желательные покупа­тели. Но массовая культура производит серийную продукцию среднего ка­чества для массового покупателя, на котором и делает прибыль благодаря большим объемам. Но это вовсе не значит, что она не заглядывается на аген­тов элитарной культуры. Они для нее — эталон подражания, ориентир на будущее и желанный покупатель. Потребитель элитарной культуры аристо­кратичен и большой сноб. Он избирателен и любит приобретать то, чего нет у других. Но общая тенденция развития культуры такова: то, что сегодня считается недоступным массам, но высоко ценится экспертами, через 40— 50 лет становится желанным и понятным широким массам. Таким образом, элитарная культура выполняет функцию первопроходца, открывая для мас­совой культуры те тропы, по которым она вскоре пойдет. Элитарная куль­тура нужна массовой не только как художественный ориентир или культур­ный инноватор, но и как великолепный хронометр маркетинга. Ведь мате­риальное благосостояние среднего класса, во всяком случае в развитых странах, постоянно растет, а вместе с ними расширяются его возможности и растут культурные запросы. Коллекции художественных раритетов — кар­тин Пикассо или ювелирных произведений Фаберже, раньше украшавшие аристократические салоны, — вскоре будут предметом повседневного спроса среднего класса. Надоевшая уже сегодня потребителям из низшего класса попса через какое-то время исчезнет из репертуара массовой культуры вов­се. Ее должно что-то заменить. Исчезнет или уменьшится в процентной доле и низший класс с его примитивным художественным вкусом. Рост матери-

ального благосостояния населения в культурологическом смысле означает переход от элитарной культуры к массовой либо существенные сдвиги вто­рой в сторону первой.

Удачные находки, художественные приемы, идеи и ценности элитарно­го искусства через некоторое время теряют свой новаторский характер, пе­ренимаются и тиражируются массовой культурой, повышая ее качество, а тем самым подтягивая художественные вкусы массового потребителя. Так элитарная культура идет в авангарде художественного прогресса, выполняя важную функцию социального локомотива для основной части населения. Развитие культуры предполагает не только сохранение лучших образцов

прошлого, но и создание нового, т.е. новаторство. Создание нового стано­вится творчеством тогда, когда оно приобретает общественную значи­мость, получает признание других лю­дей. Признание не обязательно насту­пает при жизни творца. Бывает так, что произведения искусства или научные открытия не находят признания у со­временников. Нередко слава приходит через десятилетия или даже столетия — когда общество дозреет до этих идей и сделает их актуальными для себя. Не случайно говорят о том, что великий художник всегда опережает свое время.

Как бы то ни было, если творец создает произведение или делает откры­тие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано или поздно приходит, и последующие поколения воздают им должное. Творчество Ван Гога и Гогена, гениальных художников, непризнанных при жизни современ­никами, работы предтечи космических полетов человечества К. Циолков­ского — блестящее свидетельство тому. Человеческую культуру продвигают не те, кто тиражирует известное, а те, кто открывает неведомое. Вот почему элитарная культура, к которой принадлежат и Циолковский и Ван Гог, все­гда находится чуть или значительно впереди массовой культуры.

Элитарная культура более сложна по содержанию и трудна для восприя­тия неподготовленными людьми. К ней обычно относят кинофильмы Фел­лини и Тарковского, произведения Кафки, Воннегута, Томаса Манна, му­зыку Шнитке. Подобные произведения, которые входят в мировую сокро­вищницу и называются шедеврами искусства, рассчитаны на узкий круг знатоков и ценителей.

Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя и играет важную роль в распространении культуры. Картины Рубенса долгое время были уникальными не только по художественному качеству, но и по доступным для масс количеству экземпляров. Пока его полотна висят на стене, ими могут пользоваться многочисленные любители, поклонники, ценители, подражатели и ученики. В расцвете своей славы на Рубенса тру­дилась целая корпорация учеников, которыми он руководил, работу кото­рых корректировал, а в заключении ставил свое имя — самый мощный в Европе тех лет торговый брэнд. Как только полотна Рубенса стали доступ­ны с книжных прилавков, они превратились в часть массовой культуры. Дешевые репродукции мещане покупали для украшения своих комнат или

в подарок друзьям. Ценить и хвалить Рубенса стало традицией. Его произ­ведения и художественные новации перестали быть уникальным образцом, хотя и не перестали быть шедевром. Размноженные в миллионах экземпля­ров они стали западноевропейской художественной традицией, знать и счи­таться с которой было признаком хорошего вкуса, воспитанности и принад­лежности к «приличному обществу».

Традиции подразумевают, чтонаследовать и какнаследовать. Под тради­циями понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в тече­ние длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Каж­дое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.

Однако новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное культурное богатство. Оно вносит свой вклад в копилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследовано им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органично вза­имосвязаны.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 870;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.