И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Удивительным образом расцвет массовой культуры в середине XX в. совпадает с переходом наиболее развитых стран от индустриального к постиндустриальному обществу. Удивляет и другое совпадение — место действия: Соединенные Штаты.
Массовое производство предполагает и массовое потребление — иначе производство становится нерентабельным. Массовое производство вполне допускает различные модификации одного и того же продукта: на одном заводе изготавливают и дешевые машины для народа, и дорогие лимузины для миллиардеров.
В постиндустриальном обществе товары и услуги для богатых составляют только вершину айсберга, девять десятых которого составляет массовое производство.
Характеристики постиндустриального общества наложили неизгладимый отпечаток на массовую культуру. Присущий ему глобализм превратил эту культуру в интернациональное явление. Народная культура целиком базировалась на региональных, общинных и национальных особенностях, поэтому фламандская школа живописи существенно отличается, скажем, от итальянской или французской. С массовой культурой все иначе — песни «Биттлз», созданные в одном месте, транслируются на весь мир электронными СМИ. Массовая культура стала возможной только благодаря подобного рода техническим достижениям.
Другая особенность ее в том, что она формируется не в повседневном взаимодействии людей, отражающих их проблемы, ценности, интересы, а как бы спускается к ним сверху по каналам СМИ. А если говорить о том, какие ценности к ним спускаются, то это прежде всего ценности буржуазного индивидуализма. Во второй половине XX в. Англия и США господство-
вали на рынке рок- и джаз-музыки, здесь создавались выдающиеся хиты, которые миллионными тиражами расходились по всем странам, в том числе и тем, где ни о каких либеральных ценностях не знали (страны третьего мира), либо думали о них на очень абстрактном уровне (СССР 1960—1980-х гг., когда советская молодежь, воспитываемая партией в духе коммунистических идей, увлекалась западной эстрадой). Тем самым в самой простой и доступной форме происходила социализация молодежи в самых разных странах преимущественно в духе одного типа идеологических ценностей. Политологи сказали бы, что массовая музыка превратилась в канал экспорта западной демократии во все страны мира.
ТУРИЗМ
КАК ФЕНОМЕН
МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Создание и внедрение в XIX в. новых транспортных средств: парохода, железной дороги — существенно облегчило сообщение между отдаленными уголками мира, различными культурами, стимулировало резкий рост миграции населения. В XX в. появился новый феномен — туризм, который стал возможен только благодаря внедрению новых и совершенствованию старых транспортных средств.
Туризм наиболее ярко и выигрышно демонстрирует лучшие черты современной массовой культуры, которая у искусствоведов и социологов в целом вызывает неоднозначную оценку. Указывают на ее вульгарность, примитивное содержание, коммерческую подоснову, а иногда и откровенно обсценную лексику. Путешествие за деньги в другие страны имеет коммерческий характер, если это не шоп-туры. Подавляющее большинство из почти миллиардной армии туристов ставят перед собой исключительно либо преимущественно культурно-познавательные задачи — приобщение к сокровищам мировой культуры, памятникам старины, художественным галереям, ознакомление с нравами, традициями и образом жизни других народов.
С экономической точки зрения, туризм является выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте-, газодобывающей и перерабатывающей промышленностью. С социальной точки зрения, он являет собой демонстрацию возможностей среднего класса. Именно его представители (а не высшего или низшего классов) составляют подавляющую массу туристов во всех странах. Естественно, что мимо этого феномена не могли и не могут пройти социологи, изучающие туризм не только как характернейшую черту постиндустриального общества и массовой культуры, но и как своеобразный этнографический феномен, в котором проявляются творческие особенности городской интеллигенции.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 567;