Мода — массовое явление
Есть люди, открыто презирающие толпу, есть и другие, которые верят только ей. Ничто не может быть пагубнее для художников, чем подобные взгляды. Альфред де Мюссе. Салон 1836 года
Не смешно ли, сворой стадной Так назойливо, так жадно За штаны толпу хватать — Чтоб схватить, как подаянье, От толпы пятак вниманья, На толпу же и плевать?!
Саша Черный. Эго-черви
Откуда массовость?
Прилагательное «массовый» сегодня весьма часто встречается в словаре социальных наук. Мы говорим о «массовом производстве», «массовом потреблении», «массовых движениях», «массовых организациях», «массовом сознании», «массовой коммуникации» и т. д. В XX столетии массовость стала неотъемлемой чертой многих социальных процессов, она прослеживается в самых различных областях социально-экономической, политической и культурной жизни. Но еще в прошлом веке появились пророчества относительно предстоящего наступления эры масс, причем одни мыслители предсказывали наступление этой эры с оптимизмом, другие — с ужасом и отвращением. К. Маркс и Ф. Энгельс связывали с повышением роли масс грядущие революционные преобразования, движение человечества к коммунизму: «Вместе с основательностью исторического действия будет... расти и объем массы, делом которой оно является»'. С другой стороны, для сторонников аристократического элитизма, противников идей равенства, де-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 2. — С. 90.
мократии и социализма, например, французского философа Г. Лебона (1841-1931), отождествлявшего массу с толпой, массовость означала неизбежную социальную деградацию. Своеобразным отражением усиления роли масс явились на Западе концепции «массового общества». При этом для либеральных и леворадикальных теоретиков (Р. Миллс, Э. Фромм и др.) анализ «массового общества» был средством критики капитализма, а для приверженцев аристократического элитизма (X. Ортега-и-Гассет и др.), наоборот, критика капитализма служила прежде всего инструментом критики масс, явной или неявной идеализации прошлого. Как бы то ни было, во всех индустриально развитых странах в XX в. неизмеримо выросла роль масс: иногда в качестве субъектов созидательного исторического действия, а иногда как могучей разрушительной силы. Произошла «массовизация» многих социальных процессов. И хотя на протяжении нашего столетия массы не раз становились объектом жестоких экспериментов, проводившихся политическими маньяками, мифотворцами и ловкими политиканами, делалось это, как правило, руками самих масс, от их имени и во имя их же «блага».
Истоки и одновременно выражение феномена массовизации кроются прежде всего во внушительном и неуклонном росте народонаселения. В эпоху средневековья численность населения земного шара росла невысокими темпами: ее оценивают обычно в 250-300 млн человек к концу первого тысячелетия и в 400-500 млн к середине второго. К 1900 г., по оценкам демографов, население мира насчитывало примерно 1656 млн человек1. В конце 80-х гг. население Земли уже превысило 5 млрд. Каждые три года население мира увеличивается в среднем на 220 млн. Согласно прогнозам ООН, к 2025 г. его численность достигнет 8,5 млрд человек.
По дело, разумеется, не только и не столько в количественном росте населения, сколько в качественных социально-исторических сдвигах в европейском мире Нового и новейшего времени. Бурный рост производительных сил в начале Нового времени и в XIX в., промышленная революция обусловили массовый характер как процесса производства, так и его результатов, адресованных массовому анонимному потребителю.
Рост товарного производства в результате промышленной революции усилил потребность в международном товарном обмене. Начиная
1 Народонаселение стран мира. Справочник / Под ред. Б. Ц. Урланиса, В. А. Борисова. - М., 1984. - С. 7-8.
с великих географических открытий XV-XVI1 вв. значительно усилились культурные контакты и взаимовлияние культур. Все это способствовало резкому росту географической мобильности населения.
Разрушение феодально-сословного строя вызвало ломку социальных барьеров, стимулировало процесс социально]'] мобильности, формирование новых, бессословных классов и слоев.
Мощное воздействие на массовый характер социально]'] жизни оказали и оказывают технические нововведения в области транспорта. Создание и внедрение в XIX в. новых транспортных средств, парохода и железно]'] дороги, было обусловлено промышленной революцией и потребностями товарного обмена. В свою очередь, внедрение этих средств существенно способствовало развитию связей между удаленными друг от друга районами мира, между различными культурами, стимулировало резкий рост миграции населения.
В XX в. внедрение в повседневную жизнь таких транспортных средств, как автомобиль и самолет, радикальное усовершенствование других транспортных средств вызвали беспрецедентную но своим масштабам подвижность широких слоев населения. Возник совершенно новый но своей сути массовый социальный феномен — туризм и соответствующая отрасль экономики — индустрия туризма.
Невиданных ранее масштабов достигла в XX в. урбанизация, всемирный процесс, охватывающий такие явления, как рост числа городов и численности городского населения, увеличение числа крупных городов, возникновение городских агломераций и мегаполисов, проникновение городского образа жизни и городской культуры в деревню (урбанизация) и т. д. Интенсивность и широкие масштабы урбанизации вызвали концентрацию населения в рамках больших территориальных общностей и существенно повлияли на концентрацию и массовый характер социальных и культурных процессов.
Развитие городской формы расселения и городского образа жизни вместе с перечисленными выше факторами способствовало возникновению и развитию массовых форм общения, неведомых ранее замкнутым сельским общинам, основанным на личном взаимодействии их членов. Не меньшее воздействие в данном отношении оказали возникновение, развитие и распространение средств массовой коммуникации, позволяющие производить, тиражировать и передавать информацию в огромных количествах, с громадной скоростью и на любые расстояния.
Начало этому процессу было положено изобретением в XV в. И. Гутенбергом первого в Европе печатного станка. Правда, в первые века
своего существования в Европе (как и в Китае, где книгопечатание было изобретено раньше) ни печатная книга, ни появившиеся в XV1-XV11 вв. периодические печатные издания (газеты и журналы) еще не имели того эпохального значения, которое они приобрели впоследствии. Строго говоря, вплоть до XX в. они не представляли еще собой средств массовойкоммуникации в собственном смысле. Это относится как к их производству, гак и к потреблению: известно, что доступ широких масс к этим средствам почти отсутствовал вследствие различных социально-экономических факторов и, в частности, по причине повсеместной неграмотности. Сегодня книга и периодическая печать занимают громадное место в жизни развитых в промышленном отношении стран.
Хорошо известно, какое глубокое преобразующее воздействие на жизнь современного человечества оказали и продолжают оказывать такие средства массовой коммуникации, как кино, радио и телевидение. В этой же связи следует отметить возникновение и развитие различных методов фиксации аудиовизуальных сообщений, приведших к созданию специфических средств массовой коммуникации, отчасти включенных в вышеназванные, отчасти существующих самостоятельно: фотография (возникшая в XIX в., но радикально усовершенствованная в XX в.), граммофонная, магнитофонная и видеозапись. Новым и весьма многообещающим методом регистрации информации является голография.
Важным вкладом в развитие массово!] коммуникации было изобретение в XIX в. телеграфа (1832) и телефона (1876). Такой вид связи, как почта существовал в истории с незапамятных времен. Тем не менее только возникновение общегосударственных и международных систем почтовой связи, появление почтовой марки, преобразования в сфере транспорта и почтовой техники, осуществленные в XIX-XX вв., сделали почту подлинно эффективным и массовым средством связи.
Разумеется, коммуникация, осуществляемая посредством почты, телеграфа и телефона, в значительной мере относится не к массовой, а к межличностной коммуникации. Однако создание, развитие и распространение этих средств способствовали тому, что можно назвать массовым характером межличностной коммуникации, т.е. вовлеченности в нее множества людей, находящихся на значительных расстояниях друг от друга.
Огромное значение названных процессов хорошо известно и мало у кого может вызвать сомнение: ведь почти каждый человек сегодня носит одежду, сшитую на фабрике, живет в доме, построенном пнду-
стриальным способом, ест консервы, читает газеты и смотрит телевизор. Тем не менее некоторые неизбежные исторические последствия этих процессов со всеми их плюсами и минусами зачастую рассматриваются как некое уклонение от «нормального» хода событий. Именно так произошло с оценкой массовпзации ряда культурных процессов. Именно так в сочинениях западных, а затем и отечественных интеллектуалов (философов, искусствоведов, литературоведов и др.) воз-пик и распространился «жупел» массово]"! культуры.
2. Об одной псевдодилемме: культура массовая и немассовая
Как только речь заходит о массовой культуре, даже наиболее беспристрастные исследователи нередко утрачивают объективность. Случается, что даже те деятели культуры, которые убеждены в своей приверженности демократическим ценностям, считают своим долгом выразить отвращение к массовой культуре, осудить ее. Чтобы каким-то образом примирить исповедуемый демократизм с осуждением массовой культуры, используются разного рода ухищрения, в частности терминологические. «Массовая культура» решительно противопоставляется «культуре масс», народной, подлинной культуре и т. д. Такому противопоставлению обычно предшествует процедура сведения массовой культуры к низкопробной, пошлой продукции, создаваемой ловкими ремесленниками и мошенниками на потребу неразвитой в культурном отношении массе.
В этой связи чрезвычайно важно выяснить, с каких позиций осуществляется критика массовой культуры, какие реальные альтернативы скрываются за этой критикой. На сегодняшний день доминируют две такие позиции, хотя внешних форм, в которые они облекаются, естественно, гораздо больше. Это культурный элитизм и традиционализм (именно последний часто выдается за народность). Как правило, явно или неявно подразумевается, что в прошлом существовал «золотой век» культурного процветания, когда только «истинные» творцы создавали исключительно «подлинные» культурные ценности, а «истинные» ценители «по-настоящему» усваивали их.
Недифференцированно критическое отношение к массовой культуре, ее «отбрасывание» многими западными, а вслед за ними и некоторыми отечественными теоретиками и деятелями культуры зачастую скрывает в себе снобистскую критику масс. Разумеется, критика низкопробной продукции, выбрасываемой на «рынок» культуры, не мо-
жет вызывать возражений, однако низкое качество и массовость отнюдь не синонимы'.
Когда в наше время низкокачественный культурный «продукт», например художественное произведение, получает массовое признание, оказывается «в моде», то именно вследствие его повсеместной распространенности в определенный момент его низкое качество также становится общеизвестным, «бросается в глаза». А сколько низкопробной продукции не получает всеобщего признания даже па короткое время, не оказывается «в моде»? Сколько произведений культуры низкого качества, даже будучи широко тиражированными, находят лишь горстку почитателей или же умирают естественным образом, едва появившись на свет? Можно с полным основанием предположить, что таких произведений, не получивших массового признания, гораздо больше, однако как раз вследствие своего массового непризнания они незаметны.
Авторы подобных произведений сталкиваются с соблазном выступать с критикой массовости и моды как таковых, и далеко не все из них от этого соблазна отказываются. С одной стороны, с такой позиции им удобно критиковать тех собратьев по ремеслу, которые почему-либо им не импонируют, но получили массовое признание. Можно упрекать их в «погоне за модой», в стремлении к «дешевой популярности», в подлаживании к неразвитым вкусам массы, можно прогнозировать недолговечность их успеха, говорить о дистанции, отделяющей их произведения от «высокого», «подлинного», «вечного», и т. д.
В то же время, выступая под флагом антимассовости, подобные «творцы» самой своей непопулярности склонны приписывать своеобразную прелесть, мотивируя эту непризпанность своим презрением к моде, успеху у публики с ее низкопробными вкусами и т. д. Соответственно, главной задачей провозглашается не совершенствование собственного творчества, а перевоспитание этой неразумной массы, развращенной массовой культурой. Низкое качество собственных произведений таким «творцам» удобно прикрывать и компенсировать не только осуждением массовости и модности, но и неустанной
' С целью освободить термин «массовая культура» от стереотипных отрицательных ассоциаций социолог М. Риэл предложил заменить его более нейтральным термином «культура, распространяемая средствами массовой коммуникации» (Real М. Mass mediated culture. — Englcwood Cliffs, N.J., 1977). Однако этот термин также нельзя признать удачным, так как массовая культура распространяется не только средствами массовой коммуникации.
апелляцией к классическим, традиционным, народным, высоким, вечным ценностям (как будто массовость сама но себе решительно противостоит им и способна подорвать их величие). Подобные авторы склонны провозглашать себя представителями, защитниками, держателями, хранителями, продолжателями этих ценностей.
Существует даже целый слой деятелей культуры, основное занятие которых — громкое воспевание (не исследование!) классики, с одной стороны, и причисление или отлучение от классики тех или иных произведений — с другой'.
И то и другое призвано обычно компенсировать их собственную творческую немощь.
Вообще для развития культуры было бы весьма полезно от регулярного исполнения гимнов и од во славу классики, широко распространенного в отечественной литературной и художественной критике, перейти к серьезному социологическому и историко-культурному исследованию этого явления, источников его формирования и способов существования в культуре. (Отдельные успешные работы такого рода существуют, но они часто теряются в общем потоке славословий.) Известно, что отношение самих классиков к классическому (для них) наследию и друг к другу было отнюдь не простым и однозначным. Вполне возможно, что (да простят автору каламбур) если бы сами классики постоянно ориентировались на классику, то никакой классики у нас бы сегодня не было.
1 Достоверное сатирическое описание этого типа мы находим в романе американского писателя Р. Сильвестра, воплотившего его в образе «Прославленного», влиятельного театрального критика Э. Уолтопа Уайлдера, который длинно и нудно писал о классике и не признавал никаких нововведений ни в театре, ни в других видах искусства. Поскольку этот тип актуален не только для Америки 1950 г.. когда вышел роман, приводим некоторые характеристики, данные автором своему герою. «Прежде всего, он неизменно отдавал предпочтение мертвым драматургам перед живыми. Или, на худой конец, драматургам старым. Драматургам, которые так или иначе уже зарекомендовали себя. Сумасбродные новаторы, ломавшие сценические каноны, населявшие сцепу необычными характерами и оглашавшие зрительный зал непривычными новомодными словечками, новаторы, чьи идеи были одновременно радикальны, возмутительны и гуманны, вселяли в Э. Уолтопа глубокую ненависть и... острый страх». «С точки зрения Прославленного театральный сезон мог быть удачным в том случае, если бы во всех театрах шли пьесы только Шекспира или Конгрива, Еврипида или Софокла, Джонсона или Шоу» (Сильвестр Р. Вторая древнейшая профессия. — М.. 1957. — С. 272-273).
Именно с позиций «классической», «высокой», «антимассовой» культуры некоторые коллеги третировали творчество Б. Окуджавы и В. Высоцкого, «Машины времени» и «Аквариума», «неофициальную» живопись и т. д., в то время когда они уже получили широкое признание, причем средства массовой информации либо игнорировали, либо также третировали творчество этих художников: оно активно отлучалось от высоких и подлинных ценностей жизни и искусства и объявлялось принадлежностью низменной массовой культуры. Однако вопреки, а иногда благодаря замалчиванию или же разносной и недобросовестной критике, магнитофон, концерт или выставка в неприспособленных помещениях без всяких афиш и рекламы служили довольно эффективным средством коммуникации с массовым слушателем и зрителем, которые находили в этих произведениях серьезные ответы на важнейшие вопросы жизни человека и общества.
Разумеется, массовое признание в определенный промежуток времени отнюдь не означает непременно высоких достоинств произведений, а критическая оценка слабых произведений, пользующихся массовым успехом, крайне необходима. Формирование высоких критериев массового вкуса — важнейшая и всегда актуальная задача, но ее осуществление реально достигается прежде всего самими культурными творениями, а не заклинаниями во имя высокого, необоснованно противопоставляемого массовому как таковому. Уровень массового вкуса, этот некий усредненный социальный уровень, бывает весьма низок, и массы далеко не всегда готовы воспринять идеи «творца», который в той мере, в какой он именно «творец», а не отражение, так или иначе находится «вне» («над», «впереди» и т. п.) своей эпохи. Известно, что именем «народа» в XX в. совершено немало преступлений против человечества и культуры. Выдающиеся произведения уничтожались или запрещались под тем предлогом, что массы это «не поймут», что им это «не нужно». Вольное или невольное стремление угодить массе пли тем, кто выступает от ее имени, обычно пагубно сказывается па творчестве. Вообще художник не обязательно должен обращаться к широким массам, не обязательно должен быть попят и принят всеми и сразу.
Вполне естественно, если он адресуется к небольшой группе единомышленников, близких ему почему-либо людей.
Особенность нынешней ситуации состоит в том, что среди отвергающих массовую культуру оказываются и такие «творцы», которые нижесреднего уровня той массы, для которой они творят. II таких немало, что как раз и объясняется массовпзацией культурных процессов. Подобная «критика снизу», в основе которой сегодня зачастую
лежит ооыкновенная зависть, не такое уж редкое, а главное, оезооид-ное явление. Громко обращаясь к массам с критикой массовой культуры, такого рода «творцы» способны доводить ее до своего уровня. Если же они оказываются в роли «властителей дум» (а такое тоже случается), то это признак и фактор деградации общего уровня культуры общества.
Культурная элита в конечном счете определяется не тем, ко многим или немногим обращена ее продукция, тем более что произведение, созданное для немногих, с течением времени может получить массовое признание. Дело прежде всего в том, какие именно ценности становятся массовыми, а не в массовости как таковой. Ответственность «творцов» перед обществом велика, по для того чтобы они могли выполнять свою миссию по-настоящему, общество обязано создавать условия для свободного соревнования умов и талантов, т. е. для естественного формирования культурной элиты. Именно такая элита, формирующаяся не посредством распределяемых бюрократией должностей, званий и наград, а по заслугам, может утверждать в обществе подлинные жизненные и культурные ценности.
Представим себе заведомо низкопробное произведение искусства, не распространяемое средствами массовой коммуникации и «потребляемое» в рамках небольшой социальной группы. Отнесем ли мы его к массовой культуре? Отрицательный ответ подразумевается сам собой. С другой стороны, шедевры мировой культуры могут одновременно или последовательно принадлежать обоим намерениям: массовому и вне-массовому. Произведения И.-С. Баха сами по себе, конечно, не возникли в сфере массовой культуры. Однако записанные на грампластинку, магнитофонную ленту или же, кроме того, используемые в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, которые транслируются по телевидению, они, несомненно, уже принадлежат массовой культуре. При этом, что особенно важно подчеркнуть, они не перестают принадлежать своему гениальному автору и никоим образом не могут его скомпрометировать. То же самое относится и к часто упоминаемой «профанированной» Моне Лизе на упаковке туалетного мыла, и к «Неизвестной» И. Н. Крамского на женских брошках и т. п.'
Распространенный мотив критики массовой культуры — стандартизация, неизбежно сопровождающая ее «продукцию». Такая крити-
' Зоркая Я. М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой информации и репродуцированное искусство. — М., 1981.
ка всегда явно или неявно исходит лиоо из идеализации традиционной культуры, якобы не знавшей стандарта, либо из сведения культурных ценностей прошлого только к высшим, классическим образцам (при этом забывают о том, что «средние» и «нижние» этажи зачастую просто канули в Лету). Нередко современную массовую культуру критикуют за стандартизацию с позиций высших и уникальных культурных творений. Уместно заметить, что заниматься такой критикой — значит уподобляться человеку, который стал бы сравнивать, к примеру, современный типовой жилой дом, построенный массовым индустриальным методом, с каким-нибудь флорентийским палаццо XV в. и энергично доказывать очевидные эстетические дефекты первого в сравнении со вторым, неявно подразумевая при этом, что хижин во Флоренции того времени просто не существовало.
Тиражированное отнюдь не обязательно является «опошлением» высокого и уникального (хотя потери здесь возможны и неизбежны). В современную эпоху знакомство с тиражированными творениями культуры нередко ведет в дальнейшем к глубокому эстетическому проникновению в их уникальную сущность '.
Стандартизация представляет собой универсальны]! социальный процесс, способствующий массовому производству, распространению и потреблению культурных благ. Задача поэтому состоит отнюдь не в том, чтобы «разоблачать» стандартизацию как таковую. Необходимо, безусловно, всемерно поддерживать и культивировать ценность уникального и неповторимого, особенно в художественном творчестве (без чего оно просто не существует), но при этом важно помнить, что уникальное постоянно может (а иногда и должно) становиться стандартом, хотя и не обязательно вечным и повсеместным.
Важнейшее значение в функционировании культуры имеет создание оригинальных, новых и разнообразных культурных стандартов, как ни парадоксально на первый взгляд выглядит это утверждение. С течением времени стандартное может стать (и становилось в истории) уникальным. И наконец, требуется повышение уровня содержания уже существующих стандартов массовой культуры.
Бесспорно, в процессе массовизации возможно и даже неизбежно определенное снижение качества выдающихся культурных творений. Но исторический процесс диалектичен по своей природе, любые приобретения сопровождаются какими-то потерями, ибо, как заметил
1 Зоркая Н. М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой информации и репродуцированное искусство. — М., 1981.
О. Хаксли, обсуждая теорию прогресса, невозможно нечто обменивать на ничто. Точно так же, например, развитие техники, породившее ряд благотворных для человечества изменений, несет с собой и загрязнение окружающей среды, и возможность дегуманизации труда и т. д. Задача состоит в минимизации отрицательных последствий положительных в целом процессов массовизации культурных достижений.
Известный этнолог С. А. Арутюнов, один из немногих, кто объективно оценивает историческое значение массовой культуры, пишет: «Развившись на основе урбанизации, роста крупной промышленности, всеобщего начального образования, успехов в технике коммуникации, массовая культура стала явлением общепланетарного масштаба. В нее входит вся совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых промышленным способом, таких, как книги, фильмы, радио и телевизионные приемники, консервированная пища, одежда, мебель, а также всемирно распространенные виды досуга — танцы, спорт, туризм, любительское собирательство. Массовая культура помогает изжить массовую неграмотность, ликвидирует культурную изоляцию отдельных районов. Возникновение массовой культуры исторически было шагом вперед в культурном развитии народных масс»'.
Дилеммы типа «массовая или народная?», «массовая или классическая?» и т. п. в высшей степени искусственны и лишены логических и исторических оснований. Более уместно и ближе к реальности соотнесение и сопоставление массовой культуры с элитарной, традиционной и специализированной культурами. Но и здесь важно осознавать условность и подвижность этого различения.
В современных обществах элитарное, традиционное и массовое составляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, которые зачастую не могут существовать друг без друга. Необходимо также учитывать сложность таких будто бы понятных явлений, как элита и традиция. Понятие культурной элиты весьма неопределенно: во-первых, оно, очевидно, не совпадает с понятием социальной элиты, во-вторых, оно не совпадает с понятием «творцов» культуры. Поэтому даже серьезные исследователи вынуждены вводить в истолкование дихотомии «элитарное/массовое» оценочный компонент. Отнесение чего-либо к массовой культуре нередко одновременно подразумевает существование элитарной (обозначаемой как
' Арутюнов С. А. Этнографическая паука и изучение культурной динамики // Исследования по общей этнографии. — .VI., 1979. — С. 34.
«высокая», «подлинная» и т. д.). Когда же критики, искусствоведы или литературоведы зачисляют какое-либо произведение в разряд «высокой» («немассовой») культуры, они, естественно, руководствуются своими, весьма различными ценностными и вкусовыми ориентация-ми. В результате к сфере элитарного (так же, впрочем, как и народного) могут отнести и пустой, бесцветный, к тому же никем не читаемый роман, и произведение, ставшее классическим, и современный шедевр.
Что касается традиционной культуры, то здесь мы имеем дело еще с одной псевдоочевидностью. Дело не только в том, что массовая культура часто опирается и па фольклорную традицию, и на профессиональную, в частности на классику. Сама по себе традиция не воздействует однозначно, однонаправлепно и автоматически на последующее развитие культурных форм. Культурное наследие многообразно, противоречиво и составляет объект постоянного выбора для каждого поколения; в этом смысле, как уже говорилось, мы всегда выбираем не только свое будущее, но и прошлое. Традиционная культура, будучи не более однородной, чем элитарная и массовая, не только влияет на эти последние, но п постоянно в них осмысляется и интерпретируется. И это служит фактором ее воспроизводства, так как без постоянной интерпретации, прочтения каждым поколением традиция существовать не может.
Сопоставление массовой культуры с различными специализированными культурами представляется более универсальным и однозначным, чем сопоставление ее с элитарной и традиционной культурами. К ним относятся такие культуры, образцы которых не получают широкого распространения и постоянно функционируют в более пли менее ограниченных, частных социальных группах и категориях (соци-ально-демографических, coin ктлыю-профессиональных, любительских и т. п.) с особой системой знании, ценностей, норм и ритуалов, по тем или иным причинам воспроизводящихся только в пределах своей группы и не распространяющихся вовне. Но и здесь зачастую происходят разнообразные взаимопревращения. С одной стороны, образцы массовой культуры дифференцируются в соответствии с социально-групповой и прочей дифференциацией, с другой — культурные образцы отдельных социальных групп массовизпруются, становясь всеобщим достоянием.
Пока теоретики упорно, хотя и не очень успешно разоблачают массовую культуру, изредка нехотя признавая право на существование таких «низменных» жанров, как эстрада, цирк пли оперетта, жизнь
демонстрирует нам, что самые разнообразные виды человеческой деятельности и ее результаты оказываются так или иначе вовлеченными в сферу массовой культуры. Некоторые из них лишь частично или время от времени «включаются» в массовую культуру, другие существуют в ней изначально и целиком и вне ее существовать не могут. К числу последних относится и промышленный дизайн, проектирование предметной среды в соответствии с потребностями человека и определенными социальными идеалами'.
В отличие, скажем, от станковой живописи, которая лишь «включается» в массовую культуру, в частности благодаря тиражированию изначально уникальных произведений, дизайн непосредственно принадлежит сфере массовой культуры. Как правило, массовым является адресат дизайнерской деятельности — потребитель. Нередко массовый характер носит использование продуктов этой деятельности. Многие объекты дизайна основаны на массовом характере производства и без него не существуют. Другие, например, городская среда, даже будучи уникальными в своем воплощении, также адресованы массовому, хотя и разнородному потребителю.
Вполне понятно, что сама идея произведения дизайна, его замысел, проект создаются индивидуальными «творцами» или небольшими группами единомышленников-профессионалов. Однако проект — еще не изделие. И здесь опять-таки сказывается отличие дизайна от других видов пластических искусств или, к примеру, от литературного творчества. Художник-станковист создает уникальное произведение, тиражирование которого является его дополнением или не существует вовсе. Для дизайнера же тиражирование, т. е. массовое производство изделия, становится неотъемлемой частью создания его собственного произведения2.
Дизайнерская идея, если она остается уникальной, гибнет. Она должна воспроизводиться, тиражироваться, превращаться в стандарт, хотя отнюдь не обязательно вечный и повсеместный. Причем временная дистанция от уникального в виде макета или опытного образца до массово-производимого и потребляемого здесь должна быть минимальной.
1 Дизайн в системе культуры. — М., 1982.
2 Известный итальянский дизайнер Э. Сотсас говорил: «Знаете, я никогдане берусь за работу над изделием, если мне кажется, что его не смогут выпускать серийно» (Король дизайн // За рубежом, 1988. — № 27. — С. 19).
Если уникальность, т. е. единственность и неповторимость, всегда считается обязательным признаком живописного произведения, то в дизайне это скорее недостаток, хотя и далеко не всегда его собственный (возможности технологии и т. п.). Уникальное произведение дизайна часто равнозначно нереализованному проекту. Но уникальность произведения, с одной стороны, и воплощенной в нем творческой идеи, с другой, — это разные вещи. Произведение живописи, как правило, уникально уже просто потому, что оно изготовляется в одном, иногда в нескольких экземплярах. Но при этом оно может быть слабым и неоригинальным. Напротив, произведение дизайна, будучи массовым и абсолютно не уникальным, может быть выдающимся и оригинальным темп идеями, которые в нем заложены '.
Таким образом, оригинальность в дизайне, несмотря на массовость и стандартизованность его продукции, — такой же важнейший элемент творчества, как и в тех видах художественного творчества, в которых создается «уникальное».
Автор отнюдь не собирается доказывать художественные, нравственные и прочие достоинства произведений, ими не обладающих, или же выступать в защиту дурного вкуса. Однако важно осознать, что массовая культура — явление более сложное и укорененное в социально-исторической действительности, чем это представляется ее многочисленным критикам и у нас в стране, и на Западе.
Если от негативно-оценочного истолкования этого явления перейти к его объективному историко-культурному и социологическому анализу, если перестать часть (заведомо или не заведомо негативную) выдавать за целое, то окажется, что массовая культура — не особое, жестко фиксированное образование с определенным набором признаков, а некоторое состояние,обусловленное современным этапом исторического развития. Специфика массовой культуры состоит не в том, что она в целом «плохая» но своему содержанию, а в том, что, как ни тривиально выглядит это утверждение, она массовая.Стало быть, в сфере,а точнее, в состояниимассовой культуры в разное время и с большей ил и меньшей степенью вероятности могут оказываться и оказываются различныеи даже противостоящиедруг другу образцы культуры, стили, художественные произведения и т. д., в том числе и классические, и фольклорные, и элитарные.
1 Вполне очевидно поэтому, что тиражирование отнюдь не равно эпигонству: одно дело — подражательное и неоригинальное произведение, другое — тиражированный шедевр.
Именно это последнее обстоятельство позволяет успешно работать над тем, чтобы подлинные ценности как созданные в прошлом, так и формирующиеся на наших глазах, не замыкались ни на верхних, труднодоступных и малопосещаемых этажах куль туры, ни на нижних, а жили полноценной жизнью повсеместно. И тогда, возможно, в рассуждениях теоретиков культуры «верх» не будет выглядеть столь недосягаемо высоким, а «низ» —- таким непотребно низким, какими они часто выглядят сегодня.
3. Мода и массовые сообщества (конгломерат, толпа, публика)
Массовый характер процессов материального и духовного производства, их результатов, распространения и усвоения обусловил не только необходимость, но и возможность возникновения, развития и функционирования моды в качестве реального регулятора поведения широких социальных слоев. Именно вследствие массовости существует определенная избыточность культурных образцов, без которой невозможны изменения в сфере модных стандартов и объектов. Эта избыточность обусловливает ассимиляцию извечного игрового начала модой в качестве одной из ее «внутренних» ценностей. Расширение масштабов массового взаимодействия людей (прямого и косвенного) стимулировало усиление значения другой ценности — демонстративности, которая ранее была включена в регулятивный механизм обычая. Обе ценности претерпели, естественно, существенные изменения в структуре моды. Подрывая традиционализм и культурный изоляционизм, массовость способствовала возникновению и утверждению таких «внутренних» ценностей моды, как современность и универсальность.
Итак, модное поведение — это разновидность массового поведения, мода неотделима от массы и массовой культуры. Но что такое, собственно, «масса», вызывающая столь сильное отвращение у многих искусствоведов и литературоведов в тех случаях, когда это понятие оказывается рядом со всеми ценимым понятием «культура»? В истории социальной мысли существует немало попыток ответа па этот вопрос'.
' Ашии Г. К. Эволюция понятия «масса» в концепциях «массового общества» // Массовая культура — иллюзии и действительность. — М., 1975. — С. 28-51.'
Термином «масса» обозначают и структурированные, зачастую организованные большие социальные группы (классы, слои и т. л.), и разнообразные стихийно формирующиеся множества людей. Отличительные признаки массы хорошо описаны Б. А. Гришиным; в частности, они характерны и для массы как совокупности участников моды. К этим признакам относятся:
1) статистический характер общности:
2)стохастический (вероятностный) характер общности: «вхождение» индивидов в состав общности носит неупорядоченный, случайный характер;
3) ситуативный характер существования общности: неопределенный количественный и качественный состав, «размытость» (открытость) границ, неразрывная связь с конкретным видом деятельности;
4) явная разнородноеть состава общности, ее тшегруштовая пли межгрупповая природа'.
Можно выделить три разновидности массы участников моды, обладающей отмеченными характеристиками. Это конгломератлюдей, толпаи публика.
Конгломератпредставляет собой кратковременное аморфное множество людей, связанных между собой только близким расположением в физическом пространстве без какого-либо иного объединяющего начала. Примером такого множества могут служить прохожие па определенном участке городскою пространства или пассажиры в городском транспорте. Конгломераты — наиболее универсальный вид массового сообщества, существовавший и существующий всегда и везде, хотя масштабы, количество и плотность конгломератов в целом небывало увеличились в связи с процессами массовизации.
Общение в конгломератах способствует расширению круга приверженцев определенных модных стандартов, ускоряет распространение и принятие одних стандартов и соответственно отказ от других, стимулирует активность участия в моде. Однако, поскольку обмен сообщениями в конгломератах носит мимолетный и поверхностный характер, этот вид массовых сообществ не может, разумеется, играть
1 Массовая информация в советском промышленном городе / Под ред. Б. А. Грушипа п Л. А. Опикова. — М, 1980. - С. 32 - 34; Гришин Б. Л. Массовое сознание. - М., 1987. - С. 211-212.
решающей роли в процессе модной коммуникации, т. е. в распространении модных стандартов. Их роль состоит главным образом в подкреплении и стимулировании информации о модных стандартах, уже функционирующей и распространяющейся по иным, более эффективным каналам коммуникации.
Толпапредставляет собой относительно кратковременное, внутренне не организованное скопление людей, объединенных пространственной близостью, каким-либо внешним стимулом и эмоциональной общностью. В социальной психологии имеется множество типологий толпы. По характеру осуществляемого поведения выделяют, в частности, следующие четыре типа толпы:
1)случайную;
2) экспрессивную(множество люде]'!, совместно выражающих радость, горе, гнев или протест);
3) конвенциональную,поведение которой изначально строится на основе явных или подразумеваемых условных норм;
4) действующую.
Последнюю, в свою очередь, делят на повстанческую, агрессивную, спасающуюся, стяжательную и экстатическую '.
Попятно, что указанное разделение носит условный характер; в действительности одни типы толпы могут превращаться в другие, частично они пересекаются друг с другом. Так. очевидно, экстатическую толпу с не меньшим основанием можно рассматривать и как разновидность экспрессивной толпы.
Как отмечает Ю. А. Шерковин, «психическое состояние индивида в толпе изменяется в сторону:
1) повышения эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит;
2) повышения внушаемости и соответственного уменьшения степени критического отношения к самому себе и способности рациональной переработки воспринимаемой информации;
3) подавления чувства ответственности за собственное поведение;
4) появления чувства силы и сознания анонимности»2.
' Социальная психология. Краткий очерк / Под ред. Г. П. Предвечного п К). Л. Шерковина. - М., 1975. - С. 289-290. 2 'Гам же. - С. 288.
Относительная слабость нормативной регуляции и внутренних организационных начал в толпе ' компенсируется деятельностью ее лидеров или каким-либо внешним событием, привлекающим к себе внимание всех участников толпы.
Преднамеренно или непреднамеренно лидеры и события, привлекающие внимание, таким образом, являются для толпы объединяющим фактором.
В случае, если модные стандарты исходят непосредственно от события или лидера (например, во время разного рода фестивалей или уличных концертов), они сами по себе служат для толпы сплачивающим фактором. Прямое или косвенное участие в событии, идентификация с лидерами способствуют усвоению модных стандартов, интенсифицируют процесс приписывания модных значений. Но и в толпах, объединяемых внемодцыми факторами, процесс модной коммуникации имеет место. Названные особенности поведения индивидов в толпе: повышение эмоциональности, внушаемости и т. д., — оказывают воздействие на общее принятие определенных модных стандартов, их распространение не только от события или лидеров к основной массе участников толпы, но и от одних участников к другим. Важное значение имеет и взаимное стимулирование в толпе, осуществляемое в различных формах, носящих характер ритуала: аплодисменты, возгласы одобрения и т. п.
Относительная простота и легкость модной коммуникации в толпах обусловлены такими факторами, как простота формирования толпы, ее «открытость» и возможность быстрой смены участников, не-
' Начиная с Г. Лебоиа и С. Стеле, в социологии и социальной психологии существует традиция трактовки толпы как сугубо иррациональной, стихийной и разрушительной силы, направленной против социального порядка вообще и пробуждающей в человеке всякого рода низменные инстинкты. Однако впоследствии эта трактовка стала все чаще отвергаться социологами, социальными психологами и историками, отмечавшими тенденциозный характер подобных воззрений, их несоответствие социально-исторической действительности. Научный анализ этого вида массового сообщества обнаруживает, что: 1) агрессивный и иррациональный характер присущ далеко не всем типам толпы: 2) он не столько проистекает из сущности толпы как таковой, сколько бывает подготовлен более глубокими и масштабными социальными процессами, предшествующими формированию таких сообществ; 3) толпа — хотя и не институциональное по своей природе, но отнюдь не «безнормное» образование; 4) толпа зачастую выступает как фактор не разрушения, а поддержания социального порядка.
посредственность и плотность физического контакта между индивидами в толпе, наконец, множественность толп. Внутри толпы роли участников жестко не фиксированы. «Актеры» и «зрители», «подражатели» и «подражаемые» постоянно меняются местами или одновременно выступают в качестве отправителе]"] и получателе]"] «сообщений»: модных стандартов и включенных в них объектов.
Конгломераты и толпы в истории существовали, разумеется, всегда и везде. Новым историческим явлением, связанным с описанными выше процессами массовизации. стало развитие и широкое распространение такого вида массы, как публика. В функционировании публики феномен массовости получил одно из наиболее полных выражений, приобрел небывалый прежде масштаб, без которого возникновение и развитие моды как социально значимого явления были бы невозможны.
Широкое развитие различных видов публики составляет характерную черту Нового и новейшего времени. Прав был поэтому /'. Тард\ критикуя воззрения Г.Лебона: «Я не могу... согласиться с Лебоном, что наша эра — "эра толпы"; это эра публики или публик, что не одно и то же» 2.
Публика как разновидность массы в сравнении с толпой представляет собой в целом более устойчивое, менее эмоциональное и ситуативное образование. Она формируется и объединяется явлениями (событиями, людьми, образцами культуры и т.д.), привлекающими общественное внимание и воспринимаемыми как важные в каком-либо отношении. Эти явления в публике становятся предметом рациональной оценки и обсуждения;!. Таким образом, публика составляет среду, в которой происходит формирование и функционирование общественного мнения. Если размеры толпы ограничены возможностями непосредственного физического взаимодействия между индивидами, то масштабы публики могут быть сколь угодно большими. Даже формирование толпы, казалось бы, сугубо стихийное, зачастую бывает подготовлено сформировавшейся ранее публикой.
' Он был, вероятно, первым в социальной пауке, кто обратил внимание на фундаментальное значение этого вида массового сообщества в нашу эпоху, связав его развитие, в частности, с революционными изменениями в технике массовых коммуникации.
2 'Гард Г. Социальные этюды — СПб., 1902. — С. 90.
1 Социальная психология. Краткий очерк / Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковпна. - М., 1975. - С. 282-283.
Из существующих типологий публики наиболее общий характер носит различение, во-первых, контактной(например, собравшиеся в зале зрители фильма или слушатели оперы) и рассеяннойпублики (например, читатели газет, телезрители и т.д.)' во-вторых, постояннойи случайнойпублики. В рамках социологии искусства выделяются следующие виды публики:
1) публика в целом;
2) публика события (отдельно взятого конкретного концерта, спектакля, телепередачи и т. д.);
3) публика цикла событий (фестиваль, цикл телепередач и т. д.);
4) публика определенного произведения, исполнителя, композитора и т. д.;
5) публика конкретного учреждения (данной филармонии,оперного театра и т. д.);
6) публика определенного института искусства в целом (филармонии как таковой, массовых аудиовизуальных средств).
Кроме того, публику делят на потенциальную п актуальную'.
Значение публики в функционировании моды в целом исключительно велико и в дальнейшем будет возрастать. В отличие от конгломерата и толпы публика не только воспринимает, усваивает и распространяет модные стандарты, но и формирует их, приписывает им в социально значимых масштабах модные значения. До тех пор пока какой-либо культурный образец не признан в качестве модного публикой, т. е. пока она не признала его в качестве знака модных ценностей, он не может считаться модным.
Модные стандарты в отдельных областях социальной жизни и культуры связаны со специфическими публиками. Так, публика, потребляющая и формирующая модные стандарты в области музыкальной культуры, отлична от аналогичной публики в сфере изобразительного искусства, дизайна или художественной литературы. Поэтому участники моды в одной сфере культуры отнюдь не обязательно являются участниками моды в других; в последних их поведение может определяться иными формами социальной регуляции. «Модник» в одежде, например, может не быть таковым в музыке или художественной литературе. При этом, разумеется, между различными областями куль-
1 Сохор А. Социология и музыкальная культура. — М.. 1975. — С. 154; Перов Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. -Л., 1980.- С. 155.
туры существуют взаимопроникновение и взаимопересечение публик в процессе функционирования моды.
Принятие публикой определенных стандартов и «внутренних» ценностей моды сопровождается дифференциацией на уровне ее «внешних» ценностей, так как публика разнородна, а потому приписывает «модам» и «внутренним» ценностям самые разные значения.
Процесс массового создания и распространения модных стандартов и объектов часто, хотя и не всегда, осуществляется специалистами-профессионалами. В то же время от имени публики в отдельных областях потребления также выступают профессионалы, эксперты в той или иной области. Возникают особые социально-экономические и культурные институты потребления, представляющие публику: художественная критика ', потребительские общества и потребительская экспертиза качества изделий, государственные службы контроля качества п т. д.
Важную роль в формировании публики играют средства массовой коммуникации, означении которых шла речь выше. Средства массовой коммуникации выражают устремления различных социальных групп, и контроль над ними одновременно означает влияние на функционирование публики. Ее участники, сколь бы многочисленны и далеки друг от друга они ни были, оказываются связанными между собой восприятием, а зачастую в той или иной мере — принятием идентичных сообщен и it.
Особое значение для функционирования в публике модного сознания имеет феномен новостей. Сама регулярность и частота новостей, сообщаемых газетами, журналами, радио, телевидением, способствуют распространению и утверждению в массовом сознании не только собственно содержания новостей, но и ценности современности как таковой.
Механизм функционирования новостей во многом подобен механизмам модной инновации. Подобно «модам», они, по выражению американского социолога Р. Парка, «представляют собой ожидаемые, но в то же время непредсказуемые вещи»2.
В средствах массовой коммуникации, помимо остальных качеств, новизна, «свежесть» передаваемой информации ценятся сами по себе,
1 Исторически критик выступал первоначально не как представитель особой профессии, а как «первый среди равных» по отношению к остальной части публики.
- Park R. On social control and collective behavior. — Chicago; L., 1964. — P. 45.
и каждая «новая» новость в какой-то мере обесценивает предыдущую. При этом новости поступают не в форме продолжающегося, непрерывного повествования (хотя, в действительности, между ними может существовать теснейшая преемственность), а дискретно, в впдеотдельных «квантов» информации, т. е. точно таким же способом, каким происходит смена модных стандартов.
Синхронное создание и потребление идентичной информации публикой, образуемой читателями газет, радиослушателями или телезрителями, теснейшим образом связаны с аналогичным характером создания и потребления в массовом масштабе продуктов материального производства. Модные инновации служат средством компенсации этого синхронного однообразия, они компенсируют его массовым внедрением диахронного разнообразия. Таким образом, происходит своего рода постоянное массовое уклонение от массовых стандартов.
Аналогом новости в товарах широкого потребления является новинка. Новости и новинки стимулируют процессы модной инновации, в некоторых случаях они сами становятся модными стандартами и объектами. Если новость-событие и новость-сообщение производят наиболее сильное впечатление и привлекают к себе на какое-то время наиболее интенсивное внимание значительной массы публики, то они становятся сенсацией.
Процесс распространения информации о модных стандартах и объектах средствами массовой коммуникации носит однонаправленный характер: от коммуникатора (отправителя сообщений) к реципиенту (получателю сообщении). Однако если содержание сообщений непонятно или резко и явно противоречит сформировавшимся ценностным ори-ентапиям публпки-рециппеша, коммуникация неэффективна, если вообще имеет место. Поэтому обратное воздействие публики-реципиента на коммуникатора и содержание сообщений весьма велико. Публика в театре выражает свое одобрение пьесе аплодисментами, телезрители и читатели газет высказывают своп суждения в письмах и телефонных звонках в студии, редакции и т. д. Но особенно важно косвенное воздействие реципиента на коммуникатора, который стремится не только воздействовать на публику, но и найти у нее признание, заранее стараясь и редв! щеть ее реакции и строя свою деятельность в соответствии с ними.
Участники рассеянной публики, воспринимая одну и ту же информацию, зачастую в одно и то же время оказываются вовлеченными в контакт не только с коммуникатором, но и косвенным образом между собой. Кроме того, индивиды испытывают воздействие малых
групп (семьи, друзей и т.д.) непосредственно в процессе восприятия сообщении. Наконец, информация о модных стандартах и объектах и стоящих за ними модных ценностях, передающаяся средствами массовой коммуникации, передается далее по неформальным каналам, вследствие чего масштабы публики становятся еще более значительными.
Многочисленные исследования в нашей стране и за рубежом свидетельствуют о том, что для большинства публики в процессе материального и культурного потребления воздействие неформальных личных влияний, а также производственного коллектива, зачастую более эффективно, чем воздействие средств массовой коммуникации1. Однако влияние первых нередко является прямым продолжением влияния последних.
В ранних исследованиях публика-реципиент рассматривалась как множество индивидов, не связанных между собой и непосредственно подключенных к средствам массовой коммуникации. В 1940-1950-е гг. этот взгляд сменился (прежде всего в работах П. Ла.шрсфельда и его сотрудников) концепцией «двухступенчатого распространения коммуникации» (two-step flow oj communication), согласно которой воздействие средств массовой коммуникации проходит две стадии:
1)от коммуникатора к «лидерам в области мнения»;
2)от последних костальным участникам публики2.
В более поздних работах отмечалось, что распространение информации носит не «двухступенчатый», а «многоступенчатый» и более сложньп"] характер''.
Массовость проявляется, помимо прочего, в чрезвычайных масштабах распространения модных стандартов, происходящего в «горизонтальном» и «вертикальном» направлениях. Величина всей массы участников моды равна числу приверженцев определенного модного стандарта в течение всего модного цикла (цикла II в нашей терминологии).
'KntzE., Lazmsfehl P. Personal Influence. - Glencoe, 195.5. - P. 180 183,210; Вахеметса Л.Л., Плотников С. П. Человек" и искусство. — М., 1968. — С. 124; Духовным мир советского рабочего. Опыт конкретно-социологического исследования. — М., 1972. ■- С. 84-8.5, 93-96; Книга и чтение в жизни небольших городов. — М., 1973.
- Katz Е. The two-step flow of communication: an up-to-date report on an hypothesis// Public Opinion Quarterly, 1957. - Vol. 21. -- P. 61-78.
'Rogers E. Diffusion of innovations. — Glencoe, 1962. - P. 208 -253.
Итак, без массовости пет моды. Каково же будущее феномена массовости в связи с функционированием моды как социокультурного явления? Можно ли вслед за Э. Тоффлером ' утверждать, что иод влиянием научно-технического прогресса в различных сферах социально-экономической и культурной жизни начинается процесс «демас-сификации», который в предстоящие десятилетия получит дальнейшее развитие и всеобщее распространение в индустриально развитых странах? Согласно Э. Тоффлеру, «демассификация» в США уже захватила электронную, судостроительную, химическую, автомобильную промышленность, функционирование средств массовой коммуникации и т. д.
Следует уточнить, что, говоря о «демассификации», Э. Тоффлер имеет в виду только две ее стороны: децентрализацию и деконцентра-нию процессов производства и распределения благ, в том числе информации. Его выводам, однако, противоречат данные других американских исследователей, свидетельствующие, в частности, об усилении процессов концентрации и централизации в средствах массовой коммуникации, в научных исследованиях и разработках, в сфере медицинского обслуживания и т. д.2 В конце 1989 г. произошло слияние нескольких крупнейших информационных фирм в США, Канаде и Великобритании3.
Что касается стран, освободившихся или освобождающихся от тоталитарных режимов, то здесь проблема децентрализации и деконцен-трации, иными словами, демонополизации социально-экономической, политической и культурной жизни носит чрезвычайно острый характер. Решение этой проблемы прослеживается во многих областях: в становлении самостоятельных субъектов экономической деятельности и средств массовой коммуникации, развитии различных политических партий, возникновении и бурном росте разного рода культурных центров, театров, студий и т. д.
1 TofjlerA. The Third Wave. - N. Y., 1980.
2 Reeves R. Americanjourney: Traveling with Tocqueville in Search of Democracyin America. - N. Y., 1982: см.: реф. изложение: РивсР. Путешествие во Америке вместе с Токнилсм в поисках демократии // США: экономика, политика, идеология, 1983. -■ № 10-12. 1984. — № 1; Ба/дикяи Б. Монополиясредств информации. — М., 1987; Протопопов А. Ю. Концентрация НИОКРв промышленности СШЛ // США: экономика, политика, идеология, 1981. —№8: Шеймап И. М. Концентрация и монополизация в медицинском обслуживании //' США: экономика, политика, идеология, 1981. — № 6.
* За рубежом, 1989. - № 16. - С. 16.
Но эта «демассификация», т. е. демонополизация социально» жизни в то же время реально означает превращение масс из пассивных объектов бюрократического манипулирования и экспериментирования в активных субъектов социальной деятельности. Будущее именно за такого рода массовизацией. Понятно, что процессы децентрализации и деконцснтрации не могут осуществляться беспредельно, постоянно доходя до раздробленных, сугубо мелких очагов социально-экономической, политической и культурной активности населения. Наряду с такого рода мелкими очагами будут развиваться разнообразные крупные центры, вокруг которых будет разворачиваться эта активность. Но жизнеспособными они стану! только тогда, когда будут формироваться не по приказу начальства, а самими массами.
В процессе демократизации уменьшится различие между элитарной и массовой культурой. Эта же тенденция обострит потребность в дифференциации массовых культурных образцов, в увеличении их количества, в расширении их синхронного разнообразия и обновления (диахронного разнообразия). Демократизация будет сопровождаться увеличением чиста специализированных групп по интересам, связанным с участием в культуре. В перспективе следует ожидать усиления и расширения влияния различных видов публики и на процессы создания культурных образцов. Это влияние будет возрастать как за счет непосредственного участия публики в создании культурных образцов, так и за счет усиления ее воздействия на профессионалов-творцов.
Одной из важнейших станет проблема преодоления дефицита некоторых ценных продуктов культуры, расширения доступа к активному участию в культуре широких масс и. разумеется, повышения качества продуктов материальной и духовной культуры. Необходимо решительно избавляться от распространенного пагубного предрассудка, в соответствии с которым культура, и в частности художественные ценности, должны «жить» в особых, специально отведенных для этого местах, в своего рода «культурных гетто» («красота— это для музеев»), а не повсюду, составляя неотъемлемую часть повседневного и повсеместного существования.
Масштабы распространения и обмена «модами» и стоящими за ними ценностями будут увеличиваться. Сохранится и даже усилится потребность в массовой коммуникации, культурных контактах и обмене культурными ценностями между различными районами земного шара. Регионы, составляющие периферию цивилизованного мира, будут играть
все более активную роль в поставках и потреблении культурных образцов, в их превращении в «моды», распространяющиеся по всему миру. Региональные специфические особенности отдельных культур, ареалов как традиционные, так и вновь возникающие, нередко будут быстро «массовизироваться», выходить далеко за пределы своих регионов, становиться всеобщим достоянием и, таким образом, по крайней мере на время утрачивать свою первоначальную специфику благодаря дальнейшему совершенствованию средств коммуникации. С другой стороны, в дальнейшем, попадая на ту или иную культурную почву, в определенную систему социально-экономических отношений, эти особенности неизбежно будут преобразовываться, получать новое истолкование, приобретать специфическую локальную окраску. Это чередование универсализации и дифференциации культурных образцов постоянно будет сопровождать планетарное распространение «мод» как реальных, так и потенциальных.
Характеристика феномена массовости чрезвычайно важна для понимания моды, но ее, разумеется, недостаточно. Картина модного поведения, ограниченная только массовым участием в ней, была бы расплывчатой и неполной; она не давала бы более или менее ясного представления о том, кто и как участвует в моде. Вот почему в последующих двух главах мы обратимся к вопросу о том, какие социальные группы участвуют в моде, и что они при этом делают.
Глава 5
Мода как коммуникация:
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1089;