Застывшее и подвижное
В этой главе речь пойдет о соотношении моды и социального расслоения, о взаимном влиянии моды и социальных групп. Ведь и производители, и распространители, и потребители в моде — это социальные роли, исполняемые различными, в высшей степени разнородными социальными группами.
В истории социальной мысли и культуры, в современных исследованиях можно найти самые разнообразные суждения о том, какие именно группы участвуют в моде и какова их соотносительная роль. Тем не менее наиболее фанатичные участники моды, как правило, описыва-
лись в выражениях весьма нелестных. Еще французский писатель Л. С. Мерсье (1740-1814) утверждал: «Жрецами моды являются глупцы; они чтут ее и на все ее забавы смотрят как на непреложный закон» '. Согласно одному американскому автору 1930-х гг., фанатики моды делятся на две группы. Во-первых, это молодые люди из состоятельных семей, следующие моде вследствие неопытности, слабой семейной дисциплины и избыточной энергии. Во-вторых, это жертвы взрослого инфантилизма, неврастеники, слабоумные и просто никчемные люди, участвующие в моде по причине неспособности к другой, более серьезной деятельности2.
Но было бы, разумеется, глубоко ошибочным считать большинство участников моды ее фанатиками и видеть в них столь отталкивающие черты; в противном случае у слишком многих людей пришлось бы признать черты психической или социальной патологии. Мода — «нормаль-нос» социальное явление, стало быть, и поведение основной массы ее участников «нормально». Поэтому в ней участвуют не какие-то особые категории людей, а самые разнообразные социальные группы, классы и слои.
Положение о том, что участие в моде служит одним из выражений принадлежности человека к определенному классу или социальному слою, т. е. его социального статуса, стало едва ли не социологическим трюизмом. Мода способствует интеграции внутри «высших» классов, слоев и групп и в то же время их отделению от «низших». Таким образом, мода является не только выражением, но и фактором социальной дифференциации. Еще немецкий социолог Г. Зиммелъ (1858-1918), один из наиболее тонких аналитиков моды, утверждал, что «всякая мода есть всегда классовая мода...»:!
1 Мерсье Л. С. Картины Парижа. - М.; Л., 1935. - Т. 1. - С. 405.
2 Pitkin W. The Consumer. His Nature and his Changing Habits. — N. Y.; L.,1932.-P. 68-69.
3 Зиммелъ Г. Психология моды: Социологический этюд // Научное обозрение, 1901. — № 5. — С. 46. Впрочем, некоторые западные социологи отвергают этот тезис. Согласно Р. Кёнигу, например, «мода, в сущности, чужда классовой системе» (Konig R. Sociologiedelamode. Paris, 1969 — P. 117). При этом,правда, выясняется, что для Р. Кёнига «класс — это разновидность касты»(Konig R. Sociologiedelamode. — P. 138) — утверждение довольно странноес точки зрения современной социологии.
Но положение о связи моды с социальным статусом, групповой и классовой структурой нуждается в конкретизации, и специфику этой связи еще предстоит выяснить. В самом деле, ведь социальная дифференциация проявляется, разумеется, не только в моде, но и в таких «антимодных» регуляторах, как обычай или право. Не будем забывать, что именно они, а не мода, фиксировали главным образом социально-статусные различия посредством одежды, украшений, домашней обстановки и других элементов бытовой культуры во многих обществах, в частности в европейском, вплоть до XIX в. Обычай и право более жестко, чем мода, закрепляют определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами, благодаря чему принадлежность людей к этим группам легко узнается даже по чисто внешним признакам.
В этнографии и истории культуры известно бесчисленное множество фактов, подтверждающих последнее положение, причем встречаются они в самые различные эпохи и в самых различных районах земного шара. Еще Г. Спенсер, опираясь на большой этнографический материал, отмечал, что во многих первобытных и древних обществах лишение одежды, отсутствие ее становится отличительным признаком пленника, обращаемого затем в раба; напротив, наличие одежды, и, по возможности, большее, — признак завоевателей, знати. «Где низшие лица одеты, там высшие отличаются тем, что носят больше одежды, чем первые. Кук рассказывает о жителях Сандвичевых островов, что большое количество одежды служит у них признаком высшего положения; то же говорит он и о тонганах; о таитянах же он рассказывает, что высшие классы обозначают свой ранг тем, что носят массу одежды к своему великому неудобству. Подобный же случай встречается и в Африке» '. Одновременно возникают различия в форме одежды, материале, цвете2. У сингалов, основного населения Шри Ланки, длина одежды традиционно символизирует социальный статус, и человек высокого ранга никогда не наденет шорты3. Во многих африканских обществах прическа формируется не под влиянием моды, а под воздействием обычая, и обозначает, помимо прочего, социальную или этническую принадлежность человека4. В античную эпоху «вещь отмечала соци-
1 Спенсер Г. Начала социологии (обрядовые учреждения). — Киев, 1880. —С. 286.
2 Там же. — С. 287.
3 Краснодембская М. Г. У сингалов: открытие повседневности // Советскаяэтнография, 1981. — № 5. — С. 135.
4 Корочанцев В. Загадки африканской прически // Азия и Африка сегодня. —1982. -№ 2.
альный статус, была его символом» '. Например, чем выше был социальный статус свободного римлянина, тем больше был размер носимой им тоги; рабы, чужеземцы и ссыльные вообще не имели права ее носить2.
Особенно жесткую связь культурных образцов с социальным статусом обычай и закон устанавливают в сословных и кастовых обществах. В условиях господства сословного строя, например, в средневековой Франции, неравенство считалось естественным и закономерным, а идея равенства казалась кощунственной. «Дворянство, отличавшееся от народа своим рангом, представлялось принадлежавшим к другой породе: требовалось основательно поразмышлять, чтобы обнаружить, что дворянин — такой же человек, как остальные. Об этом едва догадались к XVIII в., и осмелится сказать это было скандалом, проявлением распущенности»3.
В Западной Европе в средние века потребление самых разнообразных благ, от одежды и мебели до продовольственных продуктов, строго регламентировалось в соответствии с местом в сословной иерархии. «Костюм — один из важнейших признаков социального статуса на протяжении всего средневековья, — пишет А. Л. Ястребицкая. — Он определял принадлежность человека не только к классу или сословию, но и к социальной группе. Свои особенности в одежде имели университетские и цеховые корпорации, городской патрициат, представители свободных профессий (врачи, например, носили замшевые перчатки и береты)»4. Представителям низших сословий было запрещено носить одежду ярких цветов; они были обязаны ограничиваться серым, черным, коричневым, тогда как знать одевалась в зеленое, синее, красное 5.
1 Буровик К. А. Родословная вещей. — М., 1985. — С. 45.
2 Там же. — С. 45-46.
3 Goblot Е. La Barriere et le niveau. Etude sociologique sur la bourgeoisie fran-?aise moderne. Nouv. ed. — Paris, 1967. — P. 4.
1 Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI—XIII веков. Эпоха, быт, костюм. — М., 1978. - С. 86-87. 5 Там же. - С. 80.
Возможности потребления разбогатевших простолюдинов ограничивали многочисленные «законы против роскоши», нарушение которых наказывалось зачастую весьма строго. Французский король Филипп Красивый (1285-1314) запретил горожанам носить горностай, белку и некоторые другие виды меха, украшать одежду золотом и драгоценными камнями, пользоваться восковыми свечами и даже установил максимальное количество блюд, которое горожане могли подавать у себя дома1.
Разным сословиям в средние века предписывалось спать на разных видах кроватей2. Согласно королевскому указу, во Франции дрессуар (подобие буфета) с двумя полками разрешалось иметь барону, с тремя — графу, с четырьмя — герцогу3.
Столь же четко выраженный сословный характер носила одежда в добуржуазной России4. В частности, обувь «довольно точно позволяла судить о социальном положении человека»5.
Известный русский ученый П. Г. Богатырев зафиксировал сословную функцию традиционного (т. е. внемодного) костюма в Моравской Словакии6.
Итак, обычай и закон в сословном обществе регулируют множество тех явлений, которые в обществе бессословном в значительной мере регулируются модой. Ликвидация сословий и переход к классовому бессословному обществу в результате буржуазных революций означали появление принципиальной и формально юридически признанной возможности перехода, во-первых, людей из одного класса в другой, во-вторых, культурных образцов от одного класса к другому. Во втором случае отсутствие традиционных и правовых барьеров создает возможность индивидам, даже не изменяя своего социального положения, сохраняя принадлежность к той же самой социальной группе, заимствовать некоторые культурные образцы, принадлежащие (или принадлежавшие ранее) другим социальным группам. При отсутствии
1 Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI—XIII веков. Эпоха, быт, костюм. —М., 1978.-С. 86.
2 Буровик К. А. Родословная вещей. — М., 1985. — С. 151.
3 Там же. — С. 156.
1 Семенова Л. Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. - Л., 1982. - С. 137.
5 Там же. - С. 127.
6 Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971. —С. 318-323.
сословий социальные группы могут заимствовать эти образцы друг у друга, обмениваться ими, завоевывать или «красть» их и т. д.
Следует подчеркнуть, что речь идет о заимствовании не всех, а лишь некоторых культурных образцов, причем не главных для данной социальной группы. В противном случае она лишается своей идентичности, своего группового сознания, иначе говоря, перестает оставаться сама собой.
Таким образом, мода в масштабах всего общества возникает только там и тогда, где и когда существует возможность изменения социального статуса и подражания одних социальных классов и групп другим посредством заимствования определенных культурных образцов. Это заимствование иногда служило одним из средств самоутверждения восходящих классов: таким способом они выражали свое равенство с господствующими высшими классами или даже превосходство над ними. Подобные процессы характерны, в частности, для восходящей к вершинам социальной иерархии буржуазии. С одной стороны, буржуа любой ценой присваивают себе высокие сословные звания', с другой, даже сохраняя свою сословную принадлежность, они нередко присваивают присущие знати культурные образцы: подражая дворянству, буржуазия тем самым соперничает с ним, доказывает, что ее место в социальной иерархии не ниже.
За 10 лет до Великой французской революции один маркиз с негодованием отмечал, что «все весьма переменилось и... новые буржуазные моды как мужские, так и женские, воспроизводят моды, принятые у людей благородного происхождения»2.
В условиях, когда культурные образцы, обозначающие классовую и групповую принадлежность, становятся подвижными, текучими, они уже не столь явственно выражают социально-групповые характеристики их носителей и различия между ними. Дело, стало быть, не просто в том, что мода, как это часто говорится, выражает социально-статусные различия (гораздо более четко они фиксируются такими видами социальной регуляции, как обычай и закон), а в том, что она выражает их подвижными, меняющимися средствами. Такими средствами яв-
1 «Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, — подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай», — жалуется геройМольера («Мещанин во дворянстве», III, 12).
2 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. — Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. —М., 1986. - С. 347.
ляются время от времени сменяемые культурные образцы, выступающие в качестве модных стандартов, «мод».
Как же происходят в моде фиксация, обозначение социально-статусных различий? На этот вопрос отвечает концепция «эффекта просачивания вниз», или просто «эффекта просачивания», уходящая своими корнями в работы Г. Спенсера и особенно Г. Зиммеля'. Зиммелевская трактовка «эффекта просачивания» впоследствии неоднократно воспроизводилась и в теоретических, и в эмпирических исследованиях; с ее помощью пытались объяснить либо функционирование моды в целом, либо отдельные проявления моды2. Согласно этой концепции, в капиталистическом обществе господствующий класс, и прежде всего социальная элита, после «просачивания» культурных образцов («мод»), обозначающих их социальный статус, вниз, к другим классам и слоям, сразу же устремляются в погоню за новыми культурными образцами, вводят новые «моды» с целью обозначить и сохранить свою групповую идентичность, сплоченность и в то же время отличие от остальной массы. Последняя же постоянно стремится овладеть «модами» высших слоев, подражать им, во-первых, вследствие престижа, которым элита обладает в ее глазах, во-вторых, вследствие своего стремления к более высокому статусу. Как только масса овладеет и новыми «модами» — знаками высокого социального статуса, — господствующие слои вынуждены вновь менять знаковые средства своего высокого социального положения, модный цикл возобновляется, и все начинается сначала. При этом общая картина социальной иерархии, естественно, не изменяется: высшие остаются вверху, а низшие — внизу.
В дополнение к этой широко распространенной интерпретации феномена «просачивания», как борьбы за знаки высокого социального положения, воплощенные в «модах», была выдвинута гипотеза, согласно которой «эффект просачивания» представляет собой механизм поддержания мотивации стремления к успеху, а отсюда и к эффективно-
1 Спенсер Г. Начала социологии (обрядовые учреждения). — Киев, 1880. —Гл. IX; Зиммель Г. Психология моды (социологический этюд) // Научноеобозрение, 1901. - № 5. - С. 46-48.
2 GoblotE. La Barriere et le niveau. Etude sociologique sur la bourgeoisiefrancaise moderne. Nouv. ed. — Paris, 1967. — P. 49-50; Hurlock E. The Psychology of dress. An Analysis of fashion and its motive. — N. Y., 1929. — P. 45;Barber В., Lobel L. «Fashion» in women's clothes and the American social system //Social Forces, 1952. - Vol. 31. - № 2. - P. 124-131; Васин E. Я., Краснов В. M.«Гордиев узел» моды // Мода за и против. — М., 1973. — С. 59.
сти в исполнении профессиональных ролей в системе, где отчетливо видимый успех возможен только для немногих'. Индивид, потребляющий «просочившиеся» вниз статусно-символические блага, добивается тем самым не реального, а иллюзорного по отношению к своему слою повышения статуса. Но с точки зрения его собственной биографии это стремление вполне реалистично и в определенной мере вознаграждается, так как он видит, что обладает вещами, которыми пять, десять или двадцать лет назад могли обладать только люди с более высоким статусом. «Следует, вероятно, сказать, что в той мере, в какой статус определяется понятием потребления товаров и услуг, у индивида не просто существует иллюзия мобильности, но все население продвинулось выше. С этой точки зрения статусно-символические товары и услуги не "просачиваются вниз", а остаются преимущественно в неподвижном положении; население же продвигается вверх через иерархию образцов статусно-символического потребления»2.
Концепция «эффекта просачивания» отражает реальные, но далеко не все связи моды с процессами социальной дифференциации. Поэтому у нас нет оснований рассматривать «просачивание» в только что описанном виде как универсальный процесс, объясняющий моду в целом. Хотя движение модных стандартов по социальной лестнице «сверху вниз» весьма распространено, тем не менее существует и обратная направленность этого движения, причем масштабы ее все расширяются. Это обстоятельство обусловлено ростом значения «средних» и «низших» слоев в современную эпоху, развитием их классового самосознания, общей демократизацией социальной жизни.
Концепция «эффекта просачивания» базируется на представлении о безусловном и автоматически формирующемся престиже социально-экономической и политической элиты и ее ценностей в глазах широких слоев населения. Однако обладание богатством или властью еще не гарантирует этот престиж. Поэтому господствующий класс и его элита вынуждены нередко подражать более «низким» слоям, их отдельным категориям, заимствуя у них те или иные культурные образцы, с тем чтобы не отстать от моды. Далеко не всегда представителей господствующего класса следует рассматривать как инициаторов и, тем более, авторов модных инноваций, как считали многие социологи. Разумеется, благодаря высокому социальному положению и значитель-
1 Fallen L. A Note on the «trickle effect» // Class, status and power. 2nd ed. / Ed.by R. Bcndix and S. Lipset. - N. Y.; L„ 1966. - P. 403.
2 Ibid.-P. 403.
ному доходу высшие слои могут усваивать модные стандарты в дорогих разновидностях и на ранних стадиях модного цикла, могут активно влиять на содержание и распространение «мод», но и в этом случае зачастую происходит подключение и приспособление к уже сформировавшимся ранее «модам». Уместно вспомнить в этой связи о том, что именно в низах родились и получили первоначальное распространение многие наиболее значительные «моды» нашего столетия: в рабочей и крестьянской одежде, в негритянской и сельской фольклорной музыке и т. д. Ошибочно полагать, что последующие внедрение и распространение этих «мод», т. е. наделение их в массовом масштабе модными значениями, явились продуктом воли и желания элиты или господствующего класса: последние нередко лишь приспосабливались к реальным потребностям широких масс.
Можно согласиться с выводом известного американского социолога Г. Блумера относительно роли престижа элиты в функционировании моды: «Не престиж элиты делает дизайн модным, но, наоборот, пригодность или потенциальная модность дизайна дает возможность престижу элиты присоединяться к нему. Дизайн должен соответствовать направлению зарождающегося вкуса модной потребляющей публики. Престиж элиты воздействует на это направление, но не управляет им»'.
Наиболее активное участие в потреблении модных стандартов принимают средние слои,что связано с относительной неустойчивостью и подвижностью их социального положения2.
В свою очередь, положение это обусловливает формирование неустойчивого социально-психологического типа, для которого мода становится важным средством самоутверждения, интеграции и самотождественности личности. Постоянное и активное участие в моде, помимо чисто экономических мотивов (у производителей и распространителей моды), призвано обозначать принадлежность к более высокому социальному слою и (или) отличие от более низкого. Особое усердие в поиске модных стандартов и следовании им вызывается уязвимостью в отношении социальных санкций моды людей, либо стремящихся
1 BlumerH. Fashion: from class differentiation to collective selection // TheSociological Quarterly, 1969. - Vol. 10. - № 3. - P. 280.
2 Этот момент отмечал и Зиммель (Научное обозрение, 1901. — № 5. — С. 51),не обращая внимания на возникающее отсюда расхождение с его собственнойконцепцией «просачивания», согласно которой именно «высшие» слои образуют главные источники распространения новых «мод».
занять более высокое социальное положение, но пока не достигших его, либо уже не уверенных в прочности своего теперешнего положения, либо, наконец, еще не уверенных в прочности недавно достигнутого более высокого положения'.
Напротив, высокое социальное положение элиты делает ее в значительной мере неуязвимой по отношению к санкциям моды и лишает элиту некоторых из стимулов к активному участию в моде, имеющихся у средних слоев. «Принц Уэльский может позволить себе надеть соломенную шляпу вместо фетровой, которую обычно носит англичанин в летнее время, он может восстать против жестко накрахмаленной сорочки в вечерней одежде или появиться на официальном приеме в одежде для отдыха, — писала Э. Херлок. — Все это он может сделать, не рискуя вызвать в свой адрес нелестные отзывы. Но пусть только мистер Никто попробует сделать то же самое, как он тут же превратится в мишень для насмешек всего своего окружения. Каждый будет относиться к нему с сожалением, но никто не последует его примеру»2.
Таким образом, изображая движение модных стандартов как постоянное однонаправленное перетекание «сверху вниз», концепция «эффекта просачивания» упрощает реальную картину. Кроме того, следует подчеркнуть, что «эффект просачивания» в той мере, в которой он реально существует, не специфичен для моды, но характеризует и другие, внемодные аспекты взаимоотношений между социальными группами, а потому не может служить объясняющим принципом моды в собственном смысле. Согласно Р. Перротту, «эффект просачивания» в целом присущ, например, образу жизни британской аристократии: она «инстинктивно» способна изменять некоторые свои культурные образцы в результате овладения ими другими классами, что усиливает ее сплоченность и устойчивость3. Но это отнюдь не означает, что в данном случае непременно присутствует мода. Речь идет о более или менее закрытой, замкнутой культуре сословия, постоянно охраняющего свою замкнутость посредством замены некоторых своих образцов в случае «захвата» их «чужаками».
1 «"Парвеню" часто одевается плохо, еще чаще — слишком хорошо» (Gob-lot Е. La Barriere et le niveau. Etude sociologique sur la bourgeoisie franaise mo-derne. Nouv. ed. - Paris, 1967. - P. 58).
2 Hurlock E. The Psychology of dress. An Analysis of fashion and its motive. —N.Y., 1929.-P. 7-8.'
3 Perrott R. The Aristocrats: A Portrait of Britain's nobility and their way of lifetoday. - N. Y„ 1968. - P. 266-267.
Итак, «просачивание» —не однонаправленный («сверху вниз») процесс, а его «эффект» — это лишь один из эффектов модного изменения наряду с другими. «Эффект просачивания» существует не только в моде и не может рассматриваться как объяснение моды в целом. Но есть явление, которое он объясняет целиком. Это снобизм.
Снобизм может входить в систему модного поведения, а может и не входить. Сущность его как раз и состоит в том, что представители элиты (реальной, воображаемой или же в которую стремятся войти) сохраняют приверженность тем или иным образцам только до тех пор, пока они не стали достоянием массы. Стоит последней овладеть ими, как сноб отрекается от этих, ставших «вульгарными», образцов в пользу новых. Таким образом, поведение сноба, вопреки постоянно утверждаемым оригинальности, автономии и превосходству, глубоко зависимо. Оно в сильной степени детерминировано, во-первых, тем, какие культурные образцы поставляются в его распоряжение, во-вторых (при отсутствии сословных и прочих межгрупповых барьеров), степенью распространенности этих образцов: чем выше эта степень, тем выше вероятность и скорость отказа от них у сноба.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 659;