V. Поверка предложенного определения права
1. Разбор первого возможного возражения
§51
Ожидаемое возражение
Определению права, которое выполнено нами на предыдущих страницах, может быть сделан упрек. Могут заметить, что это определение сужает область права, сравнительно с тем, как оно понимается обыкновенно. Каждое отношение, сопровождаемое организованной защитой, принадлежит к числу отношений, которые считаются обыкновенно правовыми; но последние, по общему, или, по крайней мере, весьма распространенному признанию, включают в себя еще отношения, защищенные иным образом.
Если это верно, то предложенное выше определение, указав с достаточной точностью что в этом сочинении будет пониматься под правом, все-таки, как будто, не достигло цели совершенного научного определения. Именно оно определило не то, что почти все разумеют под правом, а нечто к нему очень близкое, но не тождественное. Следовательно, если дальнейшее исследование будет поставлено на почву этого определения, то оно будет относиться не к тому, что на самом деле есть право (так как обыкновенно принимается за него), но к тому, что произвольно отождествлено здесь с ним.
Хотя организованная защита отношений, сама по себе, представляет настолько важное в социальном отношении явление, что заслуживает вполне стать предметом особого теоретического исследования, однако все-таки будет не лишним попытаться показать, что принятое нами определение права выражает точно коренной смысл этого слова. И хотя возражение, предположенное выше, представляется на первый взгляд довольно веским, однако в свою очередь ему следует противопоставить доводы не менее веские.
Другими словами, особое внимание, с каким люди относятся к правам в отличие от других отношений, составляет существенный признак прав; и если наука, не желая удовлетвориться констатированием одного этого признака, ищет полного определения права, то она должна обнаружить такие характерные свойства, которые так или иначе включают в себя или соединяют с собой вышеуказанный признак.
§52
Шаткость разговорного и литературного словоупотребления
Без сомнения, обычное воззрение включает в область права большее число явлений, нежели то, которое может быть подведено под наше определение. Так, многим международным отношениям придается юридический характер и они относятся к международному праву, хотя и не сопровождаются организованной защитой. Точно также ряд отношений, наблюдаемых в частной и государственной сферах первоначального периода, не обладает такой защитой, но включается в область права. Когда говорят об обычном праве, тогда часто причисляют сюда все вообще обычаи
С А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение, права
касательно данного предмета без отношения к тому, в каких формах выражается их принудительная сила. Но это несовпадение обычного понятия о праве с нашим понятием о нем, не имеет никакого опасного значения для этого последнего. Ни литературное, ни тем более, простое разговорное значение слова «право» не обладает каким-либо абсолютно-внушительным авторитетом. Обыденное мировоззрение употребляет это слово в таком широком смысле, неприложимость которого для наших целей не требует никаких серьезных пояснений. Во всех почти случаях, где речь идет о принадлежащих кому-либо претензиях, которые представляются почему-нибудь справедливыми, — будет ли основание их заключаться в государственных законах, или в обычаях, или в моральных взглядах данного общества, или даже в простых приличиях, — обыденное воззрение не затрудняется говорить о правах. Мы слышим о праве на вещь, равно как о праве на благодарность или на получение визита. Литературное словоупотребление, руководимое стремлением ограничиться областью права в юридическом смысле, заслуживает, конечно, несравненно большего внимания. Но мы могли бы довериться ему вполне только в том случае, если бы было известно, что все ученые исходят из одного общепризнанного понятия права и развивают его вполне правильно. Однако такого понятия совсем не существует. Из массы высказанных определений права, каждое ведет к границам правовой области, не вполне совпадающим с границами, которые вытекают из других определений. Следовательно, ученые, которые руководствовались названными определениями, естественно, должны были приходить к различным результатам в деле проведения границ правовой области. Тем же ученым, которые не укладывали какого-либо предвзятого воззрения на сущность права в основание своих работ, грозила опасность подчинения колебаниям нелитературного словоупотребления. Из всего этого должны были проистекать многочисленные разногласия, в существовании которых не трудно убедиться на разборе любых примеров. Отсюда проистекает то важное последствие, что хотя от множества индивидуальных воззрений можно отвлечь некоторый «господствующий» или наиболее распространенный взгляд на границы правовой области, однако ни одно из этих воззрений не совпадает с таким взглядом 120
вполне. Как все не вполне выясненные понятия, понятие права образуется наполовину путем бессознательным. В известных крайних точках оно определенно и бесспорно. Никто не исключит из правовой области претензии, основанной на положительном предписании закона, удобоприменимом в судебном порядке; наоборот ни один из юристов не назовет правом претензии на получение от кого-либо контрвизита. Между тем в промежутке между двумя областями отношений, из которых одна считается несомненно правовой, другая столь же решительно лишается этого эпитета, лежат группы, квалификация которых испытывает большие или меньшие колебания. При отсутствии полной отчетливости в представлении о том, что именно характеризует право как таковое и наклонности выводить определения дедуктивным путем из предвзятых общих посылок, представители различных воззрений легко принимают за критерий различные признаки этого явления и, руководствуясь ими, приходят неизбежно к результатам, несогласованным между собой. Принимая во внимание такой способ образования отдельных мнений, мы имеем полное основание не доверять и покоящемуся на них же господствующему воззрению. Потому и противоречие определения, выработанного на предшествующих страницах, с этим воззрением само по себе не должно приводить нас в смущение. Если мы можем убедиться в правильности избранного нами пути, то некоторое несоглас ие приобретенных результатов с господствующим взглядом нисколько не может подорвать их значение в наших глазах.
, §53
Поверочный анализ. Его задача
В самом деле, мы имеем перед собой обширную область отношений, которые существуют под общим именем прав, но в полной однородности которых мы не можем быть уверены заранее, потому что знаем, что словоупотребеление, находящееся вне всяких теоретических влияний, не придает названному имени какого-либо значения, которое было бы связано именно с этой областью, а словоупотребение, руководимое теорией, не имеет одного общего источника. Чтобы дать верную внешнюю характеристику права, как отношения, т. е. описать его точно в отличие от
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение права
других сходных, но не одинаковых с ним отношений, мы должны постараться уловить такой признак его, который, будучи свойственен достаточно большому числу отношений, признаваемых за права, служил бы, во-первых, их отличительным признаком, т. е. был бы чужд явлениям других областей, и, во-вторых, объяснял бы с наибольшей убедительностью, почему в сознании отдельных людей и всего общества правоотношения выделяются в особую, резко отграниченную группу с особым приписанным ей значением. Это последнее требование имеет существенную важность. Когда определяются и классифицируются научно предметы, существующие независимо от человека, тогда нет дела до субъективного значения избираемых признаков. Кит относится к млекопитающим, хотя способ рождения и питания им детей обладает, может быть, несравненно меньшим значением для человека, нежели то обстоятельство, что он живет в воде. Какие бы практические отношения ни существовали к подобным предметам, научная классификация не может обращать на них никакого внимания. С совершенно иным мы встречаемся при определении и классификации таких явлений, каково право. Это не конкретный предмет или явление вне человеческого существования, но, как мы видели, лишь некоторое положение лиц (§ 19). Научное (социологическое) значение оно может иметь лишь настолько, насколько обусловливает собой действия лиц. Но, очевидно, что то же самое обстоятельство определяет также особенное значение права для общества и отдельных лиц. Хотя значение, которое приписывается индивидуальным или общественным воззрением праву, может быть отлично от его действительного значения, которое одно обязательно д,ля науки, но, очевидно, что источник, из которого проистекает самый факт признания некоторого особого значения за правами, один и тот же в обоих случаях. Отношение вообще есть возможность действий. Самый простой житейский опыт свидетельствует, что когда люди сознают себя вправе делать что-либо, то такая квалификация обозначает, что они сознают себя наиболее свободными от противодействия со стороны других членов их общества. С другой стороны, самое простое соображение показывает, что если какая-либо сторона права обладает социологическим значением, то именно та, что в случае права субъект
имеет в своих действиях гораздо более простора по направлению к окружающим его лицам. Практическое и научное значение права совпадают. Следовательно, научное определение права должно отличить таким его признаком, который обусловил бы собой и практическое значение его. Если отличительный признак права, указанный в научной классификации, объяснит нам, почему люди выделяют право из среды других отношений и приписывают ему особое значение, то это обстоятельство послужит лучшим подтвер' ждением правильности самого научного определения.
§54
Выполнение
Искомый признак может заключаться как в совокупности многих свойств, так и в своеобразной комбинации их.
Как точки отправления мы имеем две стороны определяемого нами предмета — содержание и форму правоотношений. Обращаясь к первой, мы замечаем, что по содержанию своему права вообще сходны с другими отношениями. В содержании прав надо различать действия, которые составляют главную цель права, и действия, которые гарантируют возможность первых. Так, в праве собственности к первым относятся все акты воздействия на вещь с целью ее эксплуатации, ко вторым — самоуправство с лицами, которые препятствуют обладанию, и воздействие на них через административные, судебные и другие органы общественной власти. Действия первого рода образуют одинаково как содержание правовых, так и всяких других отношений. Если в юридической форме защищаются государственные, общественные, семейные, частные имущественные отношения, то все они входят в тоже время или, по крайней мере, способны входить и в другие области, В нормальных случаях все права составляют одновременно и предмет нравственной защиты, и только большая неравномерность в значении юридического и морального элемента ее приводит к тому, что отношения, защищенные и юридически и морально, рассматриваются исключительно юриспруденцией. Если в некоторых случаях юридическая и моральная санкции находятся во взаимном противоречии, то, в виду других случаев, где они находятся во взаимном согласии, нельзя сказать, чтобы принадлежность отношения к той или другой
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение права
области определялась его содержанием. Одно и тоже отношение к вещи трактуется иной раз как противоправовое и противо-нравственное (обладание вора), в другой раз — как противоправовое, но безразличное с нравственной точки зрения (обладание вещью, приобретенной нравственным образом, но с нарушением юридических обрядностей), третий — как нравственное, но безразличное для права (отношения, вытекающие из чувства благодарности и т. п.), четвертый — как правовое и нравственное (собственность), пятый — как правовое, но безнравственное (собственность, нажитая «неправым» трудом). Кроме двух санкций — юридической и моральной, существует еще санкция обычая. В различных случаях они дают весьма разнообразные комбинации, рассмотрение которых, хотя бы поверхностное, приводит к тому заключению, что очень часто известное содержание отношения может быть одновременно предметом трех санкций, действующих в одном или различных направлениях. Если припомнить далее, что история права указывает на самые разительные изменения в составе правовой области, что отношения, которые считались когда-то не только дозволенными, но и обязательными (например, коммунизм жен), становятся потом преступными, что прежние преступления (индивидуальное обладание женой или имуществом) возводятся в юридические идеалы, — что в этом нескончаемом, хотя и медленном потоке видоизменений границ права и морали нет никаких опор для того, чтобы уловить какое-либо осязательное единство, то вряд ли останется какое-либо серьезное основание для того, чтобы искать отличительные свойства прав в роде действий, составляющих предмет юридической защиты.
Точно так же действия, которые служат как средство юридической защиты, не обладают никакими особенностями. В громадном большинстве случаев они состоят в непосредственном (самоуправство) или опосредованном (через суд и т. п.) насилии над нарушителем или, как выражаются, во внешнем принуждении его. Но нельзя сказать, что присутствие внешнего принуждения служит характеристическим признаком права. Этого нельзя сказать, во-первых, потому, что внешнее принуждение, хотя и реже, бывает также средством контроля в областях нравственности (например, меры воспитания) и обычаев; во-вторых, потому, что
рядом с внешним принуждением или насилием правовые отношения защищаются более мягкими мерами влияния, каковы, например, судебные и административные выговоры, замечания, предостережения, или лишение ожидавшихся выгод (лишение награды, пенсии, вознаграждения, наконец вообще лишение права, которое не составляет внешнего принуждения и т. п.). Однако все-таки мы должны отметить тот факт, что внешнее принуждение является в правовой области гораздо чаще, чем в других областях.
Вслед за этим обращаемся к форме права. Здесь, напротив, мы находим выдающиеся характеристические черты. Бросается в глаза некоторая, весьма большая определенность, которая свойственна устройству права как отношения. Порядок установления, прекращения и защиты является в громадном большинстве случаев более или менее точно определенным или, по принятому выше выражению, организованным. Подобно чертам, отмеченным выше, эта последняя черта не присутствует во всех без исключения случаях «права»; но она имеет то преимущество, перед ними, что вовсе не распространяется за их область. Вряд ли найдется такое отношение, которое, защищаясь организованным образом, было исключаемо когда-либо из правовой области. Если, например, многие цивилисты не признают защищенного владения за право, то все-таки они считают его «юридическим» отношением и показывают этим, что в данном случае слово «право» употребляется ими в особенном, более ограниченном смысле, чем тот, о котором говорится здесь.
Таков непосредственный результат анализа. Мы имеем перед собой следующие свойства права: внешнее принуждение, организованное установление, организованная защита. Из них первое не есть отличительное в строгом смысле, но распространено в правах более, чем в других отношениях. Остальные, хотя и не общи всем без исключения случаям, с которыми связано название права, составляют, действительно, отличительные черты его. Так как мы не открыли каких-либо других отличительных свойств, то должны предположить, что обособление права обусловлено тремя открытыми нами свойствами; распространение же названия права за их пределы произошло под влиянием какой-либо ложной ассоциации идей,
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение права
исследование которой остается нашей обязанностью. Допустив это, надо сделать последний шаг — обратиться к раскрытию взаимного отношения различных свойств права. Организованная защита, естественно, представляется как основное свойство. Она вызывает организацию установления и прекращения, откуда, как мы видели, развиваются все другие особенности юридического воззрения на существо права (§ 36); организацией защиты объясняется далее предпочтение, которое оказывается в области прав внешнему принуждению как средству защиты, потому что оно более, чем какое-либо другое средство, может быть подчинено правильному порядку. Наконец, принимая во внимание организованную защиту, мы получаем возможность объяснить, почему в случаях правоотношения субъект находит простор для своих действий — обстоятельство, объяснение которого было поставлено выше как необходимое качество правильного определения права. Очевидно, что организованная защита охраняет вообще лучше, надежнее, чем какая-либо другая.
«Предметы следовало бы распределять по возможности сообразно свойствам, которые суть причины многих других свойств или, по крайней мере, их верные признаки» (Милль).32 Это требование вполне выполнено нами в настоящем случае.
§55
Логическая правильность предложенного анализа
В предложенном анализе может подвергнуться сомнению одно обстоятельство. Читателю покажется, пожалуй, странным, что мы как бы произвольно сузили область определяемого предмета. На этот случай надо припомнить следующее место из «Дедуктивной и индуктивной логики» Бэна — сочинения, на которое уже раз была сделана ссылка (§ 24).
«Предположим», — говорит Бэн, — что мы должны определить монархию. Мы соберем примеры всех правлений которые обозначаются этим именем: цари героической Греции, цари Спарты, Рима, Персии, Македонии, Сирии, Египта, короли Тевтонов, государи современных европейских народов, царьки негритянских племен, императоры, князья, маркграфы, графы, архиепископы, обладавшие верховной властью и проч. К этим
примерам мы прибавим афинских царей-архонтов, римских царей, понтифов, остатки прежней царской власти. Если мы сосредоточим наше исследование на известном числе этих примеров, то мы получим, как общую черту, деспотическую или абсолютную власть. Но эта черта не подойдет к другим примерам, например, к случаям современных конституционных монархий. Если мы пожелаем включить в счет и эти новые формы, то общие черты будут сведены к небольшому числу сходств, которые не обладают достаточным значением, а именно: 1) обладание высшим саном в государстве и 2) большая или меньшая доля участия в верховной власти. Наконец, если мы пожелаем принять в расчет и два последних примера — афинских царей-архонтов и римских царей-понтифов, то мы не будем в состоянии применить к ним и это небольшое сходство.33 Нам придется прибегнуть к еще большему ограничению, большему разжижению нашего определения. Вот что случается наиболее часто, коль скоро в целях определения мы заботимся об обобщении названия. Мы руководствуемся общепринятым смыслом слов; но если мы остановимся на этом, то, по всей вероятности, нам не удастся определить общий смысл, который обладал бы хоть какой-нибудь важностью. В таком случае — в случае затруднений, в которые ставит нас многообразный смысл слова, — надо призвать на помощь правило касательно определения. Тем или другим способом мы должны ограничить класс (определяемых предметов) на основании отношений с глубоким и обширным значением. Если нужно, мы пожертвуем чем-либо из обычного значения слова] мы пренебрежем некоторыми случаями и будем делать выбор среди остальных до тех пор, пока не образуем класса, который действительно обладает в общем важными качествами».34
В нашем определении права нам пришлось использовать именно этот прием, столь метко охарактеризованный Бэном. Ограничение области права пределами, которые более узки, нежели пределы общепринятые, вызывается логической необходимостью, согласуется с правилами логики.
Итак, проверяя, мы пришли к тем же результатам, которые получили в первоначальном исследовании (§§ 22 —50). Чтобы окончательно завершить проверку, надо разъяснить истинный характер путей, которые ведут к приложению названия права за границей организованной защиты.
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение права
§56
Источник недоразумений и способы их распространения
Когда мы отличаем какой-либо предмет от других предметов особым названием, тогда мы подразумеваем известное сходство и известное несходство этого предмета с остальными. Подразумеваемое несходство может быть видовое, родовое, семейное и т. д. Видовое несходство предполагает, естественно, родовое сходство; родовое несходство — семейное сходство, — вообще, каждое частное несходство предполагает более общее (ограниченное) сходство: но, обобщая и подразумевая признаки сходства, особое понятие и название вызваны непосредственно существованием несходства и имеют своим существенным назначением констатирование отличительных свойств предмета. В наших идеях мы отделяем один предмет от другого не потому, что он сходен с прочими предметами, но потому, что он несходен с ними. Однако из этого не следует еще, чтобы, повторяя обычное название какого-либо предмета, мы сознавали всегда с полной ясностью, в чем именно заключается их смысл и состав. Обыкновенно только часть свойств, почему-нибудь скорее и легче запоминаемая, мыслится как характеристический признак предмета. Поэтому, как скоро отыскивается другой предмет, который обладает таким же признаком, то, хотя бы у него не было остальных признаков первого предмета, на него переносится его название. Иногда по какому-либо случаю внимание привлекается каким-нибудь признаком, не принадлежащим к числу отличительных. Тогда и он может ассоциироваться с названием предмета как его характеристическая принадлежность, и они переносятся на предметы, где этот признак присутствует в соединении с иными свойствами, чем те, которые первоначально образовали и вызвали переносимое название. Такими-то путями возникает между прочим ложное распространение названий, и оба приведенные способы его имели место по отношению к праву. Эти оба способа относятся к той форме распространения названий, который логика называет распространением по сходству.
§57
Юридический характер международных отношений
Если для субъекта право представляется формой расширения его деятельности, то для окружающих лиц, способных ему вредить, и имеющих обыкновенно в этом интерес, оно составляет форму ограничения их деятельности. Юридическая защита, так или иначе, принуждает к соблюдению неприкосновенности отношения. Лица, окружающие субъекта, чувствуют себя в известной степени связанными, стесненными. Такое чувство связанности, преобразующееся в своем дальнейшем развитии в определенное понятие юридической обязанности, является, понятно, существенным моментом права, так сказать его оборотной стороной. Но понятно также, что оно есть специально-юридическое явление лишь в той степени своей, которая вызывается именно юридическим способом защиты. Усиливая вообще защиту, организация ее увеличивает тем самым и степень вышеобозначеной связанности или обязанности; но в ослабленной степени связанность является необходимым спутником каждой защиты, хотя бы не организованной. Не связанность вообще, но лишь известная степень ее составляет юридическое явление. Вот это-то ограничение, которое, будучи упускаемо из виду, дает повод к недоразумениям.
Они возникают прежде всего в случаях, когда исследователь относится к делу не столько с чисто научной (объективной) точки зрения, сколько с точки зрения политической, критической. Нередко, составляя идеал, юридическая связанность не может быть достигнута непосредственно, и тогда удовлетворяются какой-нибудь, хотя бы неорганизованной защитой данного отношения. Но, забывая о сделанной таким образом уступке, все-таки причисляют это отношение к разряду правовых. Так именно произошло и происходит зачисление в область права многих международных отношений. Держась строго вышеустановленного понятия права, мы не имеем нужды отрицать за названными отношениями всякое юридическое достоинство, как это делают, например, те, кто считают необходимым атрибутом права существование правильного суда, или какого-нибудь другого подобного органа. Если самоуправство, которое предпринимается обиженным лицом в порядке, установленном общественной санкцией, мы признаем средством юридической защиты, то таким же
Заказ № 720
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение права
свойством обладает, несомненно, война, ставшая в последние столетия предметом правильной организации. За войной, как главным средством международной защиты, в распоряжении ее субъектов находится длинный ряд косвенных средств, менее сильных, но организованных, ибо каждое из них обладает определенным значением, употребляется определенным образом и, до известной степени, в определенных случаях. Сюда относятся дипломатические представления, протесты, ультиматумы, отзыв посольства, военные демонстрации и т. д. Вместе с тем такой институт, как международное поручительство одного или нескольких государств за целостность данных отношений, есть уже зачаток самостоятельного органа международной защиты, подобно, например, свидетелям в первоначальном гражданском праве. С другой стороны, в международных отношениях присутствуют, несомненно, другой необходимый элемент права — контроль, принадлежащий здесь зародившемуся международному обществу, или как выражаются, международному (общественному) союзу. Господствующий взгляд дает международному праву не более трех—четырех столетий. В это время именно начал образовываться упомянутый международный общественный контроль и зародилась организация средств международной защиты. Поэтому, в общем, нам нечего возразить против этого взгляда. Но в частностях, он страдает многими преувеличениями. В этом отношении достойны внимания следующие обстоятельства. Во-первых, применение международного контроля терпит не только ограничения в составе субъектов (ибо не все еще народы вошли в «международный союз»), но подвергается еще территориальным ограничениям иного свойства. Отношение любого европейского государства к Турции мы должны назвать правовым отношением, ибо оно находится под международным юридическим контролем; но подобное же отношение того же государства к какому-нибудь народу в глуши Азии или Африки может в крайнем случае затронуть интересы какого-нибудь отдельного государства, не касаясь интересов всего союза и не вызывая его контроля. Такое отношение будет просто фактическим. Область международных отношений не охватила еще всего мира, а соответственно этому и область международного права. Приведенный пример может быть пояснен такой аналогией. Предположим, что
в малодоступной стране, не входящей в состав какой-либо государственной территории, какой-нибудь смельчак овладел участком земли. Подлежа в пределах своего государства действию законов о частном владении и собственности, это лицо не будет находиться к обозначенному участку в каком-либо правовом отношении, потому что интересы его государства и юридический контроль последнего не проникли еще так далеко. Во-вторых, в той относительно ограниченной области, которая образует территорию международного права, далеко не все отношения, подлежащие международному контролю, прониклись в достаточной степени юридическим характером, а, с другой стороны, применение мер защиты (война и пр.) далеко не ограничивается только случаями, для которых они рекомендуются «правом». Можно ли сказать, что международная юридическая санкция влияет на международную деятельность государств и защищает их права в такой же степени, как мы это видели во внутренних отношениях государства? Абсолютные противники международного права, о которых было упомянуто выше, правы в том отношении, что оттеняют резко относительную слабость международной юридической гарантии. Можно ли далее утверждать, что, употребляясь для защиты международных прав, война и другие средства не употребляются в большом числе случаев для защиты многих неправд, подрывая этим значение юридически защищенных отношений? Международная юридическая санкция оказывается здесь в таком же положении, в котором находилась юридическая санкция каждого общества, когда не были выработаны специальные органы юридической защиты. На первых порах приходилось пользоваться уже готовыми средством — самоуправством. Но, становясь юридическим средством, самоуправство долгое время оставалось еще также общим бытовым средством защиты, которое преследовало многие цели, помимо юридических, т. е. помимо освященных обществом. Аналогию между частным и международным самоуправством можно провести даже до полного родства этих двух явлений. На самом деле в те отдаленные времена, которые нам известны по переживаниям, сохранившимся в различных «правдах» и «зерцалах», частное самоуправство было не что иное, как самоуправство международное в малом виде. В то время происходило сплочение многих мелких
С. А. Муроми,ев
Определение и основное разделение права
Определение права
общественных союзов — семей, родов, общин в более крупные единицы с государственным характером. При первоначальной разрозненности мелких единиц враждебные столкновения между ними были гораздо чаще, чем между членами одной и той же общины, рода, семьи. Как скоро член одной общины был обижен членами другой, — вся община обиженного поднималась против общины обидчика. По терминологии, использованной выше, в § 22, это была защита первого рода. С возникновением соединения и государственного сплочения отдельных общин, она начинает превращаться (по той же терминологии) в средство защиты второго рода. На первых порах, при слабости центральной власти, мы не замечаем еще прочных органов юридической защиты, но власть налагает свою руку на самоуправство и направляет его сообразно своим видам. Определяется порядок самоуправства. Борьба самостоятельных общин превращается во внутреннюю борьбу составных единиц высшего общественного союза. Всюду, где древние памятники сохранили нам сведения о самоуправстве, регулируемом уже государственной властью, говорится о расправе, которая предпринимается обиженным в союзе с его родственниками, друзьями, односельчанами. Это были остатки прежней борьбы независимых общин, борьбы, которая попадает теперь под контроль нового, высшего общественного союза. Международная борьба превратилась в частную, внутреннюю. То же самое мы видим в современной международной области. Война, служившая доселе свободным средством самозащиты независимых государств, начинает становиться предметом контроля впервые зарождающегося международного общественного союза, который стремится превратить ее в средство справедливого возмездия и внутренней юридической охраны.
Итак, только часть международных отношений и среди ее только относительно незначительный элемент защищен организованным образом. Остальная часть и прочие элементы, если и защищены, то иными, более слабыми способами; многое же не защищено еще вовсе. Распространение на принадлежащие сюда отношения термина и понятия права объясняется достаточно стремлением сообщить им юридическую защиту и внести в международный оборот соответствующие обязанности (связанность), а в ожидании их, вообще какую-нибудь защиту и
какую-нибудь связанность. Но пока не осуществилась первая часть этого стремления, стоя на почве действительности, а не на почве идеалов, мы не имеем основания сочувствовать вышеназванному распространению терминологии. Вероятная способность данного отношения стать в будущем предметом юридической защиты не может служить основанием для включения его в разряд правовых. Этот критерий крайне шаток и не определен, ибо мы не в состоянии предусмотреть всех возможных общественных метаморфоз, которые случатся в будущем и вызовут юридическую защиту отношений. При следовании его указаниям, пришлось бы, пожалуй, расширить область права так далеко, что пропала бы всякая определенная граница между ней и другими областями. Для науки международного права не будет ущерба, если она станет на точку зрения, защищаемую на этих страницах. Выиграв в определенности понятий, она не ограничит объект своего исследования, так как за отношениями, которые не защищены организованным образом, всегда останется важное место в критической части науки.
§58
Юридический характер отношений раннего периода, обычаев и т. д.
Продолжая обзор недоразумений, касающихся употребления слова «право», следует заметить, что, если одно стремление придать какую-либо защиту известным отношениям может привести к отождествлению их с правами, то тем более такое отождествление возможно в тех случаях, когда имеют дело с отношениями, которые в период более поздний, чем тот, в который их наблюдают, действительно стали предметом юридической защиты. Если один ученый рассматривает как право возможность вмешательства одного государства во внутренние дела другого, то другой ученый не впадает в большую ошибку, когда говорит о «праве» кровной мести, о «правах» мужчин в отношении женщин, матерей и отцов относительно их детей, о «праве» родства, развода, опеки, собственности, наследования в том периоде, когда эти «права», соблюдаясь по обычаю, в случае нарушения, защищались неорганизованными способами. Общественный контроль покровительствовал им, но выражения покровительства не были организованы; и наступление в каждом отдельном случае противодействия
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение права
нарушителям защищенных отношений не было приведено в порядок. Между простым ропотом неодобрения и энергичным внешним принуждением для контролирующего элемента общины открывался широкий выбор, не определенный заранее. В своем месте было показано (§ 27), что выражение «организованная защита» должно пониматься в достаточно широком смысле. Как скоро для защиты какого-нибудь отношения авторитетом общества, хотя бы путем незаметно складывающегося обычая, выработался правильный порядок, так отношение вступает в юридическую форму своего существования. Конечно, проведение точной границы в каждом отдельном случае представляется весьма затруднительным, и исследование ранних учреждений не выйдет из этого затруднения, если не образует особой группы переходных форм (ср. § 24). Но все-таки граница представляется существенно необходимой. Выше было показано, что существенное свойство права заключается в организованной защите. Если этот признак будет отброшен, то утратится всякое различие между правами и всеми другими защищенными отношениями, т. е. область права расширится настолько, что вместит в себя всю область общественной морали и, пожалуй, даже область обычаев. Вряд ли можно найти разумные основания для такой нивелировки понятий. Различия, где они существуют, не должны и не могут быть игнорированы; если мы распространим правоведение до пределов социологии, обратив таким образом часть в целое, то часть не уничтожится, а все дело ограничится сменой имен. Большинство отношений раннего периода не были правами, но сделались ими только впоследствии. Не включая их потому в область прав, правоведение должно изучать их как материал, из которого выработалась позднее правовая сфера.
Что в окружающей нас жизни мы имеем в форме юридического явления, то, по ложной ассоциации идей, представляется нам непременно таковым же, когда наблюдается в другом месте. Таким образом семья, брак и т. п. кажутся правовыми институтами в первобытную эпоху так же, как обладают они этим качеством теперь. Та же ошибка повторяется в другой области. Изучая обычаи современных нам низших обществ и общественных кругов, не затрудняются признавать там за юридическое все то, что в развитом праве обладает несомненно этим качеством. Нередко идут еще дальше.
Как скоро в какой-либо группе отношений и актов главные из них сочтены за юридические, то это качество распространяется и на аксессуары. Таким путем доходят, например, до того, что включают в состав обычного права свадебные или похоронные церемонии. Как в двух предыдущих случаях, так и здесь точное разграничение понятий не может привести к ущербу для исследования. Во-первых, отрицание за обычаями юридического характера не равносильно отрицанию за ними годности быть объектом вообще социологического изучения. Во-вторых, само юридическое исследование не должно ограничивать своего материала одними правоотношениями. Эти последние существуют среди других отношений, находясь в постоянном взаимодействии с ними. Исследователь права не может оставить их без внимания, но из этого не следует, чтобы он называл их правами. Так, психолог, изучающий процессы сознательного мышления, не может оставить вовсе в стороне рефлективные процессы, но из этого ведь не следует еще, чтобы он приравнял их к предмету своего исследования.
При отсутствии должной научной организации исследования социальных явлений, находящихся за пределами правовой области, на юристов в значительной доле легла тяжесть первоначального их изучения. Но, распространив свою научную деятельность за пределы своей собственной области, они не избежали фикции, которая включает все новое в эту область. Отсюда — квалификация в качестве юридических таких отношений, которые обладают совершенно иной природой; отсюда же, такое направление юридических исследований, которое предназначалось охватить всю науку об обществе. Настала пора предъявить a finium regundorum.35 Правоведение должно признать себя частью высшего целого и признать сосуществование ряда равноправных и весьма родственных наук. Общественный контроль над действиями членов общества проявляется в нескольких группах явлений, — правоведение занимается только одной из них.
§59
Результаты
Итак, мы должны были удостовериться в правильности предложенного нами определения права. Хотя на вид это определение суживает правовую область, сравнительно с тем, как она
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение, права
Определение права
понимается обыкновенно (§ 51), но это противоречие не может иметь опасного значения уже потому, что обычное словоупотребление не имеет особенно твердой и единой основы (§ 52). Кроме того, аналитическая проверка подтверждает вполне наше определение, представленное в предыдущих параграфах. Кроме организованной защиты, никакое другое свойство не служит отличительным признаком права (§§ 53,54). Распространение этого понятия на такие отношения, которые не владеют означенным свойством, объясняется неправильной ассоциацией идей (§ 56). Всюду, где находят некоторую защиту отношений и соответствующую ей связанность лиц, — защиту и связанность, которые потом должны обратиться (международные права § 57) или уже обратились (отношения раннего периода § 58) в юридические, там признают существование правоотношений, или признают правовыми все отношения, которые в развитом праве являются таковыми, либо служат аксессуарами правовых отношений (обычаи). В интересах правильной классификации наук надо провести определенную границу между правоведением и другими отраслями социологии.
2. Разбор других возражений §60
Возражение, основанное на неправильном понимании природы определения
После того, как нам удалось справиться с возражением наиболее трудным, от нас потребуется относительно менее усилий для устранения других возражений, к ожиданию и предупреждению которых обязывает осмотрительность. Одно из них основано на неправильном взгляде на природу определения и обусловлено тем широким господством, которое принадлежит до сих пор в области юриспруденции метафизическому способу воззрения на вещи. По всей вероятности, многие заметят, что определение, изложенное на предшествующих страницах, не годится потому, что не указывает настоящего источника права. Это определение сводит суть права к организованной защите, т. е. к защите, которая в большинстве случаев устанавливается произволом законодателя. Но разве за этим видимым произволом
не скрывается что-либо другое, что, в сущности, и производит право? Разве с времен Гуго, Савиньи и Пухты еще мало твердили о том, что правовой порядок не составляет чего-либо произвольного, но является как закономерное произведение всех условий и сил народной жизни? Разве поддерживать определение, как бы игнорирующее эти истины современной юриспруденции, не значит ли это возвращаться к отошедшему в вечность учению юристов прошлого столетия?
Нисколько, ответим мы. Все, что содержится в определении права, защищаемом нами, сводится к тому, что отношениям, которые называются правами, свойственна организованная защита. За этим остается полный простор для исследования — какого происхождения эта защита и каково ее социальное значение. Следование метафизике приучило нас ждать от определения полного обнаружения всех причинных соотношений, в котором состоит определяемый предмет к окружающему его миру. В определении желают получить формулу, из которой путем дедуктивного ее развития, можно было бы осведомиться обо всем, что желают знать о данном предмете. Но на самом деле это выходит за пределы определения. Оно составляет только один из начальных актов индуктивного исследования. Его назначение — подготовить путь для изучения, а не устранить таковое.
§61
Возражение, основанное на смешении двух точек зрения: объективно-научной и практической
Организованная защита, в которой мы видим существенный признак права, даруется обыкновенно законодателем или вообще какими-либо органами, представляющими правительство. С другой стороны, с понятием права связывается обыкновенно понятие должного и справедливого. Таким образом наше определение клонится как бы к тому, чтобы оправдать без разбора всякое распоряжение правительства, которое направлено к установлению того или другого порядка в мире человеческих отношений. Однако каждому известно, что далеко не такая точка зрения господствует всегда и везде по отношению к праву. Часто порядок, поддерживаемый в какой-либо стране ее правительством, подвергается жителями этой страны справедливому осуждению,
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение право
Определение права
и тогда правом признают не тот порядок, который существует, но тот, который, по мнению лучших и руководящих обществом людей, должен существовать.
Такова сущность возражения, которое, несомненно, опасно уже потому, что обладает наибольшей доступностью и опирается на наиболее живые интересы государственного общежития. Очень странным должно быть научное определение, которое игнорирует то существенное обстоятельство, что правительство, в своих усилиях насадить правовой порядок, составляет силу далеко не безгрешную и не абсолютную. Но на самом деле наше определение права совсем не имеет такого характера.
Во-первых, по смыслу этого определения, вовсе не каждое мероприятие, которое направлено к устроению того или другого порядка отношений граждан, надо назвать юридическим. Бывает много правительственных распоряжений, которые по причинам весьма разнообразным остаются без осуществления. Такие распоряжения не образуют права. Мы говорим о праве, как о таком отношении, которое действительно существует и действительно сопровождается организованной защитой.
Во-вторых, и это главное, задача положительного исследования, пока оно не перешло пределов чистой науки и не коснулось области политики или искусства, состоит в том, чтобы оценить каждый предмет так, как он есть, но не так, как он должен быть. Если в данном месте и в данное время известный порядок отношений действительно защищается, невзирая на все нерасположение к нему, господствующее в обществе, то исследователю приходится заключить, что пока этому порядку принадлежит социально-руководящая сила, — пока он составляет право. Наоборот, если некоторые или даже многие члены данного общества считают существующие отношения несправедливыми, нецелесообразными, неуместными и взамен того признают правом другие отношения, которые существуют лишь в их помышлении, то исследователь не может приписать таким отношениям никакого другого значения, кроме того, которое принадлежит им в действительности. В действительности желаемые, справедливые права, пока защита не осуществилась, суть только известное состояние идей, но не отношений. Чтобы назвать их правами, надо ждать, чтобы на деле им была дана организованная защита, другими словами, — чтобы из мира идей они перешли 138
в мир внешней действительности. Под правом всегда разумеют только известное состояние отношений, но не состояние идей, — и если происходит противное, то только в силу ложного распространения названия, в силу какой-либо ассоциации. Затруднение к такому толкованию может быть встречено лишь со стороны воззрения, которое признает объективное существование вечных и неизменных истин, существующих испокон веков и постепенно реализующихся в истории человечества. Но позитивист раз и навсегда должен отказаться от подобного воззрения.
Признавая, с точки зрения науки, правом лишь то, что действительно сопровождается организованной защитой, исследователь переходя в область политики, практики, нисколько не стеснен в критике существующего порядка вещей. Здесь он смотрит на все с точки зрения должного. В качестве публициста, законодателя, судьи — вообще в качестве общественного и государственного деятеля он одобряет, поддерживает, старается развить, умножить защиту отношений, которые представляются ему полезными; и напротив, порицает, ослабляет, старается парализовать или отменить защиту отношений, которые оказываются ненужными. Взамен их он проектирует защиту других отношений, еще не защищенных. Оставаясь верным своим практическим целям, он придает этим отношениям большее значение и не стесняется называть их правом, ибо они должны быть правом, — он называет правом все, что по его убеждению дожно быть таковым. Таким образом, научная точка зрения не мешает, где нужно, проявлению точки зрения практической.
Особенности первой из них представляют в одном отношении большой интерес и для практики. Они напоминают практике, что для того, чтобы достигнуть права наиболее справедливого, мало образовать и хранить его в мыслях: надо употребить особые усилия для того, чтобы провести его в жизнь. Особенности научной точки зрения напоминают юристу-практику, что его совесть не дожна еще успокаиваться и что взамен несправедливого порядка вещей ему удается открыть и представить себе порядок более справедливый.
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение права
VI. Правовой порядок
1. Правовой институт и правовой порядок
§62
Определение
По-видимому, если не во многих, то в некоторых случаях какое-либо одно или немногие отношения, защищенные организованным образом, могут составить предмет, достойный научного исследования. Так, изучают монархическую власть, существовавшую или существующую в каком-нибудь государстве, изучают права высших органов государственного управления и т. п. Но на самом деле, как уже было замечено (§ 29), в подобных случаях мы имеем дело со многими отношениями, ибо, например, власть данного монарха распадается, по крайне мере, на столько отношений, сколько у него подданных. Единичное отношение само по себе представляет мало интереса для науки. Если бы, например, где-нибудь в данное время существовал только один или лишь несколько десятков случаев права собственности, то такое явление может иметь интерес курьеза, — далее, при сопоставлении с фактами эпохи более отдаленной или же позднейшей, оно может получить существенное значение как остаток или зародыш этих фактов, но вообще оно мало дает для характеристики правового состояния общества в то время, в которое обнаружено. Часто внимание исследователя привлекается так называемыми привилегиями, т. е. особенными, выходящими из ряда правами, которые даруются отдельным лицам. Однако привилегии представляют интерес лишь тогда, когда появляются в достаточном числе. Если же иногда одна крупная привилегия, вследствие своего большого социального значения, обращает на себя наше внимание, то нетрудно различить в ее составе присутствие многих отношений. Так, например, город или частное лицо получает право иммунитета в своих владениях: объектом этого права служат все жители владения и мы имеем, следовательно, не менее отношений, чем состоит налицо жителей.
Итак, наука интересуется главным образом не отдельными правами (в смысле отношений), но совокупностями многих однородных
прав. Такую совокупность называют правовым институтом. Наука исследует главным образом институты, но не отношения.
Вся совокупность прав, существующих в данное время в данном обществе, образует правовой порядок (право в собирательном смысле).
В составе развитого правового порядка мы отличаем два элемента. Во-первых, ряд правовых институтов. Их содержание определяет господствующий характер в содержании правового порядка. Во-вторых, более или менее разрозненные и немногочисленные отношения, не сложившиеся в институты. Они представляют части правового порядка, зарождающиеся, вырождающиеся или случайно образовавшиеся и кратковременные.
Содержание наиболее существенного, первого из этих двух элементов, может быть передано с успехом в ряде формул, из которых каждая гласит, что «такие-то отношения защищаются таким-то образом», например: владение вещью, приобретенной добросовестно и законным способом, защищается против всех, кроме собственника этой вещи; или: обладание ничьей вещью, приобретенной захватом, считается собственностью, т. е. защищается против всех и каждого (с известными ограничениями), и т. п. Эти формулы выражают правила, действительно осуществившиеся в жизни данного народа и данного времени. Их можно было бы назвать юридическими нормами, но это название издавна присвоено некоторому иному роду правил.
2. Право как действующий порядок §63
Юридические нормы
Юридическими нормами называются обыкновенно правила, которые, определяя должные пределы и способ юридической защиты отношений, предписываются властью, регулирующей правовой быт народа, так называемым сознанием общества (обычное право), законодателем (закон), юристами (право юристов). Совокупность юридических норм называют также правом (в объективном смысле, в противоположность праву в субъективном смысле, т. е. праву в смысле отношения — названия не вполне удачные).
С. А. Муромцев
Определение, и основное разделение права
Определение права
Юридические нормы направляют в значительной степени действия тех органов и лиц, которые держат в своих руках юридическую защиту отношений: административных властей, суда, частных лиц (субъектов гражданских прав). Поэтому юридические нормы составляют могущественный фактор правового порядка и притом фактор непосредственный, ибо они непосред^ ственно влияют на упомянутых деятелей. Такое влияние оказывают даже нормы, которые не грозят никаким взысканием за нарушение (leges imperfectae) и которые поэтому не принадлежат, в сущности, к разряду юридических. Тем более оно принадлежит нормам, грозящим за неповиновение взысканием (leges minus quam perfectae) или даже полной юридической недействительностью содеянного вопреки норме (leges perfectae). Такие нормы, собственно, и образуют разряд юридических норм.
Направляющее значение юридических норм обусловлено, очевидно, особым авторитетом, который принадлежит в обществе власти, формулирующей нормы, — авторитетом, основанным отчасти на внутренней, отчасти на внешней силе власти. Но эта сила ее, будучи всегда более или менее значительной, никогда не бывает абсолютной. Она действует рядом и совместно с другими силами, которые также оказывают влияние на образование правового прядка и могут расходиться с ней в своем направлении. Кроме главного непосредственного фактора правового порядка — юридических норм — существуют другие непосредственные факторы, каково юридическое настроение тех органов и лиц, через деятельность которых норма должна осуществиться, или внешние условия, в которых должно происходить ее осуществление. Эти факторы могут действовать вразрез с юридическими нормами и парализовать их применение. Помимо того, что не всякое отношение поддается одинаково легко юридическому регулированию, и это обстоятельство также в состоянии привести к обессилению нормы. Не всегда законодателю достаточно сказать, что то-то должно быть так-то, для того, чтобы такой порядок проявился на самом деле.
Бессилие нормы может обнаружиться или в самом начале ее существования или же наступить позднее, так что норма, первоначально действенная, становится постепенно бессильной. Первое случается, когда в самом начале изданная и объявленная норма
наталкивается на какое-либо сопротивление, например, на нерасположение к ней, которое господствует среди общества или органов власти, или когда она назначается к применению среди неблагоприятных внешних обстоятельств (например, на территории чересчур раскинутой и малолюдной для успешного юридического контроля). Вследствие своего положения среди прочих отношений данное отношение может оказаться способным для того, чтобы стать предметом юридической защиты. Так, опыт показал, что при известном экономическом и нравственном состоянии обществ почти совершенно бессильны юридические меры, направленные против ростовщичества, разврата и т. п. Последующее наступление бессилия нормы происходит в силу тех же обстоятельств, если они проявляются не одновременно с возникновением нормы, но позднее. Замечательно, что когда таким образом юридическая норма отживает свой век, далеко не сразу возникает открытое признание ее недействительности. В силу объективизма, т. е. в силу наклонности придавать долго существующему порядку вещей и идей некоторое самобытное, подчас даже как бы священное значение, образуется особого рода консерватизм, который сохраняет в неприкосновенности формулу отжившей нормы, допуская, впрочем, необходимые отступления от нее на практике. Таким образом, то или другое предписание продолжает выдаваться за юридическую норму, тогда как на практике оно вполне или отчасти не выполняется: юридическая практика защищает не тот порядок вещей, который предписан в норме, а какой-либо иной, иногда даже прямо противоположный ему.
Примеры консерватизма юриспруденции встречается на всех известных ступенях ее развития. Особенно же многочисленны они бывают в периоды, когда начинается переход от формализма в праве к последующему состоянию его. Для подробного изложения этого предмета место — в учении о факторах правового порядка.
Там же должны быть исследованы и другие причины, которые, помимо консерватизма, ведут к одинаковым с ним результатам. Так, несоответствие нормы практике возникает из экономии юридического труда (Иеринг), практическая юриспруденция уклоняется от формулирования новых норм, хотя
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение права
в отдельных случаях уже не вполне следует старым постановлениям. Далее, при неумении практической юриспруденции правильно отвлекать общие постановления от более частных, всякая норма, выраженная в общей форме, рискует погрешить относительно правды. Наконец, такое несоответствие обусловливается часто строгим разделением властей— законодательной и судебной. Формулирование новых норм принадлежит законодателю, их выполнение — суду. Из соображений справедливости, суд уклоняется от существующих норм, но, не имея власти на их изменение, прибегает для осуществления своих стремлений к скрытым средствам, в обход закона. Примеры такого рода весьма многочисленны теперь у нас, в России.
Из всего сказанного следует, что юридическая норма, существующая в данном обществе в данное время, или передает часть правового порядка этого времени, или не имеет такого значения. Степени несоответствия нормы порядку могут быть, очевидно, разнообразны: порядок может только отчасти уклоняться от предписания нормы; он может вполне уклоняться от нее; он может идти ей прямо наперекор, т. е. не только не будет защищаться то, что предписано в норме, но, напротив, будет защищаться нечто, совершенно тому враждебное.
§64
Историческая критика юридических норм
Современный правовой порядок подлежит всецело нашему непосредственному наблюдению, о порядках же прошлого мы можем судить непосредственно лишь по каким-либо остаткам от них. Самый порядок прошлого доходит до нас лишь настолько, насколько он составляет еще часть настоящего порядка, причем нет видимой границы, которая отделяла бы в этом последнем старое от нового. Относительно редко сохраняются до нашего времени юридические сделки и судебные решения отдаленного прошлого — акты, которые непосредственно свидетельствуют о существовании известных правовых и юридических отношений. Эти акты драгоценны, потому что их существование достоверно обнаруживает одновременное существование отношений, из которых они возникли, но не всегда по одному или немногим однородным актам бывает возможно заключить, в какой степени
были распространены упомянутые отношения. Легче и лучше сохраняются юридические нормы. Поэтому в ряду остатков прошлого юридического быта им принадлежит первое место.
В виду такого значения сохранившихся юридических норм для характеристики правовых порядков прошлого, а с другой стороны, в виду того, что сохранившиеся нормы легко могут быть мертвыми (§ 63), важно найти путь для различения мертвых и действующих норм. Задача исторической критики состоит в том, чтобы каждый раз удостовериться, насколько данное постановление обычного права и закона или правила авторитетных юристов применялось в современной им практике. Эта задача выполняется многообразными способами. Их объяснению — место в методологии правоведения.
Необходимость в критике существует одинаково относительно всех трех названных нами форм юридической нормы. В этом никто не усомнится, конечно, по отношению к праву юристов и закону, потому что правило, высказанное юристом, очень часто остается одним выражением его субъективного мнения, а случаи несоответствия закона юридической практике настолько часты и очевидны, что более или менее всем известны. Но сомнение может быть вызвано нашими словами относительно постановлений обычного права. Скажут, что обычное право составляет непосредственное выражение народного сознания, которое, в свою очередь, не может быть ничем иным, как выражением народных нужд и стремлений. Таким образом говорить о несоответствии постановлений обычного права практике означает, как бы, утверждать невозможное противоречие. Однако такое заключение было бы несправедливо. Дело в том, что постановления обычного права, которые доходят до историка из того или иного источника, не произносятся и не записываются самим народом. Они обобщаются и формулируются кем-либо из наблюдателей народного юридического быта. Такой способ возникновения обязывает нас к применению к ним исторической критике, наравне с законом и правом юристов.
При отличии действующих норм от мертвых, не следует смешивать эти последние с бесполезными нормами, т. е. с такими, которые действуют, но своим действием не приносят пользы, от них ожидаемой. Приведем пример. Во многих современных
Генерация страницы за: 0.091 сек.