VII. Неорганизованная защита
Задача этой главы
Совершенное определение состоит из двух частей. Первая часть — положительная, она отвечает требованиям первой функции разума — сличению и состоит из обобщения всех случаев определяемого предмета. Вторая часть — отрицательная. Для ее выполнения «следует собрать с целью сравнения случаи, которые подразумеваются под названием, противоположным определяемому названию». Это второй частью осуществляется вторая функция разума — различение (Бэн).
Мы выполнили первую часть определения права в предыдущих главах. Задача этой главы — выполнение второй части. Нам предстоит собрать все случаи неорганизованной защиты отношений и показать, что только устройством защиты, несходным с юридическим способом охраны, они отличаются от права.
§72
Область неорганизованной защиты
Как область права, точно так же и область неорганизованной защиты, состоит не из одной, но из нескольких групп отношений, которые в конце концов сводятся, во-первых, к порядку отношений, обусловленным нравственным режимом и, во-вторых,
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение права
к порядку, обусловленному режимом обычаев и приличий.* Ни в каком случае не надо смешивать порядка, который основан на одном из этих двух видов неорганизованной защиты, с порядком, который существует благодаря личным стимулам: не надо смешивать нравственного, обычного или приличного образа действий, который вызван подчинением действующего лица общей воле, с нравственным, обычным или приличным образом действий, происходящим вследствие собственных побуждений действующего лица без всякого отношения к авторитету общественного сознания.
Вообще, во всех случаях, когда идет речь об отношениях людей в обществе, надо отличать, как можно определеннее элемент общественного порядка, основанный на подчинении действующих лиц авторитету общественного сознания, от элемента, существующего помимо такого подчинения, благодаря личной инициативе действующих. С этого разделения начинается классификация отношений.
С исторической точки зрения между обеими группами существует, конечно, большая связь, каждая из них влияет на образование другой. Личные склонности и привычки вырабатываются под сильнейшим давлением порядка, созданного общественным контролем и, в свою очередь, управляют движением этого последнего.
§73
Сходство организованной и неорганизованной защиты
Насколько свойства и принадлежности права обусловлены присутствием защиты вообще, настолько они повторяются и в области неорганизованной защиты.
1. Право, в единичном смысле, представилось нам соединением защищаемого отношения с группой отношений защищающих. Каждое из отношений явилось выражением взаимного воздействия субъекта, объекта и среды.
* Чтобы внимание читателя не было отвлечено от хода главной мысли настоя-щей главы, здесь не предлагаются определения упомянутых двух порядков. Эти определения представят более интереса в связи с классификацией права и поэтому будут даны в следующем отделе.
То же — в мире нравственности и обычаев. Все отношения этого мира сводятся, в сущности, к ряду полномочий («нравственное право») и обязанностей, взаимно противопоставленных. Только элемент обязанностей выступает резче, виднее, чем в праве, потому, что защита слабее. Уполномоченное лицо не имеет никаких заранее определенных прямых средств для вынуж-дения от обязанного лица исполнения долга и поэтому центр тяжести всего отношения сводится на общее давление, которое оказывает на обязанное лицо авторитет общественной совести. Выражение же этого общего давления и есть обязанность.
Та же неопределенность в способе защиты и отсутствие особых органов ее ведут к тому, что составные части и отдельные моменты существования отношения выделяются в мире нравственности и обычаев не столь рельефно, как в праве. Но в каждом случае неорганизованной защиты можно различить отношения защищаемое и защищающие и заметить некоторые особенности во взгляде на движение этих отношений, — особенности, соответствующие особенностям юридического воззрения на свойства правового отношения. Так, например, говорят о переходе нравственных обязанностей с одного лица на другое. Представление о таком переходе, по своему происхождению, родственно представлению о преемстве в праве.
2. Право в собирательном смысле составляется совокупностью
отношений, которые действительно существуют благодаря со
пряженной с ними юридической защите в данном месте и в дан
ное время. Представляется интерес говорить в том же смысле о
нравственности и обычаях. Так, под нравственностью разумеет
ся совокупность отношений, действительно существующих в дан
ном месте и в данное время благодаря влиянию, которое оказы
вает авторитет нравственного сознания общества на поступки
отдельных лиц. Такая же формула, с соответствующей заменой
слов (порядок обычаев, сознание общества о должных обычаях)
применима и к обычаям.
3. Непосредственным и могучим фактором правового поряд
ка служат юридические нормы. Относительно порядка нрав
ственного и обычаев такую же роль играют нравственные и обыч
ные нормы, т. е. правила, которые рекомендует в обоих случаях
сознание общества.
С. А. Муромцев
Определение, и основное разделение права
Определение права
4. Право в смысле справедливости есть идеальный правовой порядок — совокупность идеальных юридических воззрений, принадлежащих большему или меньшему числу членов общества и не обладающих еще достаточной силой для того, чтобы стать юридической нормой и реализоваться в действующем порядке. Если справедливость и реализуется, то это происходит благодаря побуждениям индивидуальной совести, которая предоставлена в этом случае самой себе. Точно так же о нравственности, или морали, можно говорить как о совокупности идеальных нравственных воззрений, доступных смутному или ясному пониманию данного круга людей. Полное или даже значительное осуществление этой нравственности в действительности может быть только случайностью, обусловленной особенно высоким развитием личной совести, авторитетом которой она по преимуществу и поддерживается. Поощряя личную совесть иногда особым уважением или только удивлением, авторитет общественной совести не выражается здесь в каких-либо более действительных формах.
§74
Мнение о полной разнородности права и нравственности
Только в последнее время (Герб. Спенсер) обычаи стали предметом изучения как особый порядок отношений. Обыкновенно же на обычаи смотрят только как на форму, которую принимают юридические и моральные отношения. Из того, что [будет] сказано в другом месте, станет ясно, что верного и что неверного содержится в этом воззрении.* Но как бы то ни было, это воззрение послужило к тому благоприятному результату, что в науке не поднималось, кажется, никогда серьезной речи о разнородности обычаев сравнительно с правом и моралью. Напротив, право и нравственность издавна рассматривались как два отдельные, самостоятельные порядка, и это дало повод к важному заблуждению. Именно стали считать право и нравственность совершенно разнородными.
Научную разработку это заблуждение получило в философии права со времени Фихте. Хотя впоследствии оно было разрушено
* См. третий отдел по плану, изложенному выше, [в § 15]. Этот отдел не вошел в настоящее сочинение.
критикой (Тренделенбург, Сталь, Фольграф, Шиллинг и др.), однако вплоть до настоящего времени встречаются юристы, которые возвращаются к этой ошибочной точке зрения (например, Пост).36 В основании упомянутого заблуждения лежат те случаи, в которых результат юридической оценки действий и отношений не совпадает с результатом их моральной оценки. Во-первых, замечают, что существует много отношений и действий, осуждаемых нравственностью, но безразличных с точки зрения права. Общее юридическое правило гласит: «что не запрещено (юридически), то дозволено» и таким образом, если не поощряет, то и не порицает многих безнравственных действий. С другой стороны, случается, что право защищает отношения, которые считаются безнравственными; например, право помогает жестокому кредитору против несчастного должника наравне со справедливым кредитором. Далее, во-вторых, указывают, что право довольствуется внешней стороной поступка, тогда как нравственность оценивает поступок с внутренней стороны его, обращая внимание на побуждения, по которым он совершен. Таким образом, правомерный поступок оказывается безнравственным, если совершен по дурным побуждениям. Из всего этого заключают, что право и нравственность разнородны.
§75 Возражение a priori
Сравнение права и нравственности достигнет успеха лишь в том случае, если мы возьмем право и нравственность в параллельных значениях: право в единичном смысле надо сравнивать с нравственным отношением; правовой порядок — с нравственным порядком; юридическую норму — с нравственной нормой; идеальное право или справедливость — с идельной нравственностью (§ 73).
A priori представляется в высшей степени невероятным, чтобы люди, строя идеалы должного, вместо единого пути шли какой-то раздвоенной дорогой и руководствовались различными понятиями добра и зла, смотря по тому, думают ли они о праве или о нравственности. Каким бы путем ни вырабатывались нравственные и правовые идеалы, раз они существуют, их родство и взаимное соответствие представляется необходимым фактом. Допустить их противоречие — значило бы допустить непонятный
С. Л. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение права
дуализм и внутренний разлад в понятии человека о должном. Принадлежа одним и тем же людям, относясь к близким, часто к одним и тем же отношениям, имея одинаковое назначение — регулировать эти последние, правовые и нравственные идеалы должны согласовываться между собой. Столь же невероятно, чтобы вышеупомянутое раздвоение понятий руководило людьми в той сфере их деятельности и взаимного влияния, в которой они успели перейти от мысли к делу и путем принуждения устраивают нравственный и правовой порядок. Невероятно, чтобы одни и те же люди стремились одновременно к различным и противоположным целям и насаждали бы одной рукой то, что разрушали другой. Допустить коренное противоречие права и нравственности как факт, вытекающий необходимо из самого существа этих двух явлений, значило бы стать против общих законов солидарности общественных явлений.
Обращаясь к действительности и останавливаясь прежде всего на идеальном праве и нравственности, мы легко убеждаемся в гармонии обеих сфер. В известной, вовсе не незначительной степени, они даже сливаются вместе, так как сознание, легко проведя границу между действующим правом и действующей нравственностью, нередко оказывается в затруднении отыскать ее на идеальной почве. Абсолютно справедливое всегда представляется абсолютно нравственным и наоборот. Труднее обнаружить ту же гармонию на почве действительности, в действующем правовом и нравственном порядке, юридических и нравственных нормах. Но здесь надлежит показать: 1) что гармония существует в общем, целом — как преобладающая и существенная черта, характеризующая отношение права к нравственности; 2) что разноречия права и нравственности являются в качестве второстепенного, случайного явления, которое вызывается исключительно различием способов нравственного и юридического контроля общества над поведением своих членов.
§76
Гармония действующего права и морали
Наблюдение удостоверяет, что в среде одного и того же круга людей в одно и тоже время существует гармония действующего права и нравственности во всех их существенных частях. Далеко не все нравственные отношения и нормы служат в то же
время предметом юридической защиты; но все сколь-нибудь важные юридические институты и нормы согласуются с нравственностью. Так, в современных цивилизованных обществах юридическое покровительство, оказываемое собственности, договору, завещанию и т. п., несомненно, одобряется современной действующей моралью и составляет живую часть современного нравственного порядка. Нравственными (в смысле «не безнравственными») надо признать вообще и те юридические институты и нормы, которые, называясь обыкновенно «положительными» и будучи сами по себе безразличными с точки зрения нравственности, имеют своим практическим назначением служить к вящему осуществлению права (сроки, давность, презумпции, onus probandi,37 формальности и т. п.).
Не надо упускать из виду, что нравственность во всех своих частях и принадлежностях составляет так же продукт исторического развития, как и право, и одинаково с ним подлежит постоянному развитию. Поэтому несоответствие, которое существует иногда в значительной степени между правом и нравственностью различных времен, ничего не доказывает в пользу разнородности права и нравственности. Если, например, древнеримское «квиритское» право отличалось, наравне с первоначальными правами других народов, крайней грубостью, игнорировало принцип добросовестности (bona fides), не карало за обман или насилие при заключении сделок, не прощало ошибок и т. д., то все это, противореча нашим нравственным понятиям, легко согласовывалось с тогдашней нравственностью. Только сравнение права и нравственности одного общества и одного времени имеет значение при разрешении вопроса, которым мы занимаемся, а такое сравнение не дает данных в пользу их разнородности.
§77
Происхождение противоречий
Юридическая защита — организованная, нравственная — неорганизованная. Потому юридическая защита менее растяжима, менее подвижна, менее проницательна, чем нравственная защита. Этим различием объясняются все случаи взаимного противоречия действующего права и нравственности.
11 Заказ № 720 161
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение права
1. Организованный контроль и организованная защита тре
буют от общества большей затраты труда и средств, нежели
контроль и защита, действующие без всяких особых органов.
Поэтому сфера применения организованного контроля и защи
ты относительно уже. Право вмещает в себя важнейшие инсти
туты нравственного порядка. Но если не на все отношения, ко
торые защищаются нравственностью, распространяется
юридическая защита, то из этого вовсе не следует, что право
поощряет нарушение незащищенных им отношений. Правило
«что не запрещено, то дозволено», надо понимать лишь в том
смысле, что совершение незапрещенного не вызывает юриди
ческого противодействия. В таком случае общественное созна
ние удовлетворяется одним нравственным противодействием.
2. Организованный контроль и организованная защита, бу
дучи облечены в искусственные и сложные формы выражения
(законодательство, процесс, администрация, гражданский оборот),
а также разбиты и разделены между большим числом органов
(учреждений, должностных и частных лиц) не могут развивать
ся так плавно и равномерно, как нравственный контроль и за
щита. Поэтому до некоторой степени движение права и нрав
ственности расходятся. Это раздвоение имеет временный
характер: по истечении некоторого времени гармония устанав
ливается вновь. Часто нравственность опережает право. Так,
например, в древнем Риме принцип Ьопае fidei, прежде чем при
обрести юридическую санкцию, проник в нравственность и
пользовался ее защитой (сделки fiduciae causa38). Иной раз
право опережает нравственность. Так, законодатель вводит в
страну новый институт (уничтожение рабства и т. п.), который
возвышается несколько над общим нравственным уровнем и
этот институт проникает постепенно и в порядок нравствен
ных отношений.
3. Для распространения организованного контроля и органи
зованной защиты существуют еще и те пределы, что не все отно
шения и не все стороны отношений одинаково легко поддаются
их влиянию. Историческим опытом засвидетельствовано, что в
цивилизованных обществах очень важные отношения, каковы,
например, отношения половые, почти не могут регулироваться
юридическим образом (законодательные меры против разврата
и т. п.). Каждый раз, когда в общественной или государственной жизни обнаруживается зло в виде проявления дурных страстей и стремлений, строгая кара представляется лучшим средством борьбы в глазах недальновидного политика, но юридические меры, принятые в этом духе, оказываются нередко недейственными и всегда — бесполезными (ср. § 64 i. f.). Далее, есть такие сферы, в которых юридическая защита становится средством обоюдоострым. Защищая, она и вредит. Именно это бывает во всех тех случаях, где защита не может быть осуществлена без усиленной особенным образом самодеятельности ее органов, без предоставления им особых полномочий, особой свободы усмотрения. Такое расширение деятельности юридических органов открывает им широкое поле для опасных ошибок, увлечений и злоупотреблений, и тогда защита способна принести больше зла, нежели добра. Представляется наиболее целесообразным отказываться в таких случаях вовсе от применения юридической защиты. На этом основаны великие принципы современной государственной жизни — принципы свободы мысли и слова. По-видимому, эти принципы, если принимать их безусловно и применять строго, противоречат нравственности. Так, в силу свободы печати некоторые литературные произведения будут безнаказанно плодить безнравственность. Но разумный и дальновидный политик знает, что устрой он юридическое преследование таких произведений, благодаря возможным ошибкам, увлечениям и недобросовестности цензуры, — произойдет еще более зла. Право не имеет тенденции противоречить нравственности, но иногда оно, по техническим условиям своего проявления, не может вполне гармонировать с ней и потому выбирает тот исход, при котором дисгармония относительно меньше. Принцип относительной пользы руководит людьми в этих случаях так же, как и в других.
Всякий контроль — и юридический, и нравственный, — применим к актам человеческой деятельности лишь настолько, насколько они проявляются во вне. Только выраженное во вне доступно надзору общества. Потому, если внутренняя сторона действий — побуждения, мотивы — выражаются в каких-либо внешних формах, то и она становится предметом контроля. Но юридический контроль, по свойствам своим, не в состоянии
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение права
проникнуть в такую глубину человеческих поступков, как контроль нравственный. Юридический контроль выражается в каждом отдельном случае в вполне сознательной оценке данного действия и в определенных мерах внешнего принуждения; нравственный контроль выражается в полусознательных колебаниях общественного чувства, неопределенных и тягучих формах одобрения или осуждения поступка. Что доступно этим последним, то не доступно юридическому контролю. Во многих случаях право оценивает поступки людей по их внутренней стороне (вменение и вменяемость в уголовном праве, влияние мотива на действительность юридической сделки, гражданская ответственность за dolus и culpa39 и т. д); но право не может идти в этом отношении так далеко, как нравственность. Здесь начало тому противоречию, что многие отношения и поступки, которые правомерны, оказываются безнравственными. По качествам принадлежащей ему защиты юридический контроль обнимает по преимуществу внешнюю сторону человеческих поступков, а нравственный контроль, по преимуществу — внутреннюю сторону их.
Итак, когда право оказывает покровительство дурным поступкам, тогда это происходит, так сказать, не заведомо, а по несовершенству технических средств, которые принадлежат юридическому контролю. Бывает, однако, так, что, несмотря на очевидную недоброкачественность поступков, они поощряются правом, потому что поощрением достигается какой-либо полезный результат, по своему значению более важный, нежели происходящее в данном случае дурное последствие. Так, в интересах поддержания кредита право покровительствует заведомо безжалостному кредитору. Здесь мы снова встречаемся с применением принципа относительной пользы.
§78
Заблуждение по вопросу об отношении права и нравственности к внешней и внутренней стороне человеческих поступков
Заблуждение состоит в том, что относительное неравенство права и морали возводится в абсолютное. Вместо того чтобы признать, как указано выше, что по преимуществу право регулирует внешнюю, а нравственность — внутреннюю сторону поступков, утверждают, что право регулирует только внешнюю сторону
поступков и удовлетворяется внешним исполнением юридических обязанностей, не заботясь о свойстве побуждений, руководящих при этом людьми, тогда как нравственность оценивает поступки исключительно по достоинству их побуждений. Право осуществляется тогда, когда человек поступает согласно с предписанием, нравственность — лишь тогда, когда человек, исполняя предписанное, поступает так не лицемеря, не из страха, а по доброй воле, вполне сочувствуя сделанному.
Заблуждение обусловлено, во-первых, общей склонностью юриспруденции к абсолютным метафизическим разделениям. У многих юристов вышеприведенное разделение права и нравственности сводится прямо на высшие метафизические начала. Такова, например, аргументация знаменитого догматика Пух-ты.* Во-вторых, заблуждение вытекает из того, что сравнивают право и нравственность в значениях не параллельных — ошибка, о которой уже упоминалось выше (§ 75). Определяют моральность поступка с точки зрения идеальной нравственности и сопоставляют с ней правомерность с точки зрения действующего права. Только в идеальном нравственном порядке полное соответствие между свойствами побуждений и поступками служит неуклонным критерием этих последних. Идеально-моральны только те поступки, которые совершены искренно. Но и идеально-
* Вот ее краткое изложение. Она не замечательна своей оригинальностью, ибо Пухта был последователем философских воззрений, распространенных в его время, но она представляет интерес как выражение мыслей юридического писателя. Пухта усматривает сущность духовной природы человека в том, что ему дана возможность самоопределения, выбора, или воля. Эта воля, продолжает Пухта, есть свобода человека. Способность, связывающая духовную природу человека с его физической природой, есть разум. Эта способность не есть основная; она имеет служебное значение и назначена восполнить недостатки, обусловленные несовершенством человеческой воли. Разум открывает внешние границы, в которых должна вращаться свобода. По природе своей свобода неограниченна и была бы бесконечна, если бы не существовало ограничений, вне ее лежащих. Содержание человеческой свободы определяется существованием божественной воли; цель человеческой свободы заключается не в ней самой, но в выполнении воли Бога, вследствие чего свобода есть выбор между добром и злом. Далее, свобода выступает в двух моментах. Возможность воли вообще есть юридическая свобода; воля, решившаяся на доброе, есть моральная свобода. В силу своей свободы как таковой человек есть субъект права; человеку стремлением примкнуть к себе окружающий его мир; задача права состоит в применении принципа равенства к отношениям, происходящим из этого стремления. Развивая эти мысли, Пухта далее определяет ближе отношение права к морали, положение права в истории, способ происхождения права, различие правоотношений и проч.
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение права
правомерно только действие, совершенное искренним образом. Полное соответствие между свойствами мотивов и качествами поступков составляет необходимый критерий также и в области идеального права. Что же касается действующего порядка, то полное проведение этого критерия недоступно как праву, так и нравственности. Хотя поддержание соответствия между поступками и побуждениями составляет основное стремление действующей нравственности и каждое обнаруженное разногласие между внешней благовидностью поступка и его мотивами ведет к осуждению его, однако существующая для нравственного контроля общества невозможность обнаруживать всегда разногласия, сюда принадлежащие, не позволяет постоянно пользоваться единственным правильным критерием. Многие лицемерные поступки встречают одобрение со стороны руководящего нравственного авторитета потому только, что их лицемерие не обнаруживается вовремя. Предположение (презумпция) моральности действий находит место в сфере практической нравственности подобно тому, как предположение добросовестности — в области права. Еще более, чем нравственность, право принуждено, как мы видели, ограничиваться внешней оценкой действий, довольствоваться внешней правомерностью их. Но из этого не следует еще, чтобы праву был чужд мир мотивов и побуждений. Принуждая к исполнению юридических обязанностей, право тем самым воспитывает в людях уважение к долгу и увеличивает шансы на искреннее выполнение его. Что касается прав, то к отсутствию хороших побуждений право относится как к необходимому злу, которое обусловлено несовершенством средств юридического контроля.
В заключение надо заметить, что немалая доля недоразумений по вопросу, нами рассмотренному, существует благодаря смешению двух различных элементов общественного порядка: элемента личного и элемента общественного контроля (§ 72). Строго говоря, полная искренность поступка уже выводит его из сферы и права, и нравственности в смысле порядка, основанного на авторитете общественного сознания. Полная искренность характеризует поступок как произведение личной совести, исключительно личного осознания должного. Об искренности поступков в пределах общественного контроля можно говорить
только как о таком качестве их, которое означает, что человек, поступая известным образом потому, что так предписано общественным сознанием, подчиняется авторитету этого последнего добровольно и беспрекословно, под личиной правомерности и моральности своих действий не преследует каких-либо посторонних, а тем более неблаговидных целей. Искренность в этом смысле составляет существенное условие действительности и нравственного, и правового порядка. «Если все исполняют закон неохотно, то всеобщее нерасположение составит силу, направленную против закона. Законодателю не достаточно иметь за себя только законность; если закон не встретит расположения у граждан и не почерпнет в нем силы, то он распадется подобно высохшему дереву» (Тренделенбург).40
§79
Результаты
Порядок отношений, который защищен неорганизованным способом, отличается от права многими свойствами (§ 77), но все эти отличия объясняются исключительно особенностями способа защиты (§§ 77, 78). С другой стороны, все те свойства, которые обусловливаются фактом защиты без отношения к ее способу, присущи упомянутому порядку (§ 73). Следовательно, в способе защиты и заключается все различие права и других порядков, которые основаны на авторитете общественного сознания относительно должного. Этим опровергается то мнение, [согласно] которому существует коренное различие права и нравственности (§ 74). Оно опровергается также и a priori, так как противоречит закону солидарности общественных явлений (§75).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В СВЯЗИ С КЛАССИФИКАЦИЕЙ ПРАВА
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1207;