I. Разделение права на публичное и гражданское 1 страница
1. Изложение и объяснение основной классификации права
§80
Римская классификация и ее достоинство
Римский юрист Ульпиан41 произвел разделение, которое послужило образцом для громадного большинства юристов нашего времени. По словам Ульпиана, все право делится на публичное и частное. Публичное право относится к государству, частное — к пользам отдельных лиц. У римлян государство было высшим общественным союзом, и потому Ульпиан примкнул к нему публичное право. Новые юристы расширили понятие этого последнего. К ведению публичного права они относят также союзы более широкие, нежели государство (церковь, международный союз), и признают государственное право только частью публичного. Но за этим изменением, современная юриспруденция усвоила римское разделение. Определения публичного и частного или, по приятой у нас терминологии, гражданского права, видоизменяются многими способами, но все сводятся к тому, что в одном случае право относится к человеку как к члену общества, преследует цели общежития, в другом, — оно служит отдельному лицу как таковому, его личным целям. Таким образом, самое разделение права на две группы остается, в сущности, то же, каким оно было и в устах римского юриста.
Ульпиан излагал свою классификацию как разделение юридических норм (право в «объективном» смысле), в том же значении
Определение гражданского права в связи с классификацией права
принимают ее современные юристы. Но очевидно, что вместе с нормами подлежат тому же разделению и права в смысле отношений. Многие, излагая классификацию, даже начинают с разделения прав и от него уже восходят к разделению юридических норм. Итак, римская классификация есть классификация прав, а следовательно, она применяется и к совокупности прав, или правовому порядку.
Какое достоинство принадлежит этой классификации?
Научная классификация должна быть естественной. «Доказательством ее естественного характера служат число и важность общих свойств, которые можно приписать всем предметам, включенным в группу» (Милль).42 Чем большим количеством важных, присущих ей одной свойств обладает каждая из групп данной системы, тем больше существует доводов в пользу научной пригодности самой системы. Обращаясь теперь к римской классификации права, мы должны сказать, что именно она соответствует вышеприведенному требованию логики.
Римская классификация — естественная. Право в действительности разделяется на публичное и гражданское и эти две группы отличаются таким обилием важных характеристических свойств, что невозможно найти какое-либо другое разделение, которое в этом отношении было бы равно разделению, подмеченному римским юристом. Противоположность публичного и гражданского правового порядка не составляет только идею ученого, но выражается в целом ряде внешних фактов. Ей соответствует обыкновенно (хотя далеко не всегда) большое различие в учреждениях, которые выполняют функцию юридической защиты. Уже с давних времен охрана публичного и гражданского правового порядка лежала на различных учреждениях. В тех случаях, когда одно учреждение ведало или ведает отношениями обоих порядков, оно действовало и действует различным образом, смотря по тому, какой из двух областей оно касается. Порядок их юридической защиты различается существенно. Публичные отношения защищаются по инициативе органов общественной власти, гражданские — не иначе, как по инициативе частного лица, субъекта отношения. Это различие отражается рельефно на практическом значении, которое принадлежит, в глазах отдельных лиц, публичным и гражданским правам. На принадлежащие ему
С. Л. Муромцев |
Определение и основное разделение права
гражданские права каждый смотрит как на свое достояние, тем более что инициативе в защите сопутствует полная свобода в установлении и прекращении гражданских прав. Напротив, публичные отношения, в которых состоит каждый, в чем бы они ни состояли, всегда представляются ему порядком чуждым, присвоенным извне — порядком, в котором самое сильное «право» не может отделаться от характера обязанности.
При поверке определения права выше было замечено, что соответствие научного определения общежитейскому, не будучи само по себе необходимо, тем не менее служит лучшим признаком правильности определения. То же должно сказать и о классификации. Мы занимаемся не таким предметом, научный интерес которого отстоял бы чересчур далеко от интереса практического. Напротив, если мы изучаем право, то делаем это исключительно потому, что оно составляет важный фактор социальной жизни, — образования отношений в обществе. Практическое значение, которое приписывают люди той или другой части права, очевидно, в большей степени определяет ее социальное значение. Потому нельзя не признать этот признак важным, а следовательно, нельзя и обойти его в классификации.
§81
Недостаток римских определений. Общее благо и частный интерес
Если римский юрист подметил наиболее существенное различие в праве, то, с другой стороны, ни ему, ни его последователям не удалась верная характеристика этого различия.
Основная мысль У\ьпиана состоит в том, что противоположность публичного и гражданского права сводится к противоположности общего блага и личной пользы: sunt enim quaedam publice utilia, quaedam privatim,43 приводит он в конце своих определений, в качестве пояснения. Мысль, выраженная Ульпианом косвенно, высказывается совершенно прямо современной юриспруденцией. Почти во всех современных определениях публичного и гражданского права противоположность общего блага и частного интереса выдвигается на первый план как основание классификации. Юрист рассматривает в таком случае публичное и гражданское право в качестве средства к достижению различных целей: публичное право служит общему благу, гражданское — частным интересам.
Определение гражданского права в связи с классификацией права
Такая противоположность может иметь два значения, но в обоих, хотя по причинам неодинаковым, она не в силах оправдать разделение право на публичное и гражданское.
1. В смысле наиболее отвлеченном, научно-философском, общее благо есть все то, что способствует наибольшему счастью наибольшего числа лиц. Частный интерес способствует, напротив, счастью отдельных лиц, без отношения к счастью прочих. Общее благо не враждебно по природе своей частному интересу, оно только комбинирует многие частные интересы, чтобы достигнуть, как сказано, наибольшего счастья наибольшего числа лиц. В отдельных случаях частный интерес может стать враждебным к общему благу, но по общему своему характеру, общее благо есть не что иное, как сочетание, которое необходимо для совместного развития многих частных интересов.
Все общество, со всеми своими учреждениями, является органом общественного блага согласно с тем, как оно понимается в данное время и в данном месте. Право, будучи элементом общественного устройства, имеет то же назначение. Во всей совокупности право — и публичное, и гражданское — служит одинаково общему благу. Было бы совершенно ошибочно проводить в этом отношении какое бы то ни было различие внутри правового порядка.
С одной стороны, так как само общее благо есть только известного рода сочетание частных интересов, мы можем повторить вслед за римским юристом Гермогенианом: hominum causa omne jus constitutum est44 (Dig. 1. 5 h\ 2). С этой точки зрения всякое юридическое стеснение лица (например, ограничения свободы действий собственника) служит, в конце концов, частному интересу: без стеснения было бы невозможно процветание и той доли частного интереса, которая присуща данному обществу. Если таким образом характеризовать право с точки зрения его конечного назначения, то пришлось бы все право назвать частным.
С другой стороны, так как в понятие общего блага входят все частные интересы, которые по признанию данного времени и места способны к совместному развитию, то мы должны сказать, что назначение и природа всего права определяется общим благом. Относительно так называемого публичного права это очевидно
С- Л. Муромцев |
Определение и основное разделение права
само собой. Но и весь гражданско-правовой порядок существует только как форма совместного существования частных интересов. Это — порядок, рекомендуемый общественным сознанием предпочтительно перед другими порядками с точки зрения общего блага. С изложенной точки зрения (особенно хорошо развитой русским ученым Кавелиным45*), все право — публичное. Таким образом римский юрист Папиниан говорит: testamenti factio non privati, sed publici juris est (Dig. 28. 1 fr. З),46 а у Павла читаем: rei publicae interest mulieres dotes salvas habere, propter quas nubere pussunt (Dig. 23. 3 fr. 2) и в другом месте: publice enim expedit suprema hominum judicia exitum habere (Dig. 29. 3 fr. 5).47
Итак, невозможно основать классификацию права на противоположности общего блага и частного интереса, если понимать ее в смысле научно-философском, потому что все право относится к ней одинаковым образом.
Все право служит общему благу. Конечно, юридическое сознание общества, определяя тот или иной порядок, не в состоянии предвидеть всех отношений, которые ему придется защищать на основании этого порядка. Поэтому юридическая защита рассчитывается не на отдельные отношения, а на институты. Может случиться, что в отдельных случаях защищенное отношение будет враждебно общему благу, но целый институт согласуется с ним. Так, отдельный собственник, владелец, кредитор и т. д. могут вести себя совершенно несогласно с видами общего блага.
* Кавелин разделяет свою аргументацию на три части, которые мы формулируем в трех положениях, но все они составляют лишь выражения одной главной мысли. Первое положение: по социальному влиянию всем правам доступен публичный характер (Кавелин К. Д. Что есть гражданское право и где его пределы. СПб., 1864. С. 2—17). Если бы вместо прав г. Кавелин взял в рассмотрение институты, то он мог бы сказать более категорично: все правовые институты, по социальному влиянию своему, представляют публичный интерес и только потому регулируются правом. Второе положение: все юридические отношения происходят между частными лицами; государственное право имеет предметом лишь условия, вносимые юридическим началом государства в гражданский быт, и потому не может быть в этом смысле противополагаемо гражданскому праву (Там же. С. 17—60). Другими словами, мысль г. Кавелина состоит в том, что повсюду в праве материал состоит в отношениях лиц между собой, а государственное, или точнее, общее благо, вносит критерий юридической оценки материала. Третье положение: частный произвол в установлении и прекращении гражданских прав допускается лишь в пределах, которые разумны с точки зрения государственного и общественного блага (Там же. С. 72— 104). Это — непосредственное выражение главной мысли.
Определение гражданского права в связи с классификацией права
Но общество защищает институт собственности, владения, долговых требований, потому что ожидает от их защиты вообще более пользы, нежели зла. Таково требование принципа относительной пользы.*
§82
Преследование неправомерных интересов
По поводу замечания, которое читатель прочел в конце предыдущего параграфа, здесь надо сказать несколько слов. Руководствуясь по необходимости принципом относительной пользы, право направляется к тому, чтобы польза приносилась каждым институтом, но не каждым отношением. Заранее надо примириться с той мыслью, что каждый институт может дать повод к злоупотреблениям, что отдельные лица могут защищать права, им принадлежащие, и не с теми целями, ради которых сама защита установлена. Однако, с другой стороны, не следует думать, чтобы правовые органы относились совершенно индифферентно ко всем злоупотреблениям, которые имеют место при пользовании гражданскими правами. По этому поводу должно повторить то же, что было сказано выше, когда речь шла об отношении права к нравственности (§ 77). Насколько гражданский суд оказывается в состоянии открыть злоупотребление, он преследует его. Каждое право может представлять весьма различную цену в глазах его субъекта, не каждая цена законна, не каждая составляет юридический интерес.
Римские юристы полагали, что не заслуживает защиты сервитут вида (serv. prospectus), когда постройки разъединяются горой или когда расстояние между ними столь велико, что они не могут послужить помехой к красивому ландшафту (Dig. 8.
* Невозможность предвидеть все разнообразные случаи, к которым приведет установление данного порядка, дает законодателю особое полномочие, но и возлагает на него важную обязанность. Полномочие состоит именно в принципе относительной пользы, по которому законодателю прощаются дурные последствия его мероприятий, лишь бы они окупались в избытке хорошими результатами. Но, с другой стороны, законодатель обязан к крайне обдуманности и осторожности своих действий, ибо он легко может натолкнуться на дурные последствия, совершенно непредвиденные. Часто забывают это обстоятельство в минуты тревожного состояния государства и, увлекаясь, принимают такие меры к восстановлению спокойствия, которые приносят наиболее зла в минуты, особенно несоответствующие для подобного результата.
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение гражданского права в связи с классификацией права
2 fr. 38). Защищать упомянутый сервитут в названных случаях — значило бы допускать его ради целей, которые не соответствуют его юридическому назначению. Если ответчик не явится в суд, будучи туда призванным истцом в табельный день, то не подлежит штрафу, потому, что истцу не могло быть никакой правомерной выгоды от явки ответчика в подобное время (Dig. 2. 5 fг. 2 § 1). При разводе по прелюбодеянию жены муж имел право удержать все или часть приданого (Ulp. VI, 12). Некто Тити-ний нарочно женился на распутнице, имея в виду воспользоваться этой выгодой. Когда он привел свое намерение в исполнение, тогда истина была раскрыта перед судом, и судья отказал ему в иске (Val. Max. VIII, 2,3). Римскому праву принадлежит, далее, общепринятое правило, по которому содержание обязательства должно быть правомерно. Неправомерное обязательство не защищается. В этом случае неправомерность следует понимать в двух смыслах: в тесном смысле неправомерны обязательства, которые идут наперекор известному конкретному постановлению закона или вообще подрывают непосредственно институт, который пользуется юридической защитой. Так, недействительны договоры об отчуждении вещи, изъятой из гражданского оборота (res extra commercium), о продаже свободного человека в рабство, о совершении преступления, о вступлении в брак с близким родственником или родственницей, о продаже будущего наследства и т. п. В наиболее широком смысле неправомерны обязательства, которые не согласуются с конечными целями права, прямо нарушая те или другие постановления его. Папиниану принадлежит благородное указание: quae facta laedunt pietatem, exis-timationem, verecundiam nostram et, ut generaliter dixerim, contra bonos mores fiunt, nee facere nos posse credendum est. (Dig. 28. 7 fr. 15).48 У других римских юристов мы читаем отказ в признании обязательств, которые идут contra bonos mores. Недействителен договор, по которому собственник обещает кому-либо не продавать своего участка одному из соседей (Dig. 2. 14 fr. 61). В основании такого договора лежит, несомненно, недоброжелательство кредитора к соседу, поощрять которое юрист не желает. Точно так же недействительны договоры, которыми собственнику запрещается пользоваться своей землей (Dig. 8. 1 fr. 15, рг.) или хоронить в ней мертвых (Dig. 2. 14 fr. 61). Разумеется, история
изменяет воззрение на законность и незаконность интересов и в наше время мы могли бы найти законный интерес в последнем примере. Некоторые римские юристы не допускали договоров в пользу третьего лица на том основании, что не усматривали законного интереса в таких договорах для того, кто берет обещание с должника (Dig. 8. 1 fr. 8, рг.). Другие юристы поняли этот интерес, и в настоящее время договор в пользу третьего лица играет свою роль в гражданском праве.
Правило относительно обязательств повторяется, в частности, по поводу условий (в технически-юридическом смысле). Содержание условий, равно как и самое включение их в договоры, зависит от усмотрения договаривающихся. Но условия беззаконные (contra legem) и неблаговидные (contra bonos mores) не признаются. Неблаговидность может быть непосредственная: в условие какого-либо приобретения возведено действие само по себе неблаговидное, например, «если не выкупишь отца из плена», «если не дашь на пропитание своим родителям» (Dig. 28. 7. fr. 9), и т. п. Неблаговидность условия может быть также посредственная. Условие состоит в действии благовидном, которое приобретает, однако, иной характер в связи с прочей обстановкой сделки. Так, римские юристы особенно озабочены тем, чтобы условия легатов и других обязательств не стеснили свободы браков: «отказываю нечто отцу, если его дочь не выйдет замуж», «сыну если отец его не женится» (Dig. 35. 1. fr. 79 § 4), «отказываю что-либо Мевии, если она выйдет замуж или не выйдет (ibid. fr. 72 § 5), «выйдет замуж по воле такого-то», (ibid. fr. 72 § 4), «разведется» (Cod. 6. 25. 1 5) — во всех этих случаях приведенные условия недействительны. Недействительны также штрафы, которые налагаются за развод (Cod. 8. 39 fr. 2) или заключение брака (Dig. 35.1. fr. 71 § 1 ср. 45. 1 fr. 62 § 2, ср. Nov. 22 с. 43. 44) и вообще ограничивать несколько круг лиц, из которых должен происходить выбор супруга (Dig. 35. fr. 63 рг.). Далее запрещается штраф за назначение кого-либо наследником (Dig. 45. 1. fr. 61) и вообще поддерживается свобода завещаний (Cod. 2. 3. fr. 15). Не допускаются условия, которые стесняют свободу местопребывания (Dig. 35. 1 fr. 71 § 2). Условие о том, чтобы легатарий присягнул в исполнении действий, которые связаны с получением легата, недействительно.
Но возвратимся к главной нити нашего исследования.
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Определение гражданского права в связи с классификацией права
§83
Лицо и общество в различных сферах общественной жизни
2. В границах порядка, который согласуется с общим благом, не все отношения одинаково близки человеческому сердцу. В одних отношениях человек видит непосредственно свой личный интерес, другие лежат в стороне от его эгоистических стремлений. Хотя он готов осознать, что без них немыслим окружающий строй жизни, однако, с точки зрения своей личной выгоды он все-таки не может дорожить ими так же, как он дорожит прочими отношениями, и подчиняется им только из необходимости, как условию, без которого, по-видимому, не мог существовать порядок, дорогой для него лично.
В этом различии коренится противоположность общего блага и частного интереса, в обыденном смысле. Под общим благом разумеют отношения, которые всеми признаются — открыто или смутно — в интересах общежития, но никому не дороги в особенности, кроме разве немногих лиц, образующих во всяком случае исключение и находящих особое удовлетворение в общественной деятельно сти. Под частным интересом разумеются принадлежности той части порядка, основанного в видах общежития, которая наиболее близка отдельным лицам. По такому разграничению общее благо есть общественность, связь отдельных лиц между собой; частный интерес — самостоятельность отдельного лица в кругу данного общежития, устройство индивидом своего мирка, своего узла отношений, который, конечно, входит в состав общего порядка, но дорог индивиду потому, что он сам лично служит его центром.
Будучи выражением одного и того же порядка, обе группы солидарны. Их обоюдное развитие составляет несомненную принадлежность прогресса. С одной стороны, прогресс состоит в развитии индивидуальности. Мы заключаем о степени развития народа по развитию отдельного субъекта: наибольшее развитие личной энергии, самостоятельности и самодеятельности, связанное нераздельно с наибольшим расширением круга личных интересов, характеризует, в наших глазах, высшее развитие общества. Даже в сферах жизни, которые служат непосредственно к устройству самого общения, развитие индивидуальности составляет необходимое условие поступательного движения. Так,
знатоками военного искусства в настоящее время признано, что прогресс в силе армии прямо зависит от прогресса в умственных и нравственных качествах составных единиц. Сила, которая создана непосредственно необыкновенным сплочением и единством действия, присущими войску, обусловлена в конце концов самосознанием и самостоятельностью, с которыми действует в пределах общей задачи каждый отдельный солдат. То же соответствие наблюдается в политической жизни. В случае наибольшего развития противоположности власти и подчиненных, успешное правление невозможно без содействия умственно и нравственно развитых представителей власти. На известной ступени исторического роста государств дальнейшее развитие государственности, т. е. той формы общежития, которая создается государством, находится в прямой зависимости от развития политической самостоятельности в среде управляемых. Чем ближе поставлен каждый гражданин к сфере политической деятельности, чем чаще он выступает активным исполнителем государственного порядка, а не слепым его орудием, чем более он заинтересовывается им и вкладывает в него свою душу, тем более сторон человеческого существования охватывает государство, тем сильнее оно по качественным пределам своего господства и могущественнее по степени своего культурного влияния. С другой стороны, с прогрессом развивается общественность. Первоначальное общение облечено в грубую материальную форму (сожительство под одним кровом, внутри одной ограды; общность имущества), а потому ограничено в своем воздействии, как пространственно, так и относительно сторон, которые оно обнимает (семья, род, община, город). Высшее общение принимает духовные формы: для такого общения нет пределов ни в пространстве, ни в формах воздействия, ни даже во времени. Пред ним почти стушевывается материальное общение. В сферах человеческого существования, где индивидуальная самодеятельность и индивидуальный интерес стоят на первом плане, их высшее развитие обусловлено высшим развитием общественности. Высочайший экономический и промышленный индивидуализм нашего времени движется бок о бок, во-первых, с государственным коммунизмом, т. е. с государственно-экономической деятельностью, и, во-вторых, с той тесной связью, которая соединяет экономические отношения
12 Заказ №720
С. А. Муромцев |
Определение и основное разделение права
всего мира. Что выше, индивидуальнее, самостоятельнее деятельности мыслителя, поэта или художника? Между тем эта наиболее индивидуальная деятельность предполагает наибольшую степень общения в пространстве и во времени. Не только творчество, но самое пользование его плодами, зависит здесь в высшей степени от тесного и широкого единения.
Если таково соотношение общего и частного в том особом смысле, который мы рассматриваем, то a priori нет ничего невероятного в предположении, по которому различные части права различно относятся к этой противоположности. Публичное право служит к непосредственному поддержанию общественности, гражданское — к поддержанию частного элемента. Оба отдела права не противоречат взаимно, потому что объекты их охраны, как мы видели, совершенно солидарны.
Действительно, обоим отделам права необходимо приписать вышеуказанное качество. Публичное право, несомненно, образует порядок, непосредственное значение которого в его целом состоит в том, что он определяет строй и органы общежития. Непосредственное значение гражданско-правового порядка заключается в том, что, соблюдая вполне интересы общежития, он устраивает мир индивидуальной самодеятельности и индивидуального интереса.
Таким образом, если удовлетвориться сказанным, должно признать определения Ульпиана правильными: publicum jus est quod ad statum rei publicae spectat; privatum quod ad singulorum utilitatem. Sunt enim quaedam publice utilia, quaedam privatim.49 Но признаки, которые приняты римским юристом в качестве характеристических не объясняют нам других отличительных признаков публичного и гражданского права, и это обстоятельство роняет цену классической формулы.
§84
Определение гражданского права в противоположность публичному праву
«Предметы следовало бы распределять по возможности соответственно свойствам, которые суть причины многих других свойств или, по крайней мере, их верные признаки» (Милль).50 Существует полная возможность применить это правило к классификации прав.
Определение гражданского права в связи с классификацией права
Припомним, что мы определили право как порядок организованной защиты отношений.
Факт организованной защиты состоит в том, что все лица, принадлежащие к обществу, распадаются на два разряда: одни лица образуют органы юридической власти, другие занимают положение частных лиц. Понятно, что в различных случаях одно и то же лицо может принадлежать то к первому, то ко второму разряду.
По всей справедливости этому разделению лиц приписано важное социологическое значение. В области же правового порядка ему принадлежит первенствующее положение.
Мы замечаем далее, что в одних случаях органы власти выступают на защиту по своей собственной инициативе, в других же случаях — не иначе как по призыву частных лиц. Случаи первого рода мы соединяем в отдел публичного права, случаи второго рода — в отдел гражданского права (ср. Иеринг, Тоон, в русской литературе — Ю. Гамбаров31).
Такое основное разделение права уместно по двум соображениям. Во-первых, если все право есть порядок защиты, то различия в этом порядке суть единственные различия, которые должны лечь в основание классификации. Во-вторых, вышеуказанное различие есть, в действительности, такое, которое составляет причину других свойств, [причем] наиболее важных из числа тех, которые могут нас заинтересовать при изучении права.
Как мы сказали, гражданские права защищаются не иначе, как по призыву частных лиц — их субъектов. Это значит, что возбуждение, продолжение и завершение защиты всецело зависит от усмотрения субъекта. Призванные им органы власти действуют ровно настолько, настолько того требует пострадавшее лицо. Напротив, в публичном праве все движение защиты исходит от воли органов власти. Отсюда проистекает следующее.
1. Кто располагает отношением со стороны его юридической защиты, тот, в сущности, есть полный распорядитель права. Полномочие на свободное приобретение и его потерю, специально слывущее под именем «права распоряжения», есть только иное, применительно к особым практическим обстоятельствам, выражение функции распоряжения, скрытой в коренном полномочии на защиту. Таким образом, установление и прекращение гражданских прав принадлежит тому же субъекту, которому
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 2038;