1 страница. SPIRITUALITY OF THE BODY

Alexander Lowen

SPIRITUALITY OF THE BODY

Bioenergetics for Grace and Harmony

Александр Лоуэн

ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛА

биоэнергетический анализ тела

Институт общегуманитарных исследований

Москва 2004

УДК 615.8 ББК 88.4 Л 81

Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер, с англ. С.Коледа — М.: Институт Общегума­нитарных Исследований, 2000 — 256 с.

Известнейший психолог, основатель мощного направ­ления современной психотерапии подводит итог рабо­ты всей своей жизни.

На многочисленных убедительных примерах он по­казывает, как объединив сексуальность и духовность, любой из нас может вернуться к естественной и совер­шенной жизни.

Тело и душа, мораль и секс ■— гармонично взаимо­проникают и взаимодополняют друг друга в естествен­ном состоянии. И о том, как достичь этого, и написана эта книга.

Прочтите эту книгу — она может по-настоящему об­новить ваше сердце.

ISBN 5-88230-143-2

© A. Lowcn, 1990

© Институт обидегуманитйрны.х исследований, оформление, перевод,

Предисловие

Биоэнергетика — это современный метод пси­хотерапии, уходящий корнями в техники работы Вильгельма Райха, австрийского психоаналитика, который обогатил психоанализ так называемой ра­ботой с телом (body-work). Создатель биоэнерге­тики — американский психиатр и психотерапевт Александр Лоуэн (родился в 1910 г.) — был его пациентом, затем студентом и сотрудником. Взяв у Райха основные понятия об энергетической ос­нове психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йор­ке. На протяжении последующих тридцати лет воз­никло несколько десятков подобных учреждений во многих странах.

Биоэнергетика рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и энергии, счи­тая источником неврозов, депрессий и утраты са­моотождествления подавление чувств, которое про­является в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме. В раннем детстве проявля­ются, а затем закрепляются специфические навы­ки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера челове­ка, который складывается из часто искаженного образа мира и собственной личности, ригидных схем поведения и чувств, а также ограничиваю­щих жизненность организма паттернов "самообла-

б " Л.Лоуэн

дания", называемых также "панцирем характера". Таким образом, физический облик человека сим­волически отражает его психику. Терапия состоит из познавания структуры характера и "оживления" замороженных в теле эмоций. Это приводит к ос­вобождению больших запасов энергии, затрачива­емых до этого па сдерживание телесных импуль­сов, которые могут быть использованы в менее стереотипных, более творческих формах приспо­собления и развития индивидуальности. Особое значение имеет восстановление свободного дыха­ния, нарушение которого тесно связано со стра­хом. Целью терапии является разблокирование ог­раничений развития личности. В центре внимания находится развитие эго и интеграция его с орга­низмом. Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистической ори­ентацией в окружающем мире. Зрелая личность имеет контакт с внутренней энергетической пуль­сацией организма и изменяющимися чувствами. Она в состоянии в равной степени как контролировать их экспрессию, так и отключать самоконтроль, от­даваясь потоку спонтанности (например, во время оргазма, в творческом экстазе и т.д.). Она пмеег доступ в равной степени как к неприятным чув­ствам: страху, боли, злости и отчаянию, так и к приносящим удовольствие переживаниям: сексу, радости, любви и сочувствию. Телесным выраже­нием эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами (в терминологии биоэнергетики — это "за-землешюсть"), ясный взгляд и мягкий приятный голос.

/7с и vo.гогия тC

Сохраняя приближенную к современному пси­хоанализу методику, биоэнергетика использует прикосновение и давление па напряженные мыш­цы, глубокое дыхание п специальные полы. Паци­ент выполняет упражнения, расширяющие осозпа-ваппе тела, развивающие спонтанную .жепрессию и психофизическую интеграцию. Полная индиви­дуальная программа биоэнергетической терапии длится около грех лет. Ее прохождение, кроме все­стороннего образования, обязательно для получе­ния права использования биоэнергетики в [ерапев-тпческоп практике.

Г. И. Коледа

Введ

ение

"Мудрые люди прочитают твою прошедшую жизнь по твоему внешнему виду, походке, поведению. Свойст­во природы самовыражс пне. Даже самая маленькая деталь mew что-нибудь показывает. Лицо человека кик зеркало отражает то. что делается внутри."

Ральф Иальдо Эмерсон

В этой книге я попробую показать, что здоровье имеет духовную сторону. Мы увидим, что субъек­тивное ощущение здоровья — это чувство удоволь­ствия, получаемое от тела, которое иногда дости­гает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других. Когда мы болеем, у нас не только появля­ются симптомы болезни, но мы также оказываемся изолированными от мира. Мы увидим также, что здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в "сиянии" тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пла­стичнее нате тело, тем ближе мы находимся к здо­ровью. С возрастом наше тело грубеет, мы прибли­жаемся к смерти.

Олдос Хаксли описывает три вида грации: гра­ция животных, человеческое обаяние и душевное

Психология тела

обаяние, или благодать. (Aldous Huxley, The perennial Philosophy, New York, 1954.) Душевное обаяние связано с чувством удовлетворения выс­шего порядка. Обаяние человека выражается в его отношении к другим, и его можно точнее опреде­лить как доброту и личное обаяние. Обаяние жи­вотных известно нам из наблюдений за их жизнью на свободе. Я люблю наблюдать за белками, игра­ющими среди деревьев. Немногим людям удается хотя бы приблизиться к грации белок и их уверен­ности в движениях. Ловкий полет ласточек вызы­вает у пас восхищение. Все дикие животные име­ют прекрасную способность отлично двигаться. Согласно Хаксли, истинная грация человека появ­ляется, когда он "открывается духу солнца и воз­духа" вместо того, чтобы уродовать свое гсло и ме­шать проявлению нашей врожденной духовности.

Однако люди не живут и наверняка не в состоя­нии жить в той плоскости, что и дикие животные, которым (по Хаксли) принадлежит вся полпота животной грации. Такова природа человека, он должен жить сознательной жизнью. Это означает, как пишет Хаксли, что "животная грация уже не­достаточна для жизни и должна быть дополнена сознательным выбором между добром и злом". Возможно ли естественное поведение, полное оба­яния, если нет основы — обаяния тела? Когда че­ловек сознательно принимает стиль поведения, исполненный грации, но она не исходит из чув­ства телесного удовольствия, его обаяние всего лишь фасад, построенный для того, чтобы удив­лять и привлекать окружающих.

Прежде чем съесть запретный плод с древа по­знания добра и зла, как мы читаем в Библии, чело­век жил в раю без самосознания, как и другие жн-

.~Ло

уэн

вотные. Он был невинен и знал радость жизни в образе добра. Вместе с познанием добра и зла к нему пришла ответственность за выбор, человек потерял свою невинность, он стал осознавать себя и утратил покой. Гармония, которая существовала между человеком и Богом, между человеком и Природой была нарушена. Вместо благословенно­го незнания, homo sapiens получил теперь пробле­мы и болезни. Часть ответственности за утрату гар­монии Джозеф Кэмпбел приписывает христианской традиции, которая отделила душу от тела: "Хрис­тианское деление материи и духа, динамики жиз­ни и духовных ценностей, естественного обаяния и божественной благодати, в сущности уничтожи­ло природу ." (Joseph Campbell, The power of Myth, New York, 1988.)

За христианской традицией стоит греко-семитс­кая вера в преобладание ума над телом. При отде­лении сознания от тела духовность становится чем-то интеллектуальным, а не витальной силой, в то время как тело превращается в мясо на скелете или, с точки зрения современной медицины, в биохи­мическую лабораторию. Тело без духа обладает низ­ким уровнем жизненной силы, и оно полностью лишено обаяния. Его движения механические, так как в большей мере ими руководит сознание или воля. Когда дух вселяется в тело, оно дрожит от возбуждения, становится похожим на поток, сте­кающий со склона горы, или движется медленно, как глубокая река разлитая но равнине. Жизнь не всегда идет гладко, но когда человек целыми дня­ми вынужден заставлять свое тело двигаться си­лой воли, это означает, что его телесная динамика серьезно нарушена, и есть опасность возникнове­ния болезней.

П си\олог ия тела

Настоящая грация тела не есть нечто искусст­венное, — это часть естественного человека, одно­го из божественных существ. Однако, если она однажды утеряна, ее можно обрести вновь, только вернув телу его духовность. Для того, чтобы это сделать, нужно понять, почему и каким образом его обаяние было потерянно. Но, поскольку нельзя найти потерянную вещь, если не знаешь, что конк­ретно потерял, мы должны начать с изучения есте­ственного тела, в котором движения, чувства и мысли сплавляются в нечто единое и полное обая­ния. Мы будем изучать тело как отдельную, само­регулирующуюся энергетическую систему, которая тесно связана с окружающей средой и от которой зависит ее существование. Взгляд па тело с энер­гетической перспективы позволит нам понять сущ­ность телесного обаяния и духовности тела без мистицизма. Это приведет нас к познанию связи чувствительности с обаянием. При отсутствии чув­ствительности движения становятся механически­ми, а мысль — абстракцией. Человека, душа кото­рого полна ненависти, мы можем, конечно, наставлять заповедями о любви, но трудно ожи­дать, что от этого будет какая-то польза. Однако, если нам удастся вернуть ему духовность, любовь к ближнему расцветет в нем заново. Мы изучим также некоторые нарушения, которые разрушают дух человека, уменьшают обаяние его тела, подры­вают его здоровье. Сосредоточение внимания на обаянии как критерии здоровья, позволит нам по­нять многие проблемы эмоциональной жизни, на­рушающие здоровье, а также развить обаяние, его улучшающее.

Дух и материя соединяются в понятии обаяния и доброты. В теологии доброту определяют как

/2____________________ А.Лоуэн

"божественное влияние, исходящее из сердца для того, чтобы возродит!) его, приблизить к Богу и сохранить". Ее также можно определить как боже­ственный дух тела. Этот дух проявляет себя в ес­тественном обаянии тела, а также в благодарности человека всем живым существам. Обаяние и доб­рота — это состояние святости, целостности, свя­зи с жизнью и с тем, чго божественно. А .эти поня­тия — синонимы здоровья.

Глава 1

Духовность и грация

Наше стремление к здоровью может принести ре­зультат только в том случае, если мы рассматрива­ем позитивную модель здоровья. Определение здо­ровья как отсутствия болезнен — эго негативное определение, поскольку такой взгляд на тело на­поминает взгляд механика на автомобиль, в кото­ром он может заменить отдельные части, не нару­шая работы всего механизма. Тоже самое нельзя сказать о каком-либо живом организме п о челове­ке в особенности. Мы можем чувствовать, а маши­ны эгого не могут Мы движемся спонтанно, чего не может ни один механизм. Мы также глубоко связаны с другими живыми организмами и приро­дой. Наша духовность происходи! именно из это­го чувства единения с силой и порядком более ве­ликими, чем мы сами. Не имеет никакого значения, дадим ли мы этой силе имя, или же, как древние, оставим ее без имени.

Если мы принимаем тот факт, что человеческие существа обладают духом, мы также должны при­нять то, что здоровье связано с духовностью. Я уверен, что утрата чувства единения с другими людьми, животными и природой серьезно мешает психическому здоровью. На уровне отдельного че­ловека мы определяем это как чувство изоляции, одиночества и пустоты, которое может привести к депрессии, а в более острых случаях — даже к шизоидному уходу от жизни. Вообще не замечает­ся тог факт, что когда связь с миром обрывается,

А.Лоуэн

наступает также потеря свяли со своим телесным "я". Именно отсутствие ощущения своего тела яв­ляется основой депрессии и шизоидных состояний. Это происходит вследствие понижения жизненной энергии тела, упадка его духа или энергетического состояния. В сущности, невозможно отделить пси­хическое здоровье от физического, ибо настоящее здоровье объединяет в себе оба этих аспекта. Не­смотря на это, в медицине нет никаких достовер­ных критериев для физической оценки психичес­кого здоровья. Его возможно определить лишь как отсутствие жалоб и беспокоящих элементов в лич­ности пациента. i

Объективно психическое здоровье можно опре­делить по уровню жизненной энергии, который проявляется в быстроте взгляда, цвете и темпера­туре кожи, спонтанности выражений лица, живос­ти тела, а также грациозности движений. Особен­но важны глаза — окна души. В них мы можем видеть жизнь духа человека. В тех случаях, когда дух отсутствует (например, при шизофрении), — глаза пусты. В состоянии депрессии глаза груст­ные, и часто в них видна глубокая тоска. У чело­века, находящегося между этими состояниями, гла­за бывают матовыми и неподвижными, — это свидетельствует о том, что нарушена функция по­нимания того, что человек видит. В большинстве случаев глаза становятся матовыми от тяжелых переживаний и травматических ситуаций в детстве. Поскольку глаза важны для наших отношений с другими людьми и с окружающим нас миром, мы проанализируем их функции подробнее в девятой главе, названной "Лицом к миру". Люди с живы­ми, блестящими глазами обычно смотрят друг дру­гу прямо в лицо, устанавливая зрительный кон-

/7cuvo юшя тела

гакг, который объединяет чувства людей. Живой цвет и тепло га кожи — результат хорошего крово­снабжения внешних слоев тела сердцем, которое бьется под влиянием "божественного духа". Этот дух проявляется также в жизненной .энергии тела и грациозности движений Греки были правы, ут­верждая, что здоровый дух может существовать только в здоровом теле.

В свете вышеизложенного можно задать вопрос: молено ли лечить психические заболевания, не об­ращая внимания на состояние тела? И можно ли лечигь болезни гела, не обращая внимания на ду­шевное состояние пациента? Если цель терапии состоит в излечении отдельного симптома болез­ни, концентрация па ограниченном tppai менте лич­ности, у которой этот симптом присутсшует, име­ет смысл и может оказаться успешной Почти вся практика медицины использует этот вид лечения. Однако это не возвращает полного здоровья и не воздействует на причину заболевания, на так на­зываемые личностные факторы, предрасполагаю­щие человека к заболеванию. Конечно, не всегда возникает необходимость вникать в эти подробно­сти. Если мы имеем дело с переломом или инфи­цированной раной, можно воздействовать непос­редственно на больное место, чтобы ускорить заживление.

Несмотря на локальный подход к болезням, за­падная медицина достигла удивительных резуль-таюв в их лечении. Хотя ее отношение к телу яв­ляется механистичным, знание механики как в структурной, так и в биохимической областях, по­зволяет врачам творить чудеса. Однако у этого типа медицины есть явные ограничения, которые не хо­тят замечать врачи. Множество распространенных

А.Лоуэг

болезней не поддаются такому лечению. Заболева­ния поясничного отдела позвоночника, которым часто сопутствует раздражение седалищного нерва, очень распространены у жителей западных стран, но немногие хирурги-ортопеды понимают лгу про­блему и могут ее успешно лечить. Другим заболе­ванием, не поддающимся врачебному знанию, яв­ляется аргрит. Известна непобедимость рака. Напомню, что это болезни всего организма, и их можно понять только посредством целостного под­хода к человеку.

Несколько лег тому назад я лечил женщину с острым кишечным заболеванием. У нее была ал­лергия на многие продукты, включая хлеб, мясо и сахар. Потребление любого из этих продуктов вы­зывало у нее спазмы желудка и приступы поноса, которые ослабляли ее. Она была вынуждена при­держиваться определенной диеты. Несмотря на большую осторожность, приступов поноса избежать ей не удавалось. Она постоянно боролась со своим малым весом и недостатком энергии. Она, конеч­но, искала помощи у многих врачей, обследования у которых показывали, что ее кишечник заражен паразитами. Лекарства, которые ей прописывали, приносили только кратковременное облегчение. Казалось, паразиты пропадали, чтобы вскоре по­явиться снова.

Как терапевт я хорошо изучил ее. Назовем ее Рут. Рут была филигранной женщиной, довольно симпатичной, с красивым лицом. Однако две чер­ты мешали ее красоте. Ее большие глаза были пол­ны страха, она была близорука. Ее нижняя челюсть была необыкновенно напряжена и выдвинута впе­ред. Это придавало ее лицу выражение неуступчи­вости, как будто она хотела сказать: "Вам не удас-

Пси

vo тоги я /пела

тся меня уничтожить." На фоне страха в ее глазах челюсть, казалось, говорила: "Я не буду вас боять­ся." Руг, однако, не замечала этого страха.

Во время анализа всплыла следующая инфор­мация: Рут была единственным ребенком своих родителей, которые эмигрировали в США после второй мировой войны, еще до рождения дочери. Как мы установили, у каждого па родителей были свои эмоциональные проблемы. Мать была пугли­вой и полной страхов женщиной. Отец был болез­ненным, по очень работящим. Рут охарактеризова­ла свое детство как несчастное. Она чувствовала, чго мать относилась к ней враждебно, возлагая на нее слишком много обязанностей по дому, кото­рые не оставляли ей времени па игры. Она отно­силась к ней слишком критически. Рут не могла вспомнить теплого или близкого физического кон­такта со своей матерью. По отношению к огцу она, напротив, чувствовала теплоту и ощущала его лю­бовь. Однако он отстранился от нее, когда она была еще ребенком.

Дух Рут был сломлен. В ее теле существовала пустота, говорящая о том, что ее дух слаб. Она не была агрессивной. С большим трудом она сохра­няла хорошее самочувствие. Ее дыхание было плав­ным, а уровень энергии низким. Она не понимала, что ей было трудно протянуть руку к другим лю­дям, она приписывала это своей неуверенности в отношениях с людьми. Ее проблемы с кишечником напомнили мне именно эту неуверенность, а так­же неспособность к приему пищи. Это выглядело так, как будто на молоко своей матери она реаги­ровала, как на яд. Грудью ее кормили недолго и, несмотря па то, что она не могла вспомнить, когда это прекратилось, именно этот момент я считаю

А Лоуэн

первым серьезным оскорблением в ее жизни. На­верняка, враждебность матери была ядом. Второй серьезный удар — утрата близкого контакта с от­цом, спровоцированная завистью матери к его люб­ви к Рут. Отход отца обезоружил ее против враж­дебно настроенной матери и принес чувство, что она больше никому не нужна.

Несмотря на то, что я старался помочь Рут, она мне не доверяла. И хотя после каждого сеанса она чувствовала себя лучше, это улучшение было не­долгим, пока не случилось нечто удивительное. У Рут была подруга, которая рассказала ей об одной женщине, занимающейся оздоровлением в рамках Христианской науки. Рут нанесла несколько визн-гов этой женщине, и та рассказала ей об оздорав-ливающей силе веры в Иисуса Христа, объяснила Рут, что душа бессмертна, что тело может умереть, а человек живет дальше в своей душе. Она подчер­кнула также, что Рут отождествляла себя со свои­ми болезнями, хотя могла прервать это отождеств­ление, объяснив себе, что болезни — это часть ее тела, а не души. Рут в то время сказала мне: "Пред­ставьте меня, еврейку, верующую в Иисуса Хрис­та!"

Удивительным было то, что приступы у Рут пол­ностью прекратились. Она стала лучше выглядеть и чувствовать себя хорошо. Даже потребление про­дуктов, к которым у нее была аллергия, не вызы­вало неприятных реакций. Это выглядело как чудо веры, ведь вера в состоянии производить эффек­ты, похожие на чудеса. Вере я посвятил один из следующих разделов. Но чудесное выздоровление Рут можно объяснить и в другой плоскости.

Объяснение опирается на тезис о том, что бо­лезни и патологические состояния кишечника у Pyi

Психология me.i

возникали из-за того, что она отождествлялась со своей матерью, болезненной и страдающей женщи­ной. Важным свойством человеческой природы яв­ляется то, что отождествление такого типа всегда направлено на обидчика. Рут, как мы видели, чув­ствовала себя преследуемой матерью, боялась ее и ненавидела. В то же время, она очень ей сочув­ствовала и чувствовала себя виноватой перед ней. В подсознании, или в своем духе, она была связа­на с матерью. От этого она и страдала.

Для еврейки принятие Христа означает разрыв с семьей и собственным прошлым. Сделав это, Рут освободила свой дух от патологических связей с матерью, по крайней мере на какое-то время, побе­див тем самым болезнь. На языке психотерапии мы называем это переломом. Перелом — это важ­ный шаг на пути к выздоровлению и освобожде­нию духа пациента. Он нуждается в закреплении. После этого события Рут стала более расслаблен­ной, хотя ее спина и лицо все еще оставались на­пряженными, а глаза — испуганными. Плотина, в плену у которой был ее дух, дала трещину, по Рут знала, что она должна решить еще несколько про­блем и работать со своим телом для того, чтобы вернуть ему грацию.

Другой пациенткой, которая достигла перелома в терапии посредством освобождения своего духа, была Барбара. Эта шестидесятилетняя женщина около десяти лет страдала or постоянных присту-' нов поноса. Употребление сахара или чего-нибудь сладкого обычно вызывало такой приступ. Допол­нительным фактором был стресс. Однако самым большим источником напряжений было для нее второе замужество, полное конфликтов. Несмот­ря на свои проблемы Барбара неохотно искала по-

Л Лоуэн

мощи, считая, что сама должна справляться со сво­ими проблемами. Когда же она начала наконец свое лечение, прогресс был очень медленным. Барбара считала, что должна сама контролировать ход те­рапии таким же образом, как контролировала свою жизнь. Контроль означал ограничение чувств и бе­зэмоциональную реакцию на различные ситуации. Она боялась, что, потеряв полный контроль и ос­вободив свои чувства, может сойти с ума.

Перелом у Барбары наступил только тогда, ког­да она поняла, что проиграла. Ее брак находился на грани распада, ее охватила паника. Когда пер­вый раз по прошествии многих лет Барбара начала признаваться себе в своих чувствах, она сорвалась и расплакалась. Она чувствовала, чго проиграла. В молодости она была "маленькой дочкой" своего отца и верила, что всегда сможет оправдать ожи­дания своего мужчины и удержать его у себя. По­теря первого мужа, который умер, оставив ее одну, не помешала этой иллюзии. После сеанса, во вре­мя которого она расплакалась, она почувствовала сильный гнев на своего отца за то, что он не сдер­жал своего обещания любить ее, "если она будет послушной". Быть послушной девочкой означало для нее сдерживать свои чувства, а также быть силь­ной и ловкой. Такая позиция была хороша, как ей казалось, в ее первом браке, в котором она была стороной, осуществлявшей контроль. Однако, это не принесло успеха во втором браке, где она была вынуждена увеличить контроль. В результате, у нее развился синдром сверхчувствительности тол­стой кишки, который под влиянием стресса при­вел к приступам поноса. После переломного этапа в терапии приступы у Барбары прекратились. Вна­чале она приписывала это старательному избега-

Псыхо югия те.га

шпо сладкого. И только после того, как она на­елась сладкого, и с ней ничего не случилась, она поняла, что избавилась от этой проблемы. Это было также и оздоровление духа, потому что, давая ос­вобождение своим чувс гвам, она освободила так­же и его.

Случай Рут показывает потенциал духовной силы в лечении тела. Христианская Наука известна сво­ей верой в эту силу и использует ее в своей про­грамме оздоровления. Однако медицина западно­го мира из-за своей механической ориентации не хочет признать этой силы, которая является прин­ципиальным элементом восточной мысли. На Во­стоке внимание концентрируется на сохранении здоровья, а не на лечении болезни. Это требует целостного, всестороннего подхода к здоровью, чуждого западной медицине. На всей территории Востока здоровье считается состоянием равнове­сия, гармонии между индивидуальным и косми­ческим. Этот принцип лежит в основе практики тайцзи-цюань, программы упражнений, ориентиро­ванных на выработку у человека чувства единения с космосом посредством медленных движений. Тот же принцип присутствует в медитации, которая ведет к успокоению сознания человека для того, чтобы он мог почувствовать внутренний дух и еди­нение с мировым духом. Понятия равновесия и гармонии также относятся к двум великим силам, которые китайцы называют инь и ян. Эти две силы, одна из которых символизирует землю, а другая — небо, должны уравновешиваться в человеке, также как они уравновешены во вселенной. Болезнь мож­но рассматривать как отсутствие равновесия меж­ду ними.

А Л.оуэн

Болезни Рут и Барбары можно понять как дис­баланс этих сил. Эти силы можно обозначить как эго и тело, мысль и чувство, добро и зло. В обоих случаях отсутствие равновесия указало на дрмп-нирование головы над телом. Для Рут быть хоро­шей означало быть чувствительной к страданиям матери и забыть о своих нуждах. Для Барбары быть хорошей означало быть ловкой и сильной, а быть плохой означало быть чувственной. В этой книге я буду постоянно подчеркивать потребность гармо­нии между эго п телом как основу грации и насто­ящей духовности. Важно, чтобы мы понимали, что западные и восточные философии и религии рас­сматривают духовность пли чувство единения с высшим порядком с разных точек зрения. В то вре­мя как в Восточной мысли духовность — это не­что телеснос, мысль Запада считает ее прежде все­го функцией ума. Э i у разницу можно иначе выразить утверждением, что па Западе духовность в основном — удел веры, а па Востоке — чувств. Верно, что вера может влиять на чувства, так как чувства могут определять убеждения. Так, в исто­рии Рут мы видим, в какой большой мерс вера в Христа и бессмертие души может повлиять на фи­зиологические процессы в теле. С другой стороны, трансцендентное переживание, в котором мы чув­ствуем силу духа, может склонить нас к вере в божество или укрепить эту веру. Однако, мы дол­жны признать, что существует принципиальная разница между этими двумя взглядами на связь человека с миром. Восток всегда проявлял больше уважения к природе, чем Запад, считая, что счас­тье человека зависит от его гармонии с природой. Дао — это путь природы. Запад, по крайней мере, в течении нескольких последних столетий идет к

Пси?

хо тогия тс га

тому, чтобы приобрести контроль и власть над при­родой, и это заметно в западной позиции отноше­ния к телу. Западный человек думает о здоровье тела в категориях работоспособности, хорошего состояния, позволяющего ему работать всю жизнь как хорошей машине. Эту позицию можно m ме­тить в физических упражнениях, которыми зани­маются на Западе. Это поднятие тяжестей или тре­нировка на специальных тренажерах. Восточные упражнения, такие, как йога пли тайцзи-цюапь, отражают интерес к жизненности тела или его ду­ховности.

История потери грации и обаяния повторяется при рождении каждого нового человека. Как лю­бое другое млекопитающее, человеческий дек'ныш обладает врожденной живогной грацией, несмофя па то, что несколько первых месяцев его движе­ния неумелы, и он должен выработать у себя ко­ординацию мышц, коюрая со временем позволит ему двигаться так хорошо, как ему это будет нуж­но. Даже полная обаяния серпа сразу после рож­дения неуклюже ковыляе! перед тем, как в пер­вый раз крепко встать па ноги. Однако никакое животное не предпринимает сознательных усилий для того, чтобы развивать координацию, так как она генетически запрограммирована и развивается сама по мере роста тела. Уже с первых месяцев жизни грудной ребенок делает движения действи­тельно полные грации. Наиболее явным примером является вытягивание губ для того, чтобы добрать­ся до груди матери и сосать ее. В этом движении, напоминающем раскрытие лепестков цветка под действием лучей утреннего солнца, есть какая-то мягкость и грациозная плавность. Губы ,-но та часть тела ребенка, которая развивается первой.

А.Лоуэн

Сосание необходимо для жизни ребенка. Наобо­рот, многие взрослые, которых я встречал в жиз­ни и с которыми работал, не могут выдвигать губы естественным образом. У многих губы растянутые и твердые, а щеки напряжены, что придает лицу унылое выражение. Некоторым сложно даже ши­роко раскрыть рот. Когда ребенку всего лишь не­сколько месяцев от роду, он может протяпуть руку, чтобы прикоснуться к матери мягким, деликатным движением.

Тем не менее, в процессе роста дети рано или поздно теряют свое обаяние по мерс того, как им приходится поддаваться внешним ожиданиям, пре­небрегая при этом своими внутренними импульса­ми. Когда их собственные импульсы перемешива­ются с приказами родителей, дети быстро приходят к убеждению, что если они ведут себя плохо, зна­чит они и сами плохие. Почти во всех случаях импульсы и поведение очень маленьких детей не­винны, а ребенок просто вереи своей природе. Ти­пичным примером является поведение усталого ребенка, который хочет, чтобы его взяли на руки. Тем временем мать сама может быть усталой, воз­можно, она занята или несет тяжелые сумки, что не позволяет ей поднять ребенка. В этой ситуации плачущий ребенок приводит мать в отчаяние сво­им отказом идти. Некоторые матери отчитывают ребенка и приказывают ему перестать плакать. Если его нервирующее поведение продолжается, мать может его ударить, что приводит к увеличению потока слез. Пока еще (в данном примере) ребе­нок не потерял своей грации. Пока ребенок пла­чет, его тело остается мягким. Грудные дети часто могут ощущать фрустрацию и боль. Эго приводит их маленькие тела к напряжению, по ненадолго.








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 5291;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.