6 страница. та. Первой и непосредственной реакцией будет печаль и гнев
А.Лоуэн.
та. Первой и непосредственной реакцией будет печаль и гнев. Если эти чувства прожиты и отреаги-рованы, они по застывают и не замораживаются в теле. Подавляя эти чувства посредством хронического напряжения мышц, человек строит стену из льда, которая пленяет сердце и способность к любви. Пленяется также и дух человека, разрывая его связь со вселенским духом. Печаль — естественная реакция на у грату любви. Гнев также связан с чувством любви. Мы не гневаемся на людей, которые нам безразличны, мы просто от них уходим. Мы гневаемся на тех, кого любим, когда они травмируют нас, разрушая паше стремление получать удовольствие и радость от близости и любви.
Насколько в любви мы протягиваем руку деликатно, настолько в гневе наносим ею резкий удар. И в тоже время, когда в состоянии гнева мы с играемся преодолеть преграды на пути к любви, то, охваченные бешенством, относимся к объекту своего гнева как к врагу, стремящемуся к нашему уничтожению. Мы говорим, что чувствуем "убийственное бешенство", что "готовы убить". Часто такой гнев направляется против невинных людей, в частности, детей. Ничто не может так разъярить родителя, как взбунтовавшийся и непослушный ребенок. Родители реагируют на это так, как будто ребенок, не поддаваясь их воле или противясь их власти, наносит им смертельную рану. Часто источником этой ярости являются травмы, которые были нанесены этим родителям их собственными родителями в детстве, когда их собственный дух был сломлен, и они были сурово наказаны за то, что смели противостоять авторитарному отцу или матери. Гнев, вызванный таким отношением к ним, дремлет в глубине их психики годами, пока од-
Психология тела ]05
нажды не взрывается против кого-то невинного или беззащитного. Содержание этого гнева понятно: "Почему ты (ребенок) должен быть свободен духом, если мой собственный дух был в детстве сломлен?" Эта зависть родителя к независимости ребенка провоцирует взрыв гнева.
Понятие "сломленный дух" — это не просто метафора. Оно отражает физическую реальность, проявляющуюся в теле. Я убежден, чго каждый человек, дух которого был сломлен, носит в себе подавленную ярость, замкнутую в напряженных мышцах верхней части спины и плеч. Это напряжение проявляется R виде нарушения естественных линий спины как преувеличенная выпуклость ниже плеч или в нижней части спины. Это лордоз или уплощение естественною поясничного изгиба. (Подробнее смотри в работах: A.Lowen "The Way to Vibrant Health", New York 1977, A.Lowen "Love. Sex, and Your Heart", New York, 1988.) Уплощение этого отдела позвоночника выдвигает газ вперед, подавляя у человека чувство уверенности в себе. Такая позиция является эквивалентом подогнутого хвоста у собаки. Обращая внимание пациентов на это состояние, я говорю: "Это выглядит так, как еслп бы кто-то получил сильный удар по заднице." Одной из причин, провоцирующих развитие такого состояния, являются сильные и частые шлепки по заднице, полученные в детстве. Избыточный изгиб в верхней или нижней части спины нарушает естественную выпрямленную осанку, являющуюся проявлением свободного духа. Хроническое напряжение мышц спины затрудняет протекание энергетических импульсов вдоль позвоночника, которое дает чувство свободы духа. Результатом этого будет сломленный дух. И пока дух
А .Лоуэн
находится в этом состоянии, человек будет носить в себе подавленньш гнев, независимо от того осознает он это или нет. До тех пор, пока гнев не получит выход, дух будет сломлен. Освобождение гнева может оздоровить дух, если человек поймет, что это уходит корнями в утрату грации.
Однако, проявление гнева по отношению к людям, которые не имели отношения к травмированию духа данного человека, более молодым, слабым или зависимым, не приносит желанного освобождения, так как человек не может чувствовать себя хорошо, проявляя такое поведение. Оно вызывает чувство вины и увеличивает напряжение. Наиболее подходящим контекстом для проявления злости является терапевтическая ситуация, в которой можно безо всякой опасности для себя и окружающих потерять контроль над собой, так как си-тацию контролирует терапевт. Если пациент мужчина, мы предлагаем ему выразить свой гнев, ударяя кулаками но мату. Если это женщина, мы используем теннисную ракетку, что дает ей большее чувство силы. Поднимая руки вверх и назад, она выпрямляет спину и растягивает зажатые мышцы. Ударам сопутствуют обычно такие фразы как "Убью!" или "Я тебе покажу!" Техники освобождения подавленных чувств и редукции гнева, как и другие техники снижения напряжения, будут рассмотрены подробнее в восьмой главе.
Отреагирование ярости — важное дело, но это не самоцель терапии, целью которой является, как мы упоминали ранее, возвращение телу естественной грации. Выражение злости приносит только минутное снижение напряжения и оздоровляет душу человека. Когда мы ударяем какой-то пред-
Психология тела \Q"]
мет, то напрягаем мышцы плеч, чтобы обрести большую силу, но одновременно утрачиваем грацию. Мы должны ударять иначе — не для того, чтобы разрушить и уничтожить, а так, чтобы одновременно сохранить свою интеграцию и дух. Мы должны научиться выражать свой гнев, что, в противоположность ярости, является функцией грациозной, так как делает движение плавным. Ударяя с гневом по мату, человек растягивает свое тело от стоп вверх, вытягивая свои руки как можно дальше назад так, чтобы руки сделали угол, и он мог ударить расслабленно и свободно. Если мы выполняем эти движения правильно, то по телу от стоп до ладоней проходит волна возбуждения, придавая этому движению грацию. Подходящий способ выражения гнева освобождает дух.
Стремление к любовному контакту является агрессивным движением. Единственная разница между протягиванием рук в жесте любви и ударом той же рукой в злости состоит в том, что первое движение деликатное и мягкое, а второе — сильное и твердое. Несмотря на то, что эмоции, связанные с этими движениями, разные, сила чувства прямо пропорциональна длине растягивающего движения. Полное вытягивание рук выражает полные чувства. Если плечи связаны подавленым гневом, растягивание рук укорачивается, а чувства ослабляются.
У каждой эмоции есть своя противоположность. Например, любовь и ненависть, радость и горе, гнев и страх. В опасной ситуации человек может разгневаться и ударить или убежать от страха. Обе эти эмоции имеют одинаковые пути в теле. В гневе движение волны возбуждения направлено наружу, и возбуждение движется вверх но мышцам
А.Лоуэн
спины, подготавливая тело к атаке, как мы это видим у кошек или собак, достигая затем рук или зубов. Волна, направленная к зубам, нашему первичному органу атаки, проходит через макушку головы. В случае страха направление движения волны возбуждения противоположное. Его можно почувствовать, следуя выражению гнева. Глаза поднимаются вверх, голова направляется назад, вызывая спазм мышц затылка и лба, плечи поднимаются, а все тело напрягается. Если страх является минутной эмоцией, то напряжение быстро редуцируется и мышцы расслабляются, как только опасность минует. Временами страх вызывает гнев как повторную волну возбуждения. Достаточно испугать ребенка, чтобы увидеть, как в нем зарождается гнев.
Страх оказывает парализующее влияние на дух. Напряженные мышцы держат тело как бы в застывшем состоянии. Когда это состояние сохраняется долго, тело как бы деревенеет, и человек перестает ощущать страх. В таком состоянии большинство людей обращаются за психотерапевтической помощью. Они подавлены, но не испуганы и даже не печальны. Цель терапевта в это время — конфронтация пациента с его страхом: он должен помочь пациенту почувствовать напряжение в его теле. Когда клиент будет расслаблять зажатые мышцы, то, весьма вероятно, что он испытает страх. Войдя в контакт со своим страхом, пациент может испугаться, что терапевт причинит ему боль. Это проекция страха, который он испытывал по отношению к отцу или матери. Он может также бояться импульсов, скрывающихся за этим страхом, а именно импульсов гнева или злости.
Психология тела
Когда хроническое физическое напряжение провоцируется страхом, его можно разрядить, только превратив его в гнев, го есть изменив направление течения энергии. Гнев можно выразить ударами, кусанием, стучанием ногами, скручиванием полотенца или другими средствами. Все эти действия используются в терапии для снижения напряжения и возвращения 1елу свободной грации движений. Эти техники достигают успеха только в том случае, если человек осознает свой страх. Без этого осознания описанные способы останутся только упражнениями, даже если они вызывают сильное чувство гнева.
Большинство из нас также боится печали, которую мы носим в себе. Как только мы разрешим себе поплакать, мы впадаем в ужас, так как печаль кажется нам глубоким бездонным колодцем, в котором мы утонем, если ослабим свой самоконтроль. Наша печаль, конечно, имеет дно, но прежде, чем мы его достигнем, мы испытываем отчаяние, которое может быть для нас очень устрашающим. Можно провести пациента через его отчаяние, помогая ему осознать, что его источник скрыт в детских переживаниях и тесно связан с ними. Пациенты часто спрашивают: "Как долго я должен плакать, прежде чем освобожусь от своей печали? Мне кажется, что я плачу уже очень долго." Я отвечаю им, что дело не в том, как долго они плачут, а в том, чтобы заплакать достаточно глубоко, чтобы достичь дна колодца, самого источника. Когда конвульсивная волна рыдания достигает дна таза, открывается клапан, позволяющий человеку "увидеть солнце". Этим клапаном является генитальный аппарат, при помощи которого возможно возрождение и оргазм.
А .Лоуэн
Кроме указанных эмоций любви, гнева и страха существуют также обобщенные состояния чувств, которые нельзя считать эмоциями. Одним из таких состояний является чувство унижения, которое, подобно этим эмоциям, также подавляется, и человек не всегда это осознает. Часто это состояние проявляется в теле наклоном головы. Противоположным состоянием является чувство гордости. Оно выражается высоко поднятой головой.
Единичные случаи унижения не изменяют структуру тела. Многих женщин в детстве постоянно унижали за любые проявления сексуальности. Сексуальная грубость в любой форме является для ребенка очень унижающим переживанием, а наказание ребенка ударами по ягодицам я считаю одной из форм сексуального злоупотребления, так в этом случае затрагивается эротическая сфера. Говоря шире, любое грубое отношение действует унижающе на дух человека, так как дает ему почувствовать, что он подчинен власти другой личности. Униженный человек не может держать голову высоко, что, как мы отметили, является признаком свободного и независимого духа. Склоненная голова является также признаком стыда, связанного с сексуальной природой тела. Так как пренебречь сексуальностью мы не можем, чувство унижения, связанное с ней, было бы постоянным, что кого угодно могло бы привести к сумасшествию. Женщины, отягощенные таким образом, подавляют свою сексуальность посредством хронического напряжения мышц, из-за чего склоняют голову. Эти зажатые мышцы превращаются со временем в узел в месте перехода торса в шею, широко известный как "вдовий горб". Подобное состояние у мужчин
Психо югия тела
встречается редко, так как у них реакцией на постоянные унижения будет укорочение шеи. В противоположность женщинам мужчин реже унижают из-за сексуального поведения, а те, кого унижали их матери, делают это впоследствии со своими женами
Следующим эмоциональным состоянием, относящимся к нынешней дискуссии, является чувство вины. Это странное чувство в том смысле, что оно не выражается в теле каким-либо определенным образом. Я назвал бы эго осуждающей эмоцией. Она связана с чувством, что мы сделали что-то плохое. Мы постоянно оцениваем чье-то поведение как правильное или неправильное, хорошее и плохое, моральное и аморальное. Можно быть виновным в нарушении большей части принятых форм поведения, но многие люди, совершающие преступления, не чувствуют себя виноватыми, в то время как чувство вины угнегаег многих людей, не нарушающих моральных запретов. Очевидно, у чувства вины более глубокая основа; это чувство, что с нами что-то не в порядке. До определенной степени в этих чувствах можно разобраться, решая следующий вопрос: чувствуют ли пациенты вину, когда речь заходит об их сексуальности, а именно — об их опыте мастурбации в прошлом. Многие пациенты признают, что онанировали, когда были детьми. Это обычно сопровождалось чувством вины. Однако, некоторые не чувствовали никакой вины, связанной с этим поведением, несмотря на то, что родители говорили им, что этого делать не следует. Как сказала одна женщина: "Как же это могло быть плохим или неправильным, если приносило столько радости и удовольствия?" Однако, если
m
А.Л.оуэн
бы по какой-то причине, например, из-за страха или стыда, ото не доставляло бы такого удовольствия, это могло бы провоцировать чувство вины.
Я считаю, что вина связана с общим уровнем чувствительности в теле. Когда кто-то доволен собой, он не может чувствовать себя виноватым в чем-либо. Если у кого-то нет никаких чувств в теле, он также не может чувствовать себя виноватым. Человек чувствует себя хорошо, когда жизнь или дух движется в теле свободно. Когда возникают препятствия в виде сильного напряжения в теле, которые ограничивают свободу духа, человек будет чувствовать себя плохо или не позволит себе чувствовать что-либо. В первом случае он будет осознавать определенную вину. Это чувство вины будет связано с подавлением сексуальности или гнева. Я утверждаю, что пациенты, которые чувствуют себя виноватыми по отношению к родителям, утрачивают это чувство вины, как только их гнев направляется против родителей и полностью выражается в процессе терапии.
Ощущения — жизнь тела, точно также как мышление — жизнь ума. Если пациент сможет почувствовать свое напряжение как не просто боль, а осознает, что это сопротивление подавленным импульсам или чувствам, он мобилизует свою энергию с целью ослабления этого напряжения и определенного выражения чувств. Это, однако, не просто. Понять и почувствовать, насколько сильно мы были травмированы, может быть очень больно. Но единственный способ стать свободным -это почувствовать свои напряжения и найти их связь с подавленными чувствами страха, гнева и печали. В большинстве случаев осознание этого
Психология те га
приводит к спонтанному выражению чувств и возникающему вследствие эгого ослаблению напряжения. Многие пациенты говорили мне, что в болезненных ситуациях они высказывались абсолютно спонтанно, и это приносило пользу их отношениям с близким человеком, а также приносило уважение к себе.
Мы подавляем свои чувства из-за опасения, что, если однажды позволим им проявиться, можем позже с ними не совладать. Это опасение исходит из детских переживаний. Взрослея, мы становимся более сильными и зрелыми. Однако некоторым из нас требуется терапия для прояснения своих наиболее глубоких чувств. Подавленный гнев, например, -может быть очень сильным, даже убийственным. Человек держит его под замком, не отдавая себе отчет в том, что подавленный гнев, как динамит, в каждую минуту готов взорваться, травмируя невинных людей вокруг. Осознание собственного гнева позволяет в определенной мере контролировать его. Многие пациенты боятся своей печали, так как она может привести к отчаянию. Подавленный плач — уничтожающая сила, которая травмирует наши внутренние органы, особенно кишечник. Люди страдающие той или иной формой воспаления кишечника, по моим наблюдениям, "плачут внутри", как бы боясь плакать снаружи. (Подробнее смотрите в: A.Loweu "Biocnergetic Analysis", New York, 1986.)
Если мы хотим вернуть свою грацию и здоровье, мы должны чувствовать каждую часть своего гела. Многие люди недостаточно хорошо и полно ощущают некоторые области тела. Например, все мы знаем, что у нас есть спина, но немногие из нас
Л -Лоуэн
чувствуют имеющееся в ней напряжение или знают, жесткая она у них или мягкая. Мне часто приходится демонстрировать пациентам, что можно лежать на биоэнергетическом с голике, не чувствуя при этом боли. Спина при этом должна быть эластичной. Спина, в которой нет чувствительности, не может выполнять всех функций живой гибкой спины. Например, чтобы принять какую-нибудь позу, необходима гибкость. Человек с жесткой спиной, не способной свободно сгибаться, имеет также мало гибкости в своих убеждениях.
Любая область тела, находящаяся в состоянии хронического напряжения и лишенная ощущений -- потенциально слабый пункт, который может пострадать. Напряжение в шейном или поясничном отделе позвоночника может привести к возникновению грыжи межпозвонкового диска. Напряжение проявляется в некоторых случаях настолько сильно, что возникают анатомические деформации, требующие хирургического вмешательства. Эти нарушения можно было бы предотвратить, если бы человек осознал свои мышечные напряжения и жизненные отношения, которые за этим стоят.
Важнейший шаг в направлении восстановления здоровья — восстановление чувственного осозна-вания всего тела. Следует помнить, что способность ощущать тело уменьшается в направлении от головы к стопам. В этом нам поможет следующее упражнение.
Упражнение 5- 1
Чувствуете ли вы свое лицо? Осознаете ли вы его выражение? Сможете ли вы почувство-
Пси
хология тс ia
вать, напряжены ли ваши губы? Можете ли вы почувствовать напряжение в своей челюсти? Можете ли вы двигать ею свободно вперед, назад и в стороны, не чувствуя боли? Чувствуете ли вы какое-либо напряжение в шее или в затылке? Можете ли вы двигать головой свободно влево — вправо, вверх — вниз? Напряжены ли ваши плечи? Сможете ли вы двигать ими легко вперед-назад, вверх-вниз?
Чувствуете ли вы свою спину? Жесткая она или гибкая? Естественно ли вы держите свою грудную клетку в позиции вдоха и выдоха? Движется ли ваша грудная клетка во время дыхания? Расслаблена ли ваша диафрагма? Дышите ли вы животом? Расслаблены ли ваши бедра? Двигаетесь ли вы во время ходьбы? В вашей обычной позе они выдвинуты вперед или назад? В то время, когда вы сидите, чувствуете ли вы, как ягодицы прикасаются к креслу?
Чувствуете ли вы, как ваши стопы прикасаются к земле, когда вы стоите или ходите? Хорошо ли вы чувствуете свои стопы?
Есть и другой способ оценки уровня чувствительности в теле — нужно попросить пациента нарисовать женщину и мужчину на двух отдельных листах бумаги. Степени сложности их позиций и сходства с живыми людьми указывают на степень осознавания своего тела пациентами и на те области, которые они чувствуют лучше. Например, некоторые пациенты рисуют человека без ладоней и стоп или без глаз, без какого-либо выражения лица. Это выразительно свидетельствует о недостатке чувствительности в этих местах. Неко-
А Лоуэн
I
торые рисуют схематично, прямыми линиями и.з черточек, что указывает сильный недостаток чувствительности в теле: они не в состоянии ассоциировать с телом такие чувства, как печаль, радость или страх (рис. 5.3).
Мы здесь не поговорили еще об одном виде чувств, а именно о сексуальных чувствах Мы займемся этим в следующей главе для того, чтобы показать их роль в телесной грации и духовности тела.
Рис. 5.3- Рисунки, иллюстрирующие тепесные чувства. Рису нок с отделенными частями тела указывает на чувство недостаточности единства тела и недостаток ощущения собственного "я", в то время как рисунок в виде черточек указывает на недостаток чувств, - ощущение, чщо тела нет
Глава 6
Сексуальность и духовность
Как мы уже упоминали в предыдущих разделах, многие люди считают, что сексуальность и духовность — это противоположности. Они придерживаются точки зрения, что духовность находится в голове, в то время как сексуальность локализована в нижних частях тела. Этот взгляд противоречит действительности, так как человеческое существо в каждой своей клеточке имеет половые полярности. У мужчин каждая клетка имеет две хромосомы Y, в противоположность клеткам тела женщины, которые имеют по одной хромосоме X и Y Подобным образом духовность — это функция всего тела. В отрыве от сексуальности духовность становится абстракцией, а сексуальность, оторванная от духовности, является только физиологическим актом Такой разрыв проявляется в случае изоляции сердца, когда нарушается связь между двумя полюсами тела. Когда чувство любви проникает из сердца в голову, человек ощущает единство с Абсолютом — тем, что присутствует везде. Когда оно наполняет бедра и ноги, человек ощущает свою связь с Землей. Перемещаясь вверх, наш дух приобретает черты ян, а перемещаясь вниз — черты инь. Основной постулат биоэнергетики состоит в том, что протекание возбуждения по телу вниз и вверх имеет пульсирующий характер, что означает, что оно не в состоянии переместиться в одном направлении дальше, чем в дру-
А Лоуэн
гом. То есть мы духовны ровно настолько, насколько мы сексуальны.
Когда наш дух вовлекается полностью в какой-то акт, то этот акт становится духовным, благодаря трансценденции нашего Я. Эта транеденденция наиболее ощутима в полоном акте, если он приводит к объединению двух людей в танце жизни. Когда наступает это объединение, любовники преодолевают границы своего сознания, чтобы соединиться с силами Вселенной.
Ключом к такому единению является любовь. Близость между мужчиной и женщиной возникает из того же чувства любви, которое соединяет мать и ребенка, человека и его любимое животное, человека и его ближнего. Любовь — это состояние приятного возбуждения, которое различается по интенсивности, в зависимости от ситуации. Тот же вид возбуждения имеет место в мистической связи человека с Богом. Возбуждение, которое ощущают двое любовников, находящихся близко друг к другу, влечет за собой, конечно, дополнительные последствия. Энергия движется вниз, сильно возбуждая половые органы. Когда это происходит, возбуждение и напряжение возрастают до такой степени, что человек ощущает неодолимое стремление к более интимному контакту и разрядке этого возбуждения. Радость секса имеет два фактора: (1) удовольствие, которое человек чувствует от прикосновения и (2) удовлетворение, которое дает половая разрядка напряжения. Вначале удовольствие появляется в сознании и связано с ожиданием, в то время как удовольствие оргазмичес-кого расслабления является чисто сексуальным и очень удовлетворяющим. Во время пика оно достигает уровня экстаза.
Пси \оло? и я тела
Для небольшой части людей секс является необычайно возбуждающим переживанием, в котором участвует все гело, а половое возбуждение очень сильно. Поверхность тела заряжается, глала блестят, кожа увлажняется, теплеет и розовеет. Эрогенные зоны сильно наполняются кровью по мере того, как сердце, которое также возбуждается, посылает кровь к поверхности тела. Когда глаза любящих встречаются, дрожь возбуждения пробегает, как электрический разряд через все их 1ело. Стремление к контакту очень сильное. Если это происходит во время поцелуя, тело размягчается и растекается, человек чувствует приятное тепло в нижней части живота. В этот момент половые органы наполняются кровью, но кровенаполнение еще не максимально. Стремление к более глубокому интимному контакту приводит к половому акту. В момент проникновения наступает минутное успокоение, прежде чем начнется ритмичный танец, который закончится оргазмом.
Все это происходит спонтанно, когда двое людей глубоко влюблены. Они стремятся к сближению так, как если бы находились в трансе, хотя осознают свои действия, но на вершине оргазма осознавание может утрачиваться. Энергетическое напряжение настолько сильно, что эго побеждается чувством освобождения. Чувство объединения двух тел может быть так реально, что любовники ощущают себя как бы одним телом. Одновременно у них может быть впечатление, что они не присутствуют в своем теле.
После сильной оргастической разрядки человека охватывает глубокий покой. Прежде, чем вернется осознание себя, может наступить сон. Такую потерю сознания французы назвали "малой смер-
А Аоуэн
тью". После этого переживания человек чувствует себя как бы возрожденным.
Так же, как и в мисчическом переживании, в момент оргазма может возникать ощущение объединения с могущественными силами Вселенной Однако в то время, как мистическое переживание тихое, оргазмическое переживание похоже на взрыв вулкана или землетрясение. В повести Хемингуэя "По ком звонит колокол" герой отмечает, что во время такого оргастического переживания он почувствовал, что "задрожала земля". В мистическом переживании личность редуцирует свое Я, в оргазме это Я тонет в потоке энергии и чувств. Однако, чтобы получить такое мощное чувство, нужно остаться свидетелем нарастания возбуждения вплоть до момента его взрыва. Это требует сильного Я, так как слабое Я может испугаться перед лицом такого риска. Это напоминает поездку на американских горках. Чтобы получить полное удовлетворение, надо держать глаза постоянно открытыми и наслаждаться вызывающими головокружение взлетами и падениями вагончиков.
Половой акт дал толчок примитивной методике добывания огня, заключающейся в быстром вращении палочкой в углублении куска дерева до тех пор, пока не станет так горячо, что вспыхнут сухие щепки и листья. Трение-тепло-пламя, такую последовательность мы видим в этих двух действиях, цель которых — получить пламя. К сожалению, для большинства людей половой акт заканчивается высечением только нескольких искр, а не пламенем, которое растворяет тело, превращая его в чистый дух. А ведь именно в этом и заключается запредельное переживание.
]7си\оюгия те ta
Достичь трансценденции можно также деятельностью, не включающей в себя половой акт. Каждый раз, когда мы переживаем сильные чувства или тронуты большим переживанием, мы ощущаем трансцендепцию. В обоих случаях дух выходит за границы нашего Я. Когда это происходит, мы ощущаем, что мы охвачены, или даже одержимы духом. Примером такой одержимости духом, вз>иым из религии, может быть церемония Вуду, свидетелем которой я был на Гаити. Во время этой церемонии участник, танцуя длительное время под ритмы бубнов, впал в транс, после чего приступил к проглатыванию огня, что, видимо, ему никоим образом не вредило. В суфизме транс достигается посредством длительного вращения в танце. В состоянии транса Я растворяется, и человек переживает запредельное состояние. Когда лучник, практикующий дзен, о котором я упоминал в четвертой главе, говорил, что "стрелы направляло "оно", этим "оно" был дух, который охватил его естество и управлял его движениями. Это было настоящее запредельное переживание.
Каждый творческий акт содержит определенный трансцендентный элемент. Чтобы иметь эту запре-дельность, обязательны два фактора: вдохновение и страсть. Вдохновению в творческой работе всегда присуще немного божественного духа, позволяющего творцу приглушить свое эго и слиться со своим действием. Посредством этого приглушения эго и объединения с действием, рождается что-то новое, всегда являющееся чем-то большим, чем сам творец. Будет ли это живописным полотном или музыкальным произведением, тут содержится дух, который может глубоко трогать как исполнителей,
А ЛоуЭ1
так и публику. Такие произведения живут своей собственной жизнью.
Существует ли более важный творческий акт. чем создание нового живого существа? Говорят, чю любовь начинается с блеска в глазах, а заканчивается рождением ребенка. Половой акт, рассматриваемый в этом свете, является эссенцией творчества. В то время, когда на глубоком биологическом уровне это утверждение всегда справедливо, мы не способны пережить таинственность и радость секса, если не отдаемся божественной страсти любви.
Наша неспособность переживания оргазмичес-кой реакции, ведущей к запредельному состоянию, вызвана недостатком страстности в любовной игре. Часто эта страсть подавляется в раннем возрасте болезненным опытом как в оральной, так и в эдиповой стадии развития. Оральная стадия — это первые три года жизни, когда потребности ребенка, относящиеся к кормлению, опоре и близкому контакту, удовлетворяются матерью. В течении этого периода уровень его энергии возрастает до такой степени, что страсть становится возможной Эти потребности могут быть удовлетворены посредством акта кормления грудью, так как он дает наиболее близкий, возбуждающий и удовлетворяющий контакт между матерью и ребенком. Большинство западных людей вкармливаются грудью не более чем 9 месяцев, в то время как в слаборазвитых странах и примитивных сообществах период кормления грудью продолжается около трех лет. Если ребенок будет отлучен от груди слишком рано, он ощущает недостаток груди как утрату своего мира, что может "разбить его сердце". Если эта "ломка" будет продолжена неадекватными реакциями ро-
/7сихсъ1огыя me aa
из
дигелей в эдипов период, следствием может быть мысль: "Я никогда не получу то, что хочу, так для чего же возбуждаться? Эго закончится только болью. "
Если ребенок не будет вскармливаться грудью, это не .значит, что он будет лишен питания и заботы при кормлении, однако младенцам необходимо ощущать тело матери, ощущать ее жизненность и поглощать ее энергию. Контакт с матерью возбуждает дыхание младенца и укрепляет его метаболизм. Когда этот контакт утрачивается из-за смерти, болезни или депрессии матери, ребенок, вероятнее всего, будет потрясен и сломлен. Как мы отметили в одном из предыдущих разделов, ребенок борется против этой боли сдерживанием дыхания и напряжением мышц грудной клетки. Результатом этого будет ограничение его способности отдаться любви, когда появится возможность сближения с другим человеком. Будучи взрослым, оп страдает от полового отчуждения, так как не может пережить все это сердцем.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 830;