7 страница. Негативное влияние на ребенка оказывает также низкая толерантность родителей к высокому уровню энергии у детей
Негативное влияние на ребенка оказывает также низкая толерантность родителей к высокому уровню энергии у детей. Они выражают недовольство тем, что ребенок слишком требователен, слишком активен, слишком многого хочет. Они считают, что "ребенка должно быть видно, но не слышно". Многие дети к трем годам значительно утрачивают жизненность. Я видел множество детей, выглядевших апатичными, с утратившими блеск глазами, слабым голосом, которых катила в коляске равнодушная мать или опекунша.
Сексуальная страстность и впечатлительность подвергается дальнейшему подавлению в зависимости от того, как происходит последующее разви-
/24 А.-Лоуэн
тие сексуальных чувств в эдипову фазу, в период от трех до шести лет. В этот период маленького мальчика сексуально влечет мать, а маленькую девочку — отец. Это влечение является сильным и возбуждающим, но ребенок не стремится к половому контакту. Такой контакт был бы для ребенка ужасным. В здоровой семейной среде это сексуальное влечение редуцируется, когда ребенок входит в так называемый латентный период и больше вовлекается в окружающий мир, который находится за пределами семьи. В нездоровой обстановке, родитель склоняет ребенка к сексуальной заинтересованности или реагирует на нес. Часто случается, что родители ведут себя по отношению к детям соблазняюще, стремясь вызвать у них возбуждение, которое они не получили у своего супруга. Это вносит в их отношения измерение взрослости, внося сексуальные чувства, концентрирующиеся на половых органах. Эти чувства изумляют, ужасают и отталкивают ребенка, который не в состоянии выйти из этих отношений, так как он полностью зависит от родителей и нуждается в их одобрении и поддержке. Он не может также ответить на эти чувства взаимностью из-за опасения перед фактическим инцестом. Часто бывает так, что любая сексуальная реакция со стороны ребенка влечет за собой оскорбление и унижение. Несмотря на свое собственное участие, родители обвиняют детей в сексуальном реагировании, что на деле является проекцией собственного чувства вины на потомство. В целях самозащиты дети подавляют свои сексуальные чувства, что позволяет им сохранить свою любовь к родителям. Благодаря этому любовь отделяется от сексуального желания.
Психология плела ]25
Также, как и подавление любой другой эмоции, подавление сексуальных чувств происходит посредством хронического напряжения мышц, что препятствует достижению чувства возбуждения поясницы и бедер или делает невозможными свободные движения тазом Эту проблему хорошо иллюстрирует пример Анны. Когда я впервые увидел ее, это была привлекательная женщина лет сорока, незамужняя, по всегда вовлеченная в сексуальную связь с каким-нибудь мужчиной. Она не была подавлена, но чувствовала, что не очень хорошо умеет организовать свою жизнь. Чтобы понять Анну, следовало внимательно присмотреться к ее телу, которое отражало историю ее жизни. Обе половины ее тела выглядели так, как будто принадлежали разным людям. Нижняя часть была полной и тяжелой, совершенно не излучая жизненности и чувств. В то же время верхняя часть была узкой и характеризовалась лучшим тонусом кожи и большей жизненностью. У Анны была полная и красивая грудь, что подчеркивало ее женственность, ее глаза были большими и глубокими, что нравилось мужчинам. Она вела себя по отношению к ним соблазнительно, но не распутно. Она вовлекалась в сексуальную связь с разными мужчинами, но, несмотря на видимость тепла, которым она их одаривала, ни один из тех, с кем она встречалась, не хотел на ней жениться.
Дисфункция между двумя половинами тела Анны указывала на расщепление личности. Одна часть ее действовала независимо от другой. Например, она хорошо справлялась со своими материальными проблемами. Эти черты отражала верхняя половина ее тела. Другая сторона ее личности соединялась с пассивной, мало жизненной нижней
А -Лоуэн
половиной тела. Несмотря на то, что Анна вела активную сексуальную жизнь, ее сексуальные чувства были слабыми, и она никогда не испытывала оргазма. То, что мужчина ее хотел, возбуждало ее, но не вызывало страсти. Такое состояние для женщины граничит с отчаянием, но Анна не выглядела отчаявшейся. В группе она была оживленной и могла развлекать людей рассказами и шутками. Только после двух лет терапии она осознала живущее в ней глубокое отчаяние, против которого раннее сознательно протестовала. В то же время, уже на первых сеансах терапии я почувствовал, что Анна убеждена в том, что она не получит того, к чему стремится. Ранее она проиграла — речь идет о создании семьи и замужестве, — и вплоть до минуты, когда она начала терапию у меня, она не имела понятия, чего на самом деле хочет.
По мере продвижения терапии, когда она отбросила фасад открытого и беззаботного поведения, Анна стала подавленной. Плохое настроение не мешало ей работать, но эта деятельность казалась ей бессмысленной. В течении нескольких месяцев она давала волю чувствам, говорила, что хотела бы умереть. И хотя речь не шла о самоубийстве, жизнь казалась ей пустой. Это отчаяние было ее последним шагом к выздоровлению, так как вынудило ее серьезно взглянуть на свою жизнь, принять реальность и быть именно такой, как это выражало ее тело.
Анна была трагической фигурой. Ее сексуальная активность была лишена как радости, так и духовности. Несмотря на то, что ее движения были быстрыми и производили впечатление расслабленных, это была только игра напоказ, так как ее телу недоставало грации. Причиной тяжести нижней
[Jcuxo not и я тега
половины тела Анны было сдерживание сексуального влечения. Зажатость талии блокировала нормальное протекание "импульса возбуждения в нижние отделы 1ела, ее дыхание не достигало низа живота. Однако я чувствовал, что она была когда-то очень живот! девочкой.
Люди подавляют свои сексуальные чувства, если они становятся источником боли, унижения и опасности, и Анна не была исключением. В раннем детстве она сильно привязалась к своему отцу, и их соединяла прочная связь, которая продолжалась вплоть до его смерти, за два года до того, как я начал с пей терапию. Она была готова сделать для него все. что угодно, и такое отношение перенесла позже на других мужчин. Отец был привязан к ней в такой же степени. Он осознавал се развивающуюся сексуальность. Несмотря на то, что он не проявлял со своей стороны никаких откровенных сексуальных реакций, Анна осознавала сексуальную заинтересованность отца- Она знала, что возбуждает его сексуально так, как не удавалось это сделать ее матери. Хотя отец контролировал свое поведение, его угнетало чувство вины по поводу этих чувств; это чувство он передавал Анне, клеймя каждое проявление ее сексуальности. Когда она хотела дружить с мальчиками своего возраста, он называл ее распутницей. Он постоянно обращал внимание на ее одежду и предъявлял претензии за то, что она использует косметику. В результате, Анна стала рассматривать собственную сексуальность, как что-то неприличное. Это чувство разместилось в нижней половине ее тела. У не было другого выхода, как только отстраниться от своей сексуальности, одновременно осознавая, что того же хотел и ее отец. Когда она стала взрос-
А Л
оуэн
лои, навык скрывать сексуальные чувства так у нее закрепился, что она утратила всяческую надежду найти мужчину, которого она смогла бы по настоящему любить.
Я, как терапевт, помог ей "оживить" нижнюю половину тела. Это было непросто, так как чувствительность в этой области тела подавлялась у нее многие годы. Эту проблему следовало рассмотреть как с психологической, так и с физиологической перспективы. На психологическом уровне Анна должна была узнагь, какая она на самом деле, и понять, почему она стала такой. На физиологическом уровне она должна была вернуть активность нижней половине тела для того, чтобы ощутить ее. Специальные упражнения углубили ее дыхание, что позволило ей почувствовать свою печаль, находящуюся в животе, печаль, от которой она раньше себя успешно изолировала. Одновременно она начала плакать, но только со временем позволила плачу стать более глубоким. Чувством, с проявлением которого она имела большие трудности, был гнев. Причиной этого было то, что он был направлен против отца, который ее использовал, но которого она любила и от которого чувствовала себя зависимой. Она не смогла направить свой гнев против других мужчин, которые ее также использовали, так как чувствовала, что сама позволила им это. Это было ключевой проблемой в процессе терапии, так как было невозможно помочь Анне вернуть свои сексуальные чувства иначе, чем дать ей почувствовать себя человеком, имеющим свои права и требующим их уважения.
По мерс продвижения терапии Анна все более понимала, что была объектом определенного сексуального злоупотребления со стороны своего отца,
Ilcuvo югия тела \29
а также брата. Сам факт, что она отдала себе в этом отчет, позволил преодолеть блок в ее личности. Сейчас можно было привести в движение ее гнев. Углубив дыхание и нанося удары ракеткой по топчану, она выразила свой гнев по отношению к отцу с такой огромной сплои и с такой яростью, которой я никогда раньше не видел. В ней загорелся огонь, который со временем мог превратиться в страстную любовь.
Сексуальное соблазнение ребенка родителем — достаточно распространенное явление в нашей культуре. Родители, которые не находят удовлетворения в своем браке, могут направить на собственных детей потребность чувственности или сексуального возбуждения. Иногда это принимает формы прямого сексуального контакта, но чаще ребенок является свидетелем сексуальности кого-.чибб из родителей. Во многих семьях родители ведут себя нескромно при детях, ошибочно полагая, что дети не осознают того, что происходит. Вследствии этого, ребенок, сексуально возбужденный интимностью родителя, чувствует, что к нему относятся "особенным" образом, что приводит к развитию нарциссической личности. (Подробнее смотрите в: A.Lowen "Narcissism: Denial of the True Self, New York 1985.) Ребенок боится возможности кровосмешения и одновременно подвергается ревности и враждебности со стороны родителя своего пола. Чтобы избежать этой опасности, ребенок отстраняется от своего сексуального возбуждения, как это имело место в случае Анны. Ситуация в семье дополнительно осложняется существующей в нашей культуре тенденцией к разрушению барьеров между родителями и детьми в половых вопросах, что лишает их остатка невинности. Некоторые родите-
5 Зак. 2534
А У[оуэн
ли даже гордятся сексуальными познаниями своих детей. Становясь взрослыми, такие люди ведут себя так, как будто они более мудры, чем другие, но в глубине души чувствуют себя неуверенно и постоянно сомневаются. В сексуальной сфере поверхностная утонченность часто скрывает беспокойство и вину по поводу сексуальных чувств.
Сексуальное соблазнение оказывает разрушительное действие на личность ребенка, оказывая влияние равным образом как на тело, так и на поведение. Отяжеление и пассивность нижней части тела, которое развилось у Анны — только одна из форм, которые такая травма может вызвать. Очень часто, особенно у мальчиков, сексуальные чувства не подавляются полностью, а тормозятся при помощи напряжения мышц в области таза. В таком случае таз не может двигаться свободно, и эти люди редко достигают состояния спонтанных движений тазом (тазовой пульсации), в которой возможно полное оргазмическое освобождение. Возбуждение половых органов может быть очень сильным, но у многих мужчин оно заканчивается преждевременной эякуляцией, так как мышечное напряжение в об пасти таза ограничивает его способность ассимилировать заряд возбуждения, прежде чем оно охватит все тело. В крайних случаях это может оказывать тормозящее влияние на эрекцию.
Отличительной чертой по настоящему сексуального человека является обаяние. Быть обаятельным — не значит уметь покачивать бедрами, исполнять ганец живота или прыгать с трамплина; если человек обаятельный, это означает, что у него мягкое тело, в котором свободно протекают импульсы возбуждения, излучающее жизненность и
fjси хология тела
получающее удовольствие от движений. По настоящему сексуальная женщина не вертит бедрами во время ходьбы, ее таз движется свободно, вместе с телом. Когда человек ходит таким образом, он чувствует соприкосновение с землей при каждом шаге, а волна возбуждения, идущая от пальцев стоп, координируется с дыхательной волной, которая, как мы видели раньше, вызывает движение таза с каждым дыханием. Такая походка часто наблюдается у людей, живущих в слаборазвитых странах, над которыми не так довлеет эго, как у западного человека. Мы, жители западного мира, быть может сексуально более утончены, но люди примитивных культур более живые.
Тело, свободное от моральных указаний суперэ-го (будь воспитанным, слушай отца и мать, не поднимай руки на родителей и т.п.), свободно от напряжения. В нашей культуре принято приучать детей контролировать свои чувства. Это отражается в популярной поговорке: "Не теряй головы и не отдавайся на волю чувств." Определенная доля самоконтроля, конечно, нужна, но когда контроль становится подсознательным, он проявляется в хронических напряжениях мышц. Напряжение, связанное с опасением, что мы "потеряем голову", часто вызывает остеохондроз шейного отдела позвоночника и головные боли от напряжения. Хроническое мышечное напряжение у основания позвоночника, в том месте, где он соединяется с крестцом, является причиной большинства болей в поясничной области. Это хроническое напряжение особенно таких мышц как т. quadriceps femoris, соединяющих таз с ногами, обездвиживает таз настолько, что он не в состоянии двигаться спонтанно.
ш
А Л
оуэн
Рис в 1 Позиция таза в реакции на напряжение
А Нормальная позиция, таз расслаблен
Б Таз отведен назад, что уплощает изгиб в нижней части
спины
В. Таз заблокирован в "передней позиции", что вызывает из
лишний прогиб позвоночника
Обездвиженный таз "застывает" в положении отведения назад или вперед (рис. 6.1 А — В). В нормальном состоянии (рис. 6.1 А) таз движется вперед или назад вместе с естественными движе-
Пси\огогия тела
ниями тела и дыхательной волной Когда волна достигает таза при каждом выдохе — он движется вперед. При вдохе таз движется назад. Эти спонтанные движения могут быть незначительными в положении сидя, но более выразительно видны во время ходьбы. В пиковом сексуальном возбуждении они становятся быстрыми и сильными. Эгого не происходит, если таз обездвижен в одной из этих крайних позиций Отведенный назад таз (рис 6 1 Б) готов к движению Обездвиженность газа во время движения указывает на сдерживание сексуальных чувств Эго всчречаегся чаще всего у женщин, так как напоминание сдерживать сексуальные чувства в основном направлены именно им У мужчин более частым нарушением является "передняя позиция" (рис. 6.1В), которая выражает псевдоагрессию. Выдвигание таза вперед — сексуально агрессивное движение, но, так как таз замкнут в этой позиции, то на деле это вовсе не так. Прежде, чем дальнейшее движение таза вперед станет возможным, он должен быть отведен назад (как спусковой крючок). Когда таз выдвинут вперед, спина округляется, а плечи сутулятся, что напоминает позу пса с подогнутым хвостом.
Если человек удерживает свой таз в такой позиции, это часто указывает на то, что к нему плохо относились в детстве. Любая форма физического наказания подрывает уверенность человека в себе, делая его боязливым и податливым. Наиболее распространенной формой наказания, вызывающей такие последствия, является наказание ударами по яюдицам. Ребенок, который получает шлепок, ин-сшнктивно втягивает попу и напрягает ягодицы. Но эга травма касается не только физической природы Шлепки — унижающее переживание, кото-
Л.-Аоуэн
рое травмирует эго ребенка. В некоторых случаях ребенка даже принуждают помочь в наказании, требуя подставить ягодицы, наклониться вперед, лечь на колено родителя или принести ремень. Я считаю, что существуют другие способы дисципли-нирования без применения такого вида садистских практик. Тем, кого наказывали ударами по ягодицам, трудно принять гордую позу или ходить с расслабленным, свободно движущимся тазом.
Большинство людей не отдают себе отчета в том, что их таз застыл в одной из крайних позиций. Иногда они могут двигать им таким образом, что производят впечатление свободного движения, но когда они не используют сознательного усилия, это движение возвращается к своей исходной позиции. В сексуальной активности люди с тазом, выдвинутым вперед, как бы принуждают себя совершать сексуальные движения, а те, чей таз отведен назад, склонны к ограничению движений. Следующее простое упражнение поможет вам определить, в какой позиции вы удерживаете свой таз.
Упражнение 6. 1
Встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли видеть свою спину, когда повернете голову. Выглядят ли ваши плечи выпрямленными, поднята ли голова, отставлен ли таз? Сейчас поставьте стопы параллельно на расстоянии около 15 см., выдвиньте таз вперед. Ощущаете ли вы, как ваша спина округляется или сгибается, и ваш рост уменьшается? Медленно отставьте таз. Наблюдаете ли вы, как ваша спина выпрямляется? Какие чувства ассоциируются с каждой из этих позиций? Какая из них является вашей обычной позой?
Психология m с 1 a J33
Теперь согните колени и постарайтесь, чтобы ваш газ был расслаблен так, чтобы им можно было двигать. Дышите 1лубоко и свободно, стараясь почувствовать, как дыхательная волна доходит до глубины таза. Ощущаете ли вы ее движение в этой области'? Как можно описать это ощущение? Ощущаете ли вы какое-либо беспокойство при этом движении? Из-за описанных выше причин такое движение отсутствует у большинства людей.
Как мы могли увидеть, напряжение нижней части тела снижает сексуальную чувствительность. Способность получать оргазм уменьшается вследствие напряжения дна таза. У большинства людей дно таза напряжено вследствие подсознательного опасения, что расслабление мышц этой области может закончиться непроизвольным испражнением. Такое опасение происходит из слишком раннего приучения ребенка к горшку. Если ребенка приучают к горшку до того, как ему исполняется два с половиной года, он использует для контроля функции испражнения мышцы дна таза и ягодицы, так как только в этом возрасте начинает функционировать внутренний анальный сфинктер. Даже после тою. как внутренний сфинктер начинает функционировать, это опасение сохраняется и неосознанно переносится позлее па оргазм. Такой человек не может позволить себе полное if свободное высвобождение сексуального напряжения, 1ак как для этого необходимо забыть о полученном с таким трудом контроле. Чем раньше ребенок подвергается такому "приучению к чистоплотности", тем большее напряжение возникает в мышцах дна таза. Частым результатом такого "приучения" яв-
А.Лоуэн
ляется нарушение акта дефекации. Если родители отреагируют на это использованием клизмы или специальных ректальных свеч, вторжение и насилие над телом ребенка только усугубляют проблему. У меня были две пациентки, которых приучили к горшку, прежде чем им исполнилось 9 месяцев. Это вызвало полную утрату ощущений в области дна таза.
Анус окружен двойным кольцом сфинктеров. Внутренний сфинктер, не поддающийся волевому контролю, замкнут до того момента, пока собравшийся кал не заполнит ампулу прямой кишки. До этой минуты наружный сфинктер остается открытым и расслабленным. Когда ампула заполнена и человек чувствует потребность в испражнении, внутренний сфинктер расслабляется, в то время как наружный остается сильно сжатым до того момента, пока человек не получит возможность совершить акт дефекации. Это значит, что когда нет потребности в дефекации, можно спокойно позволить себе расслабить тазовое дно. Многие люди опасаются, что неконтролируемая сексуальная активность может привести к непроизвольному испражнению. В некоторых случаях это опасение возрастает до уровня общего беспокойства, как если бы через минуту должна случиться катастрофа.
В реальности эти все опасения и страхи воздействуют на дно таза. Неожиданный страх вызывает острый спазм. Следствием подавленного страха будет хроническое мышечное напряжение. Мы не ощущаем это напряжение, если не осознаем этот страх.
Для того, чтобы мы смогли расслабить дно таза, мы должны сначала осознать, до какой степени мы его напрягаем. В этом может помочь следующее упражнение.
Психология тела
Упражнение 6. 2
Стопы параллельны на расстоянии 20 см, колени слегка согнуты, тело подается вперед. Расслабьтесь и "отпустите" таз естественно, как это описано в предыдущем упражнении. Сделав животом глубокий вдох, постарайтесь вызвать давление на дно таза. Одновременно попробуйте раскрыть анальный сфинктер, как будто хотите выпустить газы. (Ничего не вы-пустится, если вы ничего не сдерживали. Я делал это упражнение на своих групповых занятиях, и никогда ни у кого не случилось ничего постыдного.)
Сейчас осознанно подтяните анус и дно таза вверх, зажимая ягодицы. Чувствуете ли вы, как нарастает напряжение? Попробуйте опустить дно таза. Дает ли это чувство расслабления? Повторите это упражнение несколько раз, чтобы лучше прочувствовать разницу между напряженным и расслабленным состоянием тазового дна.
Чтобы развить чувствительность к состоянию дна таза, повторяйте эти упражнения несколько раз в течение дня, во время прогулки, сидя за рабочим местом или во время какой-либо другой деятельности. Может случиться так, что вы будете вынуждены уделить много внимания этой части чела, прежде чем вам удастся достичь его полного расслабления, по это усилие будет щедро вознаграждено увеличивающейся интенсивностью сексуальных ощущений.
Так как секс, подобно мочеиспусканию и испражнению, является одной из функций, которую мы отождествляем с нашей животной природой, нам
А Лоуэн
может быть трудно принять связь между духовностью и сексуальностью. Если мы не ощущаем этой связи, - значит мы утратили контакт с тем, где она возникает — с сердцем Когда мы дарим нашему партнеру или партнерше всю нашу любовь, на которую способно сердце, объятия имеют не только сексуальный, но и духовный характер Когда мы обнимаем Бога любовью наших тел, яог контакт является не только духовным, но и сексуаль ным. Это может звучать как ересь, но в религиозных ритуалах примитивных кутьтур сексуальное поведение давно служит гому, чтобы прикоснуться к божественному. Даже в иудо-хрпегиапекой религии танец был элементом многих религиозных церемоний. Независимо oi того, какие средства применяются дтя того, чтобы установить чувственную связь с бесконечным, они должны активизировать тело, для того, чтобы это было чем-ю большим, чем фантазии. Все религии считаю!, что если человек хочет объединиться с Богом, он должен отказаться от собственного Я. Для этого нет лучшего, более непосредственного способа, чем любовный сексуальный акт.
Глава 7
Заземление: связь с реальностью
Качество сексуальных ощущений человека зависит от его энергетического потенциала, так как снижение энергетического уровня означает снижение уровня ощущений. Чувствительность зависит также or грации, которая позволяет энергетическому заряду в теле свободно перемещаться. Это зависит также и от того, насколько хорошо человек заземлен, укоренен, то есть энергетически соединен с почвой под ногами. Если какая-то энергетическая система, например, электрическая цепь не заземлена, существует риск, что слишком сильный заряд перегрузит ее и выведет из строя. Подобно этому люди, не укорененные в реальности, могут стать рабами сильных чувств сексуального или другого характера. Для того, чтобы этого избежать, они вынуждены подавлять любые чувства, так как их ужасает мысль, что они могут быть ими побеждены. В противоположность им заземленный человек сможет выдержать сильное возбуждение, которое приведет его к радости и запредельному состоянию.
Мы, человеческие существа, похожи на деревья, один конец которых укоренен в земле, а другой устремлен в небо. Сила стремления вверх зависит от силы нашей корневой системы. У вырванного дерева отмирают листья. Если человек отрывается от корней, его духовность превращается в мертвую абстракцию.
Кто-то может возразить, что у людей нет таких корней, как у деревьев. Однако, как земные суще-
А Лоуэн
ства, мы связаны с землей ногами и стонами. Если эта связь живая, мы говорим, что человек заземлен. Тот же термин мы используем для соединения электрического проводника с землей с целью предохранения электрической цепи от перегрузки. В биоэнергетике мы используем этот термин для характеристики связи человеческой личности с почвой и реальностью. Когда мы говорим, что человек хорошо заземлен, или что он крепко сюит на земле, это означает, что человек осознает себя и окружающее. Быть заземленным — значш быть связанным с основными реалиями жизни■ с телом, сексуальностью, окружающими людьми и т.д. Мы связаны с ними в той же самой степени, что и с землей.
В диагностике важно рассмотреть осанку человека и определить, насколько прочно он связан с землей. Это обычный подход в биоэнергетическом анализе. У человека, ощущающего силу и безопас-тность, естественная и прямая осанка. Когда он печален или подавлен, он горбится и становится размякшим. Когда человек пытается компенсировать чувство внутренней неуверенности, тело становится неестественно жестким. В позе человека сокрыт не только психологический, но и социальный смысл. Когда мы говорим, что какой-то человек занимает какую-то позицию в обществе, мы имеем в виду то, что он является кем-то важным. Мы ждем от короля, что он будет стоять по- королевски, а от слуг, — чго они примут покорную позу Мы знаем, что "человек с характером" будет отстаивать свои убеждения несмотря на обстоятельства.
Известно, что некоторые взрослые люди, несмотря на прожитые годы, не могу г стоять на собствен-
Пси хология те.г а
ных ногах. Речь идет о том, что такие люди зависят от других, стараются на кого-то опереться. Недостаток чувствительности в их ногах приводит к тому, что их контакт с землей — чисто механический. У стола есть ножки для опоры, но мы никогда бы не сказали о нем, что он заземлен. Конечно, в противоположность материальным предметам, люди всегда имеют определенную степень чувствительности в ногах. Однако, у некоторых эти ощущения настолько слабые, что не достигают сознания, так как они не концентрируют внимание на своем теле. Недостаточно просто знать, что наши стопы прикасаются к земле. Необходим энергетический процесс, в котором волна возбуждения движется вниз по телу к ногам и стопам. Чувство заземления возникает в то время, когда волна возбуждения достигает земли, изменяя направление, после чего движется вверх, как если бы земля возвращала силу вверх для того, чтобы поддержать нас. Стоя таким образом, мы можем сознательно поддерживать единство противоположностей.
Когда мы говорим о ком-то, что он "витает в облаках", мы имеем в виду, что большую часть внимания человек уделяет своим мыслям или своим мечтаниям, а не ощущениям в своих стопах. Этот человек знает, куда он идет, но может быть так поглощен мыслями о том, что он будет делать, когда придет к месту назначения, что сам процесс ходьбы становится автоматическим. Так.как мы, человеческие существа, мыслим почти все время, за исключением сна, можно подумать, что рассеянность — это естественное состояние. Однако внимание может перемещаться так быстро, что мы можем одновременно осознавать и то, что находится в уме, и то, что происходит в теле. Я выработал в
А -Лоуэн
себе такой навык и во время лекций часто делаю паузы для контроля состояния напряжения своего тела и дыхания, а также чтобы почувствовать, как мои стопы прикасаются к иолу. Мои слушатели принимают эти короткие паузы с удовольствием, так как в это время они могут передохнуть, а я могу сконцентрироваться. Успех моей лекции прямо пропорционален степени моего кош акта с телом и чувствами. Успех этой практики зависит от наличия в организме сильной энергетической пульсации, которая объединяет два полюса тела Когда эта связь прерывается, человек утрачивает заземление, что вызывает нарушение связи между говорящим и слушающими. Я долго работал со своим телом, чтобы развить хорошее заземление.
Качество заземления человека отражает его внутреннее чувство безопасности Когда человек хорошо заземлен, он уверенно чувствует себя па ногах и уверен, что имеет почву под ногами. Это зависит не от силы ног, а только от того, насколько мы их ощущаем. Сильные, мускулистые ноги могут казаться очень хорошей опорой для человека, по часто они очень механистичны Такое строение ног указывает на глубокую неуверенность в себе, которая компенсируется чрезмерным развитием мышц. Подобный недостаток уверенности можно наблюдать и у людей с недостаточно развитыми ногами, но с чрезмерно широкими и сильными плечами. Подсознательно опасаясь падения или поражения, такие люди поддерживают себя руками, вместо того, чтобы искать опору на земле. Такая осанка оказывает на тело сильное давление, углубляя лежащую в ее основе неуверенность.
Чувство безопасности человека определяется его отношениями с матерью в раннем детстве. Пози-
Г1сихология тела J43
тивпые ощущения — опека, поддержка, нежность, одобрение — позволяют телу ребенка находиться в мя1ком, ecTCciвенном состоянии. Ребенок ощущает свое 1ело как источник радости и удовольствия, отождествляемся с ним и испытывает единство со своей животной природой Такой ребенок вырастет хороню укорененным в реальности человеком, одаренным сильным чувством внутренней безопасности II наоборот, ко1да ребенок чувствует недостаток любви и поддержки со стороны матери, его тело становится жестким Жесткость — естественная реакция тела, как на физический, гак и на эмоциональный холод. Равнодушие со стороны матери ослабляем у ребенка чувство безопасности, разрывая его связь с первичной реальностью Мать — паша личная земля, а Земля - наша общая мать Любая неуверенность, которую ребенок испытывает в отношениях с матерью, находит отражение в структуре его тела. Ребенок будет подсознательно нанрягать диафрагму, сдерживать дыхание и поднимать плечи от страха. Если неуверенность закрепится в структуре тела человека, он попадет в порочный круг, так как будо испытывать неуверенность еще долго после того, как станет независимым от своей матери.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 796;