10 страница. почувствовать глубокую любовь к своей жене, и они нашли обоюдное удовольствие в своем обнов­ленном сексуальном союзе

Психо 1огыя те ла

почувствовать глубокую любовь к своей жене, и они нашли обоюдное удовольствие в своем обнов­ленном сексуальном союзе. Его сексуальное пове­дение изменилось радикально. На определенное время, когда его состояние улучшилось, он утра-гил сексуальный инстинкт. Его это расстраивало, пока я ему не объяснил, что он перестал относить­ся к сексу, как к удовольствию, которому не мо­жет противостоять, и что секс отныне будет для него выражением любви, которую он не сможет запрограммировать или вписать в деловое распи­сание

Классическим примером женщины с расщеплен­ной личностью является Мерлин Монро Монро никогда не была моей нациейiкой, и я знаю ее толь­ко по фильмам и фотографиям. В ее 1еле были нарушения, подобные тем, которые я обнаружил у Роджера, а именно — недостаточно сильное и це­лостное протекание энергии, соединяющей голову с грудной клеткой и грудную клетку с тазом. У Монро каждая из этих областей тела, казалось, двигалась независимо друг от друга, как у куклы с двигающейся головой и бедрами. Эта недостаточ­ная связь между сегментами тела, проявлялась в ее светском поведении на публике. Монро была профессиональной актрисой, ребенком и короле­вой секса, и каждая из этих субличностей функци­онировала в разных ситуациях. Когда она играла какую-1о роль, ее поведение контролировал интел-лигешный и очень компетентный ум. В своих от­ношениях с мужчинами она была ребенком, нуж­дающимся в ласке и одобрении Для публики она была светской и необычайно чувственной женщи­ной. Реальность противоречила этому имиджу Мэрлин Монро не была интегрированной личное-

А Лоуэн

гыо с сильным внутренним чувством безопаснос­ти. В детстве она была травмирована в результате недостатка любви и сексуального злоупотребления.

Как мы предположили в шестой главе, ничто так не разрушает личность ребенка, как сексуальное злоупотребление, коюрое может варьироваться от эмоционального соблазнения ребенка родителем до фактического кровосмесительства. У Монро такая негативная среда вызвала сильный энергешческий спазм в теле, что расщепило единство ее чичнос-ти. Я вернусь к отой теме в последнем разделе

Личность подвергается опасности расщепления в результате конфликта между рациональным умом и животной природой, между стремлением к до­минированию и потребностью в подчинсниии. Эюг конфликт кореншся в человеческой природе. Он делает человека беззащитным перед лицом болез­ней, но, с другой стороны, он же бывает источни­ком творчества и основой сознательной духовнос­ти Результат этого конфликта в жизни каждой личности зависит от его остроты, а также от того, насколько глубоко расщепление. Существенное влияние оказывает также то, как общество, в кото­ром личность живет, справляется с собственными противоречиями между культурой и природой. Рас­щепление в обществе, перенесенное на семейную территорию, становится войной между мужем и женой, родителями и детьми В этой ситуации ре­бенок часто разделяется на две части. Как мы упо­минали в разделе 5, пока конфликт не слишком острый, а выступающие стороны в нем слишком сильны, ребенок может сохранить определенную интеграцию, делая тело жестким. Жесткость каса­ется обычно шеи и талии. В большинстве случаев эго сдерживание не является настолько острым,

Пс ихология тела

чтобы стать медицинской проблемой, хотя может вызывать страдания, которые со временем будут требовать медицинского вмешательства. Снижение гибкости в шее может привести к артрозу межпоз­вонковых суставов, вызывая боль при поворотах головы. Подобное напряжение в талии отражается на состоянии поясничных позвонков, проявляясь в пояснично-крестцовых болях, раздражении не­рвных окончаний, а также выпадении дисков. Важ­но понять, что эта жесткость является защитной реакцией. Человек говорит языком тела: "Нет, вам не удастся меня сломать или расщепить." К сожа­лению, жесткость появляется после того, как ребе­нок уже в полной степени ощутил ломку и рас­щепление. Жесткость действует как шина, которая предотвращает перерождение небольшой трещины в перелом.

Однако интеграция, целостность, которую обес­печивает жесткость, основывается на обездвижен-ности, а не на свободном течении энергии, больше на воле, чем на чувстве. Жесткость является отри­цанием, а не утверждением. Она говорит: "Не ус­туплю, не поддамся, не размягчусь." Изначально направленная против требований или угроз со сто­роны общества или родителей, она, укоренившись в структуре тела, становится сопротивлением про­тив жизни вообще. Ограничивая свободное тече­ние энергии в теле, она нарушает жизненную пуль­сацию и ограничивает дыхание, что снижает энергетический уровень человека. Но, так как она является проявлением "выдержки" и "воли", люди часто считают жесткость скорее достоинством, чем недостатком. Это особенно касается тех случаев, когда человек не осознает свою жесткость, пока она не вызовет боль. Так как эго контролирует

/4 -А О у Э Н

мышцы, поддающиеся волевому контролю, жест­кость является проявлением воли. Ее заявление-"Не хочу" могло бы также звучать' "Хочу и де­лаю", "Не поддамся" моыо бы звучать: "Я буду победителем и выиграю." У жестких людей силь­ная воля, но это че является признаком здоровья. Воля позволяет человеку достигать, но не позво­ляет наслаждаться достигнутым, так как это зави­сит от способности отдаваться. Воля сама по себе не является нездоровой или невротической В опас­ных ситуациях она может спасти жизнь Невроти­ческий характер она приобретает, если укореняет­ся в структуре тела до такой степени, чю человек не в состоянии отбросить ее и отдаться своему сер­дцу или сексуальной страсти Несмофя на мни­мую интеграцию, которую дает жесткость, личность страдает от расщепления между головой и телом, мышлением и чувствами В итоге мы имеем дело с количественным фактором Каждый человек в на­шей культуре в какой-то степени страдает от рас­щепления. Когда это противоречие не такое ыубо-кое, ему сопутствует жесткость. Глубокое расщепление приводит к видимому разладу между главными сегментами тела. В той же самой степе­ни, в которой личность расщеплена, она теряет гра­цию и не обладает духовным опытом слияния со вселенной. Также как воля отделяет голову от тела, она изолирует человека от окружающих людей. С другой стороны, эта изоляция позволяет расцве­тать индивидуальности. Четовек может быть кем-ю именно потому, что использует волю. Исполь­зование воли и состояние упрямства — это две разные вещи. Жесткость в ситуации кризиса — это нечто совершенно иное, чем постоянная жест­кость, так как она дает движущую силу. Мы счита-

Пси

холо/ия тела

ем, что очень важно достичь успехов, кого-го по­бедить, и не отдаем себе отчет в том, что в жизни нечего побеждать, кроме страха перед самой жиз­нью. Чем больше мы боимся, гсм более жесткими становимся.

Следующее упражнение является тестом па же­сткость шеи и талии.

Упражнение 8. 1

Примите исходную позицию, описанную в предыдущих разделах Оглянитесь через ле­вое плечо, поворачивая голову максимально влево Удержите эту позицию в течение не­скольких дыхательных циклов и старайтесь почувствовать напряжение в мышцах, идущих от основания черепа к спине Поверните голо­ву вправо, посмотрите через правое плечо, не­сколько раз глубоко вдохнув.

Это упражнение выполняется утром от пяти до десяти раз. Оно принадлежит к моей про­грамме личностного развития

Для того, чтобы измерить гибкость талии, поднимите руки с согнутыми локтями на вы­соту плеч. Сейчас поверните тело максималь­но влево и удержитесь в этой позиции на не­сколько циклов дыхания Затем поверните тело вправо и удержите позицию в течение несколь­ких циклов дыхания. Чувствуете ли вы, на­сколько напряжены мышцы спины и талии? Вы­полняя это упражнение, можете ли вы вдыхать нижней частью живота? Стоите ли вы в требу­емой позиции (стопы параллельны, колени слегка согнуты, тяжесть тела немного смеще­на вперед)?

А.-Лоуэн

Жесткость может охватывать всю спину, кото­рая становится доскообразнои от головы до крест­ца. Я видел человека, который страдал от анкило-изирущего спондилита. Его позвонки стали слитной колонной, что является крайним вариан­том жесткости. Этот человек не мог сгибаться и поворачивать свое тело, а его отношения с людьми были такими же жесткими, как и его спина. Я знал, что его отец достиг в жизни успеха и был очень авторитарным человеком, который требовал от сына абсолютного послушания. Внешне мальчик был ему послушен, по внутри постоянно сопротивлялся. К сожалению, он подавил чувство сопротивления до такой степени, что оно укоренилось в структуре его тела. Этот человек не мог оплакивать даже тра­гедии своей болезни, потому что плакать означало для него сдаться, размякнуть, а это было для него невозможно.

В целом, подавленный гнев сопровождается на­пряжением мышц верхней части спины (рис. 8.6). В гневе волна возбуждения движется вверх вдоль спины до зубов (импульс кусания) к рукам (им­пульс удара). Когда животное злится, его хребет поднимается, а шерсть встает дыбом. Когда чело­века охватывает гнев, его спина также поднимает­ся, он поднимает хребет, что указывает, что он го­тов к атаке. Выражение гнева ослабляет возбуждение и позволяет хребту снова опустить­ся. Однако, когда гнев подавляется, напряжение сдерживается и становится хроническим. Такая ситуация возникает в детстве, во время первой ата­ки на интеграцию ребенка, когда родитель прика­зывает ему выполнить что-то, чего он не хочет де­лать. Если сопротивление этому заданию сопровождается наказанием, естественной реакци-

Психология тела

ей ребенка будет гнев. К сожалению, его гнев мо-жо1 столкнуться с наказанием настолько суровым, что он будет вынужден подавить гнев. В таком сту-чае он сдастся, но только внешне. Внутри он оста­нется жестким, сопротивляясь и сдерживая выра­жение гнева, но его импульс останется в подсознании. Такой человек можег не ощущать гнев, коюрый он носш в себе, но он будем прояв­ляться в жест кости и напряжении верхней части спины. Человек не замечает лгон жесткое ш, так как это происходит сзади. Даже если человек за­мечает ненормально согнутую верхнюю часть по­звоночника, он не знает, как ого истолковать, так как эго является компетенцией психотерапевта.

Рш. 8.6. Хроническое мышечное напря­жение в результате подавления гнева

А Лоуэн

Жесткость спины не будет снижена до тех пор, пока подавленный гнев не станет осознанным и отреагированным. Человек может подозревать о существовании в нем скрытого гнева, если с ним случаются неконтролируемые взрывы бешенства, или если его преследует постоянное чувство раз­дражения. Так как такие реакции не связаны с ре­альной причиной, они не позволяют разрядить на­пряжение. Только когда напряжение снова оживет, человек в состоянии почувствовать гнев и ассоци­ировать его с травмой, которая его вызвала. Как я упоминал в пятой главе, основным упражнением, которое я использую в биоэнергетической терапии для того, чтобы помочь пациентам освободить на­пряжение спины, являются удары по топчану ку­лаками или теннисной ракеткой. Никто не может повредить себе во время выполнения этого упраж­нения, которое является хорошим способом раз­рядки хронического напряжения, вызванного по­давленным гневом. Я использую это упражнение в своем кабинете, а также советую пациентам, что­бы они использовали его дома. Желательно, чтобы на топчане был матрац из резины, которая выдер­жит такое отношение. Мужчины обычно исполь­зуют кулаки, а женщины — теннисные ракетки, чтобы лучше почувствовать силу ударов.

Упражнение 8. 2

Станьте лицом к топчану. Стопы параллель­ны, колени слегка согнуты, чтобы обеспечить хорошую аммортизацию, так как движение ис­ходит из стоп. Поднимите кулаки или ракетку над головой, слегка прогибаясь назад. Не про­гибайтесь далеко, так как это прервет контакт с землей. Вместо того, чтобы опираться на силу,

Пси

i \ о.а о? и я т ел а

протяните руки как можно дальше назад, удер­живая их как можно ближе к голове. Это мо­жет показаться трудным из-за напряжения в плечах, но если вы будете выполняв это уп­ражнение часто, напряжение разрядится.

С руками, поднятыми в таком положении, сделайте глубокий вдох и ударьте по топчану. Постарайтесь, чтобы это движение началось от стоп, тогда оно будет грациозным. Так как удар по принуждению является более слабым, не старайтесь ударять в гопчан с максималь­ной силой. Так же как в стрельбе из лука, рас­стояние полета стрелы зависит от степени па-1яжения тетивы лука, сила каждого движения мышц зависш от длины их растяжения, а не от активности сокращения.

Постарайтесь, чтобы ваше дыхание было глу­боким и свободным, не сдерживайте его. Это упражнение может возбудить в вас сильное чувство гнева, но это не является целью. Сам удар является выражением гнева. Это упраж­нение освободит вас от напряжения в спине, если будет выполняться правильно и в тече­ние длительного времени.

Я сам выполнял это упражнение много раз, что­бы помочь себе освободить гнев, который сдержи­вал в своей спине. Я давно знал, что моя спина закруглена и зажата. Однажды я сказал массажис­ту, работающему над моей спиной, причину моего напряжения, которую описал как сдерживаемый гнев. В это время я спонтанно сказал: "Не должно уже больше быть гнева." Когда я это говорил, я почувствовал, как что-то из моей спины уходит. Я почувствовал себя более свободным, словно кто-

7 Зак 2534

А. -Лоуэн

то снял с меня тяжесть Я отбросил от себя не­множко жесткости и контроля, которые ограничи­вали мою жизнь.

Чтобы отбросить контроль, мы должны разрешить голове слушать тело. Как же трудно это для боль­шинства людей в нашем разумном мире! Слишком многие из нас живут, руководствуясь головой, вме­сто того, чтобы прислушаться к желаниям тела. Как сдержать безустанную акгивнекпь нашего ума — это тема одного из следующих разделов. Но преж­де мы должны понять некоторые из функций, свя­занных с головой, той частью нашего тела, кото­рую мы обращаем к миру.

Глава 9

Лицом к миру

Лицо — это часть тела человека, более всего обра­щенная к внешнему миру. Лицо служит для про­явления чувств и является наиболее выразитель­ной частью тела. Практически, оно выполняет функцию передачи миру того, что мы чувствуем, если только мы не решаем скрыть свои чувства Но даже в этом случае искушенный глаз быстро рас­познает неискреннее выражение лица. Люди, ко­торые стараются произвести впечатление счастли­вых, никогда таковыми не являются. Часто человек за счастливым выражением лица старается скрыть печаль. Я знал людей, которые нашли гармонию и удовольствие в жизни, но не считали себя счастли­выми. На их лицах не было приклеенной улыбки.

Однажды у меня был пациент, который считал себя счастливым человеком и утверждал, что его приятели тоже считают его счастливым. Когда я попросил его, чтобы он отбросил свою привычную улыбку, его лицо приобрело очень печальное вы­ражение. Мне стало ясно, что его лицо должно было скрывать печаль. Нетрудно было найти ис­точник этой печали Когда пациент был ребенком, его мать страдала от депрессии, и он должен был поддерживать ее дух. Сейчас, в возрасте 50 лет, он постоянно сохранял счастливое выражение лица, чтобы поправить свое собственное самочувствие.

Застывшая улыбка очень часто является маской, скрывающей чувство печали, гнева и страха и ха­рактеризующей человека как "милую особу". Од-

А -Лоуэн

нако это только фасад. В частной жизни человек со счастливым выражением лица может проявить совершенно противоположную сторону своей лич­ности. Поэтому всегда следует с недоверием отно­ситься к застывшей улыбке. Когда я встречаю ее у пациента, я стараюсь довести эго до его сознания, чтобы он вошел в контакт со своими настоящими чувствами В противном случае, его личность рас­щепляется: jro пациента отождествляется с улы­бающимся лицом, в то время как его тело реагиру­ет на глубокие чувства. Такое расщепление нарушает не только интеграцию личности, но и грацию тела, и угрожает его здоровью. Скрывая болезненные чувства глубоко в теле, мы подверга­ем внутренние органы громадному стрессу. Напри­мер, человек, который противостоит своему дли­тельному гневу и печали, связанными с ранней утратой любви, с большой степенью вероятности подвержен заболеваниям сердца. (См. A.Lowcn "Love, Sex, and Your Hearth" New York, 1988.)

По моему мнению, другим заболеванием, тесно связанным с подавлением чувств, является рак. Я видел многих пациентов, страдающих раком, кото­рые перед лицом этой смертельной болезни улы­бались и считали, что победят ее. Один из моих пациентов, который был, без сомнения, па после­дней стадии заболевания, улыбался и постоянно утверждал, что выздоровеет. Однако борьба за здо­ровье, когда она не включает в полной мере чув­ства, не продуктивна. Если лежащее у истока мно­гих случаев рака отчаяние не будет выявлено и отреагировано, оно поглощает энергию больного и приводит к дегенерации тканей тела. (См. Wilhelm Reich "The Cancer Biopathy", New York 1973.)

Психология тела

Другой маской, которая часто встречается, явля­ется маска клоуна. Эта маска также основывается на улыбке, но выражает другую позицию, а именно то, что ситуация, в которой находится данный че­ловек, не является серьезной, даже когда она на самом деле трагична. Такую позицию можно выра­зить многими способами, например прикидываясь дурачком или сардонически усмехаясь. Она наблю­дается у людей, которых травмировали и унижали родители. В детстве они научились спасать лицо любой ценой, так как признание своих эмоций рав­нялось бы утрате чувства собственного я.

Сохранить свое лицо очень важно для восточ­ных людей. Многие из них обрекают себя на не­имоверный труд ради того, чтобы не проявить сво­их чувств, так как это бы вызвало утрату социальной позиции. Так же как и люди Запада, жители Вос­тока носят маски. Однако, у них нет цели скры­вать настоящие чувства, проецируя противополож­ные чувства. Восточная маска выражает спокойствие и самообладание, поскольку филосо­фия Востока поощряет жизнь в концентрации, не нарушаемой волнами ярости и гнева.. Восточные религии требуют от своих последователей успоко­ения тела. Речь идет о том, чтобы успокоить тело так, чтобы можно было почувствовать пульсацию в корне своей жизни, которая соединяет человека со Вселенной. Спокойный человек чувствует силь­но и глубоко. В странах Востока правильным спо­собом обращения к миру считается лицо без выра­жения. Так как такая позиция прививается в детстве, она является частью структуры тела вос­точного человека, так что ему трудно проявлять чувства или хотя бы позволить им проявиться вов­не. Дети естественным образом наследуют тело

А Лоуэн

своих родителей, принимая те же позы и выраже­ние лица. Однако, гак как такое маскирование не вызывает расщепления личности, это не нарушает еегественности движений. Грация является важ­ным аспектом восточной жизни, но в ней не при-суствует эго. Обаяние естественности всегда было путем природы, или Дао. Однако я сомневаюсь, что такая позиция сохранится при наступающей индустриализации.

Разницу между естественной улыбкой и маской неизбежным образом выдают глаза Естественная улыбка является результатом волны возбуждения, которая проплывает вверх, просветляя лицо и за­жигая глаза так же, как зажигаются окна, когда кто-то находится дома. Глаза без выражения со­здают впечатление, что дом этого человека пуст. Наиболее пустые глаза у мертвых Как-то я по­смотрел в глаза пациента и увидел пустой взгляд. Это был взгляд смерти. Я не сомневался, что этот человек давно умер не физически, а психически. Я также видел пустой взгляд у шизофреников, ум которых находится где-то в другом месте. С их гла­зами невозможно установить контакт.

Когда-то, будучи студентом, в учебнике по глаз­ным болезням я нашел выражение: "глаза являют­ся зеркалом души". Я обрадовался мысли, что уз­наю больше об этом аспекте глаз. Но слова "зеркало" и слова "душа" больше не появились. Медицина, как наука, подробно интересуется толь­ко механическим функционированием органов, а не заключающейся в них духовности. Если что-то не удается измерить, это не поддается также науч­ному описанию. У нас нет объективных способов измерения любви или ненависти. Однако все ви­дели любящие глаза, ненавидящие глаза, глаза,

Пси

хотогия meia

наполненные чувством. Мы знаем, вне всяких со­мнений, что эти неуловимые черты существуют на самом деле

Может быть, более правильно рассматривать глаза не как зеркала, а как окна, через которые мы не только смотрим на мир, но через которые также видят нас Подобно окнам домов, у наших глаз также есть ставни в виде век и занавески в виде ресниц Когда мы закрываем веки, мы не только закрываемся от внешнего мира, но также можем при (ушить свой внутренний свет, что позволяет нам укрыться от испытующего взпяда Это стало для меня ясным во время работы с мо тодым чело­веком с задержкой в развитии, которого я назову Дэвидом. Дэвиду было около 23 лет, когда мать привела его на консультацию. Я никогда прежде не занимался умственным отставанием, поэтому неохотно согласился работать с ним. Однако меня интересовало состояние Дэвида. Однажды, когда он лежал на юпчане, я наклонился над ним на расстоянии 25 см. от его лица Я попросил его от­крыть глаза. Когда он эго сделал, я слегка нажал двумя пальцами с двух сторон его носа. Лицо Дэ­вида обрело выражение, которое можно назвать "гримасой идиота", но мое надавливание на его мышцы, контролирующие улыбку, удержали его улыбку К своему удивлению, я отметил, что в его глазах промелькнуло осмысленное выражение. Когда я увидел, что достиг этого, его лицо приня­ло прежнее выражение, как если бы он хотел ска­зать: "Это неправда. Я не умный " Но каком-то глубоком уровне мы установили контакт. Я думал, что не смогу ему помочь. Я сказал его матери, что направлю его к моему коллеге, энерготерапевту, который является также детским психиатром. Дэ-

А-Лоуэн

вид отреагировал на это предложение весьма ост­ро. Обращаясь к матери, он сказал: "Мама, мама, я хочу работать с доктором Лоуэном." Меня это так взволновало, что я не мог отказать такой просьбе. Я встречался с Дэвидом регулярно каж­дую неделю в течение четырех лет.

В процессе терапии Дэвид сделал значительные успехи. Однако я больше никогда не видел у него такого интеллигентного выражения лица. Он глу­боко хранил этот аспект своей личности и не был готов показать его. Он проявился во время нашей предыдущей консультации только потому, что я воздействовал на Дэвида неожиданно. Я задумал­ся над тем, был ли мозг Дэвида на самом деле поврежден, как думала его мать. Она сказала мне, что первые признаки умственного недоразвития появились у пего в возрасте одного года. Она при­писала его состояние шоку, который он пережил, будучи свидетелем скандала между родителями, в процессе которого его отец ударил мать. Поведе­ние Дэвида с разных точек зрения следовало бы квалифицировать как недоразвитие, однако он справлялся со всеми своими основными потребно­стями. Эмоционально он вел себя как ребенок 4 или 5 лет. Создавалось впечатление, что он осоз­нает, что происходит вокруг него, но ищет у меня подтверждений своей отсталости. Он был также неуклюжим в движениях. Я отметил это, когда он протягивал мне руку, придя на сессию. Он брал мою руку, но не делал никакого усилия, чтобы ее пожать. В ответ на мою просьбу пожать мою руку сильнее, он напрягал плечи. Мы приложили мно­го усилий для того, чтобы он мог почувствовать способность рук устанавливать контакт с другим человеком. Он мог держать предметы, научился

Пси

хология тела

20]

играть в гольф, но контакт с другим человеком был для него невозможен. Волна возбуждения задер­живалась в плечах и не достигала его рук. В его глазах не было сияния духа. Он отставал в разви­тии и был замкнут в себе. Я чувствовал, что он прежде всего должен открыться миру.

Для этого Дэвид должен был научиться выра­жать свою волю. Он зависел от своей матери, ко­торая его контролировала. Я предложил ему лечь на топчан с вытянутыми руками так, чтобы можно было наносить удары в знак протеста. Я предло­жил ему также одновременно выкрикивать "нет!" как можно более громко. Дэвид очень любил это упражнение. Он выкрикивал слово "пет!" радост­ным голосом и смотре;! на меня в поиске поддерж­ки. Мне было ясно, чго ему не очень трудно стало сказать "нет" своей матери. Однако у него была бунтарская сторона, которая проявлялась странным образом. Например, когда он оставался один на прогулке, он мог нажать на аварийный сигнал на одном из пожарных ящиков, которые он встречал но дороге и после этого наблюдал, как пожарные машины разъезжают по городу с воющими сирена­ми в поисках пожара. Так как он выглядел весьма невинно, пожарники никогда не спрашивали его о том, что случилось, хотя он был единственным человеком поблизости.

Несмотря на то, что мать исполняла многие его желания, его заветной мечтой было получить хо­рошую работу, где он мог бы встречаться с боль­шим количеством людей. Мать противилась это­му, пока я не объяснил ей подробно, что именно это сейчас ему и нужно. Он нашел работу, кото­рую очень полюбил, в посылочном отделе компа­нии, расположенной поблизости, но продолжалось

202__________________________________________А.ЛиЧэн

это немногим более нескольких месяцев. Он хотел найти другое занятие, но мать не сделала ничего, чтобы помочь ему в этом. Его терапия продвига­лась успешно. Он двигался свободнее, стал лучше пользоваться голосом Несмотря на то, что он ни­когда не упоминал о своем интересе к девушкам я чувствовал, что он очень ими интересуется, и по­советовал его матери, чтобы она послала его на уро­ки танцев. Я знал, что танцы очень благотворно воздействуют на координацию движений и дадут ему возможность обнять девушку Его мать могла с легкостью позволить себе такие затраты. С дет­ства она водила его по разным специалистам д ш диагностики и лечения. Но через небольшой про­межуток времени, после того как я вспомнил об уроках танцев, она отменила мои последние встре­чи с Дэвидом.

Тогда я понял,-в чем заключалась проблема Дэ­вида. Его мать нуждалась в нем: опека над ним придавала смысл ее жизни. Ее мало что соединя­ло с мужем, кочорый, как она подозревала, был связан с одной из женщин на своей фабрике. Без Дэвида ее жизнь стала бы пустой. Как же она мог­ла позволить, чтобы он стал мужчиной и вступил в связь с другой женщиной? Я так и не представил его матери своих наблюдений на эту тему, так как был уверен, что она бы почувствовала себя уязв­ленной и преданной. Несмотря на то, что терапия закончилась определенной неудачей, и Дэвид, и его мать до сих пор поддерживают со мной кон­такт. Дэвид звонит мне время от времени и выра­жает желание встретиться со мной, но она никогда его не приводит. Ничего в их взаимоотношениях не изменилось. Потеряв свою идентичность как личность и как мужчина, Дэвид нуждается сейчас

Психология тела 203

в своей матери также сильно, как она нуждается в нем.

Я думаю, что этот анализ проясняет проблему позднего развития Дэвида. Возможно, он получил определенное повреждение мозга из-за пренебре­жения к своему интеллекту, но не в этом я усмат­риваю причину его проблемы. Мать запустила в него когти, когда он был младенцем и мог только уйти в себя. Он исключил осознавание этой ситуа­ции, чтобы выстоять.

Если бы мы могли посмотреть достаточно глубо­ко в глаза людей, мы увидели бы их сомнения, боль, печаль, гнев — все их чувства. Однако это те эмо­ции, которые люди не хотят показывать. На Вос­токе и даже на Западе показать себя в печали или гневе означает потерять лицо. Мы стараемся скрыть свои слабости от других и от себя. Мы как бы под­держиваем молчаливое соглашение: "Я не буду заглядывать в твою душу, если ты не будешь загля­дывать в мою." Мы считаем признаком хорошего воспитания не проникать под маски, которые но­сят люди. В результате мы редко видим сущности людей. Когда люди здороваются, они редко смот­рят друг другу в глаза. В ответ на вопрос: "Как поживаешь?" — мы автоматически отвечаем: "От­лично!" Как же это далеко от традиционного при­ветствия африканцев: "Вижу тебя!", которое опи­сывают путешественники.

Зрительный контакт является не только формой познания, но также способом установления энер­гетической связи с другим человеком. Мы букваль­но соприкасаемся глазами. Так происходит пото­му, что глаза заряжены энергетически, они посылают поток энергии. Люди, которые могут видеть ауру, окружающую человеческое тело, обыч-

А.Лоуэн

но видят этот поток, в то время как другие ощуща­ют его физически. Многие люди говорили, что чув­ствуют, как кто-то на них смотрит, даже когда они стоят к этому человеку спиной. Если энергетичес­кий поток, соединяющий глаза двух людей, явля­ется сердечным и мягким, он может пробудить в их сердцах чувство любви. Отсюда происходит вы­ражение "любовь с первого взгляда". Я сам не раз ощущал прикосновение глаз, которые вызвали в моем теле волны приятного возбуждения. Но гла­за могут излучать как любовь, так и гнев и нена­висть. Мы говорим о "дурном взгляде", который якобы имеет силу насылать на человека "порчу" или "сглаз" Гневный взгляд может быть так си­лен, что способен обездвижить человека. Ненави-" дящий взгляд мол-сет быть достаточно мощным и "заморозить" впечатлительного человека.

Наш дух проявляется в наших глазах и из них излучается. Глаза являются наиболее простым и наиболее коротким путем выражения духовности тела. Широко открытые глаза, мягкие и излучаю­щие любовь, выражают высокую степень духовно­сти. Такие глаза смотрят на мир с восхищением и некоторым страхом одновременно. К сожалению, мало у кого такие глаза. Мир их детства не мог вызывать подобные чувства. Я имею в виду не физический мир, в котором мы росли, а эмоцио­нальную среду, взаимоотношения между ребенком и родителями.









Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 425; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2020 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.047 сек.