12 страница. На рабочем семинаре по биоэнергетике, одна из моих пациенток стояла перед группой участников и выкрикивала свою ненависть к матери за го

На рабочем семинаре по биоэнергетике, одна из моих пациенток стояла перед группой участников и выкрикивала свою ненависть к матери за го, что та не позволяла ей быть личностью и сама не была личностью. Мать Жанет никогда сама не проявля­ла своих чувств и не позволяла своей дочери их выражать. Она была женщиной покорной, кото­рая одевала на лицо улыбку и считала, что все идет так, как должно идти. Отец Жанет был тупо­ватым, хамским и замкнутым в себе человеком, который с бешенством относился ко всем женщи­нам, не исключая дочери. Жанет, которая была привлекательной женщиной с немного кукольной красотой, обратилась за помощью, жалуясь, что се тело "одеревеневшее и нечувствительное с головы до стоп". Несмотря на то, что у нее не было ника­ких органических нарушений, она никогда не ис­пытывала никаких сексуальных чувств. Ее един­ственным стремлением было получить немножко доброты. Она встречалась с мужчинами, которые ее использовали, и работала для работодателей, которые ее эксплуатировали. У нее были все при­чины ощущать гнев.

В процессе длительной терапии Жанет немного оживилась. Ее телу вернулась чувствительность, она начала ощущать себя личностью и стала наста­ивать на своем. В то время, когда она выступила

Пилхо гогия тела

па семинаре, она еще не вернула себе своей сексу­альности, несмотря на то, что чувствовала, как глу­боко была ранена и какой печалью она объята из-за того, что гак много потеряла в жизни. Когда она выкрикивала свою ненависть перед группой, ее лицо было искривлено, глаза стали маленьки­ми, и она потрясала при этом сжатыми кулаками. Она выглядела демонически. Создавалось впечат­ление, что в ней произошел взрыв, и спущены с цепи все адские фурии. Позже она призналась, что на определенном уровне знала, что в ней таится такая ненависть, но не могла ее достичь, так как чувствовала, что ее ненависть была монстром. Ког­да она выплеснула из себя эту ненависть, ее лицо расслабилось и стало мягким, а глаза приобрели блеск. Она почувствовала себя более свободной.

Мы представляем себе ад, как место, располо­женное глубоко в недрах земли. Наш собственный ад находится глубоко в недрах нашего тела, в по­лости таза, где покоится наша сексуальность, зако­ванная в цепи. Туг находятся корни нашей настоя­щей духовности, таится энергия кундалини. Это здесь, в лоне, начинается жизнь, и здесь мы впер­вые получаем опыт райского счастья. Когда мы по­являемся на свет, мы как бы изгоняемся из рая. Мы можем быть счастливы, когда лежим в безопасно­сти на руках у матери и сосем ее грудь. Мы также можем познать счастье, когда мы в безопасности, благодаря любви нашего партнера или партнерши, соединяемся в сексуальном объятии. Случаются также другие ситуации, в которых мы переживаем радость удовлетворения, однако я думаю, что это мы можем познать, когда находимся в контакте с глубокой частью себя. Мы знаем, что это случается тогда, когда мы чувствуем, как волна возбуждения

8 Зак 2534

А -Лоуэн

поднимается со дна таза и проходит вдоль ног к земле.

Восточные религии оценили насколько важно выйти из головы и войти в глубины своего суще­ствования. Для этой цели используется медитация. Успокоив ум, мы можем услышать звуки души. Основы медитации весьма просты. Надо найти спо­койное место, где мы будем свободны от шума и беспокойств со стороны внешнего мира. Жители Востока обычно принимают позу лотоса или са­дятся на пятки на подстилку. Западные люди. ве-. роятно, предпочли бы сесть в кресло. Для того, чтобы успокоить ум, повторяется мантра или ко­роткая молитва. Часто используется звук "ом", который звучит как звук колокола. В трансцен­дентальной медитации каждый человек получает свою собственную мантру. Я считаю, что содержа­ние ее маловажно. Это звук и повторение оказы­вают успокаивающий эффект. Известно, что когда мы думаем, голосовые связки активны, несмотря на то, что слов человек не произносит. Когда го­лосовые связки заняты созданием простых звуков, они не могут одновременно формировать слова. Для того, чтобы правильно медитировать, не обя­зательно произносить звуки. Ключом к медитации является глубокое дыхание, которое помогает рас­слабиться. Однако в этом случае мы сталкиваемся с тем фактом, что не удается освободить-хроничес­кое напряжение мышц, которое мы не осознаем. Большинству людей требуется аналитическая и физическая работа с этими напряжениями, чтобы освободить тело из их объятий. Я отметил, что медитация более успешна для людей Востока, чем для жителей Запада, которые более напряжены. Однако, если мы сможем расслабиться и глубоко

/7сихо аогия те

дышать, медитация позволит достичь определен­ного успокоения ума, что показывает следующее упражнение.

Упражнение 10. 1

Найдите спокойное место. Сядьте в кресло таким образом, чтобы стопы находились на полу и были поставлены параллельно. Держите го­лову немножко поднятой и сидите прямо. Чув­ствуйте, как ягодицы прикасаются к креслу. Руки расположите на коленях. Не напрягай­тесь, так как это сведет на пет цель упражне­ния.

Закройте глаза и сконцентрируйтесь на ды­хании, не делая при этом специальных уси­лий. Осознайте, что вдох и выдох происходят самопроизвольно. Почувствуйте волны дыха­ния (возбуждения), проходящие через тело, движущиеся вверх при вдохе и вниз при вы­дохе. Сконцентрируйтесь на этой волне, по­зволяя ей проходить каждый раз все глубже до низа живота и таза. Чтобы этого достичь, вы должны расслабить нижнюю половину тела, позволяя нижней части живота выпячиваться вперед, а ягодицам опускаться. Большинство людей подтягивает дно таза вверх, как мы об­ратили внимание в одном из предыдущих раз­делов. Ощущаете ли вы, как дыхательная вол­на движется с самого низа, со дна таза? Если сможете, делайте это упражнение в течение 10 минут. Пусть ваш ум останется сконцент­рированным на вдохе и выдохе так, чтобы вы почувствовали пульсацию своего тела. Ощу­щайте ее всем телом от стоп до головы.

Если вам это удастся, можете в течение не­скольких секунд осознавать, что вы являетесь частью пульсирующей Вселенной. В этот мо­менты вы раздвигаете свои границы, растворя­ясь во Вселенной.

У меня есть свой собственный способ медита­ции, который, как я убедился, является весьма ус­пешным. Во время ходьбы я концентрирую внима­ние на своем теле, чтобы почувствовать каждое его движение. Когда я позволяю своим ногам самим нести меня, я чувствую, что объединяюсь со своим телом, Землей и' окружающим миром. Мое дыха­ние самопроизвольно становится более глубоким, достигая таза. Ум перестает формулировать слова, отслеживая ощущения, появляющиеся в теле. Эту технику я применяю даже тогда, когда выполняю биоэнергетические упражнения. Основой здесь яв­ляется ощущение тела, а упражнения построены так, чтобы этой цели достичь. Это является осно­вой, которую можно применять к любой деятель­ности.

Мы сможем жить в настоящем мгновении, когда полностью обживем свое тело. Сознание прости­рается так глубоко в тело, что мы ощущаем пульс жизни. Именно таким образом функционируют животные. Кошка, нежащаяся на солнце, являет­ся великолепным примером организма в состоя­нии покоя и гармонии с самим собой и с миром. Мы, человеческие существа, переживаем эти со­стояния, когда наше настоящее включает наше про­шлое и будущее, а традиция соединяет их. Веками люди жили в климате мифологии, которая под­держивала прошлое, жили в настоящем и ясно очерчивали будущее. Их культура была призем-

II сихол огия тела 229

ленной, в ней происходили лить небольшие изме­нения, Н она имела небольшой возраст. В такой культуре как наша, в которой происходят постоян­ные перемены, связь между прошлым, настоящим и будущим часто прерывается. По мере того, как прошлое замалчивается и подвергается забвению, будущее становится опасным и неуверенным. В восьмом разделе мы показали, какое разрушитель-нос влияние на личность оказывают нарушения связи между главными сегментами гела. Здесь мы обсуждаем ту же самую проблему, но с более гло­бальной перспективы. В самом корне нашего су­ществования находится животная душа, остающа­яся в гармонии с природой, миром и Вселенной. Если мы от нее оторвемся, наш ум будет и далее функционировать логично, но мысли не будут пред­ставлять человеческой ценности. Как писал Делоу: "Среди наибольшего замешательства существует открытый канал связи с душой. Его может быть трудно отыскать, но канал этот всегда там нахо­дится, и наше дело поддерживать его открытым для того, чтобы иметь доступ к своим глубинам, которые соединяются с высшим сознанием."

В уме нет такого канала. Он существует в теле, как канал, в котором волны возбуждения достига­ют таза. Но так как он имеет колеблющийся харак­тер, волна движется настолько далеко вверх, на­сколько до этого шла вниз. Высшее сознание соединяется с наиболее глубоким сознанием. Де­рево может подняться к небу настолько высоко, насколько его корни углубляются в землю. В сле­дующем разделе мы поговорим о высшем сознании.

Глава 11

Любовь и вера

Утверждение, что не хлебом единым жив человек, показывает, что для жизни кроме нищи требуется еще и вера. Сам хлеб питает тело, но человеческо­му существу требуется другая пища -для того, что­бы укрепить свой дух. Такой духовной нищей яв­ляется любовь, глубокая и сердечная связь с другой личностью или личностями,- с другим существом, с природой или с Богом. Я не думаю, что эта по­требность — монополия человеческих существ. Дух каждого животного слабеет, когда оно лишается контакта с жизнью. Многие живущие па свободе звери умирают, когда попадают в неволю, и их дух ломается. Они были частью определенной среды, которая поддерживала их тело и давала смысл их жизни. Этот смысл основывался на возбуждении, связанном с добыванием пищи и поисками сексу­ального партнера. Единение животного со своей средой и существами, в ней живущими, я описал бы как любовь, 5шчем не отличающуюся от любви, которую может чувствовать человек к своему дому или земле. Некоторые животные, например, гуси и лебеди, соединяются в пары и так привязывают­ся к партнеру, что его утрата может вызвать их смерть. Можно ли ставить под вопрос силу любви и уничтожительный результат, который оказывает на личность ее утрата?

Какая связь существует между любовью и ве­рой? Есть ли у животных вера? Ответ на этот воп­рос зависит от того, говорим ли мы здесь о вере как системе убеждений или как о телесном пере-

Пси кология тела

живании. Это различие является очень важным, так как существует возможность, что личность бу­дет декларировать свою веру, однако ее действия будут противоречить словам В первом разделе мы рассматривали случай Руфь, которая удивительным образом выздоровела от серьезного заболевания, когда поверила в бессмертие души, лечебную мощь Христианской Науки. Ее выздоровление не оказа­лось достаточно длительным, и мы можем считать, что ее вера уменьшилась или ослабла. Однако это не вера ее вылечила, а приток духа, как реакция на веру. Мы можем также сказать, чго эта успеш­ная сила является силой напряжения чувства, сто­ящего за верой Чувством может быть любовь, до­верие, так как это позитивные и сильные импульсы, сопутствующие сильной энергетической волне или состоянию возбуждения. Любовь — это мощная оздоравливающая сила, вне зависимости от юго, кого мы любим. Оздоровительной силой обладает сам акт любви. Не изощренность религиозной сис­темы дает силу вере. Сила находится в характере самой веры.

Если любовь является телесным чувством, а вера - телесной установкой, можно сказать, что жи­вотные способны испытывать любовь и иметь веру. Позиция, которая характеризует их веру, является подсознательным принятием того, что мир, в ко­тором он живет, хорошо организован. Об этом го­ворит тот факт, что животное и его среда подходят друг другу так, как будто они созданы друг для друга. Тигр находит зверей, на которых он может охотится, бобр живет в воде, а белка — на дереве, на котором растут орехи. Мы говорим, что живот­ное приспособлено к среде, что означает, что оно может рассчитывать на нее, не опасаясь, что будет ею предано. Если есть чувство безопастности, леи-

А Лоуэн

вотные чувствуют себя свободно в своем естествен­ном окружении.

Таким было состояние человека в раннем пери­оде его существования, прежде чем он получил самосознание. В это время его вера в природу и жизнь были очерчены биологически посредством полного и свободного про (екания возбуждения в теле. Он принадлежал естественному порядку и был его частью. Мы читаем в Библии, что после сотворения мира Бог посмотрел на человека и ос­тался доволен. В те времена человек жил в райс­ком саду. После того, как человек съел яблоко с древа познания, он был изгнан из райского сада и был вынужден работать в поте .ища для того, что­бы заработать хлеб насущный. Он стал пахарем зем­ли и этим актом был оторван от природы.

Возникновение земледелия не привело полнос­тью к отрыву от природы или утрате веры, однако это породило новый этап отношения человека к миру. Он перестал быть одним из созданий земли, питающихся жизненным духом, который следова­ло бы беречь; он стал другим созданием: совершен­ным и выдающимся. Он однако осознавал, что все еще зависит от природы и от того, даст ли ему пищу возделываемая земля. Он ощущал существование силы большей, чем всякая другая, которую он до сих пор знал, и стремился быть с ней в хороших отношениях. Хорошее отношение этой силы он мог получить благодаря приношениям и жертвам. Ри­туалы, сопровождающие эти практики, стали сис­темой верований, которые основывали его веру. Эта сила стала богами и богинями, которых он по­читал. Он представляя их себе в своем собствен­ном обличий, что было естественным, он чувство­вал себя близким к ним. Он также стал похожим

/7си\ология тела 233

на бога в том смысле, что имел в себе творческую силу. Он назвал эту силу своей душой и стал счи­тать ее божественной и бессмертной. Великие ре­лигии Запада опираются именно на такое видение мира. Религия — это источник веры человека, не­смотря на то, является ли эта религия анимисти­ческими верованиями первобытного человека или одной из сложнейших религиозных систем совре­менности.

Интересно отметить, что восточные религии со­храняют больше анимистических представлений в своем религиозном понимании, чем западные ре­лигии. Например, буддисты считают, что все веще­ства черпаются из природы Будды. Даосы верят в гармонию естественных сил и подчеркивают по­требность этой гармонии на уровне личности. На Западе процесс индустриализации зашел так дале­ко, что подорвал веру большинства людей в хоро­шую организацию их мира и существование доб­рой силы во Вселенной, которая могла бы обеспечить им благосостояние и помогла бы им выстоять. Вме­сто этой веры, мы живущие в западном мире, ве­рим науке, представляющей силу человеческого разума в преодолении различных трудностей, ко­торые нам угрожают. Некоторые люди убеждены, что все, что нам нужно — это добрая воля и доста­точное количество денег на выполнение этого дела. Однако такое доверие к науке наивно, если оно опирается на представление, что человек более со­вершенен, чем природа, и что он сам может стать богом, всемогущим и всеведущим. Человек мечта­ет даже, что ему удастся когда-нибудь побороть старость и смерть. Эта мечта однако нереальна, так как человек, будучи частью природы, никогда не сможет охватить умом целостности — его знания

А .Лоуэн

всегда будут ограничены. Нереально оно также потому, что игнорирует взаимоотношения между человеком и природой. Иллюзия своего более вы­сокого состояния по отношению к природе, унич­тожает его связь с окружением, которое дает смысл и радость жизни Это противоречит также духов­ной природе человека.

Я бы грешил недостатком реализма, если бы иг­норировал тот факт, что разум и наука очень обо­гатили нашу жизнь. Ни один цивилизованный че­ловек не захотел бы и полностью не смог бы вернуться к примитивному способу жизни. Нам бы недоставало красоты и разнообразия, привне­сенного в нашу жизнь культурой Мы не смогли бы выжить, так как утратили способноегь понимания природы, которую имел первобытный человек. Мы не должны однако выбирать ни одну из этих край­ностей — пассивной зависимости от природы или рафинированной независимости от нее. Здесь нам нужно тонкое равновесие и гармония между про­тивоположными силами в нашей личности, между рациональным умом и животным телом, между стремлением возвыситься и потребностью укоре­нения в реальности нашей зависимости ог земли, которая обеспечивает нам питание и опору.

На Востоке люди не только сохраняют анимис­тические представления, но и больше верят в оз­доровляющую мощь тела. Эта вера не отбрасыва­ет, конечно, помощи, которую, например, может оказать антибиотик в борьбе с острой инфекцией. Тем не менее, убеждение, чго вера твори г чудеса, правдиво. В очень многих документально подтвер­жденных случаях вера изменила прогноз смерти и излечение выглядело как чудо. Эти чудеса однако не являются результатом деятельности таинствен­ных внешних сил, которые входят в тело, чтобы

Псыхология те wi 235

вылечить болезнь. На этой основе действует в ос­новном современная медицина, обращаясь к помо­щи лекарств и инструментов Вера действует из­нутри, хотя может быть заменена опытом любви. Например, обращение к божьей милости положи­тельно влияет тело, оказывая возбуждающее и от­крывающее действие Когда человек объединяется со Вселенной (а это и есть познание милости Бога), его энергия возрастает до такой степени, что пере­полняет тело, излучаясь наружу радостным воз­буждением. Это внутреннее излучение может при­нять образ прекрасной ауры вокруг тела. А так как любое возбуждение или энергия является источ­ником жизни, она может временами победить раз­рушительное действие болезни. Можно было бы привести доводы, что вера не всегда приводит к такому результату. Это неправда, если мы пред­ставляем себе веру как телесную реакцию на жизнь Открытое восприятие жизни (что происходит и в акте любви) увеличивает уровень энергии в теле и поэтому всегда дает положительный эффект. По­этому веру следует описать как состояние откры­тости, которое позволяет естественному возбуж­дению свободно протекать по телу.

Нельзя закрыться от жизни и продолжать жить. Поэтому, пока мы живы, у нас есть какая-то вера в жизнь и в источник всех жизненных сил. Только смерть полностью уничтожает веру. Из тех же со­ображений нельзя совсем закрыться от любви, по­тому что вследствие этого наше сердце остынет и перестанет биться. К сожалению, многие люди ча­стично закрылись от жизни и любви, когда были преданы в детстве, что вынудило их тела напря­гаться, снижая уровень энергии и уменьшая их веру Это породило хроническое напряжение мышц, ко­торое можно сравнить с панцирем в том смысле,

А Лоуэн

что оно не только защищает человека от дальней­ших травм, но и замыкает его в жесткой скорлупе Человек только частично открыт жизни и недо­верчив по отношению к каждому, кто хочет про­никнуть через эгу броню и достичь сердца. Но именно этот способ защиты подтачивает оборону и открывает путь заболеваниям.

Если свободный энергетический поток от повер­хности гела — позитивное явление, то хроничес­кое мышечное напряжение, которое блокирует этот поток — явление негативное. Если открытость -позитивное отношение к жизни, то замкнутость в какой-либо степени является позицией, направлен­ной против жизни Мягкость - черта, сопутству­ющая жизни и любви, напротив, хроническая жес­ткость связана со смертью и ненавистью Ненависть делает человека холодным и твердым, также как и смерть. В то время, как эти негативные черты име­ют непосредственную связь с травмами, которые человек получил в детстве, у взрослых людей они сохраняется как страх "отпустить себя", поддав­шись телу и убрав контроль.

Человеческий разум не устает искать безопас­ность. Наибольшей угрозой безопасности человека является природа, собственная природа человека и полная неожиданностей игра сил природы в его окружении Так как человеку никогда не удается полностью победить природу, он ведет с ней по­стоянную борьбу. Эта борьба человека с природой, отражением которой является борьба между эго и телом человека, отнимает у человека покой ума, который нужен ему для того, чтобы познать ра­дость, которую несет ему жизнь. Маленькие дети и дикие животные знают эту радость, которую До­стоевский назвал даром Бога. Эта внутренняя борь­ба более интенсивна у неврастеничных личностей,

Психология те.га 237

чем у здоровых людей. Часто она приобретает вид борьбы за власть, успех или любовь.

Глубоко религиозным людям удается избежать этой борьбы благодаря вере в Бога. Если человек верит, что его жизнь находятся в руках Бога, и то, что с ним происходит, является исполнением бо­жьей воли, он не должен бороться. Он может не быть счастливым, но, отбрасывая саму мысль, что он сумеет контролировать жизнь и природу, он хотя бы немного познает спокойствие ума. Отбросив по­пытки контроля посредством эго, человек может отдаться радостному течению жизни и ощущений в теле. Для народа, культура которого опирается на достижения разума, религия, требующая при­глушения голоса эго, действует как противоядие на нарциссизм, скрывающийся в культуре.

Восточные религии не поклоняются антропомор­фному богу, всеведущему и всемогущему. Покой ума связывается на Востоке с принятием идеи судь­бы. Жизнь человека, несмотря на его действия, не находится в его собственных руках. Коль он бес­силен по отношению к своей собственной судьбе, борьба бессмысленна.

Независимо от того, поддаемся ли мы силе Бога или судьбе, мы перестаем бороться за то, чтобы из­менить условия жизни. Это противоречит совре­менной вере в прогресс. Сделан, конечно, опреде­ленный шаг вперед, и определенные группы людей получили возможность существовать в лучших материальных условиях. Однако это не влечет за собой успокоение ума. Напротив, сегодня люди более беспокойны, более подавлены, более не­уверенны, чем когда-либо раньше. Это может зву­чать как противоречие, но побеждая природу, мы подрезали собственные корни. Несмотря на то, что прогресс нам помогает, мы должны знать, что на-

А Лоуэн

правление, которое он взял, ведет всегда вверх, все дальше от земли. В слаборазвитых странах люди отдыхают, приседая. В нашей культуре никю не приседает и немногие люди отдыхают. Вместо это­го, мы пренебрегаем ходьбой и ездим на автомоби­лях и еще больше отдаляемся от земли, легая на самолетах. Когда мы улетаем в космос, мы покида­ем землю совсем.

Интегрированная личность строится от земли вверх, так же как при строительстве дома вначале закладывается фундамент. Не удастся найти безо­пасность в каком-либо мыслительном процессе, отделенном от своих корней и чувств тела. Отсю­да следует, что ни одна мысль не является хоро­шей для человека, если с ней не чувствует себя хорошо его тело. Я недавно пережил кое-что, что подтвердило эту точку зрения. Я проснулся од­нажды утром с наисладчайшим чувством во всем теле, которого никогда перед этим не переживал. Тотчас в голове промелькнула такая мысль: "Если остаешься верен себе, не боишься смерти." Я знал, что это правильная мысль, и очень сильно ощу­щал ее правильность. Я вспоминал, что предыду­щим вечером смотрел фильм "Плутон". Я не по­мню, снился ли он мне, но почувствовал, что именно он дал толчок этой мысли. В этом фильме американские солдаты убивали не только вьетнам­цев, но также друг друга, пытаясь преодолеть страх смерти. Познание и принятие этого страха сняло бы его давление и сделало бы их более человечны­ми. Многие люди сталкивались лицом к лицу со смертью без страха, так как для них важнее было остаться честными по отношению к самим себе, чем жить во лжи. Быть верным себе означает по­знать и принять все свои чувства.

Пси

хология тела

Я описал проблему, подавляющую современно­го человека, как нарциссизм (Подробнее об этой проблеме смотрите: A.Lowen "Narcissism: Denial of the True Self" New York, 1985.) Нарциссическая личность не доверяет своим чувствам, не может себя принять, так как чувствует, что личность, ко­торой она является, не сравнима с той, которой она должна быть. Мы, жители современного мира, вовлечены в безрезультатные усилия, чтобы стать кем-то другим и быть выше природы. Не способ­ные доверять себе, мы не можем доверять и дру­гим. Без доверия и веры в себя мы не сможем дове­рять природе. В конце концов, так же как во Вьетнаме, мы уничтожим других, а затем самих себя.

Темной силой в этом сценарии всегда выступает эго, со своей потребностью контролировать жизнь. Конечно же эго является также творческой силой, но оно может быть и разрушительным, если не будет заземлено, укоренено в теле, усиленно ве­рой в тело и природу. Без этой веры мы обречены контролировать и держать вожжи своих естествен­ных реакций, и таким образом создаем в мышцах такие взрывоопасные напряжения, что боимся по­терять контроль. Человек, который верш, не со­здает взрывоопасных напряжений, требующих по­давления из-за их уничтожительного потенциала, и поэтому не боится потерять контроль. Доверяя жизни, он может позволить импульсам свободно течь в своем теле, модифицируя их лишь настоль­ко, чтобы обеспечить их подходящее выражение, что мы рассмотрим в следующем разделе. Момент утраты контроля, который имеет место в сексуаль­ном оргазме, танцах суфиев или практике дзен, ведет к радости и удовлетворению — ощущению духовности тела.

Глава 12

Сознание сердца

Как мы уже заметили, доверие к природе является основой животной жизни, эссенцией животной духовности. Духовность человека является духов­ностью высшего порядка в гом смысле, что его эго также должно быть включено в процесс существо­вания. Когда эго хорошо интегрировано, мы мо­жем достичь состояния блаженства — поднимая животную духовность до человеческого уровня.

Отношения эго или ума к телу достаточно слож­но. Уже само существование воли подразумевает, что личность может действовать вопреки желани­ям тела. Такое действие может быть позитивным в ситуации, когда человек пытается победить пани­ку в обличий опасности и спасти свою жизнь. В то же время воля играет негативную роль, когда че­ловек без нужды играет с опасностью и наносит себе повреждения или лишается жизни. Распоря­жение волей позволяет человеку быть творческим или деструктивным, благородным или подлым, божественным или демоническим. Поэтому все религии считают, что человеческое существо дол­жно выбирать между добром и злом, тем, что хо­рошо, и тем, что плохо. Однако, несмотря на то, что человек очень давно утратил блаженство, он не является потерянным существом. Потерянным он становится только тогда, когда зло в нем преоб­ладает над добром. Когда он отдан правде, благо­родству и блаженству, он может достигать очень высокой степени обаяния, здоровья и духовности.

Психология тело

Однако трудно установить, какую роль в жизни человека играет выбор. Как социальные существа мы должны принять, что у людей есть свобода вы­бора, если бы было иначе, мы не могли бы их ка­рать за нарушение общеегвеиных законов. Но ког­да во время своей практики я анализирую поведение своих пациентов, я неизменно нахожу подтверж­дение, что оно определяется переживаниями дет­ства, большинство из которых были за пределами их контроля. Ни один ребенок не выбирает утрату блаженства и не утратит своей невинности из-за неправильной оценки ситуации. Он проходит от состояния, где неведение является счастьем, к об­щественному сознанию. На этом пути родители и учителя учат его, что приемлемо в обществе, а что — нет. Если эти правила поведения находят­ся в согласии с общественной практикой, а не вво­дятся в жизнь грубо, то это не вызывает наруше­ний в личности ребенка. Так как человеческие существа являются общественными созданиями, большинство из них хотят жить и поступать в со-отвествии с этими правилами, даже если это вле­чет за собой утрату свободы.

Каждая религия ставит себе целью примирить человека с тем, что борьба со страданием является неизбежной. В монотеистических религиях пред­лагается решение этой проблемы таким образом, что человек отдает свою судьбу в руки Бога, игно­рируя свой эгоизм и веру в собственную силу. Во­сточные религии также советуют игнорировать свой эгоизм и власть. В индуизме и буддизме целью является соединение индивидуального "я" с уни­версальным сознанием, через стремление к отож­дествлению себя с Брахманом или Буддой. В ки­тайской философии целью является отыскание

Л Лоуэн

равновесия между двумя противоположными си­лами природы — инь и ян. Во всех религиях клю­чевым моментом является смирение.

Насколько мы не замыкаемся в себе и не отгора­живаемся от мира, путь добрых дел и добродетель­ность жизни, моральность поступков является единственным способом достижения успокоения ума и настоящей духовной жизни Для описания позиции, охватывающей эти духовные ценности, я использую термин gracioitsness — блаженство. В этом разделе я намереваюсь провес!и идею, что су­ществует биологическая основа для этого пути. Я считаю, что личность, будучи естественным обра­зом блаженной — gracious, является также есте­ственным образом обаятельной, полной iрации — grateful.

На животном уровне жизнь переживается с под­сознательной правдой. Подсознательная честность означает, чго животное действует в соо!вествии с тем, что ощущает как правильное и приятное. По­добным образом живут и функционируют и ма­ленькие дети. Однако вместе с развитием эго и познанием того, чго такое хорошо и что такое пло­хо (в представлении родителей), они больше не могут основываться на подсознательных, происте­кающих из глубины организма, правилах. Как об­щественные существа, мы не можем делать всего, что нам хотелось бы Даже в некоторых животных сообществах молодые особи обучаются кодексу поведения, который регулирует отношения внутри группы с целью сведения к минимуму конфлик­тов Намного более сложному человеческому об­ществу требуются более развитые нормы. Подсоз­нательная интеграция должна быть дополнена интеграцией сознательной — правилами. Однако








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 662;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.