5 страница. Развивая свои способности в целенаправленной деятельности, мы приобретаем еще большую грацию, и именно так это выглядит со стороны
Развивая свои способности в целенаправленной деятельности, мы приобретаем еще большую грацию, и именно так это выглядит со стороны. Продвинутый лыжник, спускающийся с горы, выглядит грациозно. Танцовщица, выполняющая шаги, созданные хореографом, также смотрится элегантно. Однако слишком часто нет никакой связи между заученной грацией и естественной грацией тела. Я много раз смотрел на танцоров и танцовщиц в балете, но, встретив их на улице, я поражался неук-
Л. Лоуэн
люжести их походки. Балетная стойка, в которой стопы развернуты наружу, позволяет им грациозно исполнять танцевальные движения, однако жесткость мышц бедер и ягодиц не позволяет совершать грациозные движения за пределами сцены.
Если мы не хотим, чтобы упражнение уничтожило ее тес i венную грацию тела, оно не должно противоречить естественным движениям возбуждения в теле. Если волна возбуждения слишком сильна, се можно естественным образом направить или исио 1ьзоватъ для выполнения грациозной и эффективной деятельности, но если она будет прервана, то вместе с этим сломится дух организма. Действие всегда будет выглядеть механическим, несмотря на то, насколько успешным будет заученное движение, и исполни гель тоже не будет воспринимать его как нечто естественное. Люди, занимающиеся тренировкой лошадей, знают, что животное, у которого сломлен дух, никогда не станет фаворитом на скачках. Родителям, к сожалению, часто недостает этих знаний. Одна женщина, с которой я работал, рассказывала о своих трудностях в воспитании сына. Она сказала: "Все равно я его сломаю!" — с такой жесткостью, что я понял, какую огромную враждебность она питала по отношению к нему. Я сказал ей, что не могу с ней работать, так как не мог бы принять такую позицию у кого-то, кто обращается ко мне за помощью. Без сомнения, она сама была сломлена родителями в детстве, но это ни в коей мере не оправдывает ее отношения к собственному ребенку.
Грация и здоровье основываются на равновесии между эго и телом, между волей и желанием. Китайская философия назвала эти две первичные силы организма инь и ян — энергия Земли и энер-
Психология те га
гия Неба. Так, например, ян представляет силу действующую сверху, а инь — силу, действующую снизу. Избыток или недостаток нарушает равновесие, от которого зависит здоровье. Отношения между телом и эго, волей и желанием, можно также сравнить с отношениями между наездником и лошадью. Как галопирующая лошадь, желание придает силу действию. В то же время воля направляет и контролирует это действие так, как это делает наездник. Однако функцией воли не является укрощение духа.
К сожалению, в нашей культуре воля определяет большую часть наших действий, наперекор стремлениям тела. Мы вынуждены утром встать и пойти на работу, несмотря на то, утомлено ли наше тело, и интересует ли нас эта работа. Конечно, на жизнь нужно зарабатывать, и здесь необходимо усилие воли для того, чтобы встать с кровати и сделать это. Потребность в пище, одежде и безопасности является стремлением тела. Но что можно сказать о навязчивом стремлении некоторых людей стать богатыми, влиятельными или известными? У тела нет таких стремлений.
Ключевым словом тут является движение. Если нас принуждают, мы теряем свою грацию, и наше тело становится механическим. Здесь уместно процитировать Библию: "Что человеку от того, что он весь мир приобретет, а душе своей навредит?" Человек является единственным существом, которое движет себя само, даже вплоть до утра!Ы связи с Богом, жизнью и природой.
Насколько я понимаю, важным фактором в стремлении к успеху и власти является существующее в каждом из нас стремление быть любимым. Хотя успех может привести к широкой известное-
А .Лоуэн
ти, он не приносит настоящей любви. Для того, чтобы быть любимым, надо стать личностью, которая даст себя полюбить, и самому уметь любить. Следует быть смиренным, уметь протягивать руку, открывать сердце, а также обладать чувствительностью. Однако человек, направляемый своей собственной волей, горд. После того, как он был травмирован в детстве, когда он еще был открытым и впечатлительным, он решил никогда больше не страдать от такой боли и унижения. Он будет получать любовь, пользуясь своим положением и силой. Он докажет свое превосходство, а не будет плакать и просить о любви. Интенсивность стремления к успеху прямо пропорциональна его голоду по любви, но этот успех в конце концов пригоден только для облегчения реализации этого стремления.
В противоположность сознательным движениям, направляемым волей, движения, возникающие из желания, спонтанны. У здорового человека движения спонтанны, никогда не хаотичны или нецелесообразны, разве что они раньше были заторможены и именно сейчас преодолели блокаду, чтобы проявить себя. Такое преодоление является обязательным для того, чтобы спонтанность смогла стать основным элементом поведения данной личности. Подходящим местом для этого являются терапевтические сеансы.
Дух человека тоскует по своей естественной грации, хочет освободиться из оков эго, для того, чтобы принять свое участие в потоке универсального духа. Несмотря на то, что воля не в состоянии вернуть нас к грации, иногда кажется, что личность вырывается из программ, навязанных эго и становится спонтанной естественным образом. Я припоминаю
Пси\ология те ia $7
обычный случай из жизни, который демонстрирует это явление. Я играл в бейсбол, и когда становился на базе как батсмэн, я знал, что получу home run. Мое сознание не контролировало мои движения, и я не сделал никакого усилия для того, чтобы ударить по мячу точно и сильно. Однако, при первом броске я выполнил замах битой и послал мяч очень далеко, чтобы без препятствий обежать поле и вернуться на базу. Это было мистическим переживанием. Я не имел никакого контроля над замахом и получение пенного очка мог себе объяснить только тем, что был так настроен на ситуацию, что не мог ошибиться. Это "что-го", попавшее в мяч, идеально соответствовало тому "чему-то", что освобождало стрелы из лука лучника, практикующего дзен. Все люди, которым я рассказывал об этом событии, когда-то переживали нечто подобное. Я думаю, чго такого типа знание о чем-то, что должно случиться, опирается на сознательное ощущение сил, действующих в данной ситуации. Такая приспособленность является проявлением духовности тела, которая парализуется, если логический ум навязывает нашему поведению жесткую причинно-следственную зависимость.
Я убежден, что волна возбуждения в теле посылает вибрации в окружающее пространство. Некоторые из этих вибраций имеют форму звуковых волн, переносящих голос, в то время как другие являются более гонкими. Кроме того, многие люди могу г почувствовать "флюиды" других людей. Когда такая эмпатия возникает на расстоянии, как, например, в случае, когда кто-то неожиданно чувствует, что умер близкий ему человек, это выгля-ДИ1 невероятным. Однако у меня собрано большое число сообщений на эту тему, полученных от очень
А. .Лоуэн
многих людей, которые имели подобные переживания.
Толстокожие люди, замыкающиеся в защитном коконе, редко переживают "стечение обстоятельств" такого типа, так как жесткость их тел делает невозможной вибрацию в резонансе с другими людьми. Однако высокая степень впечатлительности тоже не гарантирует здоровья. Шизофреники известны своей сверхвпечатлнтельностью к тому, что происходит вокруг них Многие из них имеют паранормальные переживания. В их случае граница сознания является зыбкой, слишком проницаемой, что в психологических категориях означает, что эго не имеет прочных барьеров от внешних раздражителей. Такие люди могут сломаться под их напором. (Подробнее в книгах: S.Kcleman "Emotional Anatomy: The Structure of Expcriense", Calif., 1985, A. Low en "The Language of the Body", New York, 1971.)
В здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием; человек ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импульсов, но он настолько владеет собой, что может выражать их уместным и достойным образом. У таких людей разум и тело соединены между собой так же прочно как инь и ян в монаде целостности. Они осознают свою ценность, но не считают себя центром Вселенной. Каждое их движение равномерным образом включает всю их личность.
Из jtux рассуждений ясно видно, что ключом к возвращению грации является освобождение тела для того, чтобы оно двигалось спонтанно. Однако эта свобода подвергается репрессии в детстве, когда родители не доверяют способности тела ребенка к саморегуляции. Даже в таком обычном деле
Пси\о.югия те га §9
как выбор пищи лишь немногие родители позволяют детям пользоваться собственными стремлениями и импульсами. Они вынуждают их еегь те продукты, которые, согласно их убеждениям, полезны. Правда, если мы оставим решение за дегь-ми, то они могут питаться исключительно сладостями. Но это пристрастие со временем проходит. Более вредным, чем позволить детям время от времени есть сладости будет принуждение их к тому, чтобы они питались продуктами, которых они не любят. Временами родители впадают в крайность, укладывая в постель дегей без ужина, потому что они не ели того, что им подано. Я знаю случай, когда ребенка вынудили съесть собственные рвотные массы, что должно было быть для него наукой послушания родителям. Даже в наше время, когда сплошь и рядом встречается множество фактов плохого обращения с детьми, такая жестокость родителей по отношению к своему ребенку просто шокирует. Это противоречит нашему убеждению, что отношения между детьми и родителями должны быть основаны на доверии.
Современные родители находятся под давлением различных занятий и бывают нетерпимыми по отношению к детям. В противоположность отцу или' матери, у ребенка много времени: время на игру, время на беззаботность, время на удовольствия. Ребенок не является еще частью взрослого мира целей и стремлений, а это выводит родителей из равновесия. Родители то и дело повторяют детям: "Поторопись! Делай что-нибудь!" Это оказывает на ребенка давление, подавляя в нем большую часть удовольствия, которое он мог бы получать от своих занятий и движений. С этой минуты начинает утрачиваться грация. Если человек хочет
А -Лоуэн
вернуть хотя бы часть утраченной грации, он должен понять, какую роль в ее потере играет время. В современном мире время — это деньги. Только в детстве и только для тех немногочисленных детей, которых излишне не принуждали родители, время становится удовольствием. Следующее упражнение поможет понять, как тирания времени подавляет нашу грацию.
Упражнение 4. 1
Выберите произвольные движения среди тех, которые вы обычно выполняете, например ходьбу, подметание помещения, приготовление пищи или написание письма.
Начнем с ходьбы. Отдаете ли вы себе отчет, что часто так хотите куда-то успеть, что едва осознаете свою походку. Чувствуете ли вы, насколько неграциозны ваши движения? Попробуйте освободить себя так, чтобы чувствовать каждый шаг, однако не думайте о том, как ходите. Вместо этого позвольте своему телу двигаться в своем собственном темпе. Ваше сознательное "я" только лишь отправилось на прогулку. Если это упражнение вызывает чувство, что вы не в своей тарелке, это означает, что вы уделяете слишком много внимания ходьбе. Иными словами, сохраняете свой стиль и думаете о том, как вы выглядите со стороны. Вместо этого попробуйте сконцентрировать внимание на самом ощущении ходьбы. Убедитесь, чго можете двигаться свободно, без забот, почувствуйте удовольствие от того факта, что вы просто живете.
сих о гогия тела
В лихорадочном и полном стрессов мире, в котором мы живем, нелегко сохранить ритм, отличающийся от общего темпа. В прошлом бывало так, что когда я возвращался с зимних каникул на Карибах, я замечал по дороге к своему офису, что все меня обгоняют. К сожалению через неделю, я ловил себя на том, что хожу также быстро, как все. Это одна из вредных привычек, с который мне удалось порвать. Сейчас я всегда хожу медленно и благодаря этому получаю гораздо больше удовольствия. Временами я даже пытаюсь идти так медленно, как только можно. Чувство жизненности в стонах и ногах при этом распространяется на все тело.
То же самое упражнение можно использовать в других видах деятельности, даже во время мытья посуды, которым занимается время от времени каждый современный человек. Моя жена жалуется, что, хотя я делаю это быстро, посуда никогда не бывает до конца чисто вымытой, и она вынуждена после меня перемывать. Я отдаю себе отчет, что я быстро мою посуду, потому что хочу покончить с этим занятием как можно быстрее. Из этого ясно, что эта работа не приносит мне удовольствия, но невозможно получать удовольствие от деятельности, выполняемой поспешно. Когда мне удается снизить темп, я отмечаю, что получаю определенное удовольствие от мытья посуды. Чистоту считают чем-то божественным, потому что это знак порядка, след божественного труда в творении Вселенной из Хаоса.
Как мы проиллюстрировали выше, концентрация внимания помогает человеку лучше использовать свою естественную грацию. Кроме того надо позволить движению охватывать все тело, а не ог-
А Лоуэн
раничиваться какой-либо его частью. Как показывают следующее упражнение, даже протягивание руки для рукопожатия может активизировать гсло от сгон до головы, если мы ему это позволим.
Упражнение 4. 2
Это упражнение основывается на простом движении - протягивании руки так, как если бы вы хотели с кем-то поздороваться пли что-то кому-то дать. Встаньте в такую позицию, чтобы ваши стопы были расположены параллельно на расстоянии 20 см, слегка согните' колени. Это будет ваша основная позиция стоя, которую мы рассмотрим более подробно в одном из следующих разделов. Протяните руку так, как если бы вы хотели с кем-то поздороваться или кому-то что-то вручить. Затем опустите ее вниз и попробуйте еще раз. Сейчас, прежде чем вы протянете руку, прижмите крепче к полу соответствующую стопу и слегка наклонитесь вперед, протягивая руку. Волна, создающая это движение, должна начаться от земли и пройти через все тело.
Почувствовали ли вы это движение более точно, чем раньше? Почувствовали ли вы, как включилось в это движение все тело? Почувствовали ли вы разницу между движением, которое включает тело, и изолированным движением?
В этом разделе мы рассмотрели утрату грации с перспективы конфликта между эго и телом. Этот конфликт порождает расщепление между телом и чувствами, волей и желанием, сдержанностью и спонтанностью, между верхней и нижней частями
/Ус и холоьия тела
тела. Когда у человека доминирует верхняя половина тела, он утрачивает свою естественную грацию. Чтобы вернуть телу духовность, мы должны изменить эту позицию, должны начинать движение от самого низа. Как мы увидели минуту назад, движения, полные грации, ^начинаются в нижней части гела и распространяются вверх и наружу волной возбуждения. В следующем разделе мы исследуем природу чувств, которые возникают в результате того, что волна возбуждения достигает поверхности тела.
Глава 5
Ощущения и чувства
Духовность тела, как я уже сказал, проявляется в чувстве единства со вселенной. Чувство — не мысль и не убеждение, это нечто большее, чем функция ума, так как оно включает все тело. Чувство складывается из двух элементов: деятельности тела и восприятия сознанием этой деятельности. Чувства можно считать силой, соедннящей разум и тело. Тело не может само по себе вызвать возникновение чувств. Например, во время сна тело может сильно двигаться, но ощущений нет, так как сознание спит. У человека может быть развитый и чувствительный ум, но, несмотря па это, он может ничего не чувствовать, сети в теле не возникает никаких спонтанных движении. Если мы оставим руки полностью пассивными, свисающими но бокам тела в течение нескольких минут, то можем утратить чувствительность в них. Иногда, наоборот, тело активно, но никакие чувства не возникают. Так бывает, когда прерывается связь между органом восприятия (эго) и объектом восприятия, (телом).
Пока человек живет, он всегда что-то чувствует, даже в нарциссическом состоянии. Он може1 чувствовать тепло, холод, боль, давление и т.п. В некоторой степени или очень сильно у этого типа личностей ограничены чувства, которые мы называем эмоциями, а именно: страх, гнев, печаль, любовь и т.п. Эти чувства возникают в результате спонтанных движений тела, представляющих дви-
/7си холо?ия тела
жение к внешним объектам или уход от них. Движение к объектам отражает стремление к удовольствию и удовлетворению. Если человек осознает этот импульс, он ведет к любви. Движение ухода — реакция на ощущение боли или ожидание ее, — порождает чувство страха. Человек может также отреагировать ударом или отдалить опасность, что порождает чувство гнева. Для возникновения чувства не обязательно, чтобы движение или реакция были исполнены до конца. Когда импульс достигает поверхности тела, возникает чувство, несмотря на то, будет выполнено действие или нет. Человек может быть разгневанным и не атаковать, испуганным и не убегать, печальным и не плакать, так как импульс был подавлен. Некоторые люди говорят о любви, не ощущая импульса к теплому и чувственному контакту. В таком случае любовь является мыслью, а не чувством.
В продолжение нашей дискуссии я займусь чувствами и эмоциями. Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что каждая эмоция является чувством, но не каждое чувство является эмоцией. Любовь, гнев и страх являются типичными эмоциями, называемыми также чувствами. Ощущение тепла, холода, боли и прикосновения, вкусовые и обонятельные ощущения являются чувствами, но не эмоциями. Слово emotion предполагает деятельность (motion — движение и предлог е- наружу, вовне), которая отличает этот вид чувства. Эмоции переживаются как реакции всего тела. Боль, например, может ощущаться в нижней части спины, но когда я разгневан, это чувство не локализовано и не ограничено, потому чго я весь в гневе. Однако импульсы, связанные с различными эмо-
А Лоуэн
циями, различаются между собой и по-разному выражаются.
Функциональное понимание чувства должно опираться на энергегические процессы живого организма. Это процессы двоякого рода: (1) общая пульсирующая активность в органах и во всем теле и (2) конкретные импульсы и реакции, которые мы только что описали. Движение расширения и сжатия являются видимыми проявлениями жизненной силы организма. Такую ритмичную пульсацию наиболее просто заметить у такого примитивного существа, как медуза. Каждый, кто наблюдал за ней, наверняка огмешл, что она способна двигаться в воде только при помощи расширения и сжатия. У человека наиболее очевидным признаком этой пульсации является вдох и выдох. Подобный ритм мы видим в перист алы ическнх движениях кишечника и пульсации сердца. На деле дышат все живые клетки. Они поглощают кислород и выделяют углекислый газ в процессе внутреннего дыхания, которое является основной пульсирующей активностью жизни.
Так как движения расширения и сжатия автономны, следует спросить: существуют ли у людей связанные с ними состояния чувств. Согласно моему опыту — существуют. Когда в процессе биоэнергетической терапии дыхание пациента становится свободным, легким и глубоким, я обычно замечаю, что он погружается в покой. Когда я спрашиваю, как он себя чувствует, то получаю неизменный ответ: "Я чувствую себя хорошо." Хотя с этим состоянием не связана ни одна эмоция, оно похоже на чувство. Еще ни один пациент не сказал : "Я не чувствую ничего." Такое утверждение указало бы на уменьшение нормальной пульсирую-
/7с и \олог и я те а а
щей активности тела, и с большим правдоподобием можно было бы предположить, что это сказано человеком в состоянии клинической депрессии.
Наша способность чувствовать внутреннее состояние другого человека, которую я называю эмпа-гией, основывается па том факте, что наше тело резонирует с другими живыми организмами. Если мы не резонируем с другими — то только потому, что не резонируем внутри себя. Когда кто-то говорит : "Я не чувствухо ничего", это значит, что он выключил в себе не только чувства собственной жизненности, но и любые чувства, которые у него могли бы быть.
Для того, чтобы выжить, организм должен быть чувствительным к своему окружению. Эта способность чувствовать располагается в мембране, окружающей организм и способной выборочно пропускать внутрь продукты, необходимые для жизни, и выделять продукты распада. Способность различения стимулов является основой сознания. Справедливо также утверждение, что сознание — явление поверхностное
Наше осознание мира в большой степени зависит от функционирования основных органов восприятия, которые являются высокоспециализированными структурами кожи или нервной системы. Информация, которую получают рецепторы, передается посредством нервов в мозг, где она "проецируется на экран сознания", чтобы мы могли реагировать на окружающие стимулы. Этой информации, однако, не сопутствует никакое конкретное чувство. Чувство зависит от наших реакций. Если наша реакция позитивна — стимул вызывает в теле расширяющее движение — мы почувствуем удовольствие и возбуждение. Если ре-
4 Зак 2534
А -Лоуэн
акция негативна — стимул провоцирует сжатие тела — мы почувствуем страх или боль. Мы приписываем jni чувства самим стимулам, но на деле они являются лишь нашим восприятием. Под наркозом, когда невозможна какая-либо реакция, мы не чувствуем абсолютно ничего.
Наша активность определяется не только внешними стимулами. Мы реагируем также на импульсы, которые спонтанно возникают изнутри. Эти импульсы относятся к нашим потребностям. Потребность возбуждения порождает импульс поиска контакта с другим телом, а потребность в питании порождает импульс к поиску пищи. Эти внутренние движения также вызывают чувства, как только достигают поверхности тела, и.затем в мозгу возникает восприятие.
Рисунки 5.1 и 5.2 редуцируют эти процессы до наиболее простых понятий. На рис. 5.1 организм представлен как окружность, что немного напоминает строение единичной клетки. Ее середина соответствует ядру клетки, она является источником энергии для любых движений. Импульс или волна возбуждения движется от центра к границам, где возникает экспрессия. Одновременно снаружи поверхность клетки атакуют стимулы, провоцирующие внутренние реакции.
У высших организмов скелетные мышцы контролируются нервами, начинающимися от сознательных участков мозга, и любые сознательные движения контролирует эго. Мышечная система, поддающаяся волевому контролю, представлена на рис. 5.2 как линия, расположенная близко к поверхности тела и создающая естественную защиту. Каждый импульс, стремящийся к самовыражению, должен задействовать систему скелетных мышц.
Психогогия т
Рис. 5-1- Реакции организма на стимуляцию.
Хроническое напряжение
= блокада импульса
Рис. 5.2. Влияние импульса на мышечную систечу. Ичпульс активизирует мышцы, но может быть заблокирован хроническим напряжением, которое не позволит ему достичь поверхности.
Эго может управлять экспрессией данного импульса или даже заблокировать его посредством напряжения соответствующих мышц, делая невозможным его проявление. Заблокированный таким образом импульс не может породить чувство, так как он не
wo
А.Лоуэн
в состоянии достичь поверхности и превратиться в восприятие.
В определенных ситуациях человек может сознательно блокировать экспрессию импульса. Он, например, может очень хотеть ударить того, кто причиняет ему боль, но отдав себе отчет в том, что агрессор сильнее, он может поступить разумно и сдержать этот импульс. В такой ситуации он полностью осознает свой гнев и напряжение, спровоцированное сдерживанием своего агрессивного импульса. Если ситуация изменится, или же человек от нее отдалится, он сможет освободить напряжение, выразив свой гнев словами или ударив какой-либо предмет. Дело выглядит иначе, если ситуация не изменяется, или человек не может из нее выйти по своей воле. В такой безвыходной ситуации может оказаться ребенок. Он может чувствовать гнев из-за недружелюбного поведения родителей. Но существует большая вероятность, что, опасаясь ответной реакции, он не будет выражать свой гнев. В нашей культуре воспитание детей часто напоминает борьбу, в процессе которой свобода ребенка ограничивается, а его дух ломается. Родитель может ударить ребенка, но беда ребенку, который ответит на этот удар! Мне часто приходилось видеть, как после спора с родителем разгневанный ребенок что-то бормочет себе под нос, но не смеет ничего сказать вслух. В таких ситуациях у ребенка нет другого выхода, как только сдаться, а это означает, что его гнев должен быть подавлен.
Когда импульс сознательно сдерживается, напряжение мышц, которое из-за этого возникает, необычайно сильно. Волна возбуждения достигает мышц, которые дрожат подобно лошадям перед
Психо гогия те.га \Q\
стартом к забегу, сдерживаемые жокеями. Однако когда это состояние становится хроническим, мышцы застывают в напряжении и сдерживание импульса становится неосознанным. Застывшие напряженные мышцы делают невозможными спонтанные движения, так что человек уже не осознает гнев или какое-либо другое чувство, также как не осознает тот факт, что подавляет чувства. Чувствительность в данном месте исчезает, и человек перестает чувствовать напряжение. Через много лет, когда мышца ослабеет, возникает боль, но человек не может связать эту боль с подавлением чувств. Степень подавления таких чувств, как гнев, колеблется у разных людей в зависимости от того, как велика была угроза, которая привела к подавлению. Некоторым людям ощущение и подавление гнева дается с большим трудом, в то время как другие в состоянии почувствовать гнев, только когда провокация достаточно сильная. Есгь люди, которые взрываются при минимальной провокации. Оказывается, что уровень напряжения у таких людей настолько высок, что они находятся в состоянии постоянной провокации. Так как такие взрывы гнева возникают без участия эго, то есть прежде, чем человек осознает, насколько сильно он разгневан и почему, это не служит расслаблению хронического напряжения.
Хроническое напряжение мышц придает телу жесткость и подавляет его грацию, блокируя протекание возбуждения. Зажатые мышцы в каких-либо частях тела ограничивают дыхание, так как Для полного дыхания требуется, чтобы дыхательные волны проходили через все тело. Ограничивая полное и глубокое дыхание, хронически напряженные мышцы снижают также уровень энергни
А Лоуэн
этого человека, что уменьшает общую жизненность тела. В результате подавление одного чувства уменьшает чувствительность в целом. Когда подавляется гнев, обычно ослабевают также чувства любви, печали и страха, хотя они необходимы в той же самой степени. У многих людей тело разобщено таким образом, что одни чувства блокируются легче других. Это проясняет тот факт, что некоторым мужчинам легче выразить гнев, чем плакать, а у большинства женщин все наоборот.
Эмоции — это непосредственное выражение духа человека. Силу духа человека можно измерить интенсивностью его чувств, величину духа — глубиной чувств, а свободу духа — спокойствием. Когда мы движемся с чувством, движение полно грации, так как является результатом протекания энергии в теле. Чувства — ключ к грации и духовности тела.
После этих общих рассуждений на тему чувств, мы можем ближе исследовать отдельные эмоции: любовь, гнев, страх, печаль и радость. Любовь — чувство экспансивное, провоцирующее. Поверхность тела сильно заряжается энергией, в результате чего оно приобретает мягкость, становится теплее и немножко розовеет, на него приятно смотреть. Любовь — теплое чувство, а количество любви, которое мы испытываем и выражаем, прямо пропорционально мягкости и теплу тела. Импульсом к любви является стремление к контакту и близости с любимым человеком в ожидании удовольствия, которое может из этого происходить. (Подробнее см. A.Lowen "Love, Sex, and Your Heart", New York, 1988.)
Людей, которые стремятся бывать в ситуациях, в которых их с большой долей вероятности ветре-
Психология те.га ЮЗ "
тит разочарование, иногда называют мазохистами. Мазохизм, казалось бы, является противоположностью любви, но его можно понять, если мы примем тот факт, что большинство людей в нашей культуре страдают от амбивалентности чувств, одновременно испытывая любовь и ненависть к одному и тому же человеку. Такая амбивалентность часто возникает на почве конфликтных отношений в детстве, когда чувства ребенка травмируются родителями. В результате его любовь к ним смешивается с чувством ненависти. Хотя всю свою жизнь такой человек сохраняет любовь к ним, ей будут сопутствовать ненависть и гнев, несмотря на то, что они могут быть подавлены. Подавление, вытесняя в тень воспоминания конфликтов из детства, обрекает человека на повторную травму, когда он стремится к любви. Такая амбивалентность проявляется таким же образом, каким личность проявляет любовь.
Исчерпывая себя, любовь превращается в ненависть. Можно сказать, что ненависть — это остывшая любовь. Это означает, что импульс стремления к любви был подавлен. Чувство ненависти часто указывает на первичное чувство любви к тому же объекту, обычно скрытое под слоем льда. Любовь никогда не умирает полностью, так как, если бы это произошло — остыло бы и сердце, чго привело бы человека к смерти. Человек может говорить, что любит, даже если его поведение противоречит этому. Так как любовь и ненависть противоположны друг другу, чувство ненавис ги нередко превращается в любовь, как только импульс стремления вырывается из своих оков. Ненависть — вторичная реакция па травму или на угрозу травмирования со стороны любимого объек-
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 771;