D. ПРАВА, ОХВАТЫВАЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ
8.17. Владелец авторского права на охраняемые произведения может распоряжаться им по своему усмотрению — но без ущерба для юридически признанных прав и интересов третьих лиц — и имеет право воспрепятствовать использованию их третьими лицами без своего разрешения.
8.18. Таким образом, права, закрепляемые законом за владельцем авторского права, часто формулируются как «исключительные права», включающие выдачу разрешения третьим лицам использовать охраняемые произведения.
8.19. Авторы оригинальных произведений, охраняемых авторским правом, также имеют «неимущественные права» помимо исключительных экономических прав.
8.20. Что же означает «использование» произведения, охраняемого авторским правом? В законодательстве большинства стран перечисляются виды деятельности в отношении произведения, которые не могут осуществляться третьими лицами без разрешения правовладельца.
8.21. Такие действия, требующие разрешения владельца авторского права, обычно включают следующее: изготовление копий или воспроизведение произведения, публичное исполнение произведения, изготовление звукозаписи произведения, экранизация произведения, передача произведения в эфир, перевод произведения и переработка произведения.
(а) Право на воспроизведение
8.22. Основополагающим правом автора в рассматриваемой области охраны интеллектуальной собственности является право воспрепятствовать третьим лицам изготовлять экземпляры охраняемого произведения. Такой вид деятельности Осуществляется издателем, распространяющим произведение на рынке. В силу этого право регулировать этот вид деятельности является правовой основой соглашений (договоров) между правовладель-цами и издателями охраняемых произведений.
8.23. Предметом авторского договора зачастую является не только разрешение на изготовление экземпляров произведения, но также разрешение на осуществление иных видов деятельности (например, выпуска в эфир, перевода и т. п.). Однако сутью авторского договора является разрешение на изготовление экземпляров.
(b) Право на исполнение
8.24. Второй вид деятельности, на который требуется разрешение, является публичное исполнение произведения. Охраняемое произведение может быть доведено до сведения большого числа лиц без изготовления экземпляров или иных способов воспроизведения. Примерами являются лекции или драматические или музыкальные произведения, исполняемые перед аудиторией. Правомочие контролировать публичное исполнение представляет интерес не только для владельца авторского права на произведения, изначально предназначенные для этого. Правовладельцы и их агенты также заинтересованы в том, чтобы участвовать в процессе организации третьими лицами публичных исполнений произведений, первоначально предназначавшихся для воспроизведения или выпуска в свет (опубликования). Например, рассказ, первоначально написанный специально для прочтения в домашних условиях или в библиотеке, может быть переработан в пьесу, предназначенную для театрального представления перед широкой аудиторией.
(с) Право на звукозапись
8.25. Рассмотрим третий вид деятельности, подпадающей под действие охраны авторских прав, — звуковая запись охраняемого произведения. Слова могут сообщаться как в письменной форме, так и в форме звукозаписи. Экземпляры звукозаписи изготовляются с той же легкостью, что и письменные экземпляры. Что касается музыкальных произведений, то наиболее предпочтительным способом сообщения их широкой аудитории является звукозапись. Грампластинки (технический термин, используемый в авторском праве, — «фонограммы») играют ту же роль в мире музыки, что и книги в мире литературы.
8.26. Записываться может только музыка, только слова или то и другое вместе. Правомочие давать разрешение на произведение звукозаписи принадлежит владельцу авторского права на музыкальное произведение и владельцу авторского права на текст произведения. Если речь идет о двух разных владельцах, то в случае звукозаписи, включающей как музыку, так и слова текста, разрешение обоих владельцев должно быть получено изготовителем звукозаписи.
8.27. По законодательству некоторых стран, изготовитель звукозаписи также должен получить разрешение исполнителей музыкального произведения, включая инструменталистов, певцов и декламаторов. Это является еще одной иллюстрацией того факта, что владелец авторского права на произведение не имеет права использовать произведение или разрешить использовать его третьему лицу таким образом, что это вступает в конфликт с правомочиями третьих лиц. Поскольку, чтобы быть законной, звукозапись исполнения требует разрешения исполнителей, постольку очевидно, что владелец или владельцы авторского права на исполняемые произведения не обладают исключительным правом давать разрешения на произведения такой звукозаписи.
(d) Право на экранизацию
8.28. Кинофильм является визуальной записью, состоящей из непрерывной последовательности образов (кадров), представляемых зрителю. Термин, используемый в авторском праве, — «кинематографическое произведение». Хотя используются слова «кинофильм», «фильм» и «кино», предпочтительнее термин «кино», так как в настоящее время последовательность образов или кадров зачастую записывается с помощью технических средств (таких, как магнитная лента) без применения фотографической пленки.
8.29. Драматургическое произведение, первоначально написанное для представления в живом исполнении перед аудиторией, может быть визуально записано и продемонстрировано перед значительно более широкими аудиториями, чем это было бы возможно в живом исполнении, причем в местах, значительно отдаленных от места живого исполнения и по истечении значительного времени после такого живого исполнения.
(е) Право на передачу в эфир
8.30. Следующая значительная область деятельности, регулируемая авторским правом, включает в себя передачу произведений в эфир или сообщение их до всеобщего сведения с помощью средств проводной связи, включая кабельные.
8.31. При передаче произведения в эфир посылаемый радиосигнал может быть принят любым лицом, находящимся в радиусе действия сигнала и обладающим оборудованием (радиоприемник или телевизор), необходимым для преобразования сигнала в звуки или в звуки и образы.
8.32. В случае передачи произведения по кабелю посылается сигнал, который может быть принят только лицами, обладающими оборудованием, подключенным к кабелю, по которому посылается этот сигнал.
8.33. В принципе, в соответствии с Венской конвенцией об охране литературных и художественных произведений, владельцы авторского права имеют исключительное правомочие давать разрешение на передачу своих произведений в эфир как по радио и телевидению, так и их передачу по кабельному телевидению.
8.34. Передача в эфир и передача по кабелю произведений, охраняемых авторским правом, в последние годы находились в центре оживленной дискуссии. В этой области возникли новые проблемы, которые могут потребовать пересмотра национального законодательства по авторскому праву.
8.35. Эти новые проблемы в области радио, телевещания и передачи с помощью кабельных средств являются следствием технического прогресса. Последние достижения включают использование искусственных спутников Земли, которые позволяют значительно увеличить радиус действия беспроволочных средств, подключать радио и телевизионные приемники к кабельным средствам передачи и использовать оборудование, способное записывать звуковые и зрительные образы, передаваемые в эфир или посылаемые по кабелю.
(f) Право на перевод и переработку
8.36. Перевод и переработка произведения, охраняемого авторским правом, требуют разрешения правообладателя.
8.37. «Перевод» означает передачу произведения на языке, отличном от языка оригинала.
8.38. «Переработка» означает преобразование произведения из одного типа в другой. Например, переработка романа для целей его экранизации в виде кинофильма. Переработка также означает преобразование произведения для иных целей использования. Например, учебник, первоначально предназначенный для высшего образования, может быть переработан в учебник для более ранних этапов обучения.
8.39. Переводы и переработки сами по себе являются произведениями, охраняемыми авторским правом. Таким образом, для того чтобы, например, воспроизвести или выпустить в свет перевод или переработанное произведение, издатель должен получить разрешение как владельца авторского права на оригинальное произведение, так и владельца авторского права на перевод или переработку.
(g) Неимущественные права
8.40. В соответствии с Бернской конвенцией государства-члены обязаны предоставлять авторам:
(1)
право требовать признания авторства на произведение;
(2)
право противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.
8.41. Эти права, известные как неимущественные права авторов, должны быть отделены от обычных имущественных прав и оставаться закрепленными за автором даже после того, как он передал свои имущественные права третьим лицам.
Литература к разделу D:
Международное бюро ВОИС. Введение в авторское право. Основные понятия. WIPO/GIС/СMR/86/1.
Е. СМЕЖНЫЕ ПРАВА
8.42. Существуют права, связанные с авторским правом или «смежные» с ним.
8.43. Существует три разновидности смежных прав: права исполнителей на их исполнение, права производителей фонограмм на их фонограммы и права организаций эфирного вещания на их радио- и телевизионные программы. Охрана смежных прав подразумевает защиту прав тех, кто помогает творцам произведений довести до сведения широкой аудитории творческий замысел автора или иным способом распространить его произведения.
8.44. Творческие работники стремятся к тому, чтобы их произведения распространялись среди максимально широкого круга людей. Авторы не в состоянии самостоятельно добиться такого результата; для этого требуются посредники-профессионалы, которые представляют произведение в форме, наиболее приспособленной для восприятия максимально широким кругом людей. Пьеса пишется для того, чтобы быть поставленной на сцене, а песня — для исполнения певцом-профессионалом, или записи на грампластинки, или выпуска в эфир по радио. Лица, использующие литературные, художественные или научные произведения для того, чтобы сделать и их доступными широкой аудитории, также нуждаются в защите против незаконного использования их вкладов в процесс обнародования произведения.
8.45. Как возникла необходимость охранять права создателей объектов смежных прав? Защита интересов авторов состоит не только в недопущении использования их произведений и не ограничивается запретом на нарушения прав авторов, закрепленных законодательно. Их произведения предназначены для широкой аудитории. Различные виды произведений становятся доступными для такой аудитории разнообразными путями. Издатель воспроизводит рукопись в ее окончательном виде, не добавляя ничего к выразительным средствам авторов. Интересы книгоиздателей охраняются с помощью авторского права, причем законом признается тот факт, что авторское право является необходимым стимулом творческого труда писателей, а также экономической основой книгоиздательской деятельности.
8.46. Что касается драматургии, музыки, пантомимы и других видов произведений, предназначенных для слухового или зрительного восприятия, то здесь ситуация несколько иная. В том случае, если такие произведения сообщаются для всеобщего сведения, они ставятся на сцене, исполняются или декламируются с помощью исполнителей. В таких случаях сами исполнители становятся заинтересованными в том, как используется их неповторимая интерпретация соответствующих произведений.
8.47. Быстрый технический прогресс за последние десятилетия постепенно все более выдвигал на передний план проблему интересов этой категории посредников между авторами и аудиторией. В начале века исполнение актеров или чтецов-декламаторов оканчивалось вместе с театральным представлением, а работа музыканта-исполнителя — с окончанием концерта. С изобретением фонографа, радио, кинематографа, телевидения, видеомагнитофонов и спутниковой связи положение кардинально изменилось, а после окончания второй мировой войны технический прогресс в этих областях становится взрывоподобным.
8.48. Изобретение звукозаписи и грампластинки не могло не сказаться на профессии исполнителей. Фонограмма, радио, телевидение и кинематограф позволили фиксировать исполнение на самых разнообразных носителях, таких, как грампластинки, кассеты, магнитные пленки, кинопленки и т. п. То, что раньше было быстротечным исполнением, локализованным в определенном месте перед ограниченной аудиторией, стало практически вечным произведением, способным быть представленным многократно перед практически неограниченной аудиторией даже за пределами национальных границ. Стали возможными не только запись и сохранение звуков, но и их многократное тиражирование. С появлением видеозаписи стало возможным сохранять не только звуки, но и образы. Результаты труда работников исполнительского искусства, таким образом, можно фиксировать на материальных носителях, сохранять, повторно использовать и тиражировать.
8.49. Точно так же прогресс в области радио- и телевещания оставил свой отпечаток на способах использования произведений. Литературные и художественные произведения более не ограничивались восприятием теми, кто видел пьесу, оперу или концерт; звуки и образы стали доступными для миллионных аудиторий как в стране исполнения, так и за ее границами, не только дома, но и в гостиницах и ресторанах.
8.50. Прямым результатом этих технических достижений, которые позволили тиражировать результаты труда исполнителей и использовать их без присутствия самих исполнителей, для чего не требовалось вступать в договорные обязательства с ними, явилось сокращение числа представлений в живом исполнении и то, что стало известно как технологическая безработица среди исполнителей-профессионалов. Это привело к необходимости оградить интересы исполнителей.
8.51. Точно так же быстрый технический прогресс в области производства фонограмм, кассет и за последнее время компакт-дисков и в тиражах такого рода продукции привел к необходимости оградить интересы производителей фонограмм. Популярность фонограмм, а также доступная цена все более изощренных записывающих устройств привели к растущему пиратству в этой области. Ежегодно в мире незаконно производится грампластинок и кассет на сумму приблизительно в миллиард долларов, и это стало воистину бичом для производителей фонограмм. Кроме того, радио- и телевещательные организации все шире используют грампластинки и иные виды звукозаписи, хотя, с одной стороны, это создает рекламу для фонограмм и их производителей, с другой — без них не обходится ни одна программа организации эфирного вещания. Таким образом, борьба исполнителей за защиту собственных интересов совпала с усилиями производителей фонограмм не допустить противоправного тиражирования своей собственности и получить вознаграждение за использование фонограмм организациями эфирного вещания и другими средствами массовой информации.
8.52. И наконец, организации эфирного вещания требовали охраны подготовленных ими программ, включая охрану против их ретрансляции другими организациями радио- и телевещания.
8.53. В силу вышеуказанных тенденций возникла необходимость предусмотреть охрану особых интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания. С помощью своих международных организаций исполнители призывали к проведению социального изучения вопроса о все более широко распространенной практике записи их исполнений, что приводило к потере ими дохода и ставило под угрозу возможности живого исполнения. Исполнители опасались, что на смену живым выступлениям в театре, ресторанах, кафе и так далее придут фонограммы. Кроме того, они опасались неблагоприятных последствий вторичного использования их исполнений. После одноразового вознаграждения исполнителя оставалась возможность многократного проигрывания записи исполнения в интересах третьих лиц, причем исполнители справедливо полагали, что они не только не извлекут никакого дополнительного дохода из такого вторичного использования, но им придется конкурировать с записями собственных исполнений, теряя доход от представлений в живом исполнении, который они могли бы получить.
8.54. В отличие от большинства международных конвенций, которые следуют по стопам национального законодательства и являются синтезом уже существующих законов. Римская конвенция явилась попыткой ввести международные нормы, регулирующие новую сферу деятельности, в которой национальное законодательство было в зачаточном состоянии. Это означало, что большинству государств пришлось бы писать и принимать законы еще до присоединения к Конвенции. После принятия Конвенции в 1961 году значительное число государств (более 60) приняли законодательство по вопросам, рассматриваемым Конвенцией, и целый ряд государств прорабатывает возможности принятия такого законодательства.
8.55. Таким образом, охрана смежных прав получила международно-правовое признание в результате принятия Римской конвенции. Эти права называются смежными, потому что они эволюционировали параллельно с авторским правом и их применение во многих случаях связано с применением авторского права. Технический прогресс привел к необходимости оградить интересы авторов литературных, художественных и научных произведений, но также и различных посредников, занимающихся распространением и выпуском в эфир таких произведений. Законодательство в области авторского права могло бы включать в себя положение по смежным правам в отдельной главе, посвященной охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организации эфирного вещания.
8.56. Понятие смежных прав включает в себя права, предоставляемые во все растущем числе стран с целью охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания в связи с деятельностью последних по использованию широкой общественностью произведений авторов, всевозможных представлений художественных произведений артистами или сообщения для всеобщего сведения информации о событиях, иной информации и вообще материалов в звуковой или визуальной форме. Основными категориями смежных прав являются: право исполнителей воспрепятствовать фиксации и прямой передаче в эфир или доведению для всеобщего сведения их исполнений без их согласия; право производителей фонограмм разрешить или запретить воспроизведение их фонограмм, а также ввоз и распространение их экземпляров без их разрешения; право организаций, выпускающих в эфир, разрешить или запретить ретрансляцию, фиксирование и воспроизведение их программ. Число стран, которые предусматривают охрану некоторых или всех этих прав в своем законодательстве по авторскому праву, непрерывно растет. Некоторые страны предоставляют неимущественное право исполнителям требовать признания своего авторства на произведение в связи с их исполнением, а также противодействовать всякому их извращению или искажению. Некоторые страны также готовы оградить интересы организаций эфирного вещания, запрещая распространение на своей территории или с нее каких бы то ни было сигналов, несущих программу, дистрибьюторам, для которых посланный сигнал или сигнал, передаваемый через спутник, не предназначен. Однако охрана смежного права никоим образом не может интерпретироваться таким образом, чтобы это ограничивало или нанесло какой-либо ущерб охране, предоставленной авторам, или бенефициарами иных смежных прав в соответствии с национальным законодательством или международной конвенцией.
8.57. Охрана прав исполнителей подразумевает защиту интересов актеров, певцов, музыкантов, танцоров и иных лиц, которые играют на сцене, выступают в концертах, декламируют и иными способами исполняют литературные и художественные произведения, включая произведения народного творчества, против незаконного использования их исполнения. Термин «производители фонограмм» включает физических и юридических лиц, которые фиксируют звуки исполнения или иные звуки. Фонограмма представляет собой исключительно аудиофиксацию звуков исполнения или иных звуков. Дубликатом фонограммы является изделие, содержащее звуки, снятые прямо или косвенно с фонограммы и воплощающие все или значительную часть звуков, зафиксированных на фонограмме. Грампластинки, компакт-кассеты и компакт-диски являются, таким образом, дубликатами фонограммы. Радио- и телевещание означает передачу звуков и/или образов в эфир с помощью радиоволн для последующего приема широкой аудиторией. Радио-или телепрограмма — это программа, переданная в эфир с помощью беспроволочных средств связи (включая лазер, гамма-лучи и т. п.) для приема широкой аудиторией переданных таким образом звуков и образов и звуков.
8.58. Кабельное телевидение имеет свои истоки в системах, основанных на коллективных антеннах. С помощью коаксиальных кабелей принимаются и распространяются не только программы, передаваемые в тот же момент времени другими станциями, но также и для последующей трансляции уже переданных программ и для передачи собственных программ. Качество приема обычно выше, чем у обычного телевидения. Таким образом, кабельное телевидение является разновидностью сообщения произведения для всеобщего сведения с помощью проводных средств связи и как таковое подпадает под действие авторского права.
8.59. Сообщение для всеобщего сведения с помощью проводных средств связи обычно подразумевает трансляцию произведения, исполнения, фонограммы, радио- или телепрограммы в виде звуков или образов через кабельную сеть для приема аппаратуры, не ограниченной конкретными индивидуумами, принадлежащими к частной группе лиц.
8.60. Эфемерная запись является аудио- или аудиовизуальной фиксацией исполнения или радио- или телепрограммы, изготовленной организацией эфирного вещания на определенное ограниченное время с помощью собственных средств звукозаписи и для использования в собственных программах. Правовой статус этого вида записи должен определяться национальным законодательством. Национальные законодатели также могут предусмотреть возможность их сохранения в государственных архивах в силу их чисто документального характера.
8.61. Первая звуковая фиксация означает первоначальное (оригинальное) воплощение звуков живого исполнения или иных звуков, не снятых с другой существующей фиксации, на достаточно долговечных носителях, таких, как ленты, грампластинки и тому подобное, которое делает возможным их восприятие, воспроизведение или иное повторное сообщение для всеобщего сведения. Не следует смешивать первую звуковую фиксацию с первым выпуском в свет фонограммы.
8.62. Рассмотрим термины «исполнение под фонограмму» и «разрешенное время проигрывания». Иногда возникает необходимость использовать вместо голоса актера, выступающего в аудиовизуальном произведении, голос другого актера, обеспечив при этом синхронизацию движения губ первого со звуками фонограммы. Чаще всего этот прием используется в кинематографических произведениях, когда по сюжету снимающаяся в фильме кинозвезда является по сюжету также певцом или певицей. В этом случае требуется разрешение обоих (обеих) исполнителей. В некоторых случаях исполнители выступают под фонограмму собственного голоса.
8.63. В некоторых странах коммерческие звукозаписи можно использовать в целях широкого вещания только в течение определенных периодов времени, например нескольких часов в неделю. Это делается в интересах музыкантов, не желающих терять доходы от живого исполнения. Для решения такого рода вопросов обычно достигается соглашение между организациями эфирного вещания и профессиональными организациями исполнителей.
8.64. Ретрансляция означает одновременную трансляцию радио- или телепрограммы, принимаемой из другого источника, или более поздняя трансляция ранее принятой и записанной программы. Разрешение на трансляцию произведения не обязательно подразумевает разрешение на его ретрансляцию.
8.65. При передаче произведения в эфир через спутник под передачей произведения в эфир понимается прием сигналов на спутник и передача сигналов со спутника. В случае спутников прямого вещания передача сигналов, несущих программы из космоса, осуществляется в форме, уже подготовленной для прямого принятия телезрителями, то есть без помощи наземной станции, преобразующей излучаемые сигналы в обычные радиоволны. Все необходимые преобразования осуществляются на борту самого спутника прямого вещания.
8.66. Спутник релейной связи передает сигналы, несущие программу, в форме, которая должна быть преобразована наземной станцией для обычного приема на телевизор.
8.67. Сигнал, несущий программу, позволяет транслировать программы организации эфирного вещания через космические спутники связи. Излучаемый сигнал означает сигнал, несущий программу, принимаемый спутником или проходящий через него. Производный сигнал означает сигнал, полученный путем видоизменения технических характеристик излучаемого сигнала в основном для целей трансляции на широкую аудиторию. В этом контексте программа означает некоторую сумму записанного материала или материала в живом исполнении, состоящего из образов, звуков или того и другого вместе и воплощенного в сигналах, излучаемых в целях последующего распространения.
8.68. Все необходимые преобразования осуществляются на борту самого спутника прямого вещания. (Конвенция по спутникам 1974 года не распространяется на прямой прием широкой аудиторией программ, транслируемых с помощью космических спутников.)
8.69. В контексте смежных прав пиратство означает воспроизведение фонограмм любым пригодным для этого способом с целью публичного распространения, а также ретрансляцию передач организации эфирного вещания, включая передачи через спутники, без разрешения. Незаконная фиксация живого исполнения на концерте или же радио- или телепрограммы, равно как и воспроизведение и сбыт такой фиксации, обычно именуется термином «бутлеггерство».
8.70. Средства судебной защиты против нарушителей смежных прав призваны оградить законные интересы исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания. Сюда входят в первую очередь средства, предусмотренные гражданским кодексом, когда суды выносят постановления, обязывающие нарушителя прекратить противоправную деятельность и так или иначе возместить нанесенный ущерб, будь то путем опровержения в печати или же выплаты денежной компенсации. Законодательством некоторых стран предусмотрены уголовные наказания в виде штрафов и/или тюремного заключения. Контрфактные экземпляры, поступления от сбыта такой противоправной деятельности и оборудование, использующееся для нее, как правило, подлежат аресту.
8.71. И наконец, в силу того, что в культурной жизни стран, включая развивающиеся страны, большое значение придается художественному наследию, охрана смежных прав ограждает интересы тех, кто вносит вклад в интерпретацию и распространение этого наследия. Потенциальная выгода от этого особенно велика для некоторых развивающихся стран, в которых культурная традиция является в основном устной, и в которой автор зачастую является также и исполнителем. В этом плане особое место занимают произведения народного творчества (фольклора), и следует сделать все для того, чтобы защитить интересы мастеров народного творчества, исполняющих и тем самым сохраняющих для поколений такого рода произведения. С другой стороны, защищая интересы производителей фонограмм, в особенности в развивающихся странах, закладывается основа для создания соответствующей отрасли промышленности. Эта новая индустрия гарантирует распространение национальной культуры как в стране, так и за рубежом и одновременно является значительным источником дохода для национального бюджета. В тех же случаях, когда такого рода произведения экспортируются, они являются значительным источником валютных поступлений. Не следует также забывать о роли организаций эфирного вещания в развивающихся странах и тот факт, что они заинтересованы в том, чтобы их программы были защищены от противоправной ретрансляции, воспроизведения и иного сообщения для всеобщего сведения.
8.72. Признание важности охраны смежных прав наряду с охраной авторских прав, таким образом, является важным фактором культурного, экономического и социального развития развивающихся стран. Охрана смежных прав и присоединение к международным конвенциям в этой области могут позволить развивающимся странам компенсировать затраты на импорт книжной продукции с помощью доходов от экспорта исполнений, фиксаций, а также радио- и телепередач их фольклорных произведений за границей.
Литература разделу Е:
Международное бюро ВОИС. Основные понятия смежных прав — международные конвенции в области смежных прав. WIРО/СR/GЕ/93/3.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 2457;