А правомерно ли вообще говорить о развитии личности?
8.Проблема в том, что без другого человека никакое собственное развитие не происходит (по В.А.Петровскому);
- Но если понимать личность через «включенность» в других людей, то о развитии говорить правомерно;
- «Развитие, таким образом, совершается во внутреннем пространстве личности» (как сказал бы, возможно, Э.В.Ильенков), - но не «подкожно», а в пространстве связей индивида с другими людьми» (по В.А.Петровскому).
9.А.Н.Леонтьев – два «рождения личности»:
1) В 3 года: «эффект горькой конфеты» (ребенок нарушает правила, получает конфету-награду, но ему стыдно и он плачет);
2) В подростковом возрасте – не только создается новая иерархия мотивов, но и начинается их осмысление (это возникновение подлинного «самосознания»).
3) Н.С.: возникает необходимость и в «третьем рождении личности» - гражданская, собственно нравственная зрелость (в более позднем возрасте)…
10.Ю.Б.Гиппенрейтер – об основных функциях самосознания - основные этапы «познания себя»:
1) формирование «физического Я» (в младенчестве);
2) формирование «социального Я» (раннее детство);
3) формирование «духовного ядра личности» (в подростковом возрасте).
4) усовершенствование себя (через преодоление внутренних конфликтов).
5) Поиск смысла жизни – как высший уровень личностной зрелости.
11. В.И.Слободчиков: «Для понимания существа личности определяющее значение имеет не многообразие социальных ролей, а выбор, принятие и исполнение человеком определенных действий, внутреннее отношение к ним».
12. А.Г.Асмолов (вслед за В.А.Петровским) – этапы развития личности в ходе социализации(в ходе «игры стилями»):
- роль овладевает личностью («социализация ролей»);
- «личность овладевает ролью, используя ее как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях» (для поиска своего места в мире…);
- личность создает новые социальные роли и заставляет окружающих считаться с ними («социальное нормотворчество»);
- человек осуществляет «личностные вклады» (воплощает себя в других людях, становится «Человеком человечества», - по М.Горькому).
13. Э.В.Ильенков – о термине «социализация личности»:
- «На наш взгляд, это название неудачно, потому что уже предполагает, будто личность как-то существует и до ее «социализации». На деле же «социализируется» не личность, а естественно-природное тело новорожденного, которому еще предстоит превратиться в личность в процессе этой «социализации», т.е. личность еще должна возникнуть».
14. Братусь Б.С. (журнал “Мир психологии и психология в мире”, 1994. №0): типология личности - по способу отношения к другим людям:
1 - Эгоцентрический человек (другой человек - как вещь);
2 - Группоцентрический (другой человек - “свой” или “не свой”);
3 - Гуманистический (просоциальный, ориентированный на пользу для определенной группы людей; здесь принцип - самоценность становится всеобщей, отсюда – нравственность, точнее – мораль как основа существования);
4 - Духовный, эсхатологический (гр. - eschatos - последний + логия), связанный с проблемой конечности и бесконечности жизни; осознание себя и другого как существ особого рода - единение с богом...
15.В.И.Слободчиков – о ступенях духовного роста человека:
1) Личность как реальность для других:
- позиция – это наиболее целостная характеристика человека как личности;
- «личность – это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре»;
- личность – это готовность к поступку…
- личностное поведение в основном оценивается с позиций существующей морали (т.к. личность – это позиция среди других людей).
2) Индивидуальность как встреча с собой – Другим:
- личность и индивидуальность – это два способа бытия человека, два его различных определения;
- становление личности есть процесс социализации человека;
- становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности;
- индивидуальность – это не только и не столько включенность индивида в социальные отношения, сколько его выделенность из этих отношений;
- индивидуальность – это авторство собственной жизни, это человек как субъект или автор своей собственной жизни во всей ее полноте;
- индивидуальность реализуется через систему смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть и веру;
- нравственным центром индивидуальности является совесть (т.е. своя система ценностей и смыслов).
3) Универсальность как полнота бытия человека:
- это «осознание человеком своего места в Мире», это «тайна своей единородности с Миром» и т.п.;
- предполагается, что человек изначально «посвящен в тайны Мира», но как бы «не помнит» этого…
- «Духовное развитие поэтому может быть понято как реализация индивидом своей потенциальной универсальности, бесконечности, как становление Человека в индивиде»…
Тема 40. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ (взгляды В.А.Петровского, В.И.Слободчикова, В.А.Татенко и др.)
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 1322;